ТОП 10:

Госсен выводит законы потребления.



1. Величина удовлетворения от употребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.

2. Для максимального удовлетворения потребности в условиях, когда запасов благ недостаточно для полного насыщения необходимо остановить потребление всех благ, в точках, где интенсивность удовольствия от потребления становится одинаковой.

 

Возникает экономикс. Термин введен в конце 19 века благодаря учебнику Альфреда Маршалла «Принципы экономикс». Взаимодействие спроса и предложения. Маркетинг. Рыночность и рыночное поведение производителей, которые хотели бы увлечь покупателя. В 30-е гг, после смерти Маршалла. Экономикс – центральной проблемой экономической науки является распределение редких ресурсов между альтернативными целями.

О соотношении сущего и должного в развитии экономической мысли.

Экономическая теория как единство теоретических и ценностных, критических и практических суждений. Теоретические суждения говорят о том, что есть. Ценностное – о том, что должно быть. Ценностные суждения сближают с этическими учениями. Это мировоззренческие постулаты. Практические советы. С позиции естествознания кажется очевидным, что в науке по определению науки нет места никаких утверждений кроме факта. О том, что есть. Все экономические теории опираются на этический фундамент, мировоззренческий. Присутствует идея справедливости. О справедливом хозяйствовании, устройстве. Христианство осуждало ростовщичество, с Фомы Аквинского рынок получает одобрение. Реабилитация. Изменение моральных установок. Мыслители могла не осознавать этих оснований. В эпоху возрождения нет грани между сущим и должным. Задача – каким должно быть общество и государство. Физиократы – идея об естественном социальном порядке. Понятие ест порядка – предпочтительное, должный, ему надо следовать. Английская политэкономия. Теоретический анализ капиталистического строя. Они не избежали Буржуазный способ хозяйствования опирался на принцип свободы индивидуальной хозяйственной деятельности. При свободной конкуренции интересы индивида и общества не сталкиваются. Кап строй не единственная форма хозяйствования. Он – продукт исторического развития. Но они не считали, что он исторически подходящ. Маркс говорил о неминуемом крахе капитализма. Маркс подразделял теоретические суждения и суждения долженствования. Полагал, что мировоззренческие посылки могут стать основанием теории тогда, когда ученые обращаются к мировоззрению революционных классов общества. Пролетарская этика. Приоритет личного над общественным. Для экономической теории единство теоретических положений и положений ценностей – неотъемлемое свойство.

В философии жизни – категория жизни, неразложимая на материальное и духовное. Жизнь в гносеологическом плане может быть постигнута лишь интуитивно, а не рационально. Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер.

Дильтей (1833-1911гг). Отношение его к науке. Все науки изучают различные проявления жизни. Естествознание, науки о природе и науки о духе (исследуют подлинную, скрытую реальность. Переживается, постигается всеми силами души, а не только рациональными). То, что переживается нельзя разложить, систематизировать, объяснить, но можно описать на основе вживания в то, что ты описываешь. Метод наук о духе – описательная психология. Герменевтика. Из различий между науками о природе и науками о духе – главная познавательная функция наук о природе – объяснение. Подведение единичного объекта под общий закон, понятие, теорию. В результате этого – вся неповторимость исчезает. Она не требуется естествоиспытателю. А функция наук о духе, главный предмет которого мир человека, это понимание. В этой области исследователи стремятся постичь смысл в его неповторимости, уникальности, несводимости к общей понятийной конструкции.

Неокантианство. Ограничить притязания традиционной философской онтологии на роль основной дисциплины. Философия должна заниматься критикой познания. Гносеологическая проблематика. Школа утверждает априорные формы познания. И других форм деятельности.

Марбургская школа. Герман Коген (1842-1918 гг). Философия должна изучать логические возможности науки. Научное знание как самостоятельную и саморазвивающуюся научную систему и Баденская школа. Генрих Риккерт (1863-1936 гг) Вильгельм Виндельбанд (1848-1915 гг).

