Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики современной науки

Поиск

Особенности современной ПНК-науки:

Ø Широкое распространение идей и методов синергетики

Ø Целостный подход при анализе действительности мира в целом

Ø Идея ко-эволюции, для которой характерно согласованной развитие природных процессов и целесообразной деятельности человека (ко-эволюция – единство природных и социальных процессов)

Ø Изменение характера объекта исследования, усиление роли междисциплинарного исследования. Объект – исторически развивающиеся системы, в течение времени формирующие новые уровни организации.

Ø Применение Ф. и ее методов во всех Н. (в т.ч. ЕН)

Ø Методологический плюрализм

Ø Усиление роли внерационального компонента в научном познании, не ослабляя вместе с тем роли разума (интуиция, чувствование, озарение)

Ø Преодоление разрыва объекта и субъекта познания, f был в Кл Н.

Научные результаты уже не м/б отделены от ИсслД субъекта. Происходит трансформация идеала ценностно-нейтрального знания; объективно-истинное знание предполагает включение в него аксиологических факторов. Широкой распространение получает антропный принцип, устанавливается связь Ч. с физическими параметрами Вселенной.

Ø Математизация Н.-теорий, т.е проникновение М.аппарата во многие Н.

Ø Построение ОНКМ происходит на основе принципов ГЭ

Ø Мироздание трактуется не только как саморазвивающаяся целостность. Но и как нестабильное, неравновесное, хаосогенное.

Дифференциация НЗ – необходимый этап развития Н. Появляются самостоятельные научные дисциплины со своими предметами исследования и методами познания. Появляются интегративные методы, эти подходы являются стратегическими направляющими современного научного познания. Это три кита, на которых опирается современная наука.

Системный подход: явления и процессы действительности рассматриваются как элементы единого образования. В результате взаимодействия этих элементов возникают новые свойства системы, которые отсутствуют у ее отдельных частей. Также относятся эволюционный подход (ГЭ). Синергетический подход (СинП) изучает сложные открытые неравновесные саморазвивающиеся системы.

Предмет синергетики (Г.Хаген)– выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Включает следующие идеи:

Ø Нестабильность неравновесного мира

Ø Неопределенность и альтернативность развития

Ø Возникновение порядка из хаоса

Фундаментальная идея: неравновесность – источник появления новой организации, т.е. порядка. По-новому осмысляется понятие хаос – это. В не источник деструкции, а состояние, которое м/б причиной спонтанного структурогенеза.

В рамках СинП применимы понятии: бифуркация, флуктуация, диссипация, аттракторы, нелинейность, неопределенность. Суть СП: сложные системы качественно меняют свое микроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне. Переход – в критической точке, в которой есть бифуркация, где осуществляется связь между случайностью и необходимостью. Флуктуации постепенно усиливаются и достигают критической точки, где и происходит превращение случайных изменений, определяемое необходимым движением системы, причем в точке бифуркации происходит раздвоение движения и предсказать, по какому пути пройдет система невозможно.

СинП утверждает: действие м/оказать влияние на породившую причину; представления о циклической причинности.

Идея эволюции получила широкое распространение в космологии (концепция о происхождении Вселенной). В качестве стандартной гипотезы рассматривалась теория большого Взрыва. Существует также теория пульсации Вселенной. Современная Н. говорит о том, что основную массу эволюционного материала составляют формы мутации.

ГЭ рассматривает Вселенную как единый целостный процесс эволюции взаимодействующих систем различного уровня. ГЭ включает 4 типа эволюции: космическую, химическую, биологическую, социальную. ГЭ стал пониматься как синтез эволюционного и системного подхода.

Принцип самоорганизации является важной предпосылкой развития ГЭ, т.к позволяет понять такие явления, как возникновение порядка из беспорядка; закономерность как результат взаимодействия случайностей.

Существует противопоставления ЕЗ и ГН. Это обусловлено действием в природе стихийных и независимых от Ч. сил, процессов, а в обществе, ничего не совершается без целенаправленной деятельности Ч. В связи с этим выделяют 2 крайние точки зрения по этому поводу:

1) Позитивистская. Суть: ЕЗ с его точными методами познания д/стать образцом для социально-гуманитарных наук.

2) Антипозитивистская. Сложена в ГН. Суть: нет сходства м/у ЕН и ГН.

Некоторые представители Соц-Г.Н полагают, что основной метод ЕЗ (объяснение) трудно применить в исторических исследованиях, т.к невозможно неповторимые события подвести под общий закон.

Главный метод постижения социальной действительности – это не объяснение, а понимание (метод понимания), это интерпретация или толкование социальный факторов (Вильгельм Дильтей).

Характерной чертой современного этапа развития науки является тенденция к интеграции НЗ. Она проявляется в междисциплинарных исследованиях, т.е когда в изучении научных проблем принимают участие специалисты ЕН и ГН. Происходит сближение ЕН- и СГ-познания. Например: открытие синергетики применяется при анализе социально-экономических систем. В свою очередь, метод диалога культур, применяемый в ГумЗ, м/б использован и в ЕЗ.

