Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Эволюция подходов к анализу науки.

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История и философия науки ___________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
по специальности
_________________________________________________________________________

(шифр и наименование специальности)

 


Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальностей научных работников, учебного плана подготовки аспирантов РХТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности ____________________ (шифр и наименование специальности), программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

 

 

Составители рабочей программы

Профессор кафедры философии, доктор филос. н.,профессор_____________________________________Розова С.С. _____________ _____________

(должность, ученое звание, ученая степень) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета __философского____________________ факультета (наименование факультета)

«___» _____________ 20__ г., протокол №___

 

Председатель Ученого совета __________________ Диев В.С..___________________

(подпись) (ФИО)

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Зав. кафедрой _____________ Диев В.С. _____________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Декан факультета _____________ Диев В.С____________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 


Цели освоения дисциплин:

Основная цель подготовки и сдачи кандидатского экзамена по обязательной общенаучной дисциплине «Истории и философии науки» заключается в формировании современного научного мировоззрения в соответствии с задачами модернизации и инновационного развития страны. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- формирование и развитие основных характеристик и параметров научного мировоззрения современного ученого всех направлений науки;

- формирование и развитие навыков методологического и критического мышления как в области своей науки, так и в использовании опыта других наук;

- формирование понимания предмета и статуса философии науки как особой научной дисциплины, направленной на изучение закономерностей развития науки и механизмов творческой деятельности ученого;

- знание фактологического материала развития науки и умение его анализировать в историческом контексте и в контексте понимания социальной природы науки на всех исторических этапах ее развития, а также понимания современных проблем и тенденций развития науки.

(Указываются цели освоения дисциплины)

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

(Указывается раздел ООП, к которому относится данная дисциплина)

 

3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

- понимание основных проблем и задач современной науки, основных тенденций развития науки, в современном социокультурном контексте;

- умение вербализировать на языке современной науки основные проблемы, проблемные ситуации, вопросы науки и способы их решения;

- владение современной научной методологией (принципами, методами, методиками критического анализа и критическим мышлением).

 

В соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям и Программой-минимум кандидатского экзамена аспирант (соискатель) должен:

- иметь представление

- о природе научного знания и механизмах его исторического формирования, об эволюции научного знания, условиях и факторах смены научных парадигм;

- об основных научных проблемах (содержательных и формальных, познавательных, методологических, аксиологических), способах их решения и перспективах развития;

- об особенностях деятельности ученого в историческом контексте и в современных условиях и специфике функционирования науки как социального института;

- о природе феномена науки, опираясь на современные модели ее социокультурной обусловленности.

знать:

- основные этапы развития науки и смены научных парадигм, общее и особенное для каждого этапа;- особенности развития науки в ХХ и ХХI веках, основные тенденции развития;- факторы и условия формирования и осмысления научных проблем, способы их интерпретации и решения;-- уметь: - самостоятельно формулировать предметно-научные и методологические проблемы, выдвигать гипотезы для их решения и анализировать их;- пользоваться общенаучными и частнонаучными методами познания для решения научных проблем.- иметь опыт (владеть):

- методиками научного исследования, включая методы сбора, анализа, систематизации и обработки информации;

- поэтапной организацией научного исследования - налаживания научных контактов экспериментаторов и теоретиков в каждой (в своей) области научного исследования

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единицы _______ часов.

 

Вид учебной работы Объем часов / зачетных единиц
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции  
семинары  
практические занятия  
Самостоятельная работа аспиранта (всего)  
Вид контроля по дисциплине  

 

5. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел 1.Предмет и статус философии науки  
1. Предмет философии науки. Наука как социокультурный феномен, как совокупность социальных программ и деятельности ученых, порождающих новое знание.  
2. Статус философии науки. Процесс перехода философской гносеологии и философской теории науки в научную дисциплину, изучающую познание и науку.  
3. Философия науки в новом виде. Однородность модели науки в конструкторе из социальных эстафет.  

