Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия науки как форма рефлексивного осмысления научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследование науки характеризуется разнообразием форм, жанров и стилей ее описания и интерпретации. Влияние традиций философского анализа познания на формы и методы современного науковедения. Условно весь массив знаний о науке и основных направлениях ее изучения и исследования можно разделить на три блока: 1) дисциплинарные исследования науки (история науки, социология науки, психология науки, логика науки и т.д.); 2) междисциплинарное исследование науки (т.н. науковедение); 3) философско-методологический анализ научного познания, на базе которого развивается философия науки как форма системного осмысления феномена науки в его исторической динамике и функционировании в современной социокультурной среде. Выделяют два основных значения понятия «философия науки»: 1) совокупность гносеологических концепций о природе, функциях и динамике научного познания; 2) системно организованная совокупность знаний о логико-когнитивных, методологических и социокультурных аспектах бытия науки как специфического компонента современной культуры. Основные проблемы философии науки: - анализ структуры науки, представленной в разных формах ее бытия (наука как деятельность, знание и социальный институт); - исследование основных функций науки в различных социокультурных системах и особенностей ее существования в современном обществе; - изучение проблемы роста знаний и динамики науки в эпоху научных революций и в периоды ее «нормального» существования; - выявление аксиологических параметров науки. Формирование философии науки происходит в середине 19 в. Можно выделить четыре основных направления в развитии философии науки: 1) Классический позитивизм (середина – вторая половина 19 в.); 2) Эмпириокритицизм (конец 19 – начало 20 вв.); 3) Неопозитивизм (1920-1950-е гг.); 4) Постпозитивизм (вторая половина 20 – начало 21 вв.). Классический позитивизм: Основные представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер. Основные идеи: - критика традиционных философских проблем (о сущности мира в целом); объявление их бессмысленными, поскольку они не способны сформировать достоверное знание; - провозглашение достоверными лишь тех знаний, которые основаны на опыте (позитивные знания) и которые формируются в рамках науки; - подчинение воображения наблюдению – установка, дающая приоритет в формировании научных теорий идеям, имеющим опытное происхождение; - задача философии – классификация знаний отдельных позитивных наук, выявление общих для всех наук законов. Эмпириокритицизм: Основные представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус. Основные идеи: - принцип координации субъекта и объекта познания (результаты научного познания обусловлены не только спецификой объекта, но и особенностями средств и методов, используемых субъектом познания); - принцип экономии мышления (научное знание должно лишь описывать факты и избегать терминов, не имеющих соответствий в опыте, типа «закон», «причина» и т.д.). Неопозитивизм: Основные представители: Бертран Расcел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат. Основные идеи: - философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных; - все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых; - основной метод анализа научного знания выражен в принципе верификации, который заключается в следующем: научный смысл имеют только те предложения, которые прямо или косвенно допускают их сведение к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида или протокольные записи ученого (протокольные предложения). Постпозитивизм: Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд. Основные идеи: - принцип относительности, историчности всех научных знаний; - приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры; - рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов; - реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира. Значительными течениями в философии науки являются также конвенционализм, инструментализм, операционализм и прагматизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.012 с.) |