ТОП 10:

Структура науки как социального института



· Социальный институт включает группу людей, занимающихся научной деятельностью,

· Социальные организации направлены на производство новых знаний и их практическую реализацию,

· Существуют нормы, правила, стандарты поведения, которыми должны руководствоваться люди науки (ссылки на научные труды),

· Существует дисциплинарная организация научной деятельности,

· Возникают междисциплинарные объединения ученых.

Исторически структура науки меняется. Первые прообразы социальных институтов – это школы античности:

· Академия Платона (387 г. до н.э.),

· Пифагорейская философская школа,

· Александрийская философская школа.

Философские школы того времени занимались не только образовательной, но и исследовательской деятельностью.

Закрылись в 529 г н.э. особым постановлением императора Юстиниана.

Академия платоновского вида точно возродилась на севере Италии:

1) Платоновская школа 1452-1521 гг. Основатель – Казино Медичи. Видный представитель школы– Марсилио Фичино, который перевел на итальянский работы Платона.

2) Академия дей Линчей («Академия рысеглазых») 1603-1630г. Организована Федерико Чези с тремя друзьями. Наблюдали спутники Юпитера. После смерти Чези прекратила свое существование.

Государственной поддержки удостоились следующие научные организации:

- Французская Академия (год основания 1635) при поддержке кардинала Армана Жана Ришелье,

- Английское королевское общество (год основания 1660),

- Петербургская Академия наук (основана в 1724, Петром Великим). Которая являлась научным учреждением, университетом и гимназией, расположенными в одном здании.

Первыми российскими учеными являлись ученые, прибывшие из заграницы:

Леонард Эйлер (1707-1783) прибыл из Швейцарии. Более 460 работ из 800 опубликовал в России.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) своей деятельностью охватил все отрасли культуры.

Наука была обеспечена бюджетом, но и зависела от бюрократических порядков (не имела права присуждать степени).

Все эти процессы во многом протекали за счет рекрутирования любителей. Далее – за счет университетов. В 30-е гг XIX вв Германия создала все условия для развития науки. XX век – это век индустриализации науки. Брались большие научно-технические проекты (освоение космоса), большие государственные вложения, большой рост работников и большие коллективы.

«Наука стала «большой»» Прайс, амер. историк.

Большая наука – наука при поддержке государства, росте количества ученых, связанная с промышленностью (военной), и оторвавшаяся от образовательной сферы. Особо крупные изменения в большой науке – это компьютерная техника и моделирование.

Наука в РФ организована в виде академического сектора (РАН) и вузовского сектора. В СССР существовала еще отраслевая наука, то есть наука при заводах.

Кроме Российской Академии Наук также существуют следующие академии:

- Медицинских Наук,

- Сельскохозяйственных наук,

- Образования,

- Архитектуры и строительства,

- Художеств.

 

Нетрадиционная академия – академия магии.

Академик Геннадий Андреевич Месяц – вице-президент РАН, статья «Спасти науку», 2001 г

Нормативное регулирование. Нормы, правила и запреты носят технологический и нравственный характер.

2 вида знаний – экзотерические (внешние) и эзотерические (внутренние).

Институт Планка – это «Полицейский в науке».

Общество складывает отношение об ученом исходя из его отношения к истине.

Истина – это высшая ценность, ученый её должен признавать, служить ей.

4. Коммуникативные аспекты научной деятельности

Коммуникация– это передача и получение информации, знаний. Должна не только фиксироваться и накапливаться, но и передаваться.

Письменность – необходимое условие существования науки.

Роль письменности подчеркивал еще Клавдий Гален. Говорил, что письменность позволяет слышать мысли ранее живших ученых.

Френсис Бэкон говорил, что письменность придает опыту строгость и универсальность.

Письменность дает возможность обобщения для удобного обозрения. Наука – коллективное дело. Эффективность влияет на научную производительность. Есть профессиональное признание – поддерживается моральный дух.

Устная традиция в науке сильна до сих пор.

Лекция – жанр научной работы. Лауэ говорил, что наиболее важной является работа с книгой.

В Средневековье развивается рукописная книга, скриптории (мастерская рукописной книги в западноевропейских монастырях 6-12 вв. В скриптории переписывались книги преимущественно религиозного содержания)

У.Эко «Имя Роза», роман

 

Книги писались на латыни и не для широких масс.

Главной формой научной коммуникации была личная переписка. Письмо было практически оформленной публикацией – давало приоритет и авторство. Его показывали всем интересующимся. Реакция на письмо являлась экспертизой. Теория вероятностей родилась из переписки Паскаля и Ферма. Известны письма Ломоносова Эйлеру.

