Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И по решению Редакционно-издательского совета

Поиск

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Хакасский государственный университет

Им. Н.Ф. Катанова

Культурология

Учебный словарь

Абакан

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Хакасский государственный университет

Им. Н.Ф. Катанова

Культурология

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Учебный словарь

Абакан

ББК 71я73

К 906

 

 

Печатается по рекомендации Методического совета

И по решению Редакционно-издательского совета

Хакасского государственного университета

Им. Н.Ф. Катанова.

 

 

Рецензенты: Н.А. Бухарина, кандидат философских наук, доцент кафедры

культурологи ЦСПГО ХГУ им. Н.Ф.Катанова

А.А.Верник, кандидат исторических наук, доцент Абаканского филиала заочного обучения СибЮИ МВД России

 

К 906 Культурология: практический элемент учебно-методического комплекса по дисциплине. Учебный словарь /Сост. Ибрагимова В.Г.—Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. 67 с.

 

 

Учебный словарь представляет практическую часть учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология». Включает основные понятия и термины по 10 темам рабочей программы, составленной в соответствии с ГОС ВПО. При определении некоторых терминов и понятий использованы формулировки вопросов и вариантов ответа компьютерных тестов по «Культурологии» Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Учебный словарь может быть использован для подготовки к семинарским занятиям, контрольной работе и зачету.

Словарь предназначен для студентов при изучении ими культурологии и других гуманитарных и социальных дисциплин.

Содержание

 

Предисловие ………………………………………………………………………...5

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания …………................6

Тема 2. Основные понятия культурологии …………………………..................7

2.1.Культура как объект исследования в культурологии…………………...10

2.2.Функции культуры………………………………………………………..15

Тема 3. Структура культуры ……………………………………………………16

3.1.Религиозная культура……………………………………………………..17

3.2.Нравственная культура……………………………………………………19

3.3.Художественная культура………………………………………………...20

3.4.Технологическая культура………………………………………………..22

Тема 4. Типология культур… ……………………………………………………22

4.1.Элитарная и массовая культуры………………………………………….22

4.2.Этническая и региональная типология культур………………………...24

4.3.Восточный и западный типы культуры…………………………………26

Тема 5. Становление и развитие культуры: культурогенез и динамика культуры ……………………………………………………………………...27

5.1. Динамика культуры………………………………………………………31

Тема 6. Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры ………………………………………………………………...........37

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре ……………………………40

Тема 8. Человек в природном и культурном пространстве …………………43

8.1.Культура и природа……………………………………………………….43

8.2.Культура социальной сферы……………………………………...............44

Тема 9. Культура личности ……………………………………………………...46

Тема 10. Культура в современном мире ……………………………………….48

10.1.Основные тенденции развития современной культуры………………48

10.2.Культура и глобальные проблемы современности……………………51

10.3.Постмодерн как феномен культуры ХХ в……………………………...53

Источники ………………………………………………………………………….56

Алфавитный указатель понятий и терминов …………………………………57

Предисловие

Словарь адресован в первую очередь студентам, изучающим курс «Культурология». Понятия и термины, входящие в него, согласованы с содержанием учебно-методического комплекса, утвержденного на кафедре культурологии ЦСПГО ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Словарь предназначен для употребления студентами в качестве дополнительного справочного материала по указанной дисциплине: для усвоения лекционного курса, для подготовки к семинарам, контрольным мероприятиям, зачетам; для работы над исследовательскими заданиями.

Структура словаря соответствует рабочей программе по «Культурологии», включает основные понятия и термины. Понятия и термины в нем расположены не в алфавитном порядке (в конце словаря имеется алфавитный указатель всех словарных статей), а распределены по основным темам рабочей программы, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это дает возможность понять смысловой контекст их использования.

Так как большинство специальностей изучают дисциплину преимущественно на первом курсе, при характеристике некоторых понятий, там, где это возможно, язык словаря адаптирован.

Предлагаемый словарь является одновременно толковым словарем и учебным пособием. То есть, для части терминов дается краткая расшифровка и толкование, а другая часть раскрыта в учебно-познавательном ключе.

В ходе работы над словарем были изучены, проработаны современные источники по культурологии. Они указаны в конце книги в рубрике «Источники».

Словарь рассчитан на то, чтобы облегчить подготовку студентов к компьютерному тестированию и зачету по культурологии.

Тема 2. Основные понятия культурологии

Артефакт – факт материальной культуры, включающий в себя физические объекты, созданные человеческими руками, материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение.

Герменевтика – (греч. – искусство истолкования) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов.

Диалог – в культурологии понимается как парадигма взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемных ситуации и возможностей выхода из нее.

Диалог культур – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» составляет основу их развития, он позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность.

