Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология индивидуальных ученых

Поиск

«Демократия в научном обществе - абсурд»

Г.А.Месяц «Спасти науку»: «Идея в голове одного человека»

Существуют следующие параметры:

1. Творческая способность,

2. Эрудиция,

3. Активность.

Исходя из этих параметров существуют 7 вариантов ученых.

Только 3% ученых обладают и творческой способностью, и активностью.

Г.Селье выделял следующие группы ученых:

1. Исполнители,

2. Совершенствователи,

3. Аналитики,

4. Синтетики,

5. Мыслители.

Леонардо да Винчи, Ломоносов одинаково чувствовали науку и искусство. Они – гении.

Гений – высшая степень творческой одаренности: способность к интуиции и способность соединять различные элементы (фантазия), способность творческого формирования.

«Гениальность – не развивается без исторических условий, но и не объясняется из них одних» Трубецкой

3) Различные виды знания. Специфика научного знания и его критерии

Разные виды знания формируются в результате духовной работы священника, политика. Производство всякого вида знания – форма общественного сознания.

Знания различают по языку: искусство использует язык художественных образов, в то время как религия – язык символов.

«Поэзия вся – езда в незнаемое» В.В. Маяковский

Существует обыденное знание и незнание. Обыденное сознание – естественное усвоение языка, а вместе с ним передается и образ мира. Это нулевой уровень, но оно очень многообразно, так как присуще различным слоям общества, группам.

Практическое знание накапливалось в ходе деятельности человека (производство, рыбалка, охота).

Научное знание обособлено от бытовых забот. Предметом является то, что ненаблюдаемо. Научное знание многообразно, так как есть естественнонаучное и гуманитарное знание. Фундаментальная и прикладная наука, профессиональная и любительская, государственная и народная.

Вненаучные знания проникают в состав научного знания, такие как соц. Потребности, метафоры, ошибки, небрежности, религия.

Научные знания являются концептуальной системой, носящей характерный идеал объективной структуры:

1. Новизна. С ней связан приоритет науки. Определенный автор.

2. Оригинальность

3. Дисциплинарная принадлежность. Новое знание должно вписываться в существующую науку, в дисциплинарную структуру. Научное знание должно найти подтверждение в научном сообществе (решение о присуждении звания «кандидат наук»). Теория Эйнштейна же долго ждала признания.

4. Доказательность (впервые выдвинуто Аристотелем). Очевидность – не критерий научного знания.

5. Точность (количественная или качественная). Точность формулировок, логическая точность и смысловая точность.

 

 

Лекция 5. Дисциплинарная культура научного знания

1. Многообразие научного знания и его основные структурные подразделения

Научное знание возвышается над всеми остальными видами сознания, имеет общие черты с другими видами сознания, но и имеет свою специфику. Оно неоднородно, многообразно, разрабатывается разными учеными (экспериментаторами и теоретиками). Есть науки общественные и необщественные. Может возникать конфликтность между учеными.

Наука подразделяется на науку по географическому положению (Запада и Востока), науку исторических периодов (античная, Нового времени), науку изучаемой области (естествознание, соц.-гуманитарная).

Научная дисциплина – это базовая форма организации науки как производство знания, как деятельности группы людей, как способ организации, развития, коммуникации, преподавания, структурирования.

Наука – есть следствие разделения труда в обществе. Специализация возрастает во всех сферах, так как человек не способен вместить в себя всю полноту человеческого знания и опыта (как Леонардо да Винчи).

Дисциплинарная организация и систематизация сильно зависит от исторических условий, системы ценностей данной культуры, формы организации образования. Кроме дисциплинарного деления существуют более мелкие деления, например специализация, сущностные проблемы, решаемые учеными или группой, комплексные научные дисциплины, например кибернетика. Точное число дисциплин неизвестно, но их от 1,5 до 10 тыс.

Карл Поппер полагал, что растет роль проблемных и междисциплинарных исследований. А.Маслоу считал, что дисциплины образуются в силу истории, удобства управления. Дисциплинарное деление – базовое. Дисциплинарные структуры возникают еще с античности и продолжают возникать.

Как группировать дисциплины. Существуют разные принципы группировки.

1) Субъектный принцип – классификация науки по тому кто занимается, какие способности реализует, какие цели преследует. Аристотель (384-322 гг до н.э.) связывал знания с видами и целями человеческой деятельности. Виды теории возникали в результате умозрительной деятельности на фоне знания. 3 вида теории: теология, математика (учение о фигурах), физика (учение о природе). Творческая деятельность как создание новых форм человеческой деятельности – поэзис. Разработал нормы создания творчества – поэтика и риторика. Выделял праксис – результат практической деятельности (что такое политика, как успешно вести экономическую деятельность, как совершать нравственно безупречные поступки).

Х.Уарте и Ф, Бэкон (XVI) пытались создать классификацию наук на основе способностей человека (способность памяти дает историю, разум – философию (науку), воображение – поэзию).