Иоганн Гутенберг – первый книгопечатник. Книгопечатание сохранило для потомков ростки новоевропейского научного знания эпохи возрождения, идеи авторства.

Книгопечатание способствовало развитию интеллектуалов, положило начало формированию научного языка, терминологии.

Книжный язык – накопление разных сведений,

Книжный мир обеспечивал бессмертие автора,

Научные журналы появились с созданиями академий (1664г, Журнал «Transactions» при научном королевском обществе). Через публикации в журнале мир узнает о научном открытии. Фиксируется приоритет автора. Организуется полемика между научными направлениями, школами, сообществами. Дает общую картину научной жизни.

XIX - поток статей рождает систему реферирования и резюмирования.

XX - компьютеризация.

Современный ученый проводит следующие виды деятельности - книги, статьи, реферирование, книги, обзоры, индексы цитат, конференции, школы, конгрессы, симпозиумы, личная корреспонденция, визиты.

Особый интерес к количеству публикаций. Т.Коккерел - 3904 статей. Велика роль личностного контакта (знание об опытах, проводимых в других лабораториях)

 

Лекция 3. Наука как феномен культуры

1. Культура, цивилизация и наука, социальная роль культуры.

Ценностная сущность культуры.

Культура – способ и смысл человеческого бытия, возвышающая человека над его природным существованием. Культура противоположна природному, дикому состоянию. Она создана в результате деятельности человека, искусственна.

Сущность культуры – ценности, которыми руководствуются стихийно или осознанно люди, открываются в той или иной степени в процессе их общения и совместной деятельности. Некая перспектива, значимая цель. В деятельности человек создает «вторую природу». Сознание открывает мир смыслов, идеалов, стоящих за предметной средой и требуют себе служения. Свойство культуры – её идеальность. Культура способна вырабатывать надличностные цели. Люди, живущие в данной исторической эпохе, через институты образования присваивают эти цели, и они становятся индивидуальными целями.

На уровне сознания отдельного индивида цели культуры с наибольшей полнотой выражаются в идеалах. Могут осознаваться, могут их социально детерминировать, осознаваться, но часть – интуитивно (голос совести).

Соловьев понимал идеалы как вежливость и учтивость. Мы – частицы осознания в культуре. «Три разговора»: о войне, прогрессе и конце всемирной истории. «Нельзя требовать ума, гения, но можно – учтивости. Это тот минимум, благодаря которому живем по-человечески».

Культура и цивилизация сопряжены друг с другом.

Цивилизация – это материальная, техничная, институциональная основа науки, способ, которым культура себя осуществляет в мире. Исторический тип существования общества в природе. Та рукотворная вторая природа служащая человеку, выступает условием для формирования конечных целей, указанных в культуре. То есть культура имеет ценностную, а цивилизация утилитарную сущность. Культура – это нечто ценностное, а цивилизация – это нечто полезное. Цивилизация – это не только совокупность достижений техники, предметов, но это и социальные институты.

Наука связана и с цивилизацией, и с культурой – это её особенность.

Наука – это элемент культуры, ибо служит духовной потребности познания мира, служит идеалу познания истины. Главная культурная задача науки – дать объяснение феноменов природы, общества и самого человека.

Наука – это элемент цивилизации, так как чистое познание мира способно быть технологической основой материального производства, благодаря тому, что способна вырабатывать некие технологии преобразования природы для потребности человека.

Впервые Маркс показал, что эра возникновения машинного производства была совершенно необходима, чтоб промышленный и сельскохозяйственный труд соединились с естествознанием. В результате возникает технологическое знание, резко повышается производительность труда и возникает техногенная цивилизация. Тем не менее нарушается баланс между культурой и цивилизацией. Научно-технический прогресс не тождественен культурному прогрессу, что нередко оборачивается критикой науки.

Социальная роль культуры

Культура – исторический тип существования человека в обществе. Социальные характеристики бытия человека первичны, а реалии культуры – это производные от реалий общественной жизни.

Социальность складывается из следующих функциональных характеристик:

1) Из единства некоторого числа индивидов,

2) Распределения по индивидам необходимой для общества деятельности,

3) Обеспечения подготовки подрастающего поколения к деятельности,

4) Замена стареющих и умирающих индивидов новыми членами общества без срыва социальной преемственности.

Культура позволяет создать социальность через определенное программирование человеческого поведения, сохранять и созидать её, формирует определенный социальный культурный код. Механизм социального наследования – важнейшая роль культуры. Обеспечивает определенный объем знания, которое закрепляется в языке, знаках, семиотических механизмах общественной жизни.

В истории выделяют три типа культуры и социальности:

1) Первобытное общество охотников и собирателей

2) Земледельческое общество – традиционное,

3) Общество европейской культурной традиции.