Дискурс (лат. речь, выступление, беседа) – понятие, выдвинутое структуралистами, для анализа социальной обусловленности высказываний; концепция, непосредственно обращенная к читателю, слушателю; означает единство мысли и слова, значения и знака возникающее лишь в процессе человеческого общения.

Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие: для обозначения другого предмета, свойства или отношения; для переработки и передачи информации. Культура как мир знаков вещи, предметы как носители смысла становятся знаками,система знаков составляет коды. Явления культуры – знаки, совокупность знаков – тексты, в которых закодирована социальная информация.

Знаковые системы:

1) естественные знаки – вещи и явления природы, являющиеся свойством, частью целого (знаки-признаки, пример дым – знак огня);

2) функциональные знаки – знаки-признаки, указывающие на объект по функциям, имеют прагматическое значение (пример, оружие в могиле указывает на воина);

3) иконические – знаки-образы, отличительной чертой является сходство, подобие обозначаемому;

4) конвенциональные – искусственно созданные знаки, имеющие мало общего с тем, на что указывают, служат обозначением объекта по условию (пример, школьный звонок);

5) вербальные – естественные языки, полиструктурные, многоуровневые системы (фонетика, лексика, грамматика, стилистика…);

6) знаковые системы записи – письмо, системы записи естественных языков, нотная запись, танца…

Контекст — (лат. — тесная связь, соединение, согласование) — смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Ментальность, менталитет – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания, формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Метаязык — язык, используемый для описания естественных и искусственных языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования.

Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов,типичные формы и структуры культуры.

Норма – понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей, правила поведения, складывающиеся на уровне обыденного сознания.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, выражающий религиозные представления или бытовые традиции, относящиеся ко всем слоям населения.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на привычках, относящийся к коллективным формам действия.

Онтология (бытие) культуры – этофундаментальные принципы и концепции бытия (существования) культуры.

Преемственность – особенность культуры, способность передаваться во времени, приобретая новые качества.

Парадигма (образец, модель) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющая конкретное научное исследование и являющаяся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

Ритуал – стилизованный, регламентированный набор жестов или слов, выполняемый избранником или специально подготовленными людьми, имеющий символическое значение.

Семантика – наука, изучающая знаковые системы как средства выражения смысла.

Символ – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею. В культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Через символы нашему сознанию открывается смыслы, живущие в культуре и бессознательных глубинах души, связывающие людей в едином по типу переживании мира и самих себя.

Текст — (лат. — ткань, соединение) — последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю.Лотману):

1) сообщение, направленное от носителя информации к cубъекту;

2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних aспектов информации и к временному или полному забвению других;

3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны;

4) текст становится собеседником;

5) общение между текстом и культурным подтекстом.

В семиотике текст представляет собой последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст. Всемиотическом смысле любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Традиция – понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени.

Универсалии культурные (лат. общий) своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от места, времени и социального устройства общества, способствующие удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.. Выделяют более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др.

Ценностная ориентация — устойчивая направленность человека, отношение личности к определенным элементам культуры (это могут быть и культурно значимые предметы, и вещи, и символические структуры — идеалы, знания и т.д.).

Ценность – фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку, материальный или идеальный предмет которому приписывают важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость.

Цивилизация (от лат. civilis гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу) характеризуемая наличием письма и городской жизни.

Язык — система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует. Выделяют:

1) естественные разговорные – система знаков или код, с помощью которого люди общаются;

2) любая система знаков.

Функции культуры

Адаптивная функция – обеспечение приспособления человека к окружающей среде.

Герменевтическая – воспроизведение культурной системы изнутри.

Гносеологическая (познавательная) – расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение.

Дескриптивная – описание основных культурных объектов.

Защитная – при помощи искусственно созданных приспособлений, лекарств, оружия, транспорта человек приспособился к окружающей среде.

Интегративная – объединение народов, социальных групп на основе единых взглядов, убеждений, ценностей.

Коммуникативная – формирование условий и средств человеческого общения, установление коммуникативных связей.

Нарративная – « включение объекта в контекст или общее поле культуры».

Нормативная – «исполнение нормативных актов».

Объяснительная – « сведение к понятному».

Оценочная – « сопоставление объектов явлений в контексте».

Преобразующая – освоение и изменение окружающей действительности.

Регулятивная – функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

Сигнификативная функция культуры — приписывание значений и ценностей, это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает значения, имена, знаки, язык.

Социализации – определяющая вхождение индивида в общество.

