Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие научного сообщества и его структура.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука как социальная система всегда направлена, с одной стороны, на производство нового знания, с другой, на сохранение научно-исследовательских традиций. Понятием, отражающим организацию ученых в целях обеспечения выполнения наукой ее социальных функций, является концепт научного сообщества. Понятие научного сообщества было введено в научный оборот британским ученым Майклом Полани в середине 20 в. Впоследствии это понятие стало фундаментальным в рамках науковедения. Значительный вклад в его теоретический анализ внесли такие ученые как Роберт Кинг Мертон, Толкотт Парсонс, Томас Кун. Под научным сообществом понимается совокупность ученых и научных организаций, занятых решением общих профессиональных задач на основе общепринятых норм и правил. Научное сообщество обладает следующими специфическими чертами: - обладание совокупностью особых знаний, а также ответственность за их производство, хранение, прирост и трансформацию; - заинтересованность в получении нового знания и владеющих ими специалистов, гарантирующая как существование профессии; - наличие достаточных стимулов для мотивации относительно профессиональной деятельности. Исследовательская деятельность в рамках научного сообщества осуществляется на основе утвердившейся парадигмы. Данный термин был предложен Т. Куном; под ним понимается единая методология исследования, общая программа деятельности и единый стиль мышления. Смена парадигмы означает революцию в науке. Важную роль в функционировании научного сообщества играют научные традиции, под которыми понимается устойчивая совокупность навыков мастерства, методологических предпочтений, фундаментальных теоретических убеждений и т.п.Научные традиции, как правило, существуют достаточно длительно; они постоянно воспроизводятся благодаря вхождению в их русло новых поколений исследователей. Но при этом традиция является обновляющимся когнитивным комплексом: ее жизнеспособность как раз зависит от того, насколько она умеет сохранять и использовать свои лучшие эвристические способности (являющиеся как бы ядром традиции), сочетая это с открытостью, возможностью постоянного роста и совершенствованием. В научном сообществе также велика роль научной элиты – выдающихся ученых, являющихся генераторами новых идей, основоположниками фундаментальных теорий, основателями и руководителями научных школ. Заслуги представителей научного сообщества оцениваются и признаются путем повышения его профессионального статуса. Структура научного сообщества может быть представлена путем выявления нескольких ее уровней: 1) выделение дисциплинарных научных сообществ (физики, химики, биологи и т.д.); 2) выделение национальных научных сообществ; 3) выделение формальных и неформальных научных сообществ: К формальным научным сообществам относятся созданные административными методами научные коллективы, работающие в одном месте и объединяющиеся, как правило, для выполнения какой-то конкретной работы. Наибольшую эффективность они имеют там, где требуется координирование совокупности научных учреждений (часто различного профиля), совместное достижение сложных стратегических целей, реализация дорогостоящих, требующих мощного технического обеспечения проектов. В таком случае создаются целенаправленные программы (программа космических исследований, экологические, биомедицинские и другие программы). Неформальные научные сообщества складываются на основе естественной консолидации ученых вокруг исследуемого ими предмета, научной темы. Созданные неформальным образом научные группы демонстрируют высокий уровень солидарности относительно достижения общей цели и часто характеризуются многолетним сотрудничеством. Подобные группы могут возникать как в рамках одного исследовательского коллектива, так и в качестве объединения исследователей, работающих в разных коллективах, городах и странах. Британско-американский ученый Дерек Прайс ввел относительно подобных групп термин «незримые колледжи». Для «незримого колледжа» первостепенное значение имеют личные коммуникации ученых, независимые от их официального статуса. Включение ученого в «незримый колледж» означает признание его личного вклада в развитие определенного научного направления, высокую оценку его профессионального уровня и результатов исследований и отражает высокий неформальный статус ученого в научном сообществе. Участие в «незримом колледже» добровольно и воспринимается учеными как ценность, определяющая мотивацию их научной активности. По мнению Д. Прайса, «незримые колледжи» объединяют наиболее продуктивных ученых в определенной исследовательской области. Существенным плюсом неформальных сообществ является высокая производительность труда благодаря большой частоте информационных контактов. В рамках как формальных, так и неформальных научных сообществ происходит формирование и развитие научных школ, являющихся формой проявления преемственности в науке. Под научной школой понимается объединенный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей. Выделяют два основных вида научных школ: - классические научные школы – научно-исследовательские центры, возникшие начиная с 19 в. на базе университетов, где наряду с образовательными задачами решаются научные проблемы; как правило, возглавляются широко известным и признанным ученым, выполняющим функции лидера и генератора идей; - современные научные школы – научно-исследовательские центры, возникающие на базе научных институтов и лабораторий, направленные на решение научных программ, складывающихся вне рамок самой школы; научно-исследовательская деятельность определяется не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования. Переход науки к исследованию сложных систем (космические станции, информационные системы, автоматизированные комплексы, объекты экологии и т.д.) потребовал решения сложных задач, которые способны осуществлять междисциплинарные современные научные школы, в то время как классические школы сохраняются преимущественно на базовом уровне науки. В то же время классические школы в большей степени способствуют поддержанию научных традиций. Следует заметить, что, несмотря на возрастающую роль коллективов, базовой единицей научного сообщества является все же ученый как индивидуальный субъект научного познания. И хотя тот или иной научный результат часто создается сегодня коллективными усилиями, именно ученый остается субъектом научной аргументации, принятия решений, личной ответственности за свою научную деятельность.
КОММУНИКАЦИЯ В НАУКЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.80 (0.01 с.) |