Взгляды Риккерта. Противопоставление науки о природе и науки о культуре. Культура – продукт ценностно-ориентированной человеческой деятельности. Цель естественных наук – познание общих законов природы. Метод естествознания – обобщение, генерализация. Науки о природе интересует индивид в качестве представителя класса, экземпляр. Науки о культуре – исследует индивидуальное и неповторимое. История. Все отдельные события исследовать невозможно. Переход через реку стада коров никто не сочтет историческим событием. А переход Цезаря через Рубикон – историческое событие. Социально-гуманитарные науки – продукт ценностного мышления.

«Рубикон перейден – жребий брошен»

Задача философии – установление принципов разума. Норм научного, нравственного, художественного сознания. Эти нормы – совокупность высших ценностей. Неокантианство – отождествляют философию с аксиологией.

И естествознание использует ценностное в нормах и идеалах исследования, в картине мира.

Естественные науки изучают законы присущие природе, технические – проектируют действия человека, социально-гуманитарные – ищут ценностные ориентиры. Предмет естествознания природа. Выявление закономерных связей, взаимодействие объектов. Изучая людей, исследователь изучает сам себя. Не только понять и объяснить, но и изменить.

2. Марксизм о науке и ее философской методологии (диалектике) и роли в обществе

Философия, Политэкономия, Политическая теория. Три части Марксизма.

Философия Маркса – исторический материализм. Индивид, деятельность, условия. Как тех, что индивиды находят, так и создают сами. Люди отличают себя от животных как только начинают производить что-то сами.

Понятие общественного производства. Воспроизводят себя и условия для своего существования. Люди рождаются социально в процессе жизни. Жизнь определяет сознание. Бытие определяет сознание. Общество в каждую эпоху характеризуется базисом – экономической структурой и социальной структурой – надстройкой. Единство базиса и надстройки – формация. Движение от движения одной формации к другой – ход истории. Рабство, крепостничество, наемный труд. Наука – сфера общ сознания и вид культуры. Наука как вид культуры – надстройка над базисом. Как все виды надстройки меняются так и наука меняется в процессе истории. Естественные потребности продвигают науку больше, чем десяток университетов. До конца 19 в наука – играет вспомогательную роль. Затем наука-техника-производство. Науке первая роль. Наука – непосредственная производительная сила общества. Наука развивается кумулятивно, накопительно. Суммирует. Наука – социальная память человечества. Укрепляет позиции человека в мире. Процесс дифференциации и интеграции наук. Высоко оценивает роль науки в обществе. Знание – процесс отражения в сознании объективной реальности. В искусстве – много вымысла. Марксизм негативно относился к религии.

«Религия – опиум народа» Маркс

Религия – слепое принятие за истину того, что нельзя проверить. Критиковали философию предшествующую им. Философия – незаинтересованное знание. Субъект познания понимался оторвано от действительности. Субъект научного познания социален. На ученого оказывает влияние научное сообщество и общество в целом. Содействуют и мешают. Свою философию Маркс и Энгельс считали иной, направленной на построение нового коммунистического общего. Философия должна крепить союз с наукой. Идеологическая функция философии.

Методологическая роль в философии – диалектика. Теория и метод познания явлений действительности. Развитие движения, обусловленное внутренними противоречиями действительности. Всеобщий и необходимый характер носят.

Диалектика – философское учение о наиболее общих законах развития человеческого сознания, общества, природы.

Три закона диалектики.

1. Закон перехода количества в качество,

2. Закон единства и борьбы противоположностей,

3. Закон отрицания отрицания.

Категории диалектики

Общее и частное

Сущность и явление

Содержание и форма

Возможность и действительность

 

3. Становление и развитие позитивизма как философии науки в 19-20 вв

Огюст Конт (1798-1857 гг) «Курс позитивной философии» 1830-1842 гг

Закон о трех стадиях умственного развития человечества:

1 стадия. Теологическая, Религиозная, Детство. Страх потусторонних сил

2 стадия. Абстрактная, Метафизическая, Юношество. Мечтательность

3 стадия. Научная, Положительная, Зрелость. Мир изучается с помощью опытного познания.

 

От религиозного восприятия через метафизическое к научному.

