ТОП 10:

Предпосылки формирования культуры.



1. Расширение исторического кругозора. Интерес к античности. Средневековье отвергала её.

2. Рождение светской литературы. В средневековье – только религиозная литература. Теперь ключевые фигуры – Данте Алигьери (1265-1361гг).

«Божественная комедия». Сам автор называл её просто «Комедия» соединяла возвышенное с обыденным. Известна лирика, в которой он воспел Беатриче. «Новая жизнь» «Пир».

Джованни Боккаччо (1313-1375 гг). «Декамерон». Истории, анекдоты. Популярные среди городского населения. Утверждается право людей на счастье и любовь. Духовенство обвиняется в пороках. Тема половой любви после него становится основной темой мировой литературы. Петрарка воспел Лауру.

Возникновение национальной литературы. Ускорение произошло за счет переводов Библии. В Германии это сделал Мартин Лютер, в Чехии – Ян Гус. Синтез разных литературных традиций, идущих от античности, народного творчества, фольклора. Возникла культура ценности чтения. Культура возрождения литературоцентрична. Гуманисты с упоение занимаются литературным творчеством.

Петрарка в «Книге писем о делах повседневных» пишет: «Хочу писать, но не знаю что и кому писать. Но бессонные ночи милее сна и отдыха»

Ученый – это человек, читающий книги. Б.Фонтенель

3. Возникновение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг (изобретатель, самоучка, неудачлив – не обогатился), Майнц, Германия – первая в мире типография. Шрифтолитейное устройство и гарт – сплав свинца твердый и пластичный. Книгопечатание произвело изменения в культуре. До этого – переписывание книг в скрипториях, монастырях. Теперь производство. Коллективное занятие. Книжная торговля. Печатная продукция обращена к анонимной аудитории. Мир разделился на писателей и читателей. Библиотека. Общественные книжные хранилища – совокупная история человеческого духа. В процессе образования печатной речи возникает эстетика письменности, авторское право. Переписчик средневековья добавлял свое в тексты. Ссылки отдаляют старый текст от нового. Требования к автору. Нельзя создать свой текст и не быть осведомленным о старых тексах. Новизна. Поясняющие элементы.

1453 г – турки покорили Константинополь. Сухопутная дорога на Восток для Европы стала закрыта. Возникла необходимость искать морские пути на восток. Сведения о природных объектах. Аристотель считал, что на экваторе жизнь невозможна. Магеллан увидел обратное. Расширение географического кругозора. Охватил земные пределы всемирной человеческой истории.

Марко Поло открыл путь в Китай, Индию из Италии 1271-1295гг. Служил в Китае. Затем вернулся.

Христофор Колумб в 1492 г открыл страну «Индию».

Васко да Гама 1497-1498 гг огибает Африку и прокладывает путь в Индию.

Испанец Бальбоа открывает Тихий океан.

Конец XV-XVI - это эпоха Конкисты. Завоевания Мексики испанцами и португальцами. Эрнандо Кортес. Конкистадоры – испанские авантюристы, которые отправлялись в Америку для завоевания земель, искореняя местное население.

Писсаро уничтожил инков. Кортес - атеков.

Еще элемент – Реформация. Теологический, политический, экономический бунт народов и государств северной Европы против церковной власти Пап. В ходе реформации подвергнут критике авторитет католической церкви в делах веры. Новые организации протестантов: три церкви Лютеранская в Германии, Кальвинистская в Швейцарии, Англиканская церковь в Англии. Отказались платить церковную десятину в казну Ватикана. Трансформировали богословскую часть христианства. Много сект кроме этого.

1517 гг – Мартин Лютер, немецкий монах, выступил в церкви замка в Витттенберге с тезисами против индульгенций (документ, практикующийся католицизмом, который утверждал, что можно спастись не только делами, но и деньгами, которые по справедливости считали эквивалентным товаром как результат деятельности).

Спасают не дела, а вера. Дела подконтрольны церкви, а вера – Иисусу Христу. Объявил войну индульгенциям. Упразднение старой церкви. Ослабление роли церкви как посредника между небом и землей.

Протестантизм отказывается от контроля над человеком в его мирских делах, делает его ответственным за образ мысли. Отношение с богом без посредников. Приобщить к божественному знанию каждого верующего христианина. Христианство приспосабливается к буржуазно-капиталистическому обществу.

Реформация – естественное продолжение Возрождения.

