Культура и нравственность Папского двора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и нравственность Папского двора.



Негативные тенденции. Раздача Папами земель, должностей своим родственникам – непатизм, от лат. Внук, племянник.

Симания – покупка и продажа церковных должностей.

Кроме того, знатные состоятельные люди могли оказывать гораздо большее влияние на жизнь страны, города, чем формы государственного управления. Власти. Правитель Милана Мариа Сфорца поймав крестьянина, который поймал зайца в лесу, заставил съесть зайца вместе с шерстью, от чего крестьянин умер.

Мало кто из пап умирал своей смертью. Убивали, отравляли, отрезали язык и уши.

Папа Иоанн XXIII обвинялся по многим пунктам.

Чезаре Борджиа в 16 лет стал епископом, архиепископом, в 19 лет – кардинал. Захватил власть в Северной Италии. Такие люди – это тоже люди эпохи Возрождения.

Никола Макиавелли «Государь» восхищался Борджиа. Прототип героя в произведении. Наводило ужас на читателей, но описывал действительные события. Так как создавая «Государя» использовал собственный опыт, полученный на службе у князя. Средства для целей независимо от того являются они хорошими или дурными. Цель произведения – раскрыть как завоевывается княжеская власть, удерживается, теряется. Власть должна приналежать тем, кому удастся её захватить.

Отвергается общепринятая христианская мораль в отношении правителя. Хитрым, свирепым должен быть он и держать слово, если ему это выгодно. Должен быть вероломным. Необходимо скрывать и быть притворщиком и лицемером. Казаться религиозным.

Мир стал похож на мир Макиавелли больше, чем это было в его времена. Б. Рассел

Манипулируя дурным в человеке можно построить разумное и справедливое общество. Впервые заговорил о том, что человека не исправишь, но им можно манипулировать.

Ножницы между правовым и нравственным сознанием. Сегодня мы заботимся о правах больше, чем о благе души.

3. Влияние Античной и Средневековой натурфилософии, метафизики и мистики на развитие философии и науки в эпоху Возрождения

Возрождение – это мировое духовное движение, направленное на обновление сознания европейской культуры, на основе не только христианской, но и античной культуры. Поэтому во многих продуктах духа гуманистов и деятелей эпохи возрождения – сплав античных и христианских идей. Возрождение дало миру многие великие открытия. Самое главное открытие – принцип гелиоцентризма, который будучи сформулирован в рамках натурфилософии имел далекоидущие выводы, которые вписались в контекст классической картины мира XVII-XIX вв классической науки, естествознания. Открытие гелиоцентризма – мощное космографическое расширение кругозора человека. Не только получена картина человека, населяющего. Определено место Земли во Вселенной. Её место, положение в мироздании, среди других звезд. Подобно трансантлантическому пути Колумба открыло новый свет.

Коперник. Польша. (Спорят, что немец). Экономист, астроном «Об обращении небесных сфер» Написана в год смерти «Малый комментарий относительно установленных гипотез о небесных движениях» сформировал несколько постулатов. Найти рациональное сочетание кругов, которыми можно объяснить все видимые неравномерности.

Странная картина. Земля – центр. А планеты движутся вокруг Земли странно. Нет закономерности. Чем объяснить? Птолемей ввел понятия об эпициклах. Геоцентризм. Планеты движутся не точно вокруг земли. Центр круговой орбиты планеты на центре круговой орбиты земли. Коперник убрал систему эпициклов. Взгляд на мир порывал с космологией Птолемея. Зачеркивалось понятия надлунный и подлунный мир. Отвергалась эфирная стихия, из которой якобы состояли планеты, звезды. Как открыт гелиоцентризм. Коперник стал каноником в Польше. Имел влиятельного дядю, пославшего его учиться в Италию. Там он воспользовался идеей античной пифагорейской философии, что центр мира – солнце. Культ солнца в античности, солярный культ. Астрономические наблюдения самого Коперника были недостаточны для пересмотра взглядов. Он сам не был готов к этому пересмотру. Планеты в его модели продолжали двигаться по круговым орбитам. На самом деле – по эллипсам, орбита Феликса. Нельзя была предвидеть движение. Уравнения – еще более приближенны, чем у Птолемея. Для мировоззрения Коперника важной составляющей мышления астрономов той эпохи была – астрологическая практика – составление гороскопов. Его взгляды не были рациональными научными взглядами. Коперник считал, что Космос конечен. Идеи оставались невостребованными. Его критиковали. Бэкон спорил с ним. Коперника поддержало научное сообщество и подвели научный базис Галилей, Кеплер, Ньютон.

