Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная проблема как исходный (базовый) фактор развития научной системы.

Поиск

Научная проблема как исходный (базовый) фактор развития научной системы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования (Научные проблемы могут быть: эмпирические и концептуальные, методологические и оценочные, разрешимые и неразрешимые).

 

Научная проблема в качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». То есть он предложил, что основным фактором развития научного знания является «научная проблема», а не «объект науки».

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита” информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

– выявление нехватки в научном знании о реальности;

– описание проблемы на уровне обыденного языка;

– формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

 

Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научной системе:

· Задание цели: обнаружение, или переформулирование проблемы, или включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

· Задание направления определенного научного исследования.

· Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга

 

Постановка научной проблемы, вопроса формирует пути развития научной системы.

Общество часто ставит перед наукой определенную проблему, то есть далает социальный заказ, а наука, выполняя этот заказ, развивается по своим внутренним законам (например, есть закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если наукой накоплен определенный объем знаний).

Наука как динамически развивающаяся система знаний. Социальная структурация современной науки.

Наука - это творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний, в понятийной форме приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства.

Наука — это динамическая система знаний, раскрыва­ющих новые явления в обществе и природе с целью приме­нения их в практической деятельности человека. Общество развивается, а вместе с ним развивается и система знаний.

Раз­витие каждой науки основывается на ее собственных зако­нах и исторических условиях, присущих определенной фор­мации. Вместе с этим в каждой формации действуют об­щие экономические законы, влияющие на развитие науки (марксизм).

 

Наука образует единую, взаимосвязанную, динамически развивающуюся систему знаний о мировых законах. Эта система разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении.

 

 

Дисциплинарное строение науки и профессиональной деятельности ученых.

Науковеды справедливо считают, что среди многочисленных направлений в изучении науки центральное место занимает поиск организационной специфики научной деятельности, поскольку решение практических задач управления научно-техническим прогрессом требует четких представлений о типах и характеры организации управляемых и руководящих систем. Дополнительного смысла этом поисковые предоставляет стремление получить знание таких организационных характеристик науки, способствующие взаимодействию с другими социальными институтами в коллективном решении общественно важных проблем. В связи с этим особое значение придают изучению дисциплинарного уровня науки, поскольку наиболее плодотворные контакты между наукой и обществом осуществляются именно на дисциплинарном уровне.

Понятие "научная дисциплина" конкретизирует представления о науке как социальную институт. Дисциплинарность науки характеризует уровень ее институционализации.

Западные науковеды (П. Вайнгарт, Т. Н. Кларк, Р. Уитли и др..) В изучении различий между научными дисциплинами опираются на представление о социальных и когнитивные (познавательные) особенности научных дисциплин. Эти особенности ориентируют нас на глубокое понимание механизма институционализации науки.

Согласно Уитли, когнитивная институционализация характеризует ценностную иерархию исследовательских методов, научных понятий, теорий, границу и специфику предметной сферы исследований Высокий уровень институциона институциона ализации позволяет предсказать исследовательскую поведения ученыхх.

Социальная институционализация предусматривает соответствующий уровень упорядоченности отношений внутри организации, а также определенность границ исследовательской деятельности и ее предметной сферы Благодаря этому наук налоговым исследованием предоставляют статус дисциплин, санкционируют законность проблематики и оказывают мощное влияние на распределение ресурсов Короче говоря, социальная институционализация - это возникновение и хр реження формальных структур, которые объединяют членов когнитивной структурри.

Рост социальной институционализации научной дисциплины способствует более изучению взаимоотношений между учеными определенной исследовательской отрасли и формированию групп солидарности внутри определенной спец организуемые деятельности Однако следует учитывать и некоторые потери от такой солидарности, отягощенная чрезмерной замкнутостью научных коллективов и догматизмом в отстаивании исповедуемой научной идеологии.

Образ учителя в российских и зарубежных учебных заведениях.

Учитель (БСЭ 1926 год) - педагогический работник, осуществляющий коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающего поколения в общеобразовательных школах.

Учитель (Современный толковый словарь русского языка)- 1) Тот, кто занимается преподаванием какого-л. предмета в школе; Тот, кто обучает, учит чему-л

2) Тот, кто научил или учит чему-л., кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-л., чего-л.;

В России:

500 $ Минимальная зарплата в месяц

более 67 000 учебных заведений среднего образования

1,7 млн преподавателей

20 млн детей и подростков обучается

2,27 % населения считают профессию учителя интересной и уважаемой

81% охват детей средним образованием.

В Японии:

100% охват детей средним образованием,2005

1600 $ зарабатывает ежемесячно учитель минимально.

Учитель:

• отличный член общества;

• имеет способности к социальному и человеческому общению;

• мобильный и общительный человек;

• способен к самоорганизации и саморазвитию;

• глубоко понимает свой предмет;

• обладает управленческими способностями;

• обладает адаптационными способностями;

• обладает глубокой любовью к учащемуся и сознанием важности своей миссии;

• обладает коммуникативными способностями.

В США: 2800 $ з/п минимальная в месяц.