Взаимосвязь ЕН-, Ф- и религиозных учений

Гносеологический аспект

Анализ научных, философских и религиозных учений показывает, что «вера» как недоказуемое рационально-эмпирическим путем знание (убеждения, постулаты аксиомы) и «знание» как доказуемое рационально-эмпирическим путем знание присутствуют во всех трех формах.

С одной стороны, даже такие исконно научные области знания как математика и естественные науки в своих основаниях покоятся на постулатах и аксиомах. С другой стороны, религиозные учения основаны на результатах исследований исторической Н., логике, герменевтике и Ф. На логико-философском уровне создавались варианты решения теологических проблем природы добра и зла, доказательств бытия Бога, Святой Троицы.

С одной стороны Бoг непознаваем во всей своей полноте Абсолютного бытия. С другой стороны непознаваемы во всей полноте природа и человек в рамках атеистического научного мировоззрения (о пределах рационально-эмпирического познания природы и человека.

Существенно отметить также что важная область философской теории познания - герменевтика (учение о познании смысла текстов) зародилась, и сформировалась в недрах религиозной философской мысли в результате синтеза философско-научных знаний, особенно логики Аристотеля и теологии.

Философия для теологии и для науки, является не источником знаний о мироустройстве, а источником обогащения познавательного инструментария, используемого при толкованиях священного писания и священных преданий в теологии и организации познавательной деятельности и знания в науке.

Эпистемологический аспект

Принципиальная черта НЗ – его системность. Поскольку все философские и религиозные учения представлены в форме той или иной системы, то они в этом смысле научны и вместе с этим взаимосвязаны по форме - все научные, философские и религиозные учения есть системы знания.

Другая черта научного учения - его преемственность. Тогда, есть возможность установить эпистемологические отличия: научные учения почти все преемственны и изменчивы (не догматичны), философские учения только отчасти преемственны (от одной системы к другой переносятся отдельные проблемы и их решения) и весьма догматичны, религиозные учения практически не преемственны и догматичны (новшества и отклонения в них резко порицаются как ереси)

Онтологический аспект

При всех современных успехах наук наиболее важные вопросы науки, философии и религии, остались равным образом предметом всех областей человеческого знания: 1) Есть ли в мироздания Высшее разумное существо, или Абсолютное бытие? 2) Почему и как произошли Вселенная и Ч.? 3) Какой будет конечная судьба Вселенной и Человечества? 4) Что есть Ч. и в чем смысл его существования? 5) Какова природа нравственных поступков Ч.?

Вначале следует сказать, что вопрос о существовании Бога вполне научный. С логико-методологической точки зрения нет никаких оснований считать человека наиболее разумным существом во Вселенной и нет никаких оснований отвергать возможность существования Творца всей Вселенной.

В отношении доказательств бытия Бога религиозный человек не нуждается в доказательствах основ своей веры. Философ при постановке вопроса о доказательстве бытия Бога встает неизбежно на философскую позицию сомнения, переоценки ценностей. Вначале он переходит от догматического религиозного учения в сферу свободного философского мышления, а затем если доказательства представляются ему убедительными, он возвращается вновь в сферу религиозного учения.

Эти учения всегда сходились на общем вопросе происхождения Вселенной и человека. В религиозных учениях вопрос решается догматически; в философских - либо критически, либо метафизически; в научных - гипотетически. Несмотря на большие успехи в теоретическом оснащении теорий (генетика, молекулярная биология, биология), они не в состоянии объяснить: как возможно порождение простым более сложного от простейших атомных систем до простейших живых организмов, а о них к Ч.

Этический и эсхатологический (учение о конце мира) аспекты

Нравственное поведение человека, добро и зло не находят оснований в конкретных позитивных науках. Этика является безусловным приоритетом философских и религиозных учении.

В религиозной философии особое место занимал вопрос радикального постижения природы добра и зла. Это связано с тем, что философски мыслящий человек должен был найти объяснение парадоксальной ситуации существования зла в мире при всемогущем, всезнающем и всеблагом Боге. Результатов рационально-философского осмысления этой проблемы немало, но важно, что все они именно результат приложений философских учений к религиозным учениям. Так, например, в результате философского анализа Августин Аврелий пришел к утверждению, что мерой добра является мера бытия, а мерой зла - отсутствие бытия. Фома Аквинский утверждал, что зло есть необходимый элемент гармонии сотворенного Богом мира.

В наше время наука и технология пришли к неизбежному взаимодействию с философскими и религиозными учениями. Без привлечения философского и религиозного мировоззрения призывы к сохранению природы и жизни на Земле не находят убедительных обоснований с научной точки зрения.

Психологический аспект

Общей чертой всех принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху – их практически полная завершенность. В силу этого во все времена человек, живя в изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т. е. догматическим учениям. В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.011 с.)