Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. и методология Н. Нового ВремениСодержание книги Поиск на нашем сайте Это философия, ориентированная на науку, опирающаяся на методы познания окружающего мира, включающая логику, опыт и имеющая практическую направленность. В период Нового времени происходит разложение феодализма. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. В механике видели ключ к тайнам всего мироздания. Происходит освобождение науки от влияния святого писания, авторитета канонических текстов. Г.Галилею принадлежит приоритет введения в науку гипотетико—дедуктивного метода. В основе лежит логический вывод утверждения из принятых гипотез и последующая его эмпирическая апробация. Г. Галилей выступал против аристотелевского принципа «нет действия без причины», трактовка которого распространялась лишь на случай покоя. А именно: всякое тело не переходит из состояния покоя в движение без приложения дополнительной силы. Последнее практически предвосхищало первый закон Ньютона. При этом полагалось, что прекращение движения связано с действием эмпирических условий (трение, сопротивление среды) в случае прекращения действия движущей силы. В эту трактовку Галилей вносит существенную поправку: не одно тело не меняет своей скорости не по величине ни по направлению без действия дополнительной силы. Ф.Бэкон. Видное место в его философии выделение особой роли естественных наук в познании мира, стремление связать философию с современным ему научным знанием. Первая ступень познания - чувственное знание, которое лежит в основе всех остальных ступеней, затем включается разум, обрабатывающий факты, полученные при помощи индуктивного метода. Путь познания проходит 5 этапов: перечисление всех случаев явления; регистрация отсутствующих признаков явления; выделение общих признаков, сопоставление; исключение нетипичных случаев и составление таблиц отбрасывания; формирование общего вывода. Недостаток: не исключает ошибок, и не приводит к истинному мнению. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть "органоном" (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы. Р. Декарт. Философ-рационалист утверждал, что путь открытия истины, к отысканию достоверного исходного принципа лежит через дедукцию и синтез. Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического. Чтобы построить подлинно научную систему знания, по Декарту, необходимо соблюдать четыре правила: первое правило состоит в том, чтобы считать истинным только то, что с очевидностью познается таковым, представляется уму вполне ясно и отчетливо; второе - требует разделить возникшее затруднение на столько частей, на сколько это требуется для его лучшего разрешения, и вывести более сложное высказывание; третье требует упорядочить мышление, начиная исследование с наиболее простых явлений и постепенно восходить к познанию более сложных, сохранять непрерывную цепь умозаключений; четвертое правило требует составления полного перечня фактов и открытий, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено. Недостатки дедукции: все истины уже заключены в исходных посылках, которые проявляются в силлогизмах. Учёные Нового времени установили «ясные» и «очевидные» сейчас законы, создали сами рамки мышления, которые сделали возможными последующие открытия, реформировали интеллект, снабдили его серией новых понятий, выработали специфическую концепцию природы, явились основой рождения подлинно научного знания. Существенный вклад в методологию внесли НКФ и материалистическая философии (К. Маркс), разработавшие диалектический метод - соответственно на идеалистической и материалистической основах.
