Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пранаука в истории древних цивилизацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение пранауки связано со становлением древних цивилизаций, начиная с 5-3 тыс. до н.э. в различных регионах мира (Ближний и Средний Восток, Индия, Китай, Центральная Америка). Древние цивилизации характеризовались рядом отличительных признаков: - Власть-собственность: Власть в древневосточных государствах имела, как правило, неограниченный, деспотический характер. Понятие собственности не было отделено от понятия власти, верховный правитель одновременно являлся и верховным собственником всей земли и ее благ в государстве. - Жесткая социальная иерархия: Все общество делилось на ряд социальных общностей, имевших различные права, возможности влияния на общественные процессы, уровень материального благосостояния. Привилегированный статус имели военные и гражданские чиновники, назначаемые правителем, а также служители религиозного культа (жрецы). Социальный статус, как правило, передавался по наследству. - Отношения безусловного подданства между государством и общинами: Со стороны крестьянских и городских общин отсутствовали какие-либо права при безусловном несении повинностей в пользу государства. - Господство традиций в общественной жизни: На протяжении веков сохранялись одни и те же формы социальной жизнедеятельности. Их поддержание и признание закреплялось в общественном сознании при помощи религии и мифологии. Формирование цивилизаций сопровождалось такими процессами, как утверждение земледелия в качестве основного вида хозяйственной деятельности, возникновение гончарных и ткацких ремесел, развитие средств передвижения, совершенствование технологий обработки металлов и строительства монументальных сооружений, становление письменности. В рамках развития данных процессов в ходе практической деятельности людей был накоплен значительный массив знаний в области математики, медицины, астрономии, географии, анатомии и т.д. Благодаря этим знаниям достаточно успешно решались многие проблемы, возникавшие в различных сферах жизнедеятельности общества. Так, ведение земледелия, управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивали элементы практической математики. Например, у древних египтян знания о геометрических фигурах строились как проекции очертаний земельных участков, предназначенных для земледелия. Реальный предмет замещался идеальным объектом «единица» и обозначался чертой; при сложении полученного количества черточек применялись специальные знаки. В египетских источниках 2 тыс. до н.э. уже фиксируются решения отдельных встречающихся в практике математических задач, вычисления объемов и площадей. Еще более содержательной была вавилонская математика. Там уже умели вычислять квадраты и квадратные корни, решать линейные и квадратные уравнения, знали теорему Пифагора. Потребности ведения земледелия и мореплавания способствовали развитию астрономических знаний. Древние египтяне разработали календарь, состоящий из 12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в году. В Древнем Вавилоне были изучены различные небесные светила, составлен фиксированный лунно-солнечный календарь. Главной целью вавилонской астрономии являлось предсказание видимого расположения небесных тел – Солнца, Луны, планет. Монументальное строительство и строительство морских судов привели к формированию в рамках древних цивилизаций эмпирических знаний в области строительной механики и статики, гидростатики, техники строительства судов. На Древнем Востоке были известны такие механические орудия, как рычаг и клин. Вместе с тем говорить о возникновении науки в рамках древних цивилизаций не приходится. Там возникает пранаука, признаками которой являются: 1) Отсутствие фундаментальности и теоретической ориентации знания; знание использовалось, прежде всего, для непосредственных практических действий с объектами обыденного опыта и повседневной жизни (в Древнем Вавилоне, например, ни одному наблюдателю не пришла в голову идея о том, соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению). 2) Трансляция знания через традицию и посредством профессионального наследования. Производство и хранение знаний было сосредоточено в руках узкого замкнутого социального слоя – служителей религиозного культа (жрецов). В деятельности жрецов элементы научных знаний были тесно переплетены с магией и мистикой. Такое знание носило эзотерический характер, т.е. являлось знанием тайным, предназначенным для посвященных. В древних цивилизациях существовал принцип наследования профессиональной деятельности. В связи с этим знание из поколения в поколение передавалось внутри жреческой касты. Так, египетские жрецы благодаря астрономическим наблюдениям, могли предсказывать время разлива Нила. Зная его, за две недели до этого природного явления они проводили пышный священный ритуал: фараон в золоченой ладье совершал плавание по реке, при этом у широких масс населения поддерживалась вера в то, что именно путешествие фараона – сына богов и вызывает разлив реки, от которого зависела вся жизнь египтян. В Древней Греции некоторые философские школы также носили эзотерический характер (например, школа Пифагора, который, по преданию, учился у египетских жрецов). 3) Отсутствие систематичности знания: характер знания был сугубо практическим; знания формулировались в виде предписаний, алгоритмов, приемов. Таким образом, пранаука представляет собой совокупность рациональных знаний о реальной действительности, используемых для решения практических задач в повседневной жизнедеятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.140 (0.011 с.) |