Тема 3. Структура культуры

 

В зависимости от цели исследования понятие культура можно структурировать по разным основаниям:

1) По роли в обществе – актуальная, потенциальная;

2) По расположению в пространстве (выделяется множество этнических и религиозных типов);

3) По носителю культуры (личная, групповая, общечеловеческая);

4) По хронологии (первобытная, культура Древних цивилизаций, средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени…);

5) По географическому фактору, оказавшему наибольшее влияние на культуру (степная, горная, речная, морская…);

6) по двум аспектам труда (умственный и физический) материальная и духовная.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Культура физического развития – спорт, физкультура, массовый туризм.

Материальная культура – культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу. У.Огборн определяет как все материальные предметы, изобретения и технологии.

Народная культура – культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Любительская по происхождению, коллективная. Состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная описывает сегодняшний быт, нравы, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная ее прошлое – жанры фольклора мифы, легенды, сказания, эпос, сказки. Сегодня существуют как культурное наследие.

Обыденная культура – повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика, повседневная жизненная практика, основывающаяся на здравом смысле.

Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Власть – способность определять поведение другого человека. Выделяют три типа:

· традиционная (основана на вере в священность старых обычаев, государство – семья, правитель – отец, посты назначаются по личной преданности),

· харизматическая (основана на вере в особые качества правителя); легальная (власть дается по закону, властные отношения безличные) представлена двумя моделями – тоталитарная, где власть в руках правящей партии и вождя, приоритет коллективных интересов над личными, государственный аппарат и партийный слитны и демократическая, избранные представители населения контролируют государственную власть, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, многопартийность.

Правовая культура – система нормативных отношений между людьми и их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, оформленная в фиксированные нормы (юридические законы), обязательные к исполнению и охраняемые государством.

Социальная культура – правовая, нравственная, политическая.

Субкультура – к ультура, отличающаяся от основной культуры какими-либо этническими, языковыми или религиозными признаками; культура социальных или демографических слоев, воплощающая различия в образе жизни, мышлении, поведении.

Сферы культуры:

· хозяйственная культура – Экономика, торговля, домашнее хозяйство,

· научная культура – Повседневные рациональные знания о мире.

 

Религиозная культура

Богослужение – совершение священнослужителями религиозных церемоний и обрядовых действий, отправление служб.

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V в. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама, после «просветления» ставший Буддой. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина в вожделении, прекратить страдание можно, прекратив вожделение, к освобождению от страдания ведет восьмеричный путь. В буддизме нет Бога как творца и высшего существа.

Вера – религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни.

Догмат – (от греч. dogma – мнение, учение) – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Ислам – (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основатель – Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие — вера во всемогущего единого Аллаха), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Пять столпов ислама: шахада – формула исповедания «Нет Бога кроме Аллаха, и Муххамед – пророк его»; салат (намаз) – обязательная молитва 5 раз в день, по пятницам коллективно в мечети; саум – пост в месяц рамадан; закят – обязательный налог в пользу бедных; хадж – паломничество в Мекку.

Культ – в религии: служение божеству и связанные с этим действия, Преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание кого-чего-нибудь.

Мировые религии – религии, вышедшие за рамки национальных границ: буддизм, христианство, ислам.

Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром.

Религия – мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и действия, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Основные элементы религии:

· вера в Бога (существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека),

· эмоциональное отношение к Богу,

· вероучение (священные тексты и их толкования),

· религиозный культ (личное обращение к Богу в молитвах, коллективные богослужения, обряды, символика),

· организация верующих (церковь).

Сакральное – (от лат. — «посвященное богам», «священное», «запретное») — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. В картине мира сакральность выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральности выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии сакральность задает вертикаль ценностных ориентации.

Христианство – (греч. — «помазанник», «мессия») — одна из трех мировых религий (наряду сбуддизмом и исламом), названа по имени сына Бога Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианство как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; все создано Богом из ничего (креационизм). В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего. Вероучение изложено в Библии – Ветхий завет (монотеизм иудейской религии, заповеди Моисея) и Новый Завет (рождение, жизнь, распятие и воскресение Христа) и решениях Вселенских соборов.

Таинства – священные действия, дающие человеку благодать Святого духа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование.

Три разновидности христианства:

1) католичество – единый центр управления во главе с Папой, непогрешимость Папы и Церкви, вера в чистилище, крестятся слева направо, причащение хлебом, крещение обливанием, обет безбрачия священников;

2) православие – нет единого центра управления, 15 автокефальных (самостоятельных) церквей, чистилища нет, крестятся справа налево, причащение хлебом и вином, крещение окунанием, священнослужители могут иметь семью;

3) протестантизм – отсутствие единой организации, церковной иерархии, отрицание авторитета Папы и Церкви, признается только два таинства – Крещение и Причащение, отмена икон, монашества, упрощение обрядов.