ФН в позитивизме Позитивизм – направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее ценность всех других видов познания (прежде всего, религиозные и философские). Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма: а) представители первого – Конт, Милль, Спенсер; наряду с проблемами гносеологии (Конт) и логики (Милль), позитивисты важное место отводили социологии; б) эмпириокритицизм, связан с именем Маха и Авенариуса; в) третья волна позитивизма – неопозитивизм (аналитическая философия) – одно из основных направлений в философии 20 в. Характерные особенности позитивистской трактовки понимания науки: 1) Утверждение примата науки и естественного научного метода. 2) Абсолютизация каузальности: причинность и причинные законы работают не только к природе, но и в обществе. 3) Развитие общества рассматривается как социальная физика 4) Вера в прогресс, бесконечный рост науки и научного рационализма Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологичеких проблем, выдвинутых в ходе развития современной науки, в частности, отношения философии и науки в условиях дискредитации традиционной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Главная идея неопозитивизма вытекает из логического атомизма - совокупность операций, основанных на базе математической логики. (Рассел). Суть его – мир состоит из фактов (Витгенштейн). Факт – содержание атомарного высказывания (атомарное высказывание – совокупность всех истинных фактов или истинных высказываний о мире). Члены Венского кружка предложили переформулировать научные теории таким образом, чтобы их содержание выражалось только с помощью протокольных предложений, то есть предложения, которым в соответствие могут быть поставлены факты. Неопозитивисты полагали, что протокольные положения могут быть истинными или ложными, но обязательно проверяемыми, т.е. верифицируемыми. Принцип верифицируемости становится критерием демаркации, разграничения научного и ненаучного. Эмпириокритицизм («критика опыта») или махизм – субъективно-идеалистическое течение. Эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Считая основным законом познания «экономию мышления». Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т.д. как рассудочных понятий, якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге, эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. неразрывной связи субъекта и объекта. Эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Эмпириокритицизм является антиметафизическим учением. И его продолжением стал неопозитивизм. Возникновение и формирование новейшего позитивизма или неопозитивизма, связано с деятельнеостью венского кружка (Карнап, Шлик, Ф.Франк и др.), объединивших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику. Постпозитивизм – общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену тем, которые были присущи методологии логического позитивизма. Основной тезис постпозитивизма – наука это исторический феномен, наука развивается. Изменяются не только ее теории и знания, но критерии и принципы и даже механизмы ее функционирования. Особенности: 1). Постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Т.е. речь идет о соответствии научных построений реальному научному знанию и его истории. 2). В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических исследований. В логическом позитивизме происходит анализ структуры научного знания, в постпозитивизме – понимание развития нучного знания. 3). Для постпозитивизма характерен отказ от жестких разграничительных линий, в отличие от позитивизма. Постпозитивизм говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о плавном переходе. 4). Постпозитивизм постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим позитивизмом. Последние полагали, что можно и нужно установить четкую демаркационную линию между наукой ненаукой. 5). Распространенной особенностью постпозитивистких концепций является их стремление опереться на исторю науки. 6). Особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания – не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных мировоззренческих представлений. Среди важнейших проблем, рассматриваемых постпозитивизмом, можно отметить: а) проблема фальсификации (Поппер) – факт, противоречащий научной теории, фальсифицирует ее и вынуждает ученых от нее отказаться, но процесс фальсификации не так прост; б) проблема правдоподобия научных теорий (Поппер); в) проблема соизмеримости научных теорий (Кун и Фейрабенд) – несоизмеримость конкурирующих научных теорий; г) проблема рациональности – узкое понимание рациональности было заменено более расплывчатым; д) проблема понимания; е) проблема социологии знания. Концепция ФН Карла Поппера Поппер с полным основанием не принимает принцип верификации. Наблюдение, с его точки зрения, уже предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу. Нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок. Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения задачи. В «Логике научного исследования» отметил, что верификация строилась на убеждении, что знание м/б абсолютно истинным, однако и это иллюзия. На смену старой теории приходят новые теории и то, что вчера было истиной, то сегодня – заблуждение. Задача познания не в поиске истинной теории, а в проблеме разрешения роста знания. А рост знания происходит в процессе рациональной дискуссии, которая есть критика существующего знания («критический рационализм»). Ученый делает открытия исходя не от фактов к теории, а переходя от гипотезы к единичному высказыванию. Из гипотез общего характера выводятся предложения, которые сравнивают с атомарными. Если говорить об относительном совпадении теории и протокольных предложений, ученые пришли к согласию, что теорию принято считать временно подтверждающей. Теорию подтвердить нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Суть идей: «Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость». Подтвердить фактами можно любую теорию, если мы специально ищем таких подтверждений, но хорошая теория должна прежде всего давать основания для ее опровержения. Теория, претендующая на статус научной, должна формулироваться т.о, чтобы в ее формулировке была видна потенциальная возможность ее опровержения. Принцип фальсификации выступает как принцип оптимизации роста научных знаний, и как и принцип демаркации (разграничение) научного и не научного знания. Принцип фальсификации является основным принципом научности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.012 с.) |