ТОП 10:

Взять науку как социальный институт.



Центр – перифирия, руководитель – исполнитель, лидер – молодой ученый.

Роль авторитета в науке. Прав оценка лидера.

Наука связана с обществом. Иерархические отношения и ценностные аспекты в этом отношении. Наука оценивается в каждой стране. Ученые выступают в качестве экспертов в различных областях деятельности человека.

 

 

4.Аксиологическое содержание научного этоса

Фейнберг Евгений Львович (род. в 1912 г) академик, физик-теоретик считает, что естествознанию не присущи этические аспекты. Разграничения что хорошо и плохо в самом знании нет.

Бертран Рассел в «Истории западной философии» отмечает, что нравственная ущербность науки в том, что она способна творить чудеса, но с другой стороны, наука не знает какие чудеса ей следует творить.

Гегель упоминает об истинном слове и истинном деле.

Стремление к истине имеет нравственную подоплеку. Поступки ученых вызывают положительные чувства: Чакрабарати, индийский микробиолог, в 80-х г, получил штамм микробактерий, перерабатывающих солому с выработкой метана. Но бактерии оказались патогенными для человека. Тогда учёный уничтожил культуру бактерий и сжег все данные об эксперименте.

Этос науки (греч. нрав, характер. Наряду с «физис» – бесконтрольная природа человека и «пафос» – противоположен этосу - неразумный стиль поведения, эмоциональный) - разумный стиль поведения.

Роберт Мертон, социолог XX в. Применил понятие этоса в рамках социологии науки – это набор согласованных норм, эмоционально воспринимаемый комплекс правил, предписаний, суждений, давлеющих над научным сообществом.

Мария Оссовская польский мыслитель XX в, этик. Этос – это стиль жизни какой либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей. В научном сообществе есть правила, нормы, которые требуются выполнять. Они не записаны, но их требуется выполнять. Этос появлялся еще в античности.

Роль доказательства. ТЫ должен признать самое неприятное для себя положение, если оно доказано.

Ты должен отказатся от предположения, если оно опровергнуто.

Подлинная награда за научную деятельность – приоритет авторства в открытии. Фалес поведал богатому обывателю, что луна и солнце в угловых размерах одинаковы. Не требовал за это денег, а требовал приоритета.

Эзотерическое и экзотерическое знание. Знание для всех и знание для внутреннего пользования. Долго господствовало.

Проступок Гиппаса, который поведал тем, кому не должно о пропорции и несоизмеримости стороны квадрата и диагонали квадрата (рациональные и иррациональные числа). Гиппасу соорудили могилу на кладбище и вскоре он утонул.

Традиция клятвы. Гиппократа.

Мертон: на протяжении столетий существует 4 принципа научного этоса:

· Универсализм. Наука безразлична к тому, кто ее продвигает. Нельзя сказать «КТО ТЫ ТАКОЙ?». Не апеллирует к человеку.

· Принцип общности, коллективизма. Наука не должна знать национальных классов, роли барьеров. Результаты – достояние всего человечества.

· Бескорыстие. Нет высшей ценности, чем истина. Фундаментальное знание выше прикладного.

· Организованный скептицизм. Наука есть сообщество свободно мыслящих людей. Для которых нет больших авторитетов, чем разум и опыт. Любое научное положение подвергается сомнению (проверке). Кейптаунский человек-шутка.

Попытка выдать чужие результаты за свои – плагиат.

 

Лекция 11. Наука в античности

1. Начало науки как философская проблема

Проблема начала науки рождается из трудности определения того, что такое наука. Наука как истинное знание иногда определяется как любое знание. Значит наука существовала всегда. Молоко сбегает если его вовремя не убрать с огня – это истина, проверенная неоднократно практикой.