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг). Итальянский художник, инженер, ученый, философ. Приемный сын зажиточного нотариуса. Фрейд написал работу о Леонардо. Творчество объяснялось через комплекс любви к матери, изгнанной из дома отчимом. Работал во многих странах Европы. Умер во Франции. Антропологические взгляды – сотворение природы – это человек. Микрокосм, концепция того, что во всем своем существе весь окружающий мир. Идеи неоплатонизма. Неповторимую индивидуальную красоту тела и души человека изучал как художник, анатом, физиолог. Занимался разным. Особенно интересовался тем, что могло двинуть вперед. Техническое оборудование и методы. Проблемы работы балок при изгибе, распор арок, теория наклонных плоскостей, течение рек вблизи мостовых опор, внедрил затворы шлюзов, проект бронированной коляски, прообраз танка, применение летательных аппаратов. Не было трезвой практической оценки проектов. Утилитарная установка на применение отсутствовала. Изысканиям Леонардо недостает систематичности. Раздробленность, рассеянные наблюдения. Письменные наблюдения для самого себя. Писал тайнописью. Многое исследуется до сих пор. Много сделал для метод осмысления научного познания. Роль науки как теории обсуждалась им.

Наука – это капитан, а практика – матрос. Леонардо

Знание – дело опыта. Леонардо

Лучше маленькая точность, чем большая ложь. Леонардо

Его оценка роли математики. Природа получает результаты. Чтоб выявить причины, нужна математика. Вскрывает необходимость между различными явлениями.

Он прежде всего художник. Задумывался на годы, как изобразить то, или иное. Пытался объединить искусство и науку. Невозможно отделить Леонардо художника от ученого. Связующее звено – проблема пропорции.

Всякий человек в возрасте 3-х лет достигает половины собственного роста.

Не случайны его занятия анатомией.

Сделал 200 рисунков внутренних органов.

Возрождает метод сравнительной анатомии человека и живых существ, используемый Аристотелем. Вводит в практику распилы костей. Обозначил графический метод в анатомии. Изучал нервную систему человека и животных. В 1515г – запретили заниматься анатомией.

Математика в эпоху Возрождения делает успехи в бухгалтерском деле: дебет и кредит. Математическая разработка перспективы в живописи. Математические основы теории музыки.

Лука Паччоли видел в математике всеобщую закономерность применимую ко всем вещам. Практическое примнение арифметики, алгебры, геом. Коммерческая арифметика.

Таинственные свойства чисел.

Никколо Тарталья

Джераламо Кордано. Вклад в решение уравнений третьей степени. Кардано выведал и опубликовал. Тарталья обиделся на Кордано. Последний занимался астрологией. Он предсказал день своей смерти. Закончил жизнь самоубийством в этот день. Особенности мышления эпохи Возрождения. Рациональное уживалось с иррациональным. Верили в мистику, магию, астрологию.

Мистика – учение о возможности постижения сверхъествественного через погружение в глубины бытия. Устранение барьеров между собой и богом. Мистерии орфиков. Культ Диониса. Иррациональные аспекты в античности были сконцентрированы в неоплатонизме, появившемся в эллинскую эпоху, походы Александра Македонского. До 30 г до.н.э. И позже, Греция подчинена др.Риму и неоплатонизм единственная философская школа поздней античности. Плотин (205-270гг) – основатель неоплатонизма. Последователи Порфирий, Ямвлих. Мистически интуитивное познание высшего. Существование ряда ступеней при переходе от высшего к земному. Понятия благо, ум, душа мира, земной дух, материя, тело, душа. От высшего к низшему. Идея освобождения человека для чистой духовности с помощью экстаза и аскетизма. В рамках неоплатонизма возникает гностицизм. Принципы которого в абсолютной трансцендентности бога, бог неописуем, непостижим, невыразим. Принцип творения заменяется принципом эманации бога. Возвращение к богу через очищение, экстаз. Гермеса Трисмегиста отождествляют с богом мудрости Тотом.

