ТОП 10:

Эмпиризм. Галилей, Ньютон. Главный инструмент познания – опытный анализ.



«Гипотез не измышляю» Ньютон

2. Априоризм (теоретическое познание). Источник истинного научного знания лежит в области теории мышления, что тождественно разуму.

«Мы можем строить теории без обращения к опыту. Всякое разумное высказывание должно быть верно описываемым фактором» Декарт

Кант говорил, что эмпирического обоснования научного знания недостаточно для конструирования научного знания.

Химия – это систематизированное искусство. Законы необъяснимы теоретически. Выделяет математику.

Антиномия априоризма и эмпиризма возникает из-за сильной абстракции элементов в начальный момент познания. Но они взаимосвязаны друг с другом.

3. Проблема истины и её критериев

 

Поиск истины – сознательная цель ученого. Существует гносеологический оптимизм и гносеологической пессимизм.

Скептицизм – пессимистическая оценка возможности постижения основ бытия.

«Жизнь коротка, искусство - вечно» Пиррон

Несовершенство органов чувств дают иллюзию восприятия.

«Мир не существует, а если и существует, то непознаваем, а если познаваем, то невыразим» Тимон

«Что мед сладок я не утверждаю, но что он таким кажется я допускаю» Пиррон

Паскаль и Монтень считали, что все постигают мир одним образом.

Агностицизм Беркли и Канта в том, что они выдвинули элементы границы между субъектом и объектом, которые невозможно преодолеть. Тем самым отрицали объективность познания.

Гегель считал, что человек способен познать суть вещей.

Декарт считал, что человеческому мышлению доступно познание истины.

Разум является критерием истины. Во всем можно сомневаться, но разум несомненен.

Маркс считал, что вопрос практической деятельности – это вопрос познания истины.

Что такое истина?

Концепция корреспонденции. Мысль называется истинной, если соответствует своему предмету.

1. Материализм

2. Идеализм

a. Субъективный

Истинные знания – это знания, не противоречащие знаниям других людей.

b. Объективный

Истинные знания это те, которые тождественны первосущностям.

Платон считал, что истина достигается припоминанием.

Декарт считал, что достоверность и истинность ярче всего демонстрирует математика.

Прагматизм говорит о том, что знания истинны, если они полезны.

«Знание истинно, если экономично». Мах

«Знание истинно, если совпадает с показаниями органов чувств» Фейербах

Марксисты считали, что истинное знание связано с практикой.

 

Лекция 8.Логические и методологические основания науки

1. Методология и ее роль в развитии науки

Метод– особый компонент состава наук, отличающийся от теории как готовое знание о законах, свойствах изучаемых объектов.

Метод – способ манипулирования с особыми материальными или идеальными объектами, который позволяет приобрести готовое завершение знания.

Свойства метода:описание последовательности действий, необходимых для получения знаний об объекте. Имеет форму нормативов, предписаний.

Методология возникает как синтез, как система методов, подкрепленных гносеологическими, онтологическими, аксиологическими основами. С развитием науки развивается и методология. Этапы развития:

1. Античность –учение Аристотеля «традиционная» или «формальная» логика. Аристотель полагал, что сформированные им законы, принципы отражают общие свойства вещей и для успешной научной деятельности необходимо обязательное знание. Понятие, определения, умозаключения - интерес логики, её категории.

2. В Новое времяв классической науке: наука осваивает эмпирическое познание природы, теснит формально-логическое мышление.

Фундаментализм – попытка обнаружить «истинный» фундамент, на котором утверждаются все остальные знания. Таким фундаментом выступает физика-механика. Эта тенденция получает знание «механицизма».

Наука обратилась к исследованию природы, что привело к накоплению большого количества практического материала, но был необходим порядок среди этих фактов.

1. Что такое вещь?

Вещь – соединения свойств в ассоциацию, отличную от других ассоциаций (дерево, вода). Понятие вещи – основа классификации вещей.

Главное устремление – поиск естественной классификации. Карл Линней XVIII в. Причинно-следственная связь. Явления являются причиной, если первое предшествует второму, если второе вызывает первое. Следствие – это то, что следует за причиной. Познание причинности позволяет предвидеть ход дальнейшего развития этого явления, и объясняют его. Правила нахождения причинных связей – это индуктивные методы Бэкона и Гершеля и дедуктивные методы Аристотеля.

«Введение в изучение естествознания» введено правило четырех индуктивных методов.