Не всякое знание – научное знание. Что является истоком научного знания? Каковы условия возникновения науки? Наука возникает не на заре человеческого общества, не сразу. Предшествующими этапами были развитие донаучного и преднаучного знания. Условием возникновения научного знания выступает философия. Это важный фактор для возникновения науки. Так как философия позволяет осмыслить феномен знания, осознать его самоценность, общественную значимость, его методологию. Еще философия позволяет освободиться научному знанию от различных форм иррационального знания, то есть магии, мифа, религии, встать на путь рационального мышления, способного познание совершать в форме понятия, теории, законов, принципов. Формы рациональности менялись. Они разные в античности, Средневековье, Новом времени, современности. Рациональность – понятийное постижение действительности. Рациональная форма возникла не вдруг. Процесс перехода от иррационального к рациональному – это путь от мифа к логосу. Карл Ясперс, экзистенциалист: «В истории познавательной деятельности три этапа. Познание начинается с зарождением человеческого общества. 1 форма – мифология, магия. Существует с необходимыми повседневными, бытовыми, производств знаниями. 2 этап – появление философии. Античность. И в Индии, и в Китае. Позволяет сформироваться новому типу чел познания, прообраз науки. 3 – многообразные формы научного познания Нового времени»

Донаучное знание – в ходе практической, обыденной производственной жизни человека. Сельское хозяйство, медицина, металлургия. Первые формы познания в ПО обществе включались в хозяйственно-бытовую деятельность, но не выделялись в качестве особой формы деятельности. Врачевание. Болезнь по причине действия демонических сил. Медицинская магия – изгнание демонов из организма больного. Но позитивное знание – лекарственные растения, хирургическая практика. Кесарево сечение, трепанация черепа, кастрация.

Преднаучное знание. Занятия в Египте Вавилонии математикой и астрономией научная ли деятельность? Применялись сложные математические методы для обработки результатов вычислений в Вавилоне. Вавилонских звездочетов не интересовало устройство вселенной. Им не приходило в голову промоделировать устройство вселенной, солнечное затмение. Они не задумывались об истинном, а только о видимом движении планет. Небо решало практические задачи. Судьбы царств, лиц. Расчитывали религиозные праздники. Принципиальное отличие древнегреческих форм познания – они стали интересоваться устройством мира из чистой любознательности. Они пытались понять истинное положение дел, а не кажущееся. Он впервые стали моделировать космическое устройство и функционирование космических тел, планет, а также механизмов природных явлений вообще. Это связано со становлением философии в 6-5 в.в. до н. э. Именно это вызвало качественное изменение характера человеческого познания. Греческое чудо – резкий переход от преднаучных форм к собственно научным формам мышления в рамках философии.

Резкое изменение культуры. Переход к государству с письменностью, институтами слова, книжное образование, учебная литература. Философия создала атмосферу критичности, сомнения в мифологии. Агональность древнегреческой культуры означает соревновательность. «Платон мне друг, но истина дороже». Созерцательность – черта всей дренегреческой философии и способа познания окружающей действительности. Они наслаждались эстетическим – практически незаинтересованным восприятием мира – в отличие от практицистского знания восточных народов. Философия невозможна без авторского начала. Созревание авторства – показывает греческую демократию и форму полисной жизни. Должности выборны – кроме жреца и полководца. Отсюда необходимость гуманитарного знания, доказывать точку зрения, защищаться в суде. Практическое отсутствие сословия жрецов и чиновников, по сравнению с Египтом, Вавилоном. Особенность мышления греков предопределило натурфилософский период. Отсутствие эксперимента – характерная особенность античного мышления. Галилей, Ньютон, Кеплер – экспериментаторы Нового времени. Греки располагали эмпирическим материалом, но он не включал в себя эксперимент. Умозрительные формы мышления. Производственный, ремесленный опыт давал многое. 6 в до н э о. Самос, построен водопровод. Длина – 1 км. Рыли с двух сторон горы. Требовалась большая точность в проведении геодезических измерений. Обыденный, житейский опыт. Демокрит, Левкипп, Тит Лукреций Кар – не имели современных способов наблюдения микромира, но они наблюдали пылинки в комнате, которую освещал тонкий луч солнца через ставню. Обращались к обыденному опыту, чтоб доказать, что все состоит из частиц.

