Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные теории и проблема анализа их строения.

Поиск

Традиционные концепции научной теории. Логические концепции. Концепции объяснения. Теория и объяснение. Концепция объяснений К.Г. Гемпеля. Объяснение и процедуры теоретического конструирования. Понятие теоретического конструктора. Преобразование чертежей в геометрии Евклида. Техническое конструирование в "Статике" Галилея. "Векторный конструктор". Атомистика в физике и химии. Конструирование в работах Ч.Дарвина. Революция в геологии, связанная с развитием тектоники плит. Познание и инженерия. Знание и проект. Знание эмпирическое и теоретическое. Традиционные представления о соотношении эмпирического и теоретического знания. Опосредованный характер современных эмпирических исследований. Теоретические конструкты как объекты эмпирического исследования. Двоякая роль наблюдаемого явления: оно выступает либо как объект объяснения, либо как средство уточнения или обоснования теоретических представлений. Противопоставление теоретического и эмпирического как феномен рефлексии. Взаимные рефлексивные преобразования эмпирических и теоретических знаний. Теоретические и классификационные системы знаний. Теория и теоретические системы знания. Классификация и классификационная проблема в развитии науки. Проблема построения естественной классификации. Связь классификации и теории. Районирование и периодизация как родственные классификации приёмы организации знания. Методологическая проблема реальности видов и высших таксонов. Проблема реальности границ.

 

 

Особенности современного этапа развития науки.

Особенности современного этапа развития науки.

Главные характеристики современной поснетклассической науки. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Научная революция XX в. и ее содержание. Изменение представлений о причинности. Вероятностная революция. Революция в физике и перестройка представлений о пространстве и времени. Квантовая механика и явление дополнительности. Основные методологические программы XX века. Программа геометризации физики. Кибернетика и проблема управления и самоорганизации. Проблема устойчивости в физике и биологии. Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры мышления в физике и в гуманитарных науках. Системные исследования и системная методология. Комплексные исследования и разрушение предметных границ. Синергетика и ее методологическое значение.

 

Типы и связь научных дисциплин.

Многообразие научных дисциплин. Проблема их типологии. Зачатки типологии наук в философской литературе и в рефлексии самих ученых. Науки фундаментальные и прикладные, основные и вспомогательные, номотетические и идеографические, нормативные и ненормативные. Характер существующих классификаций и их неудовлетворительность с точки зрения задач философии науки. Рефлексивные представления о связях научных дисциплин, многообразие схем и подходов. Рефлексивные преобразования и связи научных дисциплин. Виды рефлексивных преобразований. Понятие дисциплинарного комплекса. Типология дисциплинарных комплексов.

 

Эстафетная модель науки.

Проблемные программы. В.Гейзенберг о традиционности научных проблем. Исследовательские программы - традиционные методы получения нового знания. Методы экспериментального исследования. Измерение и его роль в развитии науки. Исследовательские программы и средства познания. Понятие прибора. Прибор и исторический источник. Человек как прибор в гуманитарных науках. Математический аппарат как средство познания. Математизация науки и связанное с этим изменение характера мышления. Программы систематизации знания (коллекторские программы). Понятие предмета науки. Коллекторские программы и дисциплинарная дифференциация науки. Связь коллекторских, исследовательских и проблемных программ. Роль исследовательских и коллекторских программ в формировании научных дисциплин. Концепция возникновения науки К.Бэра. Формирование науки и книгопечатание (В.И. Вернадский). Ценностные ориентации как одна из программ функционирования науки. Ценности науки и ценности ученого. А.Эйнштейн о мотивах научного творчества. Ценностные ориентации фундаментальных и прикладных дисциплин.

Наука как социальный институт.

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы: республика ученых в XVII веке; научные сообщества эпохи дисциплинарно-организованной науки, формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия. Научные школы. Подготовка научных кадров. Изменение места и роли науки в жизни общества. Наука и глобальные проблемы современности. Наука и будущее человечества.

 

Самостоятельная работа аспирантов

__Самостоятельная работа аспирантов направлена на изучение работ классиков философии и современной философии науки для обсуждения основных проблем на семинарских занятиях.

 

Вопросы к семинарам

по курсу «История и философия науки»

 

Семинар 1. Предмет и статус философии науки.

Изучаются работы:

1.О судьбах эпистемологии и философии науки.

2.Философия науки в новом видении.

 

Семинар 2. Предмет и статус философии науки.

Изучаются работы:

3.Философия и проблема свободы человека.

4.Социум как волна.

5.Теория познания как эмпирическая наука.

 

 

Семинар 3.

Методология науки как фактор развития науки.

Изучаются работы:

6.Методологическое мышление и задачи университетского образования.

7.О соотношении естественных и гуманитарных наук (Проблема методологического изоморфизма).

