Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные теории и проблема анализа их строения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционные концепции научной теории. Логические концепции. Концепции объяснения. Теория и объяснение. Концепция объяснений К.Г. Гемпеля. Объяснение и процедуры теоретического конструирования. Понятие теоретического конструктора. Преобразование чертежей в геометрии Евклида. Техническое конструирование в "Статике" Галилея. "Векторный конструктор". Атомистика в физике и химии. Конструирование в работах Ч.Дарвина. Революция в геологии, связанная с развитием тектоники плит. Познание и инженерия. Знание и проект. Знание эмпирическое и теоретическое. Традиционные представления о соотношении эмпирического и теоретического знания. Опосредованный характер современных эмпирических исследований. Теоретические конструкты как объекты эмпирического исследования. Двоякая роль наблюдаемого явления: оно выступает либо как объект объяснения, либо как средство уточнения или обоснования теоретических представлений. Противопоставление теоретического и эмпирического как феномен рефлексии. Взаимные рефлексивные преобразования эмпирических и теоретических знаний. Теоретические и классификационные системы знаний. Теория и теоретические системы знания. Классификация и классификационная проблема в развитии науки. Проблема построения естественной классификации. Связь классификации и теории. Районирование и периодизация как родственные классификации приёмы организации знания. Методологическая проблема реальности видов и высших таксонов. Проблема реальности границ.
Особенности современного этапа развития науки. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной поснетклассической науки. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Научная революция XX в. и ее содержание. Изменение представлений о причинности. Вероятностная революция. Революция в физике и перестройка представлений о пространстве и времени. Квантовая механика и явление дополнительности. Основные методологические программы XX века. Программа геометризации физики. Кибернетика и проблема управления и самоорганизации. Проблема устойчивости в физике и биологии. Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры мышления в физике и в гуманитарных науках. Системные исследования и системная методология. Комплексные исследования и разрушение предметных границ. Синергетика и ее методологическое значение.
Типы и связь научных дисциплин. Многообразие научных дисциплин. Проблема их типологии. Зачатки типологии наук в философской литературе и в рефлексии самих ученых. Науки фундаментальные и прикладные, основные и вспомогательные, номотетические и идеографические, нормативные и ненормативные. Характер существующих классификаций и их неудовлетворительность с точки зрения задач философии науки. Рефлексивные представления о связях научных дисциплин, многообразие схем и подходов. Рефлексивные преобразования и связи научных дисциплин. Виды рефлексивных преобразований. Понятие дисциплинарного комплекса. Типология дисциплинарных комплексов.
Эстафетная модель науки. Проблемные программы. В.Гейзенберг о традиционности научных проблем. Исследовательские программы - традиционные методы получения нового знания. Методы экспериментального исследования. Измерение и его роль в развитии науки. Исследовательские программы и средства познания. Понятие прибора. Прибор и исторический источник. Человек как прибор в гуманитарных науках. Математический аппарат как средство познания. Математизация науки и связанное с этим изменение характера мышления. Программы систематизации знания (коллекторские программы). Понятие предмета науки. Коллекторские программы и дисциплинарная дифференциация науки. Связь коллекторских, исследовательских и проблемных программ. Роль исследовательских и коллекторских программ в формировании научных дисциплин. Концепция возникновения науки К.Бэра. Формирование науки и книгопечатание (В.И. Вернадский). Ценностные ориентации как одна из программ функционирования науки. Ценности науки и ценности ученого. А.Эйнштейн о мотивах научного творчества. Ценностные ориентации фундаментальных и прикладных дисциплин. Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы: республика ученых в XVII веке; научные сообщества эпохи дисциплинарно-организованной науки, формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия. Научные школы. Подготовка научных кадров. Изменение места и роли науки в жизни общества. Наука и глобальные проблемы современности. Наука и будущее человечества.
Самостоятельная работа аспирантов __Самостоятельная работа аспирантов направлена на изучение работ классиков философии и современной философии науки для обсуждения основных проблем на семинарских занятиях.
Вопросы к семинарам по курсу «История и философия науки»
Семинар 1. Предмет и статус философии науки. Изучаются работы: 1.О судьбах эпистемологии и философии науки. 2.Философия науки в новом видении.
Семинар 2. Предмет и статус философии науки. Изучаются работы: 3.Философия и проблема свободы человека. 4.Социум как волна. 5.Теория познания как эмпирическая наука.