1. Сходства. Если два и более случая имеют лишь одно общее обстоятельство, то это обстоятельство и есть причина.

2. Различия. Если случай, в котором исследуется явление наступает и случай, в котором оно не наступает сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, то это обстоятельство и есть причина.

3. Сопутствующих изменений. Всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз когда особенным образом изменяется другое явление, соединено с ним какой-либо причинной связью.

4. Метод остатков.Если из явления вычесть ту его часть, которая как известно из прежних индукций, есть следствие некоторых предыдущих, то остаток должен быть следствием остальных предыдущих. Планета Нептун была вычислена по движению других планет.

Это учение о методе в классической науке получила название методологизма. Декарт «Рассуждения о методе». Методологизм исходит из того, что познавательная деятельность руководствуется твердыми правилами для того, чтобы быть успешной.

3. Современная наука.Современный научный метод - система категорий философии. У Канта априорные формы мышления. Гегель говорит об отражении. Система категорий, связанных с преобразованием природы и развитием самого человека.

Информациярассматривается при помощи системного подхода и синергетического подхода. Кроме системы категорий элементами метода являются идеалы научной деятельности.

Идеалы научной деятельности:

· Истинность. Соответствует теории описанной части реальности.

· Объективность. Исключение корыстных интересов.

· Совместимостьновой теории с уже известными законами.

· Критичность.Открытость критике.

· Воспроизводимость. Повторение результата.

· Теоретичность. Выражение в форме теории.

Нормы науки:

· Обоснованность.Эмпирическая и теоретическая методология, философия.

· Логическая последовательность.Соблюдение правил логики.

· Рациональность.Оценка с помощью разума. В античности – космоцентризм, в Средневековье – теоцентризм, современность – социокультурность.

· Практическая значимость.Ивин «Современная философия науки». Пересмотрение методологизма и критическое отношение к методологии Нового времени. «Метод не должен рассматриваться как нечто внешнее или содержание знания»

Метод –способ установления истины. Как леса, которые необходимы для построения дома.

Гегель говорил, что «Метод познания – это результат его применения, то есть истина».

Знание правил. Некодифицированное мастерство – это важные знания, навыки, умения.

2. Логика Аристотеля как исторически первая форма методологии научного познания

Моррис Коэн, Нагель «Введение в логику и научный метод »

Брюшинкин «Логика» учебник для ВУЗов.

Логика – наука, изучающая как отношения и связи объективного мира отражаются в отношениях и связях между понятиями, суждениями и другими мыслительными формами. Логика не столько наука о правилах мышления, а о мыслительных формах, их свойствах и связях.

Логика говорит о мыслительных формах, имея ввиду, что эти мыслительные формы - конструктивные формы и отношения различных предметов, существующих вне пределов человеческого сознания.

Логика – не часть психологии. Закономерности логики находят применения в различных областях, так как имеют онтологическое содержание.

«Логика – теория рассуждений и их элементов, которые отличаются правилами рассуждения от неправил на основании их единственной формы». Брюшинкин

Логика моделирует реальное человеческое мышление, но представленное в абсолютной форме, вычленяя отношения вещей в реальном мире.

Ленин «Объективное содержание логики возникает благодаря тому, что человек долго повторяет практические действия»

Законы логики – идеализации, абстракции отношения человека к миру. До логики – математика, риторика, философия.

Риторика – искусство публичного выступления. Способы убеждения, аргументации. Важным социальным условием возникновения логики являетсяантичная демократия городов, полисов. Каждый должен был отстаивать свои права, мнения публично.

«Агон» - соревнование. «Агония» - борьба жизни и смерти.

Словестные споры – спорящий должен быть последовательным, противник стремился довести его до противоречия самому себе. Отвечающий принимал все последствия спора.

Логика Аристотеля создается для того, чтоб предохранить мышление от непоследовательности.

«Топика», «Софистические опровержения» - трактаты Аристотеля.

В это время существовала софистическая практика - сознательные ошибки, приводящие к победе одной из спорящих сторон. «Вор не желает приобрести ничего дурного. Вор желает хорошее». Логические принципы и законы, отражающие свойства вещей, отражающие общую природу вещей.

Логика изучает свойства относительно ко всему, что существует, а не к отдельной области. Логика – вводная часть ко всем научным дисциплинам. Цель логики – определить как из одних вещей можно выводить другие. Принцип – правильность вывода определяется логической формой, структурой, не зависит от конкретного содержания.