Гномон – солнечные часы. Эратосфен выяснил размеры земного шара. Гиппарх, Посейдоний измеряли расстояния от Земли до Луны. Не существовало идеи использовать эксперимент для подтверждения или опровержения теории. Методы упорядочения материала – правила и нормы логического доказательства. Отсюда математическая дедукция. Мыслители пользуются аналогиями. При этом сравнивают природные процессы в неживой природе с процессами в живом организме или деятельности человека. Набор категорий, состав парные оппозиции:

Пифагор

Предел – беспредельное

Нечет – чет

Единое – многое

Правое – левое

Мужеское – женское

Покой – движение

Прямое – кривое

Свет – тьма

Доброе – злое

Квадрат – прямоугольник

Нормы логического мышления. Зенон Элейский он впервые пользовался логически доказательствами. Парменид – бытие поймано разумом, а чувства дают ложное познание.

Греки создали математическую теорию. Результат математических исследований должен быть получен путем логических рассуждений. Ход рассуждений должен был отвечать высокому уровню строгости, вырабатывается математическая дедукция. В античности не была обнаружена связь между фундаментальными исследованиями и их прикладными приложениями. Архимед в постановке научных задач руководствовался чистой любознательностью. Закон гидростатики создан потому, что его это заинтересовало.

Механика, земледелие, медицина, мореходное тело, театральное искусство не считалась наукой. Это было искусство и техника. Древние мыслители считали, что техника противостоит теоретическому и опытному знаниям. Хотя в области искусств вызревали важные научные положения. Скачок в культуре позволил Греции стать лидером в Средиземноморье. Часто их приглашали как инженеров, врачей в другие страны. Так продолжалось до эллинского времени.

2. От мифа к логосу. Путь становления античной философии и науки. Философские школы и научные программы эпохи классической Греции.

Античный – относящийся к Древней Греции, Древнему Риму. Начало древнегреческой истории уходит в эпоху троянской войны, что описано Гомером. Философские школы возникают в 6 в до н. э., школа Пифигора и школа Элеатов (родоначальник Парменид). Школы осуществляют свою деятельность до начала 6 в, в 529 г н.э. по указу императора они были закрытии в Афинах. В Риме философы были под запретом в 74 г н.э. Известно 400 имен древнегреческих мыслителей. Географически философы Древней Греции образуют восточную ветвь (Милет, Эфес) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Западную ветвь (о. Сицилия) школы Пифагора и Элеатов, Парменид, Зенон, Эмпедокл (из Агригента). Центральная ветвь (Афины, Абдеры) Демокрит. Первый период развития философских школ – досократический период. (Сократ (469-399 г до н.э.).) Труды по цитатам работ позднейших авторов. Главная тема досократиков – наука о природе. Так как она велась философскими средствами, поэтому эта древняя физика назвалась натурфилософией. Опирались на опыт производственный и бытовой, на мифологические представления, на собственные наблюдения. Развивалась вместе с астрономией и математикой. Единство философии и науки в этот период. Природа в нынешнем понимании – это та часть окружающего мира, которая не является продуктом деятельности человека. Природа – это сущность вещи, его главная характеристика. В древнем понимании природе противостоит «номос». Природа в те времена – естественная закономерность, внутренне присущая вещам и миру. Номос – установление небожественного или человеческой, внутренне не присущее вещам. Древние физики искали внутренне присущие миру закономерности, которые обуславливают развитие вещей и явлений. Аристотель назовет науку о природе физикой, а мыслителей – физиками или физиологами. Основная проблема науки о природе – происхождение и устройство мира. Для решения проблемы древние философы использовали знания мифов, но пытались их рационализировать. Очистить их от антропоморфных представлений. Мифы посвящены космогонии – происхождении мира. Они освобождали мифы от антропоморфизма. Использовали мотивы: состояние о первичной бесформенности мира, хаос, океан. Отделение неба от земли. В мифе небо и земля олицетворялись в мужском и женском начале. Идея эволюции мира в сторону его большей порядочности и совершенства. В мифе – борьба поколений богов, что завершалось воцарением справедливого бога. Идея эволюции мира в сторону его упорядоченности и совершенства. О первоначалах мира, принципах, архе. Греки изгоняли образы стихий, но оставляли идею божественности природных стихий. Земля, вода, воздух, огонь наделялись вечностью, способностью порождать вечный мир, разумностью, душой, жизнью. Природа несла начала жизни, разума, хотя она была лишена божественного. Оживление природы – гилозоизм. Обожествление природы – пантеизм. У Гераклита – живое жизненное начало – это огонь. Досократики не разделяют на категории материальное и идеальное. Они ни материалисты, ни идеалисты. Мысль выражается на мифо-поэтическом языке. Позже исследователи назовут «О природе вещей» или «О природе».