Семинар 3. Методология науки как фактор развития науки. Изучаются работы: 6.Методологическое мышление и задачи университетского образования. 7.О соотношении естественных и гуманитарных наук (Проблема методологического изоморфизма).
Семинар 4Познание как предмет эпистемологии. Изучаются работы: 8.Тезисы к перестройке теории познания. 9.Познание как предмет эпистемологии. 10.Проблема объекта познания в контексте теории социальных эстафет.
Семинар 5. Классическая и неклассическая наука. Изучаются работы: 11.Неклассическая наука и проблема объективности знания. 12.Об относительности знаний к культуре. 13.М.А. Розов о беседе А. Эйнштейна и Р. Тагора. 14.Проблема истины в свете теории социальных эстафет.
Семинары 6 и 7.. Логический позитивизм и постпозитивизм. Изучаются работы: 15.А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. Гл.1. Философия науки как прикладная логика. Логический позитивизм (с.14 – 45). Гл. 2. Фальсификационизм. От анализа структуры к анализу развития знания (с. 46 – 83). 16. Карл Поппер. Логика научного исследования. Главы: 1, 2, 17, 18, 19, 20. 17.Карл Поппер. Предположение и опровержение. Главы: 1, 2, 3, 10. 18.Карл Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. Главы 3, 6.
Семинар 8. Модель науки Томаса Куна. Изучаются работы: 19.Т. Кун. Структура научных революций.
Семинар 9. В.С. Степин. Философия науки. Изучаются работы: 20.В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы.Гл.5. Динамика научного исследования (с.229 – 267). Гл.6. Научные революции и смена типов научной рациональности (с. 267 – 331). Гл. 7. Стратегия научного исследования в эпоху постнеклассической науки (с.331 – 381).
Семинар 10. Розов М.А. Эстафетная модель науки. Изучаются работы: 21.Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Гл.8. Проблемы анализа знания (с. 203 – 251). Гл. 9. Наука как куматоид (с.251 – 303). Гл. 10. Строение научной теории (303 – 342).
Семинар 11. Научные новации и их механизмы. Изучаются работы: 22.В.С.Степин, М.А.Розов, В.Г.Горохов. Философия науки и техники. Гл. 5. Новации и их механизмы (с.114 – 148). 23.М.А. Розов Механизмы развития знания.
Семинар 12. Проблема идеальных объектов теории. Изучаются работы: 24.Э.В. Ильенков. Проблема идеального. 25.М.А. Розов. К методологии анализа феномена идеального. 26.С.С. Розова. М.А. Розов о проблеме идеальных объектов теории. ________________________________________________________________________
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная и дополнительная литература а) основная литература: 1. В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы. М. Гардарики. 2008. – 384 с. 2. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М. Гардарика. 1996. – 400 с. 3. М.А. Розов. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М. Новый хронограф. 2008. – 352 с. 4. А.Л. Никифоров. Философия науки. М. Дом интеллектуальной книги 1998. – 280 с. 5. На теневой стороне. Материалы по истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск. Сибирский хронограф. 2004 – 412 с. 6. Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». Часть I, II, III. Новосибирск. НГУ. 2004. - 204 с.; 214 с., 244 с.
б) Дополнительная литература: 1. Барбашина Э.В., Хлебалин А.В. История и философия науки. Новосибирск. – 2011. – 460 с. 2. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и Ко, 2007. - 691 с. 3. Ивин А.А. Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. - 262 с. 4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. 5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. - Изд. 2-е. - Москва; Ростов-на- Дону: Март, 2006. - 492 с. 6. Малахов А.Н. История и методология науки. Методы научного познания: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, 2007. - 59 с. 7. Микешина Л.А. Методология науки. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. 8. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / отв. ред. В.П. Кохановский. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 603 с. 9. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: учебное пособие. - Москва: Библионика, 2006. - 318 с. 10. Философия науки: общ. курс: учеб. пособие / под ред. С.А.Лебедева. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2006. - 730 с. 11. Философия науки: учебное пособие / под ред. И.А. Сафронова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. университета экономики и финансов, 2006. - 227 с. Хрестоматии 12. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 590 с. 13. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М.: Логос, 1996. 14. Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки / Сост. И ред. Б.С.Грязнова В.Н.Садовского. – М.: Прогресс, 1978. 15. Философия науки: хрестоматия: эпистемология, методология, культура: учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов России / отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Международный университет в Москве, 2006. - 999 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Библиотека философского факультета МГУ - Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН - Золотая философия - Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.1 (0.01 с.) |