Истина: если, то

Вывод: есть, значит.

Правильные рассуждения можно свести к системному применению небольшого числа системных правил.

Определенные приемы существовали ранее, но Аристотель подверг эти приемы анализу с точки зрения правил. Все металлы электропроводны. Германий металл. Следовательно, германий электропроводен.

Рассуждать логично, следовать схемам. Лежащим в основе логических правил мышления. Законы логики не зависят от сознания человека и зависят от объективной реальности. Аристотель сформулировал три закона логики.

1. Каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторе должна иметь одно и то же определенное устойчивое содержание.

2. Не могут быть истинными две противоположные мысли о предмете, в одно время и в одной форме.

3. Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном отношении – одно непременно истина.

Вещь либо есть, либо нет, а третьего состояния не бывает. Если есть истина, то она и есть истина, не может быть ложной. Нарушение третьего закона говорит о ложности. Противоречие недопустимо в научном рассуждении. Наличие противоречия – признак заблуждения. Обнаружение противоречий в науке – сложная методологическая задача. Если теория строится аксиоматически (исключая противоречия), то задача упрощается (механика Ньютона). Лейбниц, закон достаточного основания – всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Логические формы по Аристотелю: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – обобщенный мысленный образ, указывающий на признак, который данный предмет отнести к определенному классу предметов (существенный признак).

Каждой вещи присуща своя сущность. Благодаря сущности вещи не теряют определенности и являются тем, чем им надлежит быть.

Познать вещь означает установить сущность.

Отношение между вещами это отношения между понятиями, откуда следуют суждения и следуют умозаключения. Мыслительная деятельность может иметь дело с суждениями и умозаключениями. Отношение между понятиями это отношения родовидовые, складываются в подчинении и обратной зависимости между объемом и содержанием.

· Фигура

· Плоская фигура

· Прямоугольная плоская фигура

· Четырехугольник

· Параллелограмм

· Ромб

· Квадрат

 

· Мебель

· Комнатная мебель

· Кухонная мебель

· Сорт мебели, предназначенный для сидения

· Стул

 

· Хордовые

· Ланцетники

· Рыбы

· Земноводные

· Пресмыкающиеся

· Птицы

· Млекопитающие

 

Объем и содержание находятся в обратном соотношении.

Определить понятие – это значит указать на его содержание

Определить понятие через родовидовые отношения.

Параллелограмм – это четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.

Ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны.

Стул – это сидение со спинкой, без подлокотников, предназначенное для сидения человека.

Определить научное понятие всегда сложнее, чем бытовое. В науке требуются фактические и логические точности (указание на существующие свойства).

Суждение – это мысль, соединенная воедино. Соединение понятий в одну законченную мысль. Бывает истинным или ложным.

Умозаключение– это мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводятся другое следствия.

Виды умозаключений:

1. Дедуктивное – от общего к частному. Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно Сократ смертен.

2. Индуктивное– от частного к общему.

В индукции иногда обобщение делается не на основе полного анализа, а только частичного. Следовательно имеет вероятностный характер. Дедуктивное утверждение – всегда истинно, если истинна посылка. В учении о силлогизме Аристотель выясняет, когда из двух высказываний следует определенное заключение.

Кант оценил логику Аристотеля как законченную и завершенную науку, но также определил логику как закон мышления исходя из априорных форм.

Дж. Буль – английский логик и математик «Математический анализ логики» 1847 г. «Исследование законов мысли» 1854 г. «Алгебра логики» Применил алгебраические методы к изучению логических объектов. Алгебра использует буквенную символику. Алгебра логики рассматривает конкретные высказывания только с точки зрения истинности.

Кроме символов, обозначающих высказывания, вводятся символы для логических операций. Алгебра логики находит применение в теории релейно-контурных схем.

3. Общетеоретические и эмпирические методы научного познания

a. Общетеоретические методы, развитые в контексте логики Аристотеля

Дедукция – (выведение) метод исследования, когда мысль выводится из других мыслей логическим путем. Очень востребованный метод. Дедукция возможна потому, что есть познание о классе предметов.

Индукция наведение мысли, а предмет с присвоением свойств, присущих всему классу. («Все французы - рыжие»). Специальный отбор фактов для увеличения достоверности вывода – проба.

Анализ и синтез.

Анализ – метод исследования, при котором предмет мысленно расчленяется на отдельные части, которые исследуются отдельно

Синтез – метод исследования, при помощи которого отдельные части собираются в единое целое.