В средневековье Гермес использовался как учение гермесизма для обозначения тайной доктрины средневековых алхимиков. Содержание касалось трансмутации металлов, универсальная медицина. Христианской доктриной оценивались по-разному. Судьба философов, теологов, практиков различна.

Джордано Бруно (1548-1600)– занимает центральное место в философии данной эпохи. Испытал влияние гермесизма, неоплатонизма, христианства. Поставил под сомнение божественную природу Христа и основные догматы христианства. Желал создать новую религию. Похож на Толстого, хотели создать новую религию и отрицали божественную природу Иисуса.

Ни с кем не уживался. Не мог примкнуть ни к одной религии.

Главные категории его философии – божественное и бесконечное. Предвосхитил философию Спинозы и философию романтиков. 1583 г в свете Французского посла посетил Англии. Прочитал лекции в ун-те. Излагал гелиоцентрическую концепцию. Связывал с солярным культом солнца. Его обвинили в плагиате. Вселенная бесконечна и сферична. Бруно бога отождествлял со вселенной. Бог имманентен вещам. Пантеистические взгляды. Свойственна аксиологичность мышления. Бог – это еще и благо. Благо – источник и конечная цель любви.

Божественное всемогущество всякому бытию сообщает бесконечность доброты. Созерцание божественного не только интеллектуальный, но и эмоциональный процесс. Страстное желание быть единым с предметом своей любви. Этот процесс называли героическим энтузиазмом. На вершине одержимости, энтузиазма, человек видит все в целостности.

Магия соперничает с религией и наукой в эпоху Возождения. Алхимия, ятрохимия. Мечта алхимика – добыть золото из неблагородных металлов.

 

Тепло, холод, сухость влажность.

Воздух тепло огонь

Влажность сухость

Вода холод земля

Металлы – сложные тела. Первооснова металлов – сера, ртуть, мышьяк. Твердость, горючесть, летучесть. Соль.

Философский камень. Элексир лечащий болезни.

Дистилляция, возгонка, кристаллизация. Открыт спирт как жидкость имеющая больше жизненные силы. Питает организм сильнее, чем мясной бульон.

Парацельс. Филлип Гокенгейм взял псевдоним «как Цейс». Энциклопедист поздней античности Цельс.

Теория врача есть опыт. Сжег на костре сочинения Галлена и Авиценны. Учил на немецком. Организмом человека управляют небесные тела.

Эпоха развивается под эгидой старых натурфилософских методов. Но в этой форме делается прорыв к новому сознанию. И это приводит к появлению классического естествознания.

 

Лекция 14. Наука Нового времени

1. Социально-экономические и культурные условия формирования и развития научного сознания в Новое время

Новое время (с большой буквы) – период Европейской истории, охватывающий XVII-XIX в. Экономической основой Нового Времени выступила замена феодального способа производства, феод общественных отношений капиталистическими, буржуазными. В социальной сфере – сословное деление общества сменялось признанием юридического равенства всех ее членов. Смена сословного деления на равенство процесс очень долгий. Можно сказать, что и сегодня не полностью завершился. В Испании, Англии, Германии, Польше фактически сохранялось сословное деление. В монархиях социальная иерархия – необходимый элемент структуры. В них наиболее прочно сохранялось деление на дворян, священников, и третье сословие – купцы, промышленники, ремесленники, крестьяне. В дворянском сословии – высший и низший слой. В Польше – двор из магнатов, крупных землевладельцев и мелких землевладельцев, шляхты. Представители которой иногда и земли то не имели, но считали себя равными с монархами. После 1717г Речь Посполитая стала русским протекторатом. И Россия для 80% шляхты не подтвердила ее дворянский статус. Поэтому антирусские настроения.

Начало нового времени положено в Нидерландах (Голландия). В XVI в стало расти мануфактурное производство. Средневековый мастер делал вещь от начала до конца. Мануфактурное производство. Нидерланды в подчинении испанской короны. Рост экономики ускорил борьбу за независимость.

Шарль де Гостер описал борьбу Нидерландов против испанского гнета. Нидерландская буржуазия добилась социальной независимости и политической власти в 1609г – первая буржуазная революция в Европе.

