Идеалы и нормы научного исследования (ИНН) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеалы и нормы научного исследования (ИНН)



Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:

а) познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для обществен­ной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом и т.д.

Познавательные ИНН имеют сложную организацию, в которой можно выделить основные формы: объяснения и описания, доказательности и обоснованности знания, построения и организации знаний. В содержании любой из выделенных форм идеалов и норм науки можно за­фиксировать три взаимосвязанных уровня.

1. Это признаки, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.). Наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность.

2. Это исторически изменчивые установки, которые характери­зуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном ис­торическом этапе ее развития.

Так, в античности бы идеал построения теории, были аксиоматические и дедуктивные методы. Идеалом научности в 17–18 вв является вера в достоверность научных законов методов исследования. Проверка гипотез с помощью эксперимента. К концу 19 – началу 20 вв – неклассический идеал научности, т.е. относительный характер научных истин, их зависимость от уровня развития практики и К. Постнеклассические идеалы научности включают в себя принципы взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации материальных систем.

3. Уровень, в котором установки 2 уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.). Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.В физике существуют особые нормативы обоснования ее развитых математизированных теорий: принцип наблю­даемости, соответствия, инвариантности. Эти принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только всту­пающих в стадию теоретизации и математизации.

Идеалы и нормы построения доказанности знания меняются от эпохи к эпохе. Например: невключенность субъект в описание объекта (вращение Земли не зависит от средств наблюдения); в неклассической Н. этот идеал меняется, знания зависят о средств измерения. Математика Др.Вавилона и Египта представляла собой набор решений; заменилась на дедуктивную систему знания в Др.Греции (Эвклид).

В Ср.Века есть Истина Мирская (Профан) и Истина Божественная. ИБ раскрывает символический смысл вещей. ИМ – это правильные знания, проверенные наблюдения, приносящие практическую пользу, но это только один из смыслов вещи и далеко не главный. Логическое обоснование знания.

В Новое Время меняется идеал по сравнению со Ср.Веками. Главная цель Н. – обоснование естественных причин, поэтому меняются требования и истинность знания. Идеалом выступает эксперимент.

ИНН определяют общую цель и стратегию научного познания, а нормы регулируют конкретные условия достижения общей цели. Особенностью научного познания является его организованность и систематичность; формами организации и систематизации являются: принцип простоты; принцип точности; принцип выявления минимального числа допущений при построении теории (бритва Оккама); принцип преемственности в развитии и организации научного знания; адекватность и эффективность полученных знаний.

ИНН играют роль регулятивных принципов науки. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход ИсслД, имеют конкретный характер. Например: в рамках Средних Веков теологической парадигмы невозможен свободный поиск истины. В постнеклассической парадигме утверждается относительная истинность и зависимость от социо-культурных факторов.

ИНН находят свое выражение в структуре метода. В методе различают объективные и субъективные стороны. Объективная сторона связана с выявлением закономерностей, а субъективная – с выбором конкретных приемов исследования.

В науке бывает ситуация, когда она приступает к изучению нового объекта, свойства которого неизвестны. Все знания в свернутом виде (принципы, идеи) есть в гносеологии, оттуда они транслируются в Н. Это знание существует в различных Ф.системах. Ф. обладает избыточным содержанием знания по отношению к Н. и в любой момент времени, когда Н. испытывает кризис своих оснований.

В Ф. существуют самые широкие по смыслу категории – универсалии (время и пространство, симметрия). В К. существуют постоянно повторяющиеся виды деятельности, целевые установки. Из них образуются универсалии, которые транслируются в гносеологии. Ф. извлечет из универсалий общий смысл, сделает их категориями, и часть этих категорий будут востребованы в Н.

 

 

Философские основания науки

Философские основания науки (ФОН) – это принципы исследования в науке. Они осуществляют стыковку Н. с К. ФОН относят к методологии. Например: обоснование Фарадеем материального статуса ЭиМП ссылками на принцип единства материи и силы. Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точ­ки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и ис­точников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию.

Различают следующие ФОН:

· Онтологические – принятые в той или иной Н. общие представления о КМ, типах материальных систем, характера их детерминации и т.п.

· Гносеологические – принимаемые в рамках определенной Н. положения о характере научного познания, соотношении чувственного и рационального; теоретического и опытного.

· Логические – принимаемы в Н. правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий.

· Методологические – принимаемые в рамках той или иной Н. представления о методах открытия и истинности знания, способах доказательства и обоснованности.

· Аксиологические – принятые представления о практической и теоретической значимости Н., целях науки и т.д.

Влияние Ф. и Н. различно в зависимости от уровня научного познания, этапа развития Н., степени ее зрелости.

В эволюционные периоды развития Н. влияние Ф. и социально-культурных факторов является внешним и весьма несущественным, а в периоды революции Ф. оказывает существенное влияние.

В их состав ФОН входят идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных струк­тур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологии и новых представлений о методе. Может случиться, что в про­цессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представ­ления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, ФОН гетерогенны. Они допускают вари­ации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.

Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуще­ствляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработан­ных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных фило­софских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс иссле­дований на стыке между философией и конкретной наукой осуществ­ляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской дея­тельности обозначен как философия и методология науки. В историче­ском развитии ЕЗ особую роль в разработке проблемати­ки, связанной с формированием и развитием ФОН, сыграли естествоиспытатели, соединившие в сво­ей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Де­карт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор и др.).

Гетерогенность философских оснований не исключает их систем­ной организации. В них можно выделить по меньшей мере две взаимо­связанные подсистемы:

во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случай­ность», «пространство», «время» и т.п.),

во-вторых, эпистемологичес­кую, выраженную категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, которые осваивает наука, и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение таких объектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.126.38 (0.019 с.)