Обобщение – приравнивание единичной вещи к классу

При обобщении единичная вещь приравнивается на основе существующего познания.

Наука стремится к максимальному обобщению. Высшее обобщение приводит к философским категориям.

Аристотель говорил, что наука возможна только об общем, так как всё необобщенное и взаимоизолированное есть только случайное.

Современная наука интересуется индивидуальностями (геология, биология).

Абстрагирование – мысленная деятельность человека, заключающаяся в отвлечении от несуществующих свойств, связей, отношений предметов.

При абстрагировании внимание человека останавливается на интересующих его предметах.

Конкретность теории обеспечивается разносторонним характером и абстрагированными связями. Ученые – любители абстрактного, но отдельно исследуют абстракции в теории. Кто мыслит абстрактно? Ученый мыслит через абстракции конкретно. Абстракции позволяют заменить сложное –простым, выражают главное, существенное.

Идеализация – прием, при котором описывается абстрактный объект, предельный случаю реального объекта. Пример: точка, прямая линия, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело.

Аналогия – подобие, сходство предметов, признаков в каких-либо свойствах или отношениях. Аналогия лежит в основании моделирования. Модели эквивалентны изучаемым свойствам.

Умозаключение по аналогии – это логический вывод, в результате которого достигается знание о свойствах одного, на том оснований, что он имеет сходство с другим предметом. В науке аналогии играют важную роль. Начало классической физики положено Галилеем, который предположил, что небесная и земная механика схожи.

Классификация – форма систематизации знания в виде системы классов, распределения объектов на основе сходных свойств.

Конечная цель систематизации – выявление естественного порядка в природе, устремленность к поискам естественной классификации.

Роль классификации

Относя предмет к определенному классу, классификация определяет, с какими другими предметами он должен быть сопоставлен. Устанавливает порядок, нормы, характер измеряющейся величины.

Задачи

Представлять, репрезентировать для обозрения, представлять максимально полную информацию. Найти новое. Обладает эвристической ценностью.

Для ученых классического периода характерен взгляд с точки зрения таксономической расчлененности (класс растений, животных). Природа состоит из классов растений, животных, горных пород. Задача ученого найти, отобразить и систематизировать.

Естественная классификация – это классификация, которая выражает естественный закон природы. Федоров показал 230 групп симметрии материалов. Есть ли порядок в природе?

b. Эмпирические методы, сформированные в новоевропейской науке

Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие избранного объекта. Обусловлено теоретическим познанием.

Кант: Наблюдать – это осуществлять опыт систематически. Наблюдение при помощи линз, микроскопа.

Эмпирическое познание шло от способности человека к чувственному восприятию. «Натуралист» должен уметь видеть и прозревать через единичное - вечное. Ученый называет себя натуралистом. Важная роль отводится измерению. Это количественная процедура. Релей, XIX в говорил, что физика – это измерение. Планк говорил: «Познано то, что измерено»

Измерение – познавательный процесс, заключающийся в сравнении данной величины с некоторым ей значением, принятым за единицу. Единица измерения.

Конвенция – договоренность научного сообщества. Единицы измерения конвенциональны. Измерения мировоззренчески нагружены (системы отсчета). Измерения всегда имеют погрешности. Приборы имеют конечную точность. Погрешности возникают случайным образом и возникают систематически. Огромную роль в измерении играет статистическая обработка данных.

Ошибки бывают:

· Систематические. Зависят от исследователя. Через статистическую обработку эти ошибки могут быть сведены к минимуму.

· Случайные. Ошибки прибора. Сложно выявить и устранить.

Милликен измерил электрический заряд электрона, но это измерение было не точно из-за вязкости воздуха.

Эксперимент – метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий для выявления определенных свойств. В эксперименте происходит сознательное изменение температуры, давления и прочих параметров. Эксперимент – изучение объекта в чистом виде. Предложенные условия, преграда исследуются с пристрастием. Повтор эксперимента – серия. Особую роль играет идеальный эксперимент (мысленное оперирование объектом). Галилей предложил, что в трюме корабля при движении происходит всё, то же самое, что и при покое, то есть принцип относительности.

Эйнштейн мысленно путешествовал на световом луче.