Англия выбилась в лидеры европейского общества в плане буржуазного развития. 1640 г – революция. Король Карл I сталкивается с силами парламента (Оливер Кромвель - лидер). 30 января 1649 г король обезглавлен публично. Палата лордов упразднена, началась республика. Экономическое развитие, господство на море.

1588 г английский флот выиграл сражение с испанским флотом Великая Армада. Англия становится великой колониальной морской державой. Рост европейских колоний и заморских владений.

Испания и Португалия осваивает новый свет. Туда же и Голландия. Россия – на восток и Сибирь. Договор с Китаем, право на Аляску. Её фактории в Северной Америке простирались до калифорнии. Колониальные завоевания максимальны у Франции и Британии.

Экономическая жизнь под влиянием колоний.

Трансатлантическая торговля максимальна у Британии. (Ливерпуль, Глазго, Бристоль).

Институты кредитования в Англии. Банк. Биржа. Национальный кредит. Первые аферы. Дело Джона Ло. Во Франции спекулятивная продажа акций. Предприятие лопнуло, Ло бежал.

1789-1799г Великая Французская революция. Самое сокрушительное поражение абсолютизма.

Взятие Бастилии 14 июля 1789г. Декларация прав человека и гражданина. 1792 г – Французская республика, Людовик XVI казнен в январе 1793 г. Серия смены правительств. Приход к власти Наполеона Бонапарта 1789г.

Идейная вершина Нового Времени – Просвещение. Идеолог движение европейских интеллектуалов, философов, ученых, публицистов направленное против церковно-феодальной идеологии. Этапами к эпохе просвещение – Ренессанс и Реформация. Роль научного движения в Новое время, формирование научного сознания.

Англия, Франция, Германия – наибольший расцвет Просвещения.

В России Просвещение. Екатерина 2 вела переписку с Вольтером, Дидро. Дидро играл с Екатериной в шахматы!

Лидер Английского просвещения Джон Локк. Джордж Беркли, Давид Юм.

В Германии – Лейбниц, Кристиан Вольф, Иоганн Гердер. Готхольд Лессинг.

Во Франции – ярче всего – талантливые популяризаторы, ядовитые критики феодального строя: Франсуа Ароэ (Вольтер), Дени Дидро.

Философия Просвещения – идеология крепнувшей буржуазии, которая стала бороться с религиозным фанатизмом, привилегиями духовенства. В критике выковались идеи либерализма, утилитаризма, индивидуализма, прогресса общественного, рационализма.

Период становления секулярной, светской культуры. Которое было сопряжено с непримиримой борьбой с церковью. Обвиняли в фанатизме, нетерпимости, провозглашали идеал свободомыслия и веротерпимости. Церковь обвинялась в противодействии науке, просвещению, в распространении невежества – источника зла. Ликвидировать невежество в головах монархов. Просвещение – это усвоение знаний, добытых благодаря разуму.

Антиклерикализм – борьба против церкви священников. Вольтер каждое письмо заканчивал «Раздавите гадину».

«Кишкой последнего попа последнего царя удавим» Вольтер

Либерализм.

Джон Локк понимает государство как результат общественного договора, который заключается для прекращения своего природного состояния. Индивид воюет против всех – природное состояние. Часть своих прав нужно отдать государство и тогда государство будет тебя охранять. Государство должно защищать частную собственность. Экономика должна быть частно-капиталистической. Государство не должно руководить торговлей и индустрией. Между эгоизмом индивида и общим благом существует природная гармония. (Для представителей имущих классов). Помогал составлять конституции для рабовладельческих штатов США. Деньги вкладывал в работорговлю.

Адам Смит 1723-1790гг. Профессор моральной философии. «Исследование причин и природы богатства народа» 1776г.

Предположил, что преследование индивидом личного интереса и беспрепятственное функционирование рынка в гармонии, приводя общество к природному благосостоянию. Классик буржуазной политэкономии.

Просвещение называют веком разума. Разум ценился философами античности. Разум античности – космоцентричен, средневековья – теоцентричен. В средневековье разум сам по себе отвергался. Был сопряжен с верой, с надеждой на спасение человека. Аксиология сохраняла важную роль и как онтология, и как прочес познания, в котором участвуют рациональные и иррациональные элементы сознания – эмоции и воля. В эпоху просвещения разум очищается от внерациональных компонентов, как в онтологии, так и в гносеологии. Разум – идеал естественного и единственного источника знаний.

