Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики современной науки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Особенности современной ПНК-науки: Ø Широкое распространение идей и методов синергетики Ø Целостный подход при анализе действительности мира в целом Ø Идея ко-эволюции, для которой характерно согласованной развитие природных процессов и целесообразной деятельности человека (ко-эволюция – единство природных и социальных процессов) Ø Изменение характера объекта исследования, усиление роли междисциплинарного исследования. Объект – исторически развивающиеся системы, в течение времени формирующие новые уровни организации. Ø Применение Ф. и ее методов во всех Н. (в т.ч. ЕН) Ø Методологический плюрализм Ø Усиление роли внерационального компонента в научном познании, не ослабляя вместе с тем роли разума (интуиция, чувствование, озарение) Ø Преодоление разрыва объекта и субъекта познания, f был в Кл Н. Научные результаты уже не м/б отделены от ИсслД субъекта. Происходит трансформация идеала ценностно-нейтрального знания; объективно-истинное знание предполагает включение в него аксиологических факторов. Широкой распространение получает антропный принцип, устанавливается связь Ч. с физическими параметрами Вселенной. Ø Математизация Н.-теорий, т.е проникновение М.аппарата во многие Н. Ø Построение ОНКМ происходит на основе принципов ГЭ Ø Мироздание трактуется не только как саморазвивающаяся целостность. Но и как нестабильное, неравновесное, хаосогенное. Дифференциация НЗ – необходимый этап развития Н. Появляются самостоятельные научные дисциплины со своими предметами исследования и методами познания. Появляются интегративные методы, эти подходы являются стратегическими направляющими современного научного познания. Это три кита, на которых опирается современная наука. Системный подход: явления и процессы действительности рассматриваются как элементы единого образования. В результате взаимодействия этих элементов возникают новые свойства системы, которые отсутствуют у ее отдельных частей. Также относятся эволюционный подход (ГЭ). Синергетический подход (СинП) изучает сложные открытые неравновесные саморазвивающиеся системы. Предмет синергетики (Г.Хаген)– выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Включает следующие идеи: Ø Нестабильность неравновесного мира Ø Неопределенность и альтернативность развития Ø Возникновение порядка из хаоса Фундаментальная идея: неравновесность – источник появления новой организации, т.е. порядка. По-новому осмысляется понятие хаос – это. В не источник деструкции, а состояние, которое м/б причиной спонтанного структурогенеза. В рамках СинП применимы понятии: бифуркация, флуктуация, диссипация, аттракторы, нелинейность, неопределенность. Суть СП: сложные системы качественно меняют свое микроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне. Переход – в критической точке, в которой есть бифуркация, где осуществляется связь между случайностью и необходимостью. Флуктуации постепенно усиливаются и достигают критической точки, где и происходит превращение случайных изменений, определяемое необходимым движением системы, причем в точке бифуркации происходит раздвоение движения и предсказать, по какому пути пройдет система невозможно. СинП утверждает: действие м/оказать влияние на породившую причину; представления о циклической причинности. Идея эволюции получила широкое распространение в космологии (концепция о происхождении Вселенной). В качестве стандартной гипотезы рассматривалась теория большого Взрыва. Существует также теория пульсации Вселенной. Современная Н. говорит о том, что основную массу эволюционного материала составляют формы мутации. ГЭ рассматривает Вселенную как единый целостный процесс эволюции взаимодействующих систем различного уровня. ГЭ включает 4 типа эволюции: космическую, химическую, биологическую, социальную. ГЭ стал пониматься как синтез эволюционного и системного подхода. Принцип самоорганизации является важной предпосылкой развития ГЭ, т.к позволяет понять такие явления, как возникновение порядка из беспорядка; закономерность как результат взаимодействия случайностей. Существует противопоставления ЕЗ и ГН. Это обусловлено действием в природе стихийных и независимых от Ч. сил, процессов, а в обществе, ничего не совершается без целенаправленной деятельности Ч. В связи с этим выделяют 2 крайние точки зрения по этому поводу: 1) Позитивистская. Суть: ЕЗ с его точными методами познания д/стать образцом для социально-гуманитарных наук. 2) Антипозитивистская. Сложена в ГН. Суть: нет сходства м/у ЕН и ГН. Некоторые представители Соц-Г.Н полагают, что основной метод ЕЗ (объяснение) трудно применить в исторических исследованиях, т.к невозможно неповторимые события подвести под общий закон. Главный метод постижения социальной действительности – это не объяснение, а понимание (метод понимания), это интерпретация или толкование социальный факторов (Вильгельм Дильтей). Характерной чертой современного этапа развития науки является тенденция к интеграции НЗ. Она проявляется в междисциплинарных исследованиях, т.