2) Принцип объектности. О.Конт, родоначальник позитивизма, представил науки в виде иерархии:

· социология (опытная наука об обществе)

·

Восходящая сложность
биология

· химия

· земная физика

· небесная физика (астрономия)

Ставит математику в самое начало как элементарную. Философию специально не выделяет.

Общественные науки
химия
биология
Они не только одна над другой, но и взаимосвязаны, как связаны элементы изучаемой материи (выведение химии из физики).

Философия

 

 

Современное представление о классах научного знания:

Математику относят к естествознанию.

a) Логико-математические дисциплины

Аристотель выделял «логику» как технику, инструмент познания

b) Естествознание (науки о природе) – астрология, физика, география

c) Социально-гуманитарные или общественные (обществознание) – социология, экономика, демография

d) Гуманитарные – философия, история, языкознание, филология

e) Технические науки возникают в XVIII-XIX вв - занимаются исследованием машин. Сопромат, материаловедение, ТММ. Технологии: менеджмент, PR-компании, маркетинг

Геология и биология – семейство отдельных дисциплин. Биологию можно изучать по уровням жизни (цитология, биоценология, учение о биосфере, общая биология), можно изучать по свойствам жизни (морфология, физиология, генетика), по объектам систематики видов живых организмов (вирусология, ботаника).

Классы знания

Естественнонаучные знания (стали подлинными знаниями в XVII в) изучают природу. Для этого вида знания характерно использование математического аппарата. Математика – основание научности. Социально-гуманитарные науки в отличие от естественнонаучных изучают не мертвую природу, а текст как особую реальность, через текст изучается мир, который окружал человека, создавшего текст. Текст интересен как язык, как выразительные средства – это семиотический подход. Главная проблема – проблема автора. Кто написал «Слово о полку игореве».

Принцип работы с текстом заключается в целостности (текст рассматривается с контекстом и подтекстом. Текст иногда использует иронию, насмешку, которую нужно интерпретировать) и историзме (через текст определяют эпоху, в которой этот текст создавался). В тексте часто проявляется неявное знание, скрытое содержание культуры.

О многих закономерностях жизни люди не задумываются, но эти закономерности отражаются в литературе. Историк обнаруживает эти закономерности в текстах.

Гуревич «Категории средневековой культуры», в котором отражено отношение людей к богу, деньгам, праздникам.

Внутри объекта исследования находится субъект, за текстом стоит человек. Гуманитарии имеют дело с искусственной реальностью, созданной по законам сознания, активностью, свободной деятельностью людей (в смысле сознательных по сравнению с природой). Люди разные, в отличие от электронов. Помимо этого важно ценностное содержание. Объект не только познается, но и оценивается. Учитывают не только разум, но и в значительно большей мере, чем в естественных науках эмоциональные и волевые качества исследователя.

Большое значение имеет классификация наук, подразделяющая их на фундаментальные и прикладные. Аристотель обратил внимание на принципиальное отличие фундаментальной науки от прикладной. «Метафизика»: «Правильно то, что философия – это наука об истине, целью практического знания является дело». Теоретическое нельзя противопоставлять практическому.

Фундаментальные науки нацелены на постижение мира, человека, узнать их устройство, а также используют свое знание для практического применения.

Задачи прикладных исследований определяются заказчиком, а не самим исследователем. Если он открывает знания прямо не направленные на прикладные задачи, то они не получат положительной оценки. Прикладные исследования не имеют целью познание истины, а нацелены на достижение конкретного технического решения. Роль прикладных исследований возрастает, следовательно возрастает возможность влияния лженаук (так как для обоих важен результат). Прикладное знание должно опираться на фундаментальное знание.

Сторер: «Ученый, занимающийся чистой наукой более свободен, чем тот, который занимается прикладной»

Ученый, занимающийся прикладной наукой должен думать о пользе для организации.

Фундаментальная астрономия согласует свои представления с Аристотелем. Прикладная астрономия применяется для определения праздников, позже – мореплавания.

В основе машинных технологий лежат фундаментальные науки (физика).

 

2. Научный факт как элемент эмпирического уровня научного знания

В каждой дисциплине находятся уровни научного знания: эмпирический и теоретический. Теоретический уровень возникает благодаря фундаментальным знаниям. Метатеоретические знания – это третий уровень. В математике эмпирического уровня нет. Эмпирические знания возникают в результате первого этапа изучения определенной области.

Естественные дисциплины возникают в процессе изучения природы и эксперимента. Характеристики объектов и явлений определяют благодаря измерениям приборов. Раскопки – это эмпирические исследования. Для социально-гуманитарных наук эмпирические исследования – это работа в музее. В археологии – свой язык, табличная система. За описанием материалов следуют исторические объяснения.

Эмпирическое познание неравно просто чувственному. На эмпирическом уровне реальный объект воспринимается нами с помощью органов чувств, мы видим уникальные черты. Наблюдение целенаправленно, взгляд на объект ограничен задачей исследования. Взгляд ученого вооружен некой научной теорией. Чувственное же познание не стеснено ничем, но это и не дает проникнуть вглубь проблемы

 

Уолт Уитмен (XIX в) – поэт, считал, что то, что видит ученый, то есть факт – это та часть действительности, которая получает смысл в рамках данной теории. Одна и та же часть действительности может стать частью разных научных концепций.