Учитель-

• имеет широкие полномочия;

• должен пройти аккредитацию по предмету;

• нет общих требований к квалификации и методам преподавания учителей.

В Финляндии: 26 % населения считают профессию учителя интересной и уважаемой;

2600$ в месяц минимальная з/п.

Учитель-

• одна из самых престижных профессий;

• имеет высокую зарплату;

• обязательно обладает университетским дипломом магистерского уровня;

• обладает свободой творчества, отсутствуют проверки;

• самостоятельно выбирает методы и содержание образования.

Учителя Финляндии по праву считаются лучшими в мире, а объясняется это невероятным престижем профессии педагога. В отличие от других стран у них самый высокий конкурс в педагогический ВУЗ и они обладают наибольшей свободой в выборе методов проведения учебного процесса.

18.​ Роль личности в науке. Роль интуиции в научном творчестве.

Можно ли гениального человека заменить коллективом менее способных людей и может ли при этом успех их научной работы в полной мере быть обеспечен ее хорошей организацией, т.е. можно ли заменить качество количеством? Хорошо организованные институты, несомненно, способствуют развитию науки, но вряд ли научные институты могут успешно работать без крупных руководителей и ведущих ученых. Например, из истории хорошо известно, что войскам без хорошего полководца не удается успешно побеждать. Развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования. Создание чего-либо нового, до этого не существовавшего, мы относим к творческой деятельности человека, и это признается наиболее высокой духовной деятельностью людей. Одаренность к творческой деятельности и определяет талантливость человека, и не только как ученого, но также писателя, художника, музыканта и даже полководца и государственного деятеля.

Успех работы научного института полностью зависит от творческих качеств подобранного коллектива, но справедливо и то, что появление даже одного крупного ученого сразу будет сильно повышать эффективность деятельности всего коллектива.

Рассматривая эффективность деятельности научного учреждения, не следует упускать еще один существенный фактор, необходимый для успешной творческой деятельности людей как науки, так и искусства, - это здоровая общественная оценка творческих достижений. Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из отношения числа научных работ, которые печатаются, к числу научных работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. Очевидно, чтобы в стране успешно развивались наука и искусство, должен существовать большой набор научных работ и произведений искусства, чтобы из них происходил отбор той небольшой части, которая только и двигает науку и развивает художественную культуру. Для этого отбора и должно существовать здоровое общественное мнение, которое могло бы справедливо и квалифицированно оценивать лучшие работы.

Самое важное и трудное в организации науки - это отбор действительно наиболее творчески одаренной молодежи и создание тех условий, при которых ее талант мог бы быстро развернуться в полную меру. Для этого нужно уметь оценивать творческие способности у молодежи, когда она только начинает свою научную работу. Основная ошибка, которая тут нередко делается, - это то, что у молодежи ее познавательные способности и эрудиция часто принимаются за творческие качества. Одним из наиболее действенных путей для того, чтобы научиться оценивать творческие способности молодежи, является изучение оригинальных работ больших ученых. В оценке творческих качеств молодых ученых и проявляется основной талант руководителя научного института. Без этих способностей ученый не может подобрать сильный научный коллектив для своей школы.

Успешная деятельность выдающейся личности определяется тем, насколько она овладела достижениями современной науки и техники, насколько она умеет видеть ростки нового и правильно оценивать старое. А для этого необходимо знать историю важнейших открытий и изобретений. Только на конкретных примерах зарождения, развития и совершенствования каких-либо технических устройств можно познать диалектику научно-технического прогресса.

Макс Вебер.

«Личностью в научной сфере является только тот, кто служит лишь одному делу».

Наука: вдохновение + труд. Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убежденности в том, что «должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут», удастся ли тебе твоя догадка, – без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-нибудь другим. Ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью.

Однако даже при наличии страсти, какой бы глубокой и подлинной она ни была, еще долго можно не получать результатов. Правда, страсть является предварительным условием самого главного – «вдохновения». Внезапная догадка не заменяет труда. И с другой стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку, так же как этого не может сделать страсть. Только оба указанных момента – и именно оба вместе – ведут за собой догадку.

«Быть превзойденными в научном отношении – не только наша общая судьба, но и наша общая цель». Каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным.

Научная проблема как исходный (базовый) фактор развития научной системы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования (Научные проблемы могут быть: эмпирические и концептуальные, методологические и оценочные, разрешимые и неразрешимые).

 

Научная проблема в качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». То есть он предложил, что основным фактором развития научного знания является «научная проблема», а не «объект науки».

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита” информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

– выявление нехватки в научном знании о реальности;

– описание проблемы на уровне обыденного языка;

– формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

 

Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научной системе:

· Задание цели: обнаружение, или переформулирование проблемы, или включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

· Задание направления определенного научного исследования.

· Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга

 

Постановка научной проблемы, вопроса формирует пути развития научной системы.

Общество часто ставит перед наукой определенную проблему, то есть далает социальный заказ, а наука, выполняя этот заказ, развивается по своим внутренним законам (например, есть закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если наукой накоплен определенный объем знаний).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.014 с.)