Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие науки, ее основные характеристики и функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема определения науки является одной из сложнейших в современных исследованиях по теории познания и философии науки. Существует множество определений науки, фиксирующих тот или иной ее признак. В настоящее время в философии и методологии науки закрепилось представление о науке как о явлении общественной жизни, специфика которого подчеркивается указанием на его основные параметры: 1) наука как специфическая деятельность; 2) наука как система знания; 3) наука как социальный институт. Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств. Объект научной деятельности – совокупность особых идеализированных теоретических объектов, которые не даны в повседневном опыте (обыденная познавательная деятельность осваивает только те объекты, которые непосредственно включены в структуру практической деятельности человека в ходе повседневного опыта). Объект и предмет исследования в научной деятельности всегда четко выделены и ограничены. Наука в отличие от других типов познания нацелена на объективное изучение действительности (исследование объектов как подчиняющихся законам функционирования и развития, складывающимся независимо от сознания и воли людей). Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой (в актах обыденного познания субъект формируется спонтанно путем усвоения традиционных навыков познавательной и практической деятельности). Основные средства научно-познавательной деятельности: - материальные средства (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование, помещения и т.д.); - концептуально-логические средства (специализированные языки, методы, принципы, понятия, нормы, стандарты и эталоны организации и обоснования знания). Также научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий имеет ряд отличительных характеристик: – Направленность в идеале исключительно на производство знания, нередко вне конкретных представлений о возможных сферах и способах его последующего применения. – Направленность на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов (прогностичность): Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира. Поэтому в науке осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, результаты которых могут найти применение только в будущем. Например, открытие законов электромагнитного поля в середине 19 века не имело в тот период возможности для практического применения, однако к концу 19 в. на основе данных законов была сконструирована радиоэлектронная аппаратура. – Специализированный язык, для которого по сравнению с языком повседневного общения характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил. В структурном плане наука как специфическая деятельность организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е. путем выделения отдельных научных дисциплин, в рамках которых содержание и последовательность познавательных действий согласуются с особенностями объекта и предмета исследования, а также характером искомого знания и сферами его применения. Наряду с дисциплинарной организацией научной деятельности существуют такие ее формы, как область исследований, где соединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач (освоение новых источников энергии, создание новых материалов, освоение Мирового океана, космоса и т.д.). Наиболее масштабно можно выделить три основные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания: 1) естественные – науки о природе; 2) гуманитарные – науки об обществе и человеке; 3) технические – науки об искусственных объектах. В рамках представлений о науке как специфической деятельности выделяют два основных типа научных исследований: - фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов); - прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач). Наука как система знаний – это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Под знаниями понимается объективная реальность, данная в сознании человека. Отличительной чертой научного знания является то, что оно представляет собой информацию об изучаемых явлениях и процессах действительности, которая должна удовлетворять ряду критериев. Вопрос о критериях дискутируется в рамках философии науки. Тем не менее можно выделить ряд общепризнанных критериев научного знания: - объективность (отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли и мнений познающего субъекта); - формально-логическая непротиворечивость (свойство системы знания, заключающееся в невыводимости из неё противоречия; это означает, что никакое предложение не может быть в ней и доказано, и вместе с тем опровергнуто); - опытная проверяемость (принципиальная возможность подтверждения либо опровержения некоторого знания на практике); - обоснованность (включенность в систему ранее добытых знаний и совместимость с ними на основе логических процедур доказательства, подтверждения, объяснения, интерпретации и т.д.); - системность; - воспроизводимость (характеристика результатов исследований, определяемая близостью результатов повторных исследований). Наука как система знания, так же как и научная деятельность, организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е., за счет выделения отдельных научных дисциплин в зависимости от объекта и субъекта исследования. Выделяют три основные группы наук: естественные; гуманитарные; технические. Наука как социальный институт – сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений, объединенных определенными принципами и нормами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества. Анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как о сложной системе взаимосвязей между ученым, научным сообществом и различными подсистемами общества. Как социальный институт наука сформировалась в Европе Нового времени в 17-18 вв. В настоящее время в структуре науки как социального института выделяют три сектора: 1) академический (преобладают фундаментальные исследования); 2) вузовский (функционируют как фундаментальные, так и прикладные исследования); 3) отраслевой (преобладают прикладные исследования). Наряду с отмеченными используются также нетрадиционные формы организации научной деятельности: профильные научные центры, фонды и т.д., часто объединяющие представителей различных секторов наук. В настоящее время численность мирового научного сообщества составляет около 5 млн. человек. Основные социальные функции науки: - культурно-мировоззренческая функция (наука оказывает важнейшее влияние на формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества; она во многом определяет характер предметных представлений о мире и месте в нем человека, выделяет человека как активное существо, находящееся в деятельностном отношении к миру); - функция непосредственной производительной силы (практическое применение НТП; функционирование производства и управление им опираются на науку); - функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития); - образовательная функция (кумуляция и воспроизводство научного знания в системах образования и трансляции социального опыта). Таким образом, на основе структурно-функционального анализа науки выявлены и зафиксированы различные аспекты ее содержания. Наука – сфера социально организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе предметного, объективного знания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.4 (0.008 с.) |