Мальпиги, который изучал строение легкого, не мог понять его предназначение, опроверг теорию охлаждения крови Галена, считал, что кровь в легких перемешивается.

Кислород O2открывался несколько раз (Пристли, Шееле, Лавуезье). Карл Вильгельм Шееле считал, что кислород – часть воздуха, лишенная флогистона.

Факт имеет особенность – он существует в рамках теории. В которой имеет смысл. «Упрям», так как является объектом объективной реальности, может стать частью более совершенной теории.

3. Элементы теоретического уровня научного знания: понятие, теория, закон, гипотеза

Научное знание – рациональный понятийный уровень, мысленная модель реальности.

Понятие – одна из логических форм мысли, из нее может быть построено умозаключение. Благодаря понятию теория может оперировать существенными свойствами объектов, так как само понятие возникает через абстрагирование и идеализацию.

Абстрагирование – извлечение тех свойств, которые интересуют исследователя. При поступательном движении тела все его точки совершают один путь. Пример абстрагирования: тело принимается за отдельную точку, возникает тело, размерами которого можно пренебречь.

Теория – «смотреть, рассматривать» выглядит более сложным концептуальным элементом, чем «понятие». Связи между отдельными понятиями в теории располагаются в определенном порядке. В теории объект подчинен нашему контролю и не выходит за рамки реальности. Если исходные понятия верны, следовательно, и следствия из них тоже верны. Теория опосредованно отражает действительность. Её сила – в логике. Теория соединяет элементы эмпирического и теоретического знания, обосновывает методы научного познания. Важнейшая функция теории – это объяснение, то есть сведение объясняемого к чему-то уже объясненному. Причинное объяснение – это объяснение генезиса. Причина, следствие. Функциональные причины (например, функция университета – подготовка специалистов). Функция, дисфункция. Структурное объяснение характерно для биологии, физики. Объяснения бывают для единичных объектов и для имеющих массовый характер объектов. Теория имеет предсказательную силу. Предсказательная сила механики – вычисление Левелье планет, комет. И.Галле обнаружил небесное тело – Нептун. Предсказание Менделеева – периодическая таблица.

Закон (по Гегелю) - устойчивая сторона явления, повторяющееся существенное отношение.

Физический закон – установленная зависимость между величинами, характеризующих данное явление. Гиппократ говорил, что законы устанавливаемые людьми изменчивы.

В XVII-XVIII вв. механика становится образцом научного знания. Ученые отвергали идеи чуда, полагали, что нельзя отменить или видоизменить законы. Все ученые пытались обосновать наблюдаемые факты законами механики. Закон претендует на необходимость и всеобщность своих утверждений. Эмпирическое познание не способно полностью подтвердить всеобщность и необходимость. Закон не может рассматриваться как протокол о проделанных экспериментах. Закон тяготеет к утверждению, которое требует бесконечное количество доказательств, поэтому уточняется постоянно. По форме выражения законы бывают качественные и количественные. Например, закон инерции – качественный закон, второй закон Ньютона – количественный закон.

Законы отличаются:

a) По формам движения материи,

b) По степени общности,

c) Законы объектов,

d) Законы классов,

e) Причинные законы,

f) Функциональные законы.

Гипотеза – структурный элемент научной теории, возникающий с целью решения конкретной проблемы, которую ранее не удавалось решить, должна обладать эвристическим содержанием. Гипотезы в геологии, например, это генетическая гипотеза нефти. Геологические объекты развиваются очень медленно, поэтому невозможно проверить с помощью эксперимента. Гипотеза имеет пограничный статус – она может не подтвердиться и тогда должна быть заменена на другую гипотезу.

 

 

4. Элементы метатеоретического уровня научного знания, научная картина мира (НКМ), принципы научного познания

Философское знание – это ненаучное знание.

Метатеоретический уровень знания – ряд положений и понятий, которые составляют основу научной теории. Этот уровень актуален не для каждой дисциплины, служит развитию фундаментальных научных теорий.

Научная картина мира включает онтологическую, аксиологическую, гносеологическую интерпретацию.

Сознание ученого формируется исподволь, до того как он избирает научную карьеру. Их картина мира предшествует их научному знанию. На развитие науки оказывает влияние философия (что такое принцип познаваемости, закон).

Научная картина мира – система общих представлений о мире, возникающих на определенной стадии научного познания. Возникает исходной моделью видения мира, формой систематизации научного знания, образцом научного познания.

Томас Кун оперировал понятием «Научная парадигма». Имре Лакатос говорит о научно-исследовательской программе – надтеоретической формой знания.

Научная картина мира формируется философскими понятиями и теоретическими обобщениями отдельных фундаментальных наук о природе, обществе и сознании.

Физическая картина мира,

Химическая картина мира.

В XX в в науке соревновались разные модели методологии научного познания:

a) Системный подход,

b) Анализ действительности на основе кибернетического подхода,

c) Диалектико-материалистческий,

d) Синергетический подход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.013 с.)