«На входящего в одну и ту же руку текут все новые и новые воды».

«Всё течет, всё изменяется». Гераклит

Пифагор первым высказал мысль, что нельзя быть мудрым, а можно лишь любить мудрость. Вся полнота знания присуща богу и ему некуда стремиться дальше. Те, кто знают, что знают недостаточно – это философы, а толпа думает, что с них достаточно того, что они знают и ни к чему не стремятся.

Стиль исходящий из тождества мышления и бытия. Умение работать с понятиями и строить картину мира из исходным понятий. Фалес (624-546 до н.э.) первый представитель ионической философии. Он предсказал солнечное затмение. Фалес: всё из воды и в воду. Всё – это вода. Земля поддерживается океаном. Диаметр делит круг пополам. Равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и 2 углам, определял высоту предметов по тени. Анаксимандр: (611-546 до н.э.) земля – парящее тело, ее ничто не поддерживает и она не падает потому, что равноудалена всех точек периферии конечного космоса.

Школа Пифагора. Философ, мат, астроном. Родился на о. Самос, школа в Кротоне (Юж. Италия). Союз просуществовал до 4 в н.э. Пифагорейский союз – союз братства. «У друзей всё общее». Таблица умножения, десятичная система счисления, теорема Пифагора. «Всё – есть число». Пифагор положил числа в основу мира. Математика это не просто мыслит операция, но и картина окружающей действительности. Пифагорейцы открывают гармонию в музыке, через определенные соотношение интервалов в длине струн, что дает тон. Космос означает порядок, противостоящий хаосу. Порядок как надлежащая мира, прекрасное устройство. Красота космоса открывается тому, кто ведет правильный образ жизни. Кто во внутреннем микрокосмосе поддерживает порядок и чистоту. Числовые соотношения для совершенного познания действительности. Пифагор вносил логику в математическое познание, следует доказывать, а не показывать. Открытие несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной. Отделили искусство счета от теоретической математики. В школе Пифагора 2 ступени. Акусматики – слушатели. Математики – познаватели. «Матема» - знание. Набор учебных дисциплин появился в школе Пифигора. Квадривиум – четырехпутье. (Арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Далее объединились в математику.

В Новое время математика сыграла большую роль, но она потеряла онтологическое содержание, стала ВТ. Демокрит (Абдеры) (460-370 гг до г.э.) заложил основы атомистической теории в древние времена. Фигура Левкиппа – легендарна. Демокрит полагал, что мир состоит из атомов и пустоты. Его представления о космосе – бесконечное пространство без краев, в нем проносятся атомы, которые сталкиваются, образуют временно образ вещи, которые вновь распадаются. Фейнман: «Если бы знания оказались уничтожены, то самое важное утверждение об атомах»

Дальтон, Менделеев, Резерфорд, Планк доказывали действительное существование атомов.

Сократ (5 в до н.э.) Рядом с ним стоят софисты. Философия стала профессией. Софисты – профессиональные учителя. Искусство доказательства. Основоположник софистов Протагор (Абдеры). За сочинение «О богах» был приговорен к смерти. Но бежал.

«Человек есть мера всех вещей».

Софисты увидели в познании дело относительное. Сократ оппонировал софистам.

У Сократа МИФ приобретает отрицательный смысл. Если до него миф использовали, то Сократ миф отбрасывает. С него начинается философское мышление, умение работать с понятиями. Внимание с природы переносится на человека. Как субъекта мышления, а после – и поступка. Сущность человека – не тело, а внутренний мир.

«Заговори скорее, чтоб я тебя увидел»

«Познай самого себя»

С Сократа философия становится саморазумением духа, рефлексией мыслящего человека, выражающего свое знание в понятийной форме. Определит понятия категорий духовного мира. Истина – это процесс, а не результат человеческого искания, поэтому отказывается написать свои мысли. «В споре рождается истина». Фиксируемое знание не обладает способностью учитывать характер читающего. Книги всегда отвечают одно и то же. За словами видел понятия. Красота речи – второстепенна. Истина многолика и бесконечна, несоизмерима с человеческой жизнью. Неспособна вместить всю полноту.