Идеал этой философии – эмпирическое научное сознание, естествознание. Методология науки. Первый этап. Позитивизм отождествляли с материализмом. Вытесняет задачу объяснения. Описание действительности, предсказание будущих фактов. Классификация наук – иерархия наук. Математика самая простая. Социология – самая сложная наука. В иерархии нет истории, филологии. Философия сливается с биологией.

Социология – опытное изучение общества. Функция, организация, типы обществ. Задался целью создать новую опытную науку об обществе в противовес старой умозрительной. Общество должно управляться промышленниками и банкирами. Учить управлению должна социология. Главная задача социолога – достать данные.

Второй этап (позитивизм второй волны) связывают с появления эмпирокритицизма. С 70-х гг 19 в. Мах, Авенариус. Принцип экономии мышления. Цель науки – в удовлетворении жизненных потребностей человека. Мин затраты мыслительной энергии. Пытались удалить из пределов научного познания старые понятия. Задачи науки – фиксация фактов чувственного восприятия. Сила. Масса, пространство, время – обозначение комплексов ощущения. Позитивизм обнаружил тенденцию к феноменологическому истолкованию научной картины мира. Мах говорил о различии физического и психического. Мах ликвидирует внешний мир. Оставляет только психические процессы.

Третий этапнеопозитивизм, логический позитивизм.

Бертран Рассел, Рудольф Карнап. Филипп Франк, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик.

Физикализм. Истинность какого-либо положения науки в зависимости от возможности ее перевода на язык физики. Любое теоретическое положение нужно выразить на языке опытных данных. Если это невозможно, то теоретическое положение нужно отбросить. Принцип верификации – любое положение должно быть эмпирически доказано. Требуется корпус научного знания, умерь выразить с помощью эмпирических суждений на языке фактов.

Мир – есть совокупность фактов, а не вещей.

Факты должны быть выражены простой констатацией факта.

Попытка позитивизма этой волны решить проблему демаркации. Отделения философии от науки. Задача не была решена позитивизмом этой волны. Отделить философию от науки невозможно. Но разобраться где философия, а где наука оказались полезными. Свести язык всей науки к языку физики – это упростить, совершить редукцию.

История науки. Кумулятивистская эпистемология – накопление истинного знания. Задача эпистемологии – обоснование готового знания. Заблуждения должны быть выброшены. Очистить язык от ошибок. Знание, ставшее научным, не изменяется, а только дополняется. Наука – в законченном, статичном мире. Научное же знание – динамическое целое, с перестройкой от вершины до истоков и оснований.

Корпускулярная теория света Ньютона. Волновая теория Гюйгенса. Затем обе концепции объединены. Невозможно четко отделить истину от заблуждения. Позитивизм концентрируется на языковых методах. Семиотика как наука о знаках.

Четвертая волна позитивизма. Постпозитивизм. Карл Поппер, Томас Кун, Мишель Полани, Имре Лакатос, Пьер Феерабенд.

Возвращение к истории науки. Если логический позитивизм исследовал логическую структуру, то постпозитивизм- историю науки в контексте истории в целом. Генезис научных идей, эволюция научного знания. Возникновение новых теорий, как они добиваются признания. Линия между философией и наукой становится прозрачной. Представление, что философия не такая уж вредная для науки. Что-то из философии переходит в науку. Атомизм Демокрита. Уточняется принцип верификации. Принцип фальсификации – если теорию нельзя опровергнуть – то теория не научная.

Наука – бред сумасшедших. Отказ от кумулятивизма в понимании и развитии знания. В теории науки революционные преобразования. Нелинейность и движение к цели, которая может быть и не достигнута.