 

Раздел 2. Философия и наука. Линии взаимодействия. Понятие философских оснований науки.  
4.Схема кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.      
5. Фигура философа. Продукты философской деятельности. Состав философски х знаний.  
6. Понятие философских оснований человеческой жизни и деятельности.  
7. Фигура ученого-предметника и ученого в позиции научной рефлексии. 5 направлений рефлексии ученых.  
8. Нормативное пространство науки как граница научного предмета.  
9. Методология науки и философия науки как две разных программы исследования науки. Раздел 2. Эволюция подходов к анализу науки 1. История становления философии науки. Философия науки как философская рефлексия над наукой. Взгляд на науку в философии Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Канта, Г.Фихте, Гегеля. Эволюция походов к анализу науки в XX веке. Выход философии науки на позиции научной рефлексии. Позитивистская традиция в философии науки. Учение о науке и её развитии О.Конта. Радикальный феноменализм Э.Маха. Логический позитивизм Венского кружка. Стандартная концепция науки и её ревизия. Философия науки как методология науки. Концепции К.Поппера и И.Лакатаса. Учение М. Полани о неявном знании. П. Фейерабенд и методологический анархизм. 2. Томас Кун и выход философии науки на позиции научного исследования науки.   Модель «нормальной науки» Томаса Куна. Понятие парадигмы и дисциплинарной матрицы, «научные головоломки». Научные революции. Критика кумулятивизма. И идея несоизмеримости теорий. Принципиальная новизна концепции Куна и ее основные трудности. Критика Т. Куна в зарубежной и отечественной литературе. Социологический и культурологический подходы к анализу науки Проблема интернализм и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Возникновение социальной истории науки. Проблема социального конструирования научного знания.      
10. Фигура методолога науки. Методологическая практика и методологическая теория.   11. Фигура философа наука. Необходимость надрефлексивной позиции.     Раздел 3. Проблема способа бытия семиотических объектов как центральная методологическая проблема становления философии науки как научной дисциплины.   12. Трудности становления философии науки как гуманитарной научной дисциплины.    
     

 

13. Пять методологических проблем гуманитарных наук на пути становления философии науки как научной дисциплины.
14. Понимание и объяснение при описании науки. Дополнительность понимающего и объясняющего подходов.
15. Дополнительность в надрефлексивной позиции междцу содержанием деятельности ученых и механизмами трансляции образцов их деятельности.

 

  Раздел 4. Философские основания классической и неклассической науки.  
16. Мирозоззренческие и методологические выводы из успехов квантовой механики.
17. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
18. Роль прибора в квантовой механике. Уподобление культуры прибору как путь к пониманию относительности знаний к культуре.
19. Относительность знаний к культуре в классической и неклассической науке.  
20. Корреспондентская теория истины в классической и неклассической науке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Эстафетная модель науки.

Проблемные программы. В.Гейзенберг о традиционности научных проблем. Исследовательские программы - традиционные методы получения нового знания. Методы экспериментального исследования. Измерение и его роль в развитии науки. Исследовательские программы и средства познания. Понятие прибора. Прибор и исторический источник. Человек как прибор в гуманитарных науках. Математический аппарат как средство познания. Математизация науки и связанное с этим изменение характера мышления. Программы систематизации знания (коллекторские программы). Понятие предмета науки. Коллекторские программы и дисциплинарная дифференциация науки. Связь коллекторских, исследовательских и проблемных программ. Роль исследовательских и коллекторских программ в формировании научных дисциплин. Концепция возникновения науки К.Бэра. Формирование науки и книгопечатание (В.И. Вернадский). Ценностные ориентации как одна из программ функционирования науки. Ценности науки и ценности ученого. А.Эйнштейн о мотивах научного творчества. Ценностные ориентации фундаментальных и прикладных дисциплин.

Самостоятельная работа аспирантов

__Самостоятельная работа аспирантов направлена на изучение работ классиков философии и современной философии науки для обсуждения основных проблем на семинарских занятиях.

 

Вопросы к семинарам

по курсу «История и философия науки»

 

Семинар 1. Предмет и статус философии науки.

Изучаются работы:

1.О судьбах эпистемологии и философии науки.

2.Философия науки в новом видении.

 

Семинар 2. Предмет и статус философии науки.

Изучаются работы:

3.Философия и проблема свободы человека.

4.Социум как волна.

5.Теория познания как эмпирическая наука.

 

 

Семинар 3.

Методология науки как фактор развития науки.

Изучаются работы:

6.Методологическое мышление и задачи университетского образования.

7.О соотношении естественных и гуманитарных наук (Проблема методологического изоморфизма).