 

Лекция 9. Происхождение и знаковая характеристика языка

1.Происхождение и знаковая характеристика языка. Язык и сознание

Язык – стихийно возникающая в обществе система дискретных (членораздельных) звуковых знаков способная выражать все элементы духовного, внутреннего, психического мира (знания, оценок, волевых устремлений) человека, и выступающего прежде всего средством общения, то есть познания другого, воздействия на другого, коммуникации с ним.

Происхождение.Библия рассказывает о сотворении мира, первых людей. «Книга бытия». Общий язык между сатаной и Адамом и Евой. Язык был заложен Богом. Вавилонская башня. Был исходный язык, а затем бог разделил язык на несколько языков, чтоб люди не смогли достроить башню. Привилегированный язык – еврейский.

Томас Гоббс интерпретировал историю общения змея, Адама и Евы.

Кондильяк связал возникновение языка с возникновением языка жестов, с совместной жизнедеятельностью.

Энгельс считал, что роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Язык возникает в процессе коллективной трудовой деятельности. Орудия труда, жесты, звук.

Орудия труда – средства сигнализации, побуждения к выполнению трудовых операций. Внешний вид орудий труда вызывает в сознании образ трудовых действий, для которых оно было создано.

Жест, утративший внешнее сходство с трудовым действием, может быть заменен звуком.

Развитие письменной речи:

Пиктографическое письмо. Иероглифическое письмо (напоминает внешний вид обозначаемого предмета, может утратить внешнее сходство). Иероглиф обозначает знаменательную часть слова. Если изменить расположение иероглифа в тексте, то меняется смысл. Слоговые и буквенные системы письма. Необходимо знать систему языка. Речь бывает письменная и устная. Код – это правило использования речи. Язык – это орудие, инструмент. Речь – воплощение. Язык потенциален, а речь актуальна. Язык дремлет в словарях, а речь актуализирует этот словарь через употребление грамматических норм, форм. Речь индивидуальна. Язык – это система правил и норм, являющейся конечной конструкцией. Речь может быть соотнесена с объектом и оценена с точки зрения истинности или ложности. Язык социален. Речь характеризуется психологическим состоянием говорящего, пишущего (может быть пустой, связной, умной, глупой). Мертвый язык – язык, на который никто не говорит. Со знанием связана речь, а не язык.

Язык – это средство опредмечивания знания. В реальности существуют этнические языки. Язык как код – это абстрактное представление о классе знаковой системы, которые присущи некоторым знаковым свойствам конкретного языка.

Единицей языка кода называется языковой знак. Языковой знак – единство определенного смыслового содержания. С другой стороны существует цепочка раздельных звуков.

Соответствие между элементами смыслового содержания и цепочкой смысловых звуков – соотношение означаемого и означающего. Слово – типичный языковой знак. Смысловое содержание – означаемое. Звуки – означающее.

Новое время

Гоббс говорил, что существуют:

1. Естественные знаки. Темные тучи и дождь связаны как знаки естественные.

2. Произвольные знаки. Камень обозначает границу поля. Виноградная лоза обозначает виноторговлю.

Знаки – чувственно воспринимаемые вещи, произвольно выбранные нами, с тем чтобы при чувственном восприятии пробудить в уме мысли, сходные с теми, которые мы желали бы оживить в нашей памяти.

Имя – произвольная метка, способная оживить мысли, сходные с прежними мыслями. Имена как составные части предложения не являются знаками самих вещей, а являются знаками наших представлений. Наука способна развиваться, если метки памяти первого исследователя станут достоянием многих.

Знак – предмет, отсылающий организационную систему (человек, организм) к другому предмету при помощи следа этого предмета, следа оставленного прошлым опытом сознания человека.

Язык способен выражать все элементы сознания.

Благодаря слову и предложению возникли понятия и суждения, приводит к логическому развитию мысли и развитию науки.

Мышление протекает не только благодаря слову, но и материально-чувственному образу. У глухонемых мышление развивается не на базе слов. Интеллект бестелесен. Если бы мы не обладали чувствами, то мы бы большую часть языка не понимали.

Полани «Личностное знание». Большинство существительных и глаголов относится к существам.

Научное мышление – понятийно-логическое мышление.

Художественное мышление – образное.

Адомар: Как протекают мыслительные процессы ученых? Эйнштейн: вначале появляются образы и знаки, затем слова и математические символы. Язык выражает волевую деятельность человека.