Академия Платона. Незнающий геометрии да не войдет. Просуществовала 1000 лет. Наряду с Платоновской академии другие школы. Киники, послед Антисфена. Эпикурейцы. Сад эпикура. Основоположник эпикуреизма (341-270 до н.э.). Стоицизм – философская школа, которая предвосхищала учение христианства. Зенон из Китиона. 300 г до н.э.. Стоицизм древний, средний, поздний. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Греция, Рим. Философия подняла сознание человека на стадию рефлексивности в этот период. Умению подвергать себя анализу – научное мышление и методология.

 

3. Научно-философская система Аристотеля

Высшая точка развития науки о природе. Аристотель – гений всей европейской науки. Система Аристотеля (384(3)-322 г до н.э.). Картина мира, которая наиболее адекватно выразила сознание античного общества человека этой эпохи. Картина мира отличалась целостностью. Полнотой, универсализмом. Аристотель – сын Никомаха (потомственный врач) и Фестиры. В 18 л – стал учеником Платона. Называл его «Разум». С 343-322 гг Аристотель был в качестве воспитателя Александра Македонского (в 21 год стал главой государства). Школа Аристотеля «Ликей» (до 3 в н.э.). Есть мнение, что Аристотель отравил Александра Македонского. Аристотель был в Афинах чужестранцем. Видели в нем защитника и врага.

В Афинах Школа неоплатонизма побеждает и в ср. 3 в идеи Аристотеля прекращают свое существование.

Стиль мышления. Рационализм, критичность, тщательность. Многие работы – это конспекты лекций, записанные учениками. Удаются описание деталей и критика. Он не был математиком, но хорошо знает математические работы. Эго идея об аксиоматическом построении математики легла в основу «Начал» Евклида. Математическая точность отвлечена от мира, она не универсальна по своей применимости. Математическая точность может распространяться на идеальные объекты. В физике Аристотель ориентировался на качественные характеристики. Физика Аристотеля феноменологическая, а не математическая. Количество – числа и протяженные дисциплины, математики изучают количественные свойства отвлекаясь от чувственных свойств, математики познают в помощью разума. Особенность построения математики – она исходит из определений и аксиом, откуда выводят теоремы и другие следствия. Разделение на чистую математику и математику, изучающую количественные свойства определенных классов объектов. Математика смешана с физикой, астрономией. Для индивидуального стиля мышления утверждает что либо категорично – редко. «Видимо, как будто, кажется». Нет заимствованной и иноязычной лексики. Все из греч. Нет термина. Физика – наука о природе, которая изучает род бытия в самом себе имеющий принцип или начало движения и покоя. Имеет дело с таким бытием, которое способно к движению. Физика – синоним естествознания.

Космос конечен, сферически замкнут, центр мира – земля, от земли – вверх, к земле – вниз. Предметы, вещи из разных по качеству вещей. Мир подлунный изменяемый и надлунный вечный, из эфира.

Живое тело движется благодаря душе. Неживое тело движется благодаря внешнему толчку. Движение и покой различны. Есть абсолютная система отсчета. По кругу, по прямой, частично по кругу и по прямой. Вещи тяжелые – земля легкие – огонь, сред – вода и воздух. Эфир обуславливает движение по кругу – естественное движение. Космос заполнен, пустого пространства нет. Скорость зависит от массы. Сила прекращает действие – тело останавливается. Так как есть среда постепенно. Сила, скорость, среда – понятия динамики Аристотеля. Призывал проводить исследования на животных. Анатомия человека близка анатомии свиньи. Живосечение – анатомирование живого человека.

«История животных» «О частях животных». Утверждал целесообразность в произведениях природы. Нет ничего лишнего и ничего недостающего. Сущность жизни в особом духовном начале – душе, жизнью называл питание, рост и упадок тела имеющего основание в нем самом. Физ-хим толкование сущности жизни. Первая задачу ученого – систематическое рассмотрение возможных органов животного. Животных столько, сколько возможно сочетаний органов. Критиковал дихотомическое деление Платона. (одушевленные и неодушевленные). Человек – двуногое без перьев по Платону. (Ощипанная курица).