 

Нравственная культура

Добро – в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения:

1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту;

2) сам этот стандарт.

В истории философии трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т.д.

Зло – основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения).

Идеал – (франц. idеal, от греч. idеa идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.

Мораль – 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной этикой; 2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).

Нравственная культура – нравственные ценности (качества к которым надо стремиться, этические идеалы) и нормы (регулятивы, правила поведения). Воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека на основе принципов «золотого правила нравственности», моральной автономии личности, гуманизма.

Счастье – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Художественная культура

Идея произведения – основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.

Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения реальности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм — наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художественный образ воплощается и приобретает реальное существование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала существенным образом влияют на характер произведения искусства. В настоящее время существуют следующие виды художественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Виды искусства – особые области художественной деятельности различные по материалу и характеру образности.

Классификация видов искусства:

1. Изобразительные виды искусства, воспринимаемые глазом, статично располагаются в пространстве. Сюда относятся живопись, архитектура, скульптура, фотография, графика.

2. Выразительные виды искусства, воспринимаемые слухом, динамичны (имеют начало и конец). Это музыка и литература.

3. Синтетические виды искусства сочетают в себе элементы выразительности 1 и 2 групп. Это театр, хореография, кино, телевидение, цирк, балет и т.д.

Различают следующие жанры искусства, как формы композиционной организации художественных произведений:

· Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.,

· Жанры архитектуры выделяются по функциональному назначению зданий и сооружений,

· Жанры музыки: песня, опера, симфония и т.д.,

· Жанры литературы: биографический, исторический, детективный, приключенческий и т.д.

В основе художественного произведения находится художественный образ обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Основная единица художественного произведения, употребляется в узком смысле по отношению к персонажу, в широком смысле, по отношению ко всему произведению. Художественные образы имеют несколько характеристик: метафоричность, многозначность, многоплановость, недосказанность, оригинальность, сочетание объективности и субъективности.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

Сюжет – в изобразительном искусстве конкретное художественное воплощение явления или события. Обычно понимание сюжета ограничивается областью человеческих отношений, охватывающей конкретные действия и поступки людей.

Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Художественный метод – способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанный со способом познания и преобразования.

 

Технологическая культура

Изобретения – новые комбинации известных культурных элементов или комплексов, новые способы изготовления вещей (технологии).

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Наука – сфера деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика.

Техника – средства и способы деятельности, созданные людьми для достижения какой-либо цели. Как феномен культуры обеспечивает взаимодействие между обществом и природой, являясь частью природы целенаправленно преобразованной человеком.

Технология – совокупность методов обработки, изготовления производства каких-то предметов или вещей, артефактов культуры. Сложное системное образование, имеющее существенные признаки:

1) специально выбранные и обусловленные состоянием знания методы человеческой деятельности;

2) подчиняется ценностным доминантам, характерным для данной культуры;

3) создается и существует как организующее ядро общественной жизнедеятельности.

Технологическая культура – знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы: техника, наука, инженерия.

Эксперимент – создание системы условий для воспроизведения явления с целью его последующего качественного и количественного анализа.

 

Тема 4. Типология культур

Динамика культуры

Волновая теория – развитие культуры происходит волнообразно через спады и подъемы, проходя этапыроста и затухания, уменьшения, спада и нового подъема какого-либо параметра культуры. Например, экономические волны Н.Д.Кондратьева; волны смены художественных стилей С.Ю.Маслова; 50-летние циклы развития музыки В.М.Петрова…

Динамика культуры – этоизменение во времени состояния культурных систем и объектов.

Длинные волны Н.Д.Кондратьева – циклы 48-55-лет в развитии экономической деятельности, в течение которых наблюдаются экономические подъемы (1810-1817; 1870-1875; 1914-1920; 1945-1955; 2000-2010) и спады (1844-1851; 1890-1895; 1933-1938; 1975-1985) при тенденциях роста экономики.

В циклической динамике хозяйственно-экономической системы выделяется: повышение, перелом, понижение и переход. Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах, обновление и расширение основных капитальных средств, изменений и перегруппировка производительных сил. Это приводит к рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий, созданию новых производительных сил, росту социальной напряженности, жесткой рыночной конкуренции. В переломной фазе инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится не эффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводит к угасанию экономической жизни). Третья фаза (понижение – депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему. На четвертой (переходной) фазе экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся хозяйственные формы в рамках старой структуры еще не могут переломить ситуацию (7-10 лет).

Консерватизм – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее социальным изменениям, отстаивающее сохранение традиционных ценностей и порядков.

Контркультура – 1. социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам доминирующей культуры; 2. направление развития современной культуры, проти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.018 с.)