Без выражения воли и её осуществления невозможно было бы управление обществом. Язык животных и человека. Человек обладает звуковой и письменной речью. Обезьяны – жестовой. Человек способен создавать многоуровневые структуры знаков языка. Человеческий язык способен выражать умозаключения, отвлеченные понятия. Человек использует орудия труда для изготовления орудий труда.

Язык как средство общения. Функции языка

Предназначение языка – быть орудием средством общения.

Язык усваивается стихийно в детском возрасте. Язык – это эффективное средство общения. Общение способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми, взаимная сопричастность к земному существованию людей. Духовная жизнь индивида развивается в процессе диалога и человек вынашивает свои идеи в сопоставлении их с идеями других людей.

Гоббс считал, что только человек может выдумывать ложные правила и побуждать к их выполнению. Человек может стать не лучше, а лишь сильнее.

Функции языка.

· Когнитивная.Познавательная. С помощью языка обозначают объекты действительности, их свойства. Язык – это окраска действительности.

· Эмативная.Язык выражает оценку автора речи к тому, о чем он говорит. Оценка можетбыть выражена разнообразными средствами, может образовываться за счет словообразования, лекции, интонации.

· Эстетическая.Поэтическая. Красота, ритмичность речи, образность ее выражения.

· Апелятивная.Процесс воздействия на адресат речи.

· Креативная.Слово порождает реальность. Проклятие. Открытие олимпийских игр. Слово имеет и магическую роль.

· Фатическая.Установление и регулирование речевого контакта. Цель – завязывание или прекращение разговора.

· Металингвистическая.Смысл исполняемых слов, замечания по поводу неправильно построенных выражений.

Язык и общество. Функциональные разновидности национального языка и их социальная роль

Язык – тип коммуникативной деятельности, социальный по происхождению и сущности. Язык всегда предшествует индивиду. Индивид имеет дело с уже готовыми формами организации и классификации действительности.

Языковая общность– важная сторона национального единства.

Нация– совокупность людей, характеризующейся общностью территории, психологического склада, проявляющегося культурой и языком.

Русский национальный язык– народный московский язык и письменный деловой язык центра страны.

Разновидности: местные диалекты и просторечия (средства общения на локальной территории). Социальные диалекты (профессиональные), просторечия, составляющие устную, некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации.

Койне – общегреческий язык – функциональный тип языка, используемый как основное средство повседневного общения между людьми, являющимися носителями разных языков. Носит стертый, бедный характер.

Литературный язык– образцовая форма общенародного языка. Включает в себя общенародные элементы языка, которые прошли культурную обработку. Вырабатывается оптимальное выражение эмоций, понятий, образует слитные знания определенных языковых единиц. Основоположником литературного языка русского был Пушкин.

Особенности литературного языка. Письменная фиксация и нормированность. Литературный язык обладает стилистической дифференциацией, объединяет книжную и разговорную речь. Функциональное назначение литературного языка.

Литературный языкпризван задавать и поддерживать культурный образец, нормированный характер деятельности этих сфер.

Литературный язык охватывает:

Язык литературы, науки, медицины, публицистики, политики, государственного управления, СМИ.

Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва». Лексика заимствована, но не освоена. Новое дублирует уже существующее.

СМИ активно использует иноязычное слово.

Засилие сленга. Граница между литературой и сленгом стирается. Свободное выражение сопровождается безграмотностью и грубостью.

Искусственные языки – знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где использовать другие менее эффективно или невозможно. Эсперанто.

Для создания таких языков используютформальные методы, правила интерпретации выражений, интерпретация выражений.

 

Эти системы представляют информацию и манипулируют ей в пределах определенных предметных областей, а также служат средством логической их обработки.

Управление производственными процессами, линиями связи, машина не понимает обычный язык.

Естественный человеческий язык отличается от искусственного. Естественный язык имеет безграничное определение, искусственный действует в рамках определенных границ.

Язык науки: онтологические и гносеологические характеристики

Идея создания научного языка возникает в Новое время. Эта идея принадлежит Бэкону. Он предлагает очистить язык от призраков площади (рынка) – языка, возникшего в стихии массовой речевой практики и спекулятивного мышления философов. Мечта философов науки о создании языка науки исходит из системы категорий. Когда ученые создадут единый терминал код информационная машина может стать энциклопедической.

Семиотика – наука о знаках.

Синтактика изучает внутренние структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям.

Прагматика изучает отношение знаковых систем к тем, кто ими пользуется.

Семиотика – мыслилась как наука о знаках и знаковой природе языка.