Джон Милль (1806-1803гг)

Гельберт Спенсер (1820-1903гг)

 

Лекция 19. Социокультурная динамика науки

1. Основные проблемы социокультурной динамики науки: традиции и новации, индивидуальное и социальное в науке, континуизм и дисконтинуизм

Представители постпозитивизма стали видеть в науке целостный способ видения мира, который развивается поколениями ученых. Это не отдельная оторванная от остального точка зрения, это целостный способ видения мира, который формируется сообществом ученых, поддерживается видами культуры, формируется, развивается, укрепляется, отмирает благодаря работе ученых. Поддерживается верой не только научного сообщества, но и всего общества. Вот этот целостный способ видения мира, усваиваемый несколькими поколениями – это и есть традиции. Качество – способность переходить от одного содержания к другому, сохраняя определенную культуру и определенный арсенал методологии. Следует диалектически иметь в виду. Науку нельзя понимать как только развитие и укрепление традиции. Новации – противоположный аспект. В истории общества происходят сдвиги, и для развития науки важную роль играют индивиды, не интегрированные в традицию. Дают позитивный творческий импульс, благодаря которому возникает новация, способная выдержать борьбу с традицией и победить.

Качество личности, личный опыт, личное желание утвердить позицию и социальная среда с другой стороны, которые чтут традицию и слабо отзываются на новации, которые исходят от творческой личности. Есть целые эпохи, когда великие открытия идут одни за другим. Эпоха Возрождения – эпоха великих открытий. Коперник. Гелиоцентризм. «О вращении небесных сфер», 1543г. Сыграла решающую роль в пересмотре философских представлений о мире. Коперник не находился в центре больших духовных новаций, изменений в Италии, Франции, он сформировался на периферии европейской культуры. Продолжил обучение в Итальянских университетах, где с жадностью изучал философию, медицину, право, астрономию. Именно здесь в его сознании зародилась идея нового взгляда на мир. Обладал волевым характером. И упорством.

В истории и философии науки возникли споры по поводу того как развивается наука. Плавно, без скачков и перерывов (континуизм). Массив знаний – сплошной континуум. Либо познание развивается отдельными достижениями, скачками, дискретно (дисконтинуизм).

Континуисты считают, что каждая новая научная идея не нова, так как обязательно имеет своих предшественников. Предшественники данной идеи как бы открытой ученым. Отрицают научные революции. Каждый ученый впитывает идеи и развивает свое творчество. Пример Континуизма. Пьер Дюгем – фр. Физик и историк науки (1861-1916гг). Настаивал на том, что Галилей не был создателем нового, так как сходные идеи находились у средневековых ученых Парижской школы.

Дисконтинуисты признают наличие скачков, научных революций. Это закономерный этап в развитии науки. Это некий внутренний механизм развития науки. Есть место для революционных изменений. Френсис Бэкон говорил об одноразовой научной революции, восстановление научного сознания благодаря борьбе с догматизмом и схоластикой средневековья. Нужно очистить науку от привходящих свойств и качеств. Обвинят науку в школярстве. Знание должно быть практически полезным. Практическое применение в жизни всего общества. Технические изобретенияя. Изобретатель, а не теоретик – главная фигура в обществе.

Смена научной рациональности. В античность, средневековье, возрождение – натурфилософский подход к вопросам науки. Это рациональность, которая не связана с экспериментом, техникой, промышленностью. Отождествление бытия и мышления. Фил рациональность работает только с понятиями. В средневековье – теологическое представление. Другой тип рациональности. Наконец верификация, проверка знания на добротность через эксперимент, наблюдение – это другой тип рациональности, который присущ самой науке.

Есть процесс, связанный с изменением этапов истории. От замкнутых национальных государств к мировым торговым союзам.

1. Натурфилософия

2. Классическая наука

3. Неклассическая наука

4. Постнеклассическая наука

Карл Поппер (1902-1994гг) – постпозитивизм. Развил концепцию перманентной революции в науке. Революция в науке – обыденное явление. Так как рост научного знания в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений. В результате этих процедур решаются научные проблемы.

Отсутствие роста – отсутствие науки. Изменения касаются качественных изменений научных теорий. Постоянное ниспровержение предшествующих форм знания.

«В наше время теории приходят и уходят подобно автобусам на Пикадилли» Поппер

Рождение новых знаний – внутренняя необходимость для утверждения себя как ученого. Борьба за право выживания в науке. Устранение менее приспособленных теорий более приспособленными. Эволюционизм, эволюционная эпистемология.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.01 с.)