 

Семинар 4Познание как предмет эпистемологии.

Изучаются работы:

8.Тезисы к перестройке теории познания.

9.Познание как предмет эпистемологии.

10.Проблема объекта познания в контексте теории социальных эстафет.

 

 

Семинар 5. Классическая и неклассическая наука.

Изучаются работы:

11.Неклассическая наука и проблема объективности знания.

12.Об относительности знаний к культуре.

13.М.А. Розов о беседе А. Эйнштейна и Р. Тагора.

14.Проблема истины в свете теории социальных эстафет.

 

 

Семинары 6 и 7..

Логический позитивизм и постпозитивизм.

Изучаются работы:

15.А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. Гл.1. Философия науки как прикладная логика. Логический позитивизм (с.14 – 45). Гл. 2. Фальсификационизм. От анализа структуры к анализу развития знания (с. 46 – 83).

16. Карл Поппер. Логика научного исследования. Главы: 1, 2, 17, 18, 19, 20.

17.Карл Поппер. Предположение и опровержение. Главы: 1, 2, 3, 10.

18.Карл Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. Главы 3, 6.

 

Семинар 8.

Модель науки Томаса Куна.

Изучаются работы:

19.Т. Кун. Структура научных революций.

 

 

Семинар 9.

В.С. Степин. Философия науки.

Изучаются работы:

20.В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы.Гл.5. Динамика научного исследования (с.229 – 267). Гл.6. Научные революции и смена типов научной рациональности (с. 267 – 331). Гл. 7. Стратегия научного исследования в эпоху постнеклассической науки (с.331 – 381).

 

Семинар 10. Розов М.А. Эстафетная модель науки.

Изучаются работы:

21.Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Гл.8. Проблемы анализа знания (с. 203 – 251). Гл. 9. Наука как куматоид (с.251 – 303). Гл. 10. Строение научной теории (303 – 342).

 

Семинар 11. Научные новации и их механизмы.

Изучаются работы:

22.В.С.Степин, М.А.Розов, В.Г.Горохов. Философия науки и техники. Гл. 5. Новации и их механизмы (с.114 – 148).

23.М.А. Розов Механизмы развития знания.

 

 

Семинар 12. Проблема идеальных объектов теории.

Изучаются работы:

24.Э.В. Ильенков. Проблема идеального.

25.М.А. Розов. К методологии анализа феномена идеального.

26.С.С. Розова. М.А. Розов о проблеме идеальных объектов теории.

________________________________________________________________________

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная и дополнительная литература

а) основная литература:

1. В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы. М. Гардарики. 2008. – 384 с.

2. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М. Гардарика. 1996. – 400 с.

3. М.А. Розов. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М. Новый хронограф. 2008. – 352 с.

4. А.Л. Никифоров. Философия науки. М. Дом интеллектуальной книги 1998. – 280 с.

5. На теневой стороне. Материалы по истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск. Сибирский хронограф. 2004 – 412 с.

6. Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». Часть I, II, III. Новосибирск. НГУ. 2004. - 204 с.; 214 с., 244 с.

 

б) Дополнительная литература:

1. Барбашина Э.В., Хлебалин А.В. История и философия науки. Новосибирск. – 2011. – 460 с.

2. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и Ко, 2007. - 691 с.

3. Ивин А.А. Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. - 262 с.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000.

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. - Изд. 2-е. - Москва; Ростов-на- Дону: Март, 2006. - 492 с.

6. Малахов А.Н. История и методология науки. Методы научного познания: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, 2007. - 59 с.

7. Микешина Л.А. Методология науки. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005.

8. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / отв. ред. В.П. Кохановский. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 603 с.

9. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: учебное пособие. - Москва: Библионика, 2006. - 318 с.

10. Философия науки: общ. курс: учеб. пособие / под ред. С.А.Лебедева. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2006. - 730 с.

11. Философия науки: учебное пособие / под ред. И.А. Сафронова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. университета экономики и финансов, 2006. - 227 с.

Хрестоматии

12. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 590 с.

13. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М.: Логос, 1996.

14. Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки / Сост. И ред. Б.С.Грязнова В.Н.Садовского. – М.: Прогресс, 1978.