Католическая церковь обеспокоена выступлениями Лютера, Кальвина. Усилия привели к движению контрреформации – комплекса мер на борьбу с протестантизмом - и деятельности инквизиции – преследования еретиков, противников папской власти.

Возникли монашеские ордена. 1540 гг орден Иезуитов. Игнатием Лайолой организовано общество Иисуса 1534 гг. Псы господни, орден Доминиканцев ведали инквизицией.

Пострадало 9-12 млн человек от инквизиции. Её отменяли в ходе Французской революции. Но она преобразовывается в «Индекс запрещенных книг» далее в «Конгрегацию священной канцелярии» далее в «Конгрегацию мироучения».

2. Гуманизм как главное идейное содержание культуры Возрождения

От «гуманус» – человеческий. Деятели возрождения для обозначения своей культуры использовали слово «Гуманитус» – секуляризированная, светская образованность.

Светские науки – «studia humana» риторика, этика, поэтика, филология противоставлялись «studia divina».

Гуманисты стимулировали развитие натурфилософии. Человек становится важнейшим объектом философии Возрождения. Антропоцентричность. Центральное звено человека во всей цепи бытия. Ранее – человек в отношениях с богом рассматривался как изначально греховное существо, несшим на себе грехи Адами и Евы.

Теперь признается земное предназначение человека. Возрождение – охлаждение в затухании религиозных чувств. Постижение сути человека. Возвеличивает человека, возносит его на непомерно высокий пьедестал.

Марсилио Фечино: «Так как человек познал строй небесных светил, поэтому гений человека не менее гения творца светил. Он сам бы мог создать небесные светила»

Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494 гг). Говорил об уникальности положения человека в мире. В Средневековье – срединное положение человека между миром ангелов и зверей. А теперь – у человека нет закрепленного места в космической иерархии, он сам может избрать место в мире и свою сущность.

«Речь о достоинстве человека». Высшее и восхитительное счастье быть тем, кем хочет, и овладеть тем, чем пожелает.

Мировоззрение светское по своей перспективе, хотя не лишено религиозных элементов. Критичность, антидогматизм.

Категории христианской культуры откладывали отпечаток на мир гуманистов. Здесь рождаются мысли о сомнении божественной природы главной действующей фигуры Иисуса Христа. Изображение распятия Иисуса Христа создано двумя авторами: Нитхартом в алтате Колмар, Франция и Г.Гобейном «Смерть Христа». Впервые художники изображают смерть обыкновенного земного человека со всеми признаками трупа.

Свободомыслие – свободное толкование философской и теологической проблемы. Занятие философией – нравственный долг каждого человека. Творческие способности человеческого разума. Отвержение принципа апелляции к авторитету во имя поиска истины, бескорыстного. Возрождение дает несколько имен людей, умеющих свободно мыслить. Это очень сложно, хочется воспроизвести чью-то мысль. Эразм Роттердамский (1469-1536 гг). Известен книгой «Похвальное слово глупости», Лондон. Посвящена Томасу Мору. Как монолог, который произносит глупость. Она сама себя хвалит и доказывает, что без нее жизнь невозможна. Везде она находит, что без нее никуда. Охватывает все аспекты человеческой жизни. Насмехается над церковью: сборище сумасшедших идиотов – это монашеские ордена. Истина религии – от сердца, а не от ума. Всякое теоретическое познание бога не нужно.

Христианский гуманизм – следовало воскрешать античность и раннее христианство. Связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием способностей.

Породила титанов мысли, страсти, характера. Универсальные мыслители: художники, поэты, зодчие, математики в одном.

Любовь, дружба как основа отношений между людьми. Поэты ставят на одну доску земных женщин с Иисусом Христом.

Этика эпохи Возрождения.

Из ценности человека, его естественной природы. Стремится к самосохранению. Наслаждению. Избеганию страданий.

Влияние со стороны Эпикура, который делал установку на счастье, земные удовольствия. Культ земной красоты. Проповедовали активную жизненную позицию, идеи волюнтаризма.

Идея средневекового аскетизма отвергалась. Человек должен чувствовать ответственность за свою судьбу.

Культурная и политическая жизнь концентрировалась при дворах монархов. Именно там возникают черты нового ренессансного мировоззрения, нравственности, моды, идеологии. Для придворной культуры свойственна пышность, блеск, меценатство, увлечение античной мифологией, для придворной культуры и политики свойственна некая моральная беззастенчивость, нравственная раскованность. Которая даже с позиций сегодняшнего дня удивляет.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.01 с.)