Тема 7. Место и роль России в мировой культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре



Евразийство – идейно-политическое и историко-культурное течение русской эмиграции 1920-х-1930-х гг., отстаивающее идею самобытности России, концепцию русской культуры как неевропейского феномена, отводящее России, как особому этнографическому миру, «серединное» место между Европой и Азией. Н.С.Трубецкой, Г.Ф.Флоровский, П.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин считали, что Россия принадлежит и Западу и Востоку, но не относится ни к тому, ни к другому, критиковали Восток за деспотизм и Запад за индивидуализм. Во всем противопоставляли Россию Западу. Причину революции в России видели в ее «европеизации».

Западничество – направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России. Формирование взглядов происходило на основе идей Просвещения. Не признавали за православием никаких особых достоинств.

Культурную и политическую катастрофу после революции 1917г. объясняли высшим судом над петербургским периодом истории России и над основными тенденциями новоевропейской культуры. Выступали против европоцентризма, полагали, что миссия России – вобрать в себя культурные достижения малых народов, проживающих на ее территории, лучшее в азиатской культуре и возглавить союз угнетенных народов в борьбе за свободу и независимость от культуры Запада.

Исторические особенности русской культуры определяются:

· особым географическим положением,

· христианско-православным началом в культуре (консерватизм по отношению к новому, противопоставление Западу),

· особой ролью государственности,

· византийско-имперскими амбициями (стремление к завоеванию новых территорий),

· мессианским сознанием (представление об особом великом предназначении в мировой истории),

· культурной изоляцией и последующей интеграцией с европейской культурой,

· разрывом между этнической (народная, деревенская, религиозная) и национальной культурой (городская, светская, «просвещенная»),

· культурной эволюцией в советский период,

· крахом советской культуры.

“Оттепель” хрущевского периода – термин введен писателемИ. Эренбургом.

Раскол – разделение православных верующих в России 17 века: на сторонников патриарха Никона, принявших его реформы; и на сторонников протопопа Аввакума, отделившихся от церкви (раскольников; старообрядцев).

Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 1840-1850 гг., выступившее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу присущи соборное начало и самодержавная власть, патриархальность, консерватизм. Самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, в православии как единственно истинном христианстве. По мнению славянофилов И.С. и К.С. Аксаковых, И.В.и П.В. Киреевских, А.С.Хомякова «святая Русь» противостоит «гнилому Западу».

«Серебряного века» философия – представлена двумя течениями:

· философия русского космизма – течение философской и научной мысли ставящее в центр своих исследований проблему единства космических процессов и основных направлений развития человека. Основные представители Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев.

· русская религиозная философия религиозно-философское направление, в основе которого лежит переосмысление православия, развиваются идеи Богочеловечества – принцип свободной связи Бога и человека, всеединства – учение о единении людей через христианство. Исторический процесс Вл. Соловьев интерпретируеткак одухотворение человека в процессе связи с Богом, выступает против западного индивидуализма, с идеей христианского единения. Н.А. Бердяев в работе «Философия творчества, культуры, искусства» разрабатывает систему, в центре которой находится идея изначальной свободы, связанная с проблемами зла, творчества. Основные идеи Н.А. Бердяева:

Ø понимание истории как испытание свободой,

Ø противопоставление культуры (символична, религиозна, двигается сверху вниз – аристократический путь) и цивилизации (жизненна, атеистична, движется снизу вверх – демократический путь, вырастает из культуры и уничтожает ее, количественна, демократична, эгалитарна),

Ø критика западной культуры, лишенной духовности, выход видел в религиозном преображении жизни,

Ø критика идей марксизма,

Ø массы – могильщики свободы и культуры.

Н. К. Рерих – художник, ученый, исследователь индийской и тибетской культуры. Подчеркивал необходимость формирования и укрепления межкультурных контактов народов мира. Культура, по его мнению, должна передаваться от сердца к сердцу через чувствование. Она источник благородства духа, человеческого достоинства, взаимного доверия и сотрудничества.

В В. Розанов – русский писатель, публицист, философ, автор работ «Религия и культура», посвященной проблемам русской культуры, христианства и церкви и «Апокалипсис нашего времени» в которой размышляет о гибели русской культуры, язычестве, семье и др..,

Соборность – добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу, особый тип общности, в которой каждый связан с другими и обладает высшей степенью свободы, Бердяев определял как «добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу».

Традиционные установки русской культуры – культуры – ориентация на прошлое, бескорыстие, духовность, непрактичность, коллективизм, экстремизм, гиперболизм, фетишизация власти, патриотизм, труд рассматривается как обязанность перед обществом и государством: коллективизм – обеспечивает способность легко уживаться с другими этносами.

 

Тема 8. Человек в природном и культурном пространстве

Культура и природа

Вторая природа – созданные человеком материальные условия его существования, окультуренная природа.

Биологические аспекты человеческого существования – вода, солнечное излучение, атмосфера.

Искусственное вмешательство в природу человека – эвтаназия, аборты, генная инженерия.

Диалог с природой – форма отношения культуры к природе с позиций научного познания и технического преобразования как к объекту и с художественной позиции как к объекту, воспринимаемому как субъект (в сказке приписывается растению, зверю, вещи способность к диалогу).

Культура природопользования – распашка земель на территории Китая, план изменения русла сибирских рек в СССР, загрязнение водоемов в Европе.

Культурное преобразование природы – преобразование природных форм в искусственные объекты исторически последовательно на двух уровнях: 1. внешней по отношению к человеку природной данности (камень – рубило, лес – парк, деревья – дом); 2) собственно человеческих структур – телесной и психической (звуки – речь, крик – пение, эмоции – духовное чувство). Производственная деятельность первого уровня изменила анатомию кисти, строение позвоночника, мышечную систему, функциональную ассиметрию головного мозга и структуру психики.

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В научный обиход термин введен Т. де Шарденом и Э. Леруа. В учение о ноосфере большой вклад внес В.И.Вернадский.

Педагогический аспект взаимоотношения культуры и натуры – образование – процесс передачи знаний и воспитание – процесс приобщения к ценностям.

Природа – весь мир во всем многообразии форм, философская мысль провела жесткое разграничение между природой и культурой в 18 в., культурное преобразование природы на двух уровнях – внешней по отношению к человеку природной данности и телесной и психической структуры человека.

Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках философской антропологии. Отчуждение человека от природы привело к возникновению технизированного мира.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Сторонники сциентизма преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем, недооценивают возможности социальных (гуманитарных) наук, не видят негативных последствий научно-технического прогресса.

«Три царства жизни» в истории культуры – при рассмотрении категории жизни – растительное, животное, человеческое.

Этология – наука о поведении животных в естественной среде. К.Лоренц считает, что отсутствует «четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей».

Экологическая культура – культура, признающая существование единой системы «человек – природа», внедрение в обществе путей сохранения и восстановления биологического равновесия, проведение анализа географического размещения научно-исследовательских центров, кадров, средств информации, бережного отношения ко всему живому.

Экология культуры – область культурологического знания, охватывающая все области жизнедеятельности человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальная жизнь человека. Термин введен академиком Д.С.Лихачевым.

Экологические ценности – система ценностей, в основе которой лежат цели мирного сосуществования человека с природой и друг другом. Различные модели этих систем ставят проблемы устранения господства человека над человеком, следование императивам природы, ограничение материального потребления, самоуправления и самоорганизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.011 с.)