15. Философия науки: хрестоматия: эпистемология, методология, культура: учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов России / отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Международный университет в Москве, 2006. - 999 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

- Библиотека философского факультета МГУ
http://philos.msu.ru/

- Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН
http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

- Золотая философия
http://philosophy.allru.net/main.html

- Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы
http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?group=0

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История и философия науки ___________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
по специальности
_________________________________________________________________________

(шифр и наименование специальности)

 


Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; паспорта специальностей научных работников, учебного плана подготовки аспирантов РХТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности ____________________ (шифр и наименование специальности), программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

 

 

Составители рабочей программы

Профессор кафедры философии, доктор филос. н.,профессор_____________________________________Розова С.С. _____________ _____________

(должность, ученое звание, ученая степень) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета __философского____________________ факультета (наименование факультета)

«___» _____________ 20__ г., протокол №___

 

Председатель Ученого совета __________________ Диев В.С..___________________

(подпись) (ФИО)

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Зав. кафедрой _____________ Диев В.С. _____________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Декан факультета _____________ Диев В.С____________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 


Цели освоения дисциплин:

Основная цель подготовки и сдачи кандидатского экзамена по обязательной общенаучной дисциплине «Истории и философии науки» заключается в формировании современного научного мировоззрения в соответствии с задачами модернизации и инновационного развития страны. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- формирование и развитие основных характеристик и параметров научного мировоззрения современного ученого всех направлений науки;

- формирование и развитие навыков методологического и критического мышления как в области своей науки, так и в использовании опыта других наук;

- формирование понимания предмета и статуса философии науки как особой научной дисциплины, направленной на изучение закономерностей развития науки и механизмов творческой деятельности ученого;

- знание фактологического материала развития науки и умение его анализировать в историческом контексте и в контексте понимания социальной природы науки на всех исторических этапах ее развития, а также понимания современных проблем и тенденций развития науки.

(Указываются цели освоения дисциплины)

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

(Указывается раздел ООП, к которому относится данная дисциплина)

 

3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

- понимание основных проблем и задач современной науки, основных тенденций развития науки, в современном социокультурном контексте;

- умение вербализировать на языке современной науки основные проблемы, проблемные ситуации, вопросы науки и способы их решения;

- владение современной научной методологией (принципами, методами, методиками критического анализа и критическим мышлением).

 

В соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям и Программой-минимум кандидатского экзамена аспирант (соискатель) должен:

- иметь представление

- о природе научного знания и механизмах его исторического формирования, об эволюции научного знания, условиях и факторах смены научных парадигм;

- об основных научных проблемах (содержательных и формальных, познавательных, методологических, аксиологических), способах их решения и перспективах развития;

- об особенностях деятельности ученого в историческом контексте и в современных условиях и специфике функционирования науки как социального института;

- о природе феномена науки, опираясь на современные модели ее социокультурной обусловленности.

знать:

- основные этапы развития науки и смены научных парадигм, общее и особенное для каждого этапа;- особенности развития науки в ХХ и ХХI веках, основные тенденции развития;- факторы и условия формирования и осмысления научных проблем, способы их интерпретации и решения;-- уметь: - самостоятельно формулировать предметно-научные и методологические проблемы, выдвигать гипотезы для их решения и анализировать их;- пользоваться общенаучными и частнонаучными методами познания для решения научных проблем.- иметь опыт (владеть):

- методиками научного исследования, включая методы сбора, анализа, систематизации и обработки информации;

- поэтапной организацией научного исследования - налаживания научных контактов экспериментаторов и теоретиков в каждой (в своей) области научного исследования

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единицы _______ часов.

 

Вид учебной работы Объем часов / зачетных единиц
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции  
семинары  
практические занятия  
Самостоятельная работа аспиранта (всего)  
Вид контроля по дисциплине  

 

5. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел 1.Предмет и статус философии науки  
1. Предмет философии науки. Наука как социокультурный феномен, как совокупность социальных программ и деятельности ученых, порождающих новое знание.  
2. Статус философии науки. Процесс перехода философской гносеологии и философской теории науки в научную дисциплину, изучающую познание и науку.  
3. Философия науки в новом виде. Однородность модели науки в конструкторе из социальных эстафет.  