е когда в изучении научных проблем принимают участие специалисты ЕН и ГН. Происходит сближение ЕН- и СГ-познания. Например: открытие синергетики применяется при анализе социально-экономических систем. В свою очередь, метод диалога культур, применяемый в ГумЗ, м/б использован и в ЕЗ. Взаимосвязь ЕН-, Ф- и религиозных учений Гносеологический аспект Анализ научных, философских и религиозных учений показывает, что «вера» как недоказуемое рационально-эмпирическим путем знание (убеждения, постулаты аксиомы) и «знание» как доказуемое рационально-эмпирическим путем знание присутствуют во всех трех формах. С одной стороны, даже такие исконно научные области знания как математика и естественные науки в своих основаниях покоятся на постулатах и аксиомах. С другой стороны, религиозные учения основаны на результатах исследований исторической Н., логике, герменевтике и Ф. На логико-философском уровне создавались варианты решения теологических проблем природы добра и зла, доказательств бытия Бога, Святой Троицы. С одной стороны Бoг непознаваем во всей своей полноте Абсолютного бытия. С другой стороны непознаваемы во всей полноте природа и человек в рамках атеистического научного мировоззрения (о пределах рационально-эмпирического познания природы и человека. Существенно отметить также что важная область философской теории познания - герменевтика (учение о познании смысла текстов) зародилась, и сформировалась в недрах религиозной философской мысли в результате синтеза философско-научных знаний, особенно логики Аристотеля и теологии. Философия для теологии и для науки, является не источником знаний о мироустройстве, а источником обогащения познавательного инструментария, используемого при толкованиях священного писания и священных преданий в теологии и организации познавательной деятельности и знания в науке. Эпистемологический аспект Принципиальная черта НЗ – его системность. Поскольку все философские и религиозные учения представлены в форме той или иной системы, то они в этом смысле научны и вместе с этим взаимосвязаны по форме - все научные, философские и религиозные учения есть системы знания. Другая черта научного учения - его преемственность. Тогда, есть возможность установить эпистемологические отличия: научные учения почти все преемственны и изменчивы (не догматичны), философские учения только отчасти преемственны (от одной системы к другой переносятся отдельные проблемы и их решения) и весьма догматичны, религиозные учения практически не преемственны и догматичны (новшества и отклонения в них резко порицаются как ереси) Онтологический аспект При всех современных успехах наук наиболее важные вопросы науки, философии и религии, остались равным образом предметом всех областей человеческого знания: 1) Есть ли в мироздания Высшее разумное существо, или Абсолютное бытие? 2) Почему и как произошли Вселенная и Ч.? 3) Какой будет конечная судьба Вселенной и Человечества? 4) Что есть Ч. и в чем смысл его существования? 5) Какова природа нравственных поступков Ч.? Вначале следует сказать, что вопрос о существовании Бога вполне научный. С логико-методологической точки зрения нет никаких оснований считать человека наиболее разумным существом во Вселенной и нет никаких оснований отвергать возможность существования Творца всей Вселенной. В отношении доказательств бытия Бога религиозный человек не нуждается в доказательствах основ своей веры. Философ при постановке вопроса о доказательстве бытия Бога встает неизбежно на философскую позицию сомнения, переоценки ценностей. Вначале он переходит от догматического религиозного учения в сферу свободного философского мышления, а затем если доказательства представляются ему убедительными, он возвращается вновь в сферу религиозного учения. Эти учения всегда сходились на общем вопросе происхождения Вселенной и человека. В религиозных учениях вопрос решается догматически; в философских - либо критически, либо метафизически; в научных - гипотетически. Несмотря на большие успехи в теоретическом оснащении теорий (генетика, молекулярная биология, биология), они не в состоянии объяснить: как возможно порождение простым более сложного от простейших атомных систем до простейших живых организмов, а о них к Ч. Этический и эсхатологический (учение о конце мира) аспекты Нравственное поведение человека, добро и зло не находят оснований в конкретных позитивных науках. Этика является безусловным приоритетом философских и религиозных учении. В религиозной философии особое место занимал вопрос радикального постижения природы добра и зла. Это связано с тем, что философски мыслящий человек должен был найти объяснение парадоксальной ситуации существования зла в мире при всемогущем, всезнающем и всеблагом Боге. Результатов рационально-философского осмысления этой проблемы немало, но важно, что все они именно результат приложений философских учений к религиозным учениям. Так, например, в результате философского анализа Августин Аврелий пришел к утверждению, что мерой добра является мера бытия, а мерой зла - отсутствие бытия. Фома Аквинский утверждал, что зло есть необходимый элемент гармонии сотворенного Богом мира. В наше время наука и технология пришли к неизбежному взаимодействию с философскими и религиозными учениями. Без привлечения философского и религиозного мировоззрения призывы к сохранению природы и жизни на Земле не находят убедительных обоснований с научной точки зрения. Психологический аспект Общей чертой всех принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху – их практически полная завершенность. В силу этого во все времена человек, живя в изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т. е. догматическим учениям. В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.011 с.) |