В первобытнообщинном обществе используется обычай наделения индивида именем. Они являлись сакральными, тайными, связывающими индивида с предком, тотемом. И он проигрывает форму деятельности, задаваемую именем. Наделяют именем старейшины – именно их память и есть хранилище знаний первобытного общества. Механизм лично-именного кодирования следующий: первое имя дается при рождении, второе имя – в процессе ритуала инициации, третье – в момент перехода в состояние старчества. Так как память старейшины конечна, то структура и размеры общества невелики.

В аграрном обществе социальное кодирование происходит на основе семьи – основного транслятора освоенных профессиональных навыков. Состоит из носителей какой-либо одной профессии (пахарь, мельник, сапожник). Нет понятия личности, гражданина. Воспроизводство нового поколения происходит в лоне семьи или семьи мастера. Головы не забивают знанием, которое прямо не востребовано в данной профессии. Знания неотрывны от практических навыков, только тогда человек это запоминает. Европейское образование здесь имеет недостатки – нет изменений и новшеств, знание лишь воспроизводится. Европейская культура строится на признании позитивности отклонения от нормы. Переход к нынешней европейской культуре начинается в греческих государствах в бассейне Эгейского моря. Важнейшей страной является Греция (номос – закон, свод правил, которые распространяются на всех, даже на законодателя, хотя в других странах на законодателя закон не распространяется.

Окончательное становление европейской культуры связаное с переходом к индустриальному обществу, техногенной цивилизации, культурной и социальной основой которого является НТП происходит в XVIII в. Возникает та культура, которую сейчас философы называют модерном. Итогом перехода явилось возникновение двух четко разделенных ветвей науки:

1) Чистая (фундаментальная наука) продукция которой – авторские публикации. Удовлетворяет потребность познания мира.

2) Прикладная наука нацелена на поддержание и улучшение качества жизни, имеет практические цели.

Страна не способна встать на путь развития, если она не занимается наукой. Важнейшим институтом трансляции научного знания является университет. Локальный характер такой цивилизации возник в Западной Европе и тут же возникла проблема совместимости культуры и цивилизации, основанных на научно-техническом прогрессе, и совместимости культуры и цивилизации на основании традиционного общества. В обществе модерна остра проблема совместимости культуры и науки (В Китае модерн возникает в виде социализма. В России свои культурные основания).

 

2. Тождество и различие науки с другими видами культуры, эволюция их взаимоотношений в европейской истории.

Культура дифференцируется на виды уже в традиционном обществе, что происходит не сразу – в первобытнообщинном обществе культура синкретична. Все виды культуры имеют некоторые общие свойства.

Мир, религия, философия, наука, политика, право, мораль – всё это элементы особого духовного производства, после того как труд разделяется на виды в традиционном обществе. Главная их задача – дать определенный духовный продукт, удовлетворить потребность в духовном развитии человека. В традиционном обществе труд распределяется на умственный и физический. Возникает производство текстов, символов, знаков. Главная задача культуры – удовлетворить потребность в духовном развитии человека. Все виды культуры дают сознание, формирующее идеальную картину мира, ориентирующую человека в мире, сплачивают и объединяют в единое целое. Все виды культуры изменчивы, они взаимодействуют друг с другом, возникает борьба за лидерство в духовной жизни людей.

Искусство и наука.

Искусство обращается к созерцанию, эмоциональной сфере человека, его чувствам. Оперирует чувственными образами, потребностями. Отображает мир в типичных, но конкретных образах.

Наукаобращается к разуму, мышлению, рациональному познанию, формирует термины. Дает обобщенное знание с помощью мысленных абстракций.

Философия и наука.

Философия и наука стремятся к теоретическому познанию.

В философии нет экспериментальных исследований, на логику обращается большое внимание, привлекаются знания из различных областей знания, стремятся к целостному охвату.

В науке есть экспериментальный уровень, она опирается на факты, имеет эмпирический базис, дробит предмет изучения.

Религия и наука.

История видов культуры начинается с мифов первобытных людей, миф родился стихийно. Долгое время не осмыслялся. Миф возник как попытка осознания окружающей действительности, её интерпретации. Характер такого вида сознания – эмоционально-образный, изустный, анонимный, народный. Нет противопоставления человека и природы, материального и духовного, субъекта и объекта. Составлен из элементов природы, религии, искусства, нравственных норм, даже науки, то есть проявляет синкретичность.

Далее формировались самостоятельные формы.

Первая форма разложившегося мифа – это религия, за ней следует философия.

Религия играла огромную роль в сознании людей. Её впервые исследовал Макс Вебер (1864-1920), он характеризует в широком контексте европейскую и другие виды культуры, в основе которых лежат три типа религии:

1) Иудаистско-христианская форма религиозности (повлияла на возникновение научной формы деятельности) ориентирует человека на владение миром.