 

Семинар 4Познание как предмет эпистемологии.

Изучаются работы:

8.Тезисы к перестройке теории познания.

9.Познание как предмет эпистемологии.

10.Проблема объекта познания в контексте теории социальных эстафет.

 

 

Семинар 5. Классическая и неклассическая наука.

Изучаются работы:

11.Неклассическая наука и проблема объективности знания.

12.Об относительности знаний к культуре.

13.М.А. Розов о беседе А. Эйнштейна и Р. Тагора.

14.Проблема истины в свете теории социальных эстафет.

 

 

Семинары 6 и 7..

Логический позитивизм и постпозитивизм.

Изучаются работы:

15.А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. Гл.1. Философия науки как прикладная логика. Логический позитивизм (с.14 – 45). Гл. 2. Фальсификационизм. От анализа структуры к анализу развития знания (с. 46 – 83).

16. Карл Поппер. Логика научного исследования. Главы: 1, 2, 17, 18, 19, 20.

17.Карл Поппер. Предположение и опровержение. Главы: 1, 2, 3, 10.

18.Карл Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. Главы 3, 6.

 

Семинар 8.

Модель науки Томаса Куна.

Изучаются работы:

19.Т. Кун. Структура научных революций.

 

 

Семинар 9.

В.С. Степин. Философия науки.

Изучаются работы:

20.В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы.Гл.5. Динамика научного исследования (с.229 – 267). Гл.6. Научные революции и смена типов научной рациональности (с. 267 – 331). Гл. 7. Стратегия научного исследования в эпоху постнеклассической науки (с.331 – 381).

 

Семинар 10. Розов М.А. Эстафетная модель науки.

Изучаются работы:

21.Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Гл.8. Проблемы анализа знания (с. 203 – 251). Гл. 9. Наука как куматоид (с.251 – 303). Гл. 10. Строение научной теории (303 – 342).

 

Семинар 11. Научные новации и их механизмы.

Изучаются работы:

22.В.С.Степин, М.А.Розов, В.Г.Горохов. Философия науки и техники. Гл. 5. Новации и их механизмы (с.114 – 148).

23.М.А. Розов Механизмы развития знания.

 

 

Семинар 12. Проблема идеальных объектов теории.

Изучаются работы:

24.Э.В. Ильенков. Проблема идеального.

25.М.А. Розов. К методологии анализа феномена идеального.

26.С.С. Розова. М.А. Розов о проблеме идеальных объектов теории.

________________________________________________________________________

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная и дополнительная литература

а) основная литература:

1. В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы. М. Гардарики. 2008. – 384 с.

2. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М. Гардарика. 1996. – 400 с.

3. М.А. Розов. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М. Новый хронограф. 2008. – 352 с.

4. А.Л. Никифоров. Философия науки. М. Дом интеллектуальной книги 1998. – 280 с.

5. На теневой стороне. Материалы по истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск. Сибирский хронограф. 2004 – 412 с.

6. Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «История и философия науки». Часть I, II, III. Новосибирск. НГУ. 2004. - 204 с.; 214 с., 244 с.

 

б) Дополнительная литература:

1. Барбашина Э.В., Хлебалин А.В. История и философия науки. Новосибирск. – 2011. – 460 с.

2. Войтов А. Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов. - 3-е изд. - Москва: Дашков и Ко, 2007. - 691 с.

3. Ивин А.А. Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. - 262 с.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000.

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. - Изд. 2-е. - Москва; Ростов-на- Дону: Март, 2006. - 492 с.

6. Малахов А.Н. История и методология науки. Методы научного познания: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, 2007. - 59 с.

7. Микешина Л.А. Методология науки. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005.

8. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / отв. ред. В.П. Кохановский. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 603 с.

9. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: учебное пособие. - Москва: Библионика, 2006. - 318 с.

10. Философия науки: общ. курс: учеб. пособие / под ред. С.А.Лебедева. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2006. - 730 с.

11. Философия науки: учебное пособие / под ред. И.А. Сафронова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. университета экономики и финансов, 2006. - 227 с.

Хрестоматии

12. Классическая философия науки: хрестоматия / под ред. В.И. Пржиленского. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 590 с.

13. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М.: Логос, 1996.

14. Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки / Сост. И ред. Б.С.Грязнова В.Н.Садовского. – М.: Прогресс, 1978.

15. Философия науки: хрестоматия: эпистемология, методология, культура: учебное пособие для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов России / отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Международный университет в Москве, 2006. - 999 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

- Библиотека философского факультета МГУ
http://philos.msu.ru/

- Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН
http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

- Золотая философия
http://philosophy.allru.net/main.html

- Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы
http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx?group=0

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.1 (0.01 с.)