Философия науки как форма рефлексивного осмысления научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия науки как форма рефлексивного осмысления научного познания



Исследование науки характеризуется разнообразием форм, жанров и стилей ее описания и интерпретации. Влияние традиций философского анализа познания на формы и методы современного науковедения.

Условно весь массив знаний о науке и основных направлениях ее изучения и исследования можно разделить на три блока:

1) дисциплинарные исследования науки (история науки, социология науки, психология науки, логика науки и т.д.);

2) междисциплинарное исследование науки (т.н. науковедение);

3) философско-методологический анализ научного познания, на базе которого развивается философия науки как форма системного осмысления феномена науки в его исторической динамике и функционировании в современной социокультурной среде.

Выделяют два основных значения понятия «философия науки»:

1) совокупность гносеологических концепций о природе, функциях и динамике научного познания;

2) системно организованная совокупность знаний о логико-когнитивных, методологических и социокультурных аспектах бытия науки как специфического компонента современной культуры.

Основные проблемы философии науки:

- анализ структуры науки, представленной в разных формах ее бытия (наука как деятельность, знание и социальный институт);

- исследование основных функций науки в различных социокультурных системах и особенностей ее существования в современном обществе;

- изучение проблемы роста знаний и динамики науки в эпоху научных революций и в периоды ее «нормального» существования;

- выявление аксиологических параметров науки.

Формирование философии науки происходит в середине 19 в. Можно выделить четыре основных направления в развитии философии науки:

1) Классический позитивизм (середина – вторая половина 19 в.);

2) Эмпириокритицизм (конец 19 – начало 20 вв.);

3) Неопозитивизм (1920-1950-е гг.);

4) Постпозитивизм (вторая половина 20 – начало 21 вв.).

Классический позитивизм:

Основные представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Основные идеи:

- критика традиционных философских проблем (о сущности мира в целом); объявление их бессмысленными, поскольку они не способны сформировать достоверное знание;

- провозглашение достоверными лишь тех знаний, которые основаны на опыте (позитивные знания) и которые формируются в рамках науки;

- подчинение воображения наблюдению – установка, дающая приоритет в формировании научных теорий идеям, имеющим опытное происхождение;

- задача философии – классификация знаний отдельных позитивных наук, выявление общих для всех наук законов.

Эмпириокритицизм:

Основные представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Основные идеи:

- принцип координации субъекта и объекта познания (результаты научного познания обусловлены не только спецификой объекта, но и особенностями средств и методов, используемых субъектом познания);

- принцип экономии мышления (научное знание должно лишь описывать факты и избегать терминов, не имеющих соответствий в опыте, типа «закон», «причина» и т.д.).

Неопозитивизм:

Основные представители: Бертран Расcел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат.

Основные идеи:

- философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных;

- все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых;

- основной метод анализа научного знания выражен в принципе верификации, который заключается в следующем: научный смысл имеют только те предложения, которые прямо или косвенно допускают их сведение к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида или протокольные записи ученого (протокольные предложения).

Постпозитивизм:

Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд.

Основные идеи:

- принцип относительности, историчности всех научных знаний;

- приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры;

- рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов;

- реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира.

Значительными течениями в философии науки являются также конвенционализм, инструментализм, операционализм и прагматизм.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.006 с.)