2) Даоистско-конфуцианская форма религиозности, приспособленческая, делает установку на гармонию с миром, бережное отношение к природе.

3) Индуистско-буддийская форма религиозности настраивала человека на бегство от мира

Макс Вебер считал, что на основе этих картин формируются мотивы человеческой деятельности и именно поэтому наука – есть чисто европейская форма деятельности.

В Древней Греции философы стали сомневаться в истинности мифов.

Гомер «Илиада», «Одиссея»

Гесиод «Труды и дни», «Теогония». Древние греки в школе изучали Гомера, Гесиода и пытались найти крупицы истины. Сократ говорил, что миф – это выдумка, не имеющая никакой пользы. Эмоциям философы противопоставили интеллект, разум. Логическое доказательство сильнее чувственной достоверности.

Проявляется стремление найти первоначало.

Философия – важный метод познания, но и воспитательное средство, средство для формирования культуры души.

Цицерон «Культура души» отождествлял культуру с личными качествами человека.

Искусство развивается в Древней Греции в форме скульптуры, театра, как рефлексия осознания греками своей души.

Катарсис – возвышение, очищение.

Европейская культура нового времени оказалась пронизана идеями познания, овладения силами природы, построения общества разумного, дающего право на счастье всем людям. Естествознание – основа европейской культуры.

Т.Мор «Утопия», Ф.Бэкон «Новая Атлантида» рисуют общество с развитой наукой и техникой.

«Хочу направить все науки к человеческому совершенству» Спиноза

 

3. Амбивалентная оценка техногенной цивилизации и европейской науки (сциентизм и антисциентизм)

Выражается отношение к Европейской культуре, обществу модерна. Отношение двойственно:

1) Апологетика, абсолютизация науки и научно-технического прогресса и их культурная роль в современном обществе, европоцентризм (все общества должны пройти таким путем).

2) Абсолютизация других видов культуры

Сциентизм был задан позитивизмом Огюста Конта (1798-1857).

 

Закон о трех стадиях умственного развития человечества:

1) Детская– теологическая, религиозная. Представление о неких силах.

2) Юношеская – метафизическая философия. Философские понятия без опыта.

3) Зрелая– позитивная, научная. Опытное познание.

Мысль о развитии человеческого сознания и смене культурного доминирования.

Характеристики сциентизма:

1) Сведение научного знания к знанию, полученному количественным методом.

2) Абсолютизация роли науки, противопоставление ее другим видам культуры, изгнание философии из сферы научных вопросов.

3) Убеждение, что только с помощью науки можно достичь человеческого счастья

4) Бессмысленно всё то, что не есть научное познание.

5) Радикальная форма сциентизма – технократизм. Любые социальные противоречия решает определенная технология. Уповает на возможности информационного общества, которое снимает любые проблемы, создается общество знаний, утверждаются ценности самосовершенствования. Д.Белл, О.Тоффлер.

В 1749 г Дижонская академия объявила конкурс философских трактатов «Способствовало ли воздействие наук и искусств очищению нравов?». Выиграл Жан Жак Руссо (1712-1778). Эпоха просвещения. Просветитель-еретик. Его аргументы:

1) Наука живет на почве человеческих пороков. Юридические науки – из несправедливости.

2) Наука и культура отрывают от простого, естественного существования.

3) С их помощью учатся казаться, а не быть.

4) Науки и искусства подкапывают под религию и уничтожают добродетель.

Эти мысли продолжили романтики. В XX в возникла антиинтеракционистская концепция, согласно которой наука не способна помочь человеку решить смысложизненные вопросы. Философия и наука – это две разные формы незнания.

Экзистенциалисты (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Карл Ясперс)

говорили о том, что философия и наука – это две разные формы познания, которые не имеют ничего общего между собой.

Л.Н.Толстой был отрицательно расположен к медицинским и другим научным дисциплинам.

Пауль Фейерабенд (1924-1994). «Против метода» (1975) - очерк анархистской теории познания, в которой говорится о том, что познание существует благодаря всем людям, любой социальный институт не хуже науки. Нет никакой привилегированной позиции науки по отношению к достижению истины.

4. Наука в эпоху модернистской и постмодернистской культуры XX-XXI вв. Наука и квазинаука в современном обществе

Модерн (modern) (фил. словарь под ред. Фролова) – то, что можно назвать обществом научно-технического прогресса, технического общества, который начинает быть с XVIII в.

Модернизм (modernus) – новый, современный. Используется по отношению к искусству XIX-XX вв.

Модернизму предшествует классическое искусство, а модерну – традиционное общество.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.017 с.)