 

Раздел 2. Философия и наука. Линии взаимодействия. Понятие философских оснований науки.  
4.Схема кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.      
5. Фигура философа. Продукты философской деятельности. Состав философски х знаний.  
6. Понятие философских оснований человеческой жизни и деятельности.  
7. Фигура ученого-предметника и ученого в позиции научной рефлексии. 5 направлений рефлексии ученых.  
8. Нормативное пространство науки как граница научного предмета.  
9. Методология науки и философия науки как две разных программы исследования науки. Раздел 2. Эволюция подходов к анализу науки 1. История становления философии науки. Философия науки как философская рефлексия над наукой. Взгляд на науку в философии Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Канта, Г.Фихте, Гегеля. Эволюция походов к анализу науки в XX веке. Выход философии науки на позиции научной рефлексии. Позитивистская традиция в философии науки. Учение о науке и её развитии О.Конта. Радикальный феноменализм Э.Маха. Логический позитивизм Венского кружка. Стандартная концепция науки и её ревизия. Философия науки как методология науки. Концепции К.Поппера и И.Лакатаса. Учение М. Полани о неявном знании. П. Фейерабенд и методологический анархизм. 2. Томас Кун и выход философии науки на позиции научного исследования науки.   Модель «нормальной науки» Томаса Куна. Понятие парадигмы и дисциплинарной матрицы, «научные головоломки». Научные революции. Критика кумулятивизма. И идея несоизмеримости теорий. Принципиальная новизна концепции Куна и ее основные трудности. Критика Т. Куна в зарубежной и отечественной литературе. Социологический и культурологический подходы к анализу науки Проблема интернализм и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Возникновение социальной истории науки. Проблема социального конструирования научного знания.      
10. Фигура методолога науки. Методологическая практика и методологическая теория.   11. Фигура философа наука. Необходимость надрефлексивной позиции.     Раздел 3. Проблема способа бытия семиотических объектов как центральная методологическая проблема становления философии науки как научной дисциплины.   12. Трудности становления философии науки как гуманитарной научной дисциплины.    
     

 

13. Пять методологических проблем гуманитарных наук на пути становления философии науки как научной дисциплины.
14. Понимание и объяснение при описании науки. Дополнительность понимающего и объясняющего подходов.
15. Дополнительность в надрефлексивной позиции междцу содержанием деятельности ученых и механизмами трансляции образцов их деятельности.

 

  Раздел 4. Философские основания классической и неклассической науки.  
16. Мирозоззренческие и методологические выводы из успехов квантовой механики.
17. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
18. Роль прибора в квантовой механике. Уподобление культуры прибору как путь к пониманию относительности знаний к культуре.
19. Относительность знаний к культуре в классической и неклассической науке.  
20. Корреспондентская теория истины в классической и неклассической науке.

Раздел 5. Эволюция подходов к анализу науки.

 

21. Логико-эпистемологический подход к анализу науки. Венский кружок. Программа позитивизма и ее крах.
22. Стандартная концепция науки и ее ревизия.
23. Методологический подход к анализу науки. Постпозитивизм. Карл Поппер и идея демаркации. Фальсификационизм.
24. Имре Лакатос и понятие исследовательской программы.   25. Майкл Полани и идея личностного знания.   26. Становление философии науки как научной дисциплины. Томас Кун и понятие нормальной науки. Аномалии и научные революции.   27. Возможности дальнейшего развития модели науки Т. Куна.     Раздел 6. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. 28. Преднаука и наука в собственном смысле слова.   29. Древнегреческая наука.   30. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.   31. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Начало становления методологии науки.   32. Исследовательская программа Галилея. Исследовательская программа Ньютона.   33. Становление науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.   Раздел 7. Структура научного знания и его динамика как процесс порождения нового знания. 34. В.С. Степин о строении науки. Эмпирия. Теория. Основания науки.   35. Эстафетная модель науки М.А. Розова.   36. Строение научной теории. Проблема идеальных объектов теории.     Раздел 8. Научное знание как механизм социальной памяти. 38. Познание, познавательная деятельность и наука как три этапа развития человеческого познания.   39.Явление онтологизации. Знания о деятельности и знания о свойствах объектов.     40. Научные знания как база проектирования деятельности.   41. Научные новации и их механизмы. Типы научных новаций и их относительность к последующему развитию науки.    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.013 с.)