Атлас анатомии который не сохранился до наших дней.

Описал 160 видов птиц. Рыб, млекопитающих.

«О ходьбе» о способах передвижения животных.

Образец деятеля науки. Прообраз науки. Натурфилософский период. Зарождается математика, естествознание, учреждения. Нет эксперимента, нет поддержки государства, нет связи между прикладным и фундаментальным.

4. Наука эпохи эллинизма

Вопрос не рассмотрен

Лекция 12. Наука в средневековой Европе

1. Социальные и культурные предпосылки и особенности средневековой Европы

Задача лекции – решить проблему как средневековью, этому этапу культуры, удалось пронести прометеев огонь познания, зажженный в античности. Как он был передан Новому времени, несмотря на коллизии средневековой культуры? Как удалось приумножить интерес к науке?

Средневековая Европа имеет несколько предпосылок. Было бы легко, если б можно было свести к чему-то одному. Переплетение противоположных предпосылок. Трудно ответить, когда начиналась и закончилась средневековая наука?

Аспект политической истории. Средневековая Европа – наследница античности, древнего Рима и его последнего периода империи (31 г. до н.э. –

476 г. н.э.) Причем надо сказать, и это первая трудность, что в 476 г. н.э. закончила существование лишь Западная Римская Империя. Была Западная Римская империя и Восточная Римская империя. Последняя продолжала существовать под названием Византия. Мы наследники Византии, ее культуры, ее крови. Византия происходит от города Византий, на этом месте Константин I Великий (306-337 гг правления) основал г. Константинополь и в 330 г перенес в этот город из Рима столицу единой Римской империи. Когда Римская империя разделилась, то оказалось, что есть уже готовая столица.

Подданные называли ее Романией, то есть Римской державой, а себя назвали ромеями, то есть римлянами. Византия овладела Грецией, Болгарией, Сербией и Хорватией и отсюда уже и та близость Византии нам. Константинополь посетила княгиня Ольга, что описал Константин VII Багрянородный. Когда Константин VII предложил Ольге выйти за него замуж, то она сказала, что раз она не прошла обряда крещения, то не может стать его женой. Тогда она решила креститься и попросила Константина стать ее крестным отцом. И когда Константин во второй раз предложил ей выйти замуж за него, то она отказалась по причине того, что нельзя выходить замуж за собственного крестного отца. Константин VII показал путь из варяг в Греки и впервые назвал Русь Россией.

Кирилл и Мефодий около 860 г изобрели славянскую грамоту, кириллицу, которая проникла на Русь через Болгарию.

1453 г Константинополь взят Турецкой армией, сделался Стамбулом, столицей Османской империи.

Русь – церковная митрополия. В зависимости от Византии. А когда Византия пала на Руси возникло патриаршество, она стала самостоятельной.

Старец Филафей сформулировал: «Москва – это третий Рим, а четвертому не бывать».

476 г – начало Средних веков. Это политическая дата. Одоакр, командующий Западной армией лишил императорской власти Ромула Августула. Отослал Зенону власть. В 493 г Одоакр побежден и убит остготским королем Теодорихом.

Византия противостояла натискам с севера (остготы) и юга (арабы), а Западная не смогла удержать политическую независимость.

5 в – век великого переселения народов. Изменил облик Европы за счет германских племен, которые считались дикарями и варварами. Вандалы – одно из племен германских завоевателей. В 455 г вандалы захватили Рим.

Почему было великое переселение народов? Возможно из-за натиска с востока аваров, гуннов, татаро-монголов.

Хлодвиг (465-511 гг) в течение 30 лет завоевал территорию Франции и основал династию Меровингов. Принимали христианство и попадали под идейное завоевание побежденных.

В 7-8 вв образовалась мощная мусульманская империя со столицами Багдад и Кордова. В 8 в Багдад пал под Монголами, Кордова покорилась Фердинанду III. Сыграла значительную роль в становлении христианской культуры. Авиценна, Аль Раби. Так как в мусульманских городах развивалась науки, поддерживаемые меценатами, халифами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.02 с.)