Исследование языка науки избавить язык науки от нерациональных элементов, улучшить научный язык.

Язык сопряжен с интеллектом, семиотика должна поднять качество мышления тех, кто её овладел.

Способствуют формированию знаний новой области научного знания.

Язык науки – знаковая системная целостность, необходимая для точного выражения и передачи мысли о сущности объекта познания. А также для эффективного осуществления научно-познавательной деятельности. Средство фиксации, передачи и хранения научного знания. Онтологический аспект – должен указать место языка науки в ряду других.

Язык науки предстает как стиль литературного языка, который обнаруживает себя в ритмике, синтаксисе, интонации.

Термин – это слово, за которым закреплен однозначный смысл.

Терминология, номенклатура.

Язык науки рационален.

Гносеологический аспект подчеркивает единство языка и познания действительности.

Термин необходимо отличать от понятия.

Термин служит названием для понятия. Разные авторы используют разные термины.

Понятие атома в течение времени изменилось. Содержание используемых понятий более важно, чем термин. Термин можно заменить. За терминами стоят понятия, которые образуют теорию. Язык науки дает логическую организованную систему знаний. Наиболее ярко научный стиль проявляется в письменной форме. Но проникает и в устную речь. Проблемы с научным языком: нашествие иностранной лексики, орфография, нормы нарушаются, главы не раскрывают смысл.

Лекция 10. Аксиологические основания науки

1.Аксиология как часть философского знания. Понятие ценности

Аксиология – особая философская дисциплина, исследующая феномен ценности и ценностного сознания, с помощью которого ценности постигаются и созидаются. Использует и формирует ряд понятий: ценность, ценностное сознание, ценностное суждение, оценка, норма. Образец, идеал и т.д. Аксиологические идеи появляются уже в античности. Аристотель, а потом и другие мыслители школы стоиков пользуются понятием ценность.

Axia (греч.)– ценность.

Аксиологические идеи имеют давнюю историю, хотя отдельная философская дисциплина аксиология появилась в конце XIX-XX в.в. Трудно пробивала дорогу в нашей стране. Сегодня стала обычной темой для философских разговоров.

Натурфилософский период: античность, средневековая Европа, Возрождение. Каково состояние дел в аксиологии в этом историческом периоде?

Философское мышление этого периода не только об общих закономерностях действительности, но и аксиологически, ценностное мышление. Философ, богослов не просто знает мир, но обладает сознанием его ценности и тем как эти ценности следует претворять в жизнь. Жизнь – в физическом, предметном и нравственном (ценностном) измерении. По Аристотелю самая главная наука – это наука о цели и о благе. Самое важное определение вещи по Аристотелю – это определение ее значения, хороша она или плоха и что она такое?

Теоретическое философское осмысление человеческого поведения в нравственных категориях добра и зла появляются уже в античности не случайно.

Греч. Философ Ксенократ (4 в до н.э.. ученик Платона. С 339 г до н.э. возглавил академию Сократа) выделял этику, диалектику (логику), физику (натурфилософию).

Гармония – качество совершенной организации природы, произведение искусства человеческого тела. Элементами гармонии выступают: ритм, симметрия, пропорция, мера.

Аристотель рассматривал природу как произведение искусства, вышедшее из рук творца. Природа – творчески сконструированный организм. Мир для античных мыслителей выступал космосом, в силу царившего в нем порядка и гармонии. Человек – микрокосмос, уподобляясь, делаясь образом этого макрокосмоса. Люди античности стремились к этому, это был действенный конкретный идеал.

«Он ел и пил в меру» на могиле античного жителя выбито.

Гармония не бывает нецельной. Целостность – один из атрибутов гармонии. Целое – есть справедливость с точки зрения Платона. Благоустроенное государство обладает целостностью и справедливостью. Тело определяется правильным функционированием всех его членов.

«Природа не так бессвязна как плохая трагедия» Аристотель.

Природа не может быть бесконечной. Она обязательно разрушится.

Порядок – важнейший принцип философии того времени.

Целесообразность – признак порядка. Порядок в живом – целесообразное единство многообразия.

В Средневековой Европе продолжается господство ценностного мышления в философии и теологии. Но центр Вселенной не космос, а творец, создавший все вокруг. Существуют две реальности: постоянная и временная, которые соотносятся как высшее и низшее, как прообраз и образ.

«Природа – это образ божественной благодати» Паскаль







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.043 с.)