Общество умных лошадей. Путешествия Гулливера в стране лилипутов, великанов и умных лошадей.

Теория неотделима от практики, обеспечивает прогресс как высшую ценность бытия. За просвещением – романтизм как реакция на технологическую рациональность эпохи просвещения: мистика, тайны, миф, одухотворенность гор, леса, ручьев, водопадов.

Борьба с заблуждениями. Если мы лишим человека заблуждений – мы сделаем его счастливым и усовершенствуем общество. Борьба с церковью.

Научное движение в Европе приводит к институционализации науки. Правительства Англии, Германии, Франции способствуют основанию Лондонского королевского общества, Французской и прусской академии.

В деятельность Лондонского королевского общества вмешивался король. Удивлялся, что там взвешивают воздух. Производство экспериментальных исследований. Особую роль в авторитете сыграло членство в ней Ньютона (1643-1727). Основоположник классической физики. 1703г – президент Лондонского королевского общества. Возглавлял кафедру кембриджского университета. Директор монетного двора с 1699 г. Построил телескоп нового типа – рефлектор. (Смена выпуклой линзы вогнутым зеркалом). Открытия его придали обществу известность. «Новая теория света и цветов». Эта работа – первая научная работа, которая сделала Исаака Ньютона известным. Эксперимент – точное и плодотворное орудие познания.

«Я видел дальше, так как стоял на плечах титанов» Ньютон

2. Формирование и развитие классического естествознания 17-18 вв: Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Исаак Ньютон, Карл Линней

В центре – природа. Главный объект науки нового времени. Натуроцентризм Нового времени. В античности понятие природы сродни понятию материи. Абстрактное метафизическое начало. Которое как мыслимая сущность стояла за видимым. Теперь природа – это видимый окружающий человека мир. Роберт Бойль родоначальник химии Нового времени. Английский естествоиспытатель.

«Нет нужды искать метафизической причины функционирования природы, также как мы не ищем метафизические причины функционирования часов» Р.Бойль

Антиметафизичность природы: природа - это руководитель и учитель, всегда истинный и правдивый.

Кондильяк писал: «Если б мы всегда были способны брать в руководители природу... Следуя природе, мы заем всё, чему она нас учит»

Галилей демонстрирует новое понимание природы. Луна – не идеальный космический объект, Солнце имеет пятна, Венера имеет атмосферу.

Аристотель утверждал, что космические тела идеальны.

Философия – некая книга, и истину нужно искать не в природе, а сличением текстов считали раньше. Стиль мышления прошлого – это эрудиция. Теперь - надо смотреть и учиться у самой природы.

Новое время рождает новый стиль научного исследования. Опора на прежние эпохи давала относительный результат. Значительное влияние оказывало искусство. В которое ранее входило еще и ремесла, медицина, сельское хозяйство, механика.

Mechane (греч.) - всё искусственно придуманное. Подъемные, метательные машины. Механика – не как хитрость и чудо, а способ разумного подхода и подсчета. Заметим, что причинно-механическое представление о природе. Которое формировалось, было востребовано далеко не всем техническим процессом, а только теми, в которых основу представляют механические устройства: архитектура, кораблестроение, строительство дорог, каналов, портов. На основе химических реакций – на силах, влияниях. Секреты химических ремесел не поддавались рационализации.

Холодный способ извлечения серебра из руды, прим в Мексике. Амальгамирование. Вырывают яму, туда руда, соль, вода. Перемешивают. Далее ртуть, соли меди, железа, перемешивают. Затем ртуть отдаляют – остаток серебро. Химическая теория возникла в 18 в, А.Л. Лавуазье создает теорию окислительного процесса. Дальтон, Авогадро, Каниццаро на основе атомного строения вещества представляют химизм.

Физика. Механика. Изучение движения свободно брошенного тяжелого тела. Баллистика. Как стрелять дальше, точнее. Как движется ядро под действием сил? Как складывается инерционное движение ядра. Инерция. Импульс, ускорение. Эти понятия были рамкой, в которую должны были укладываться результаты в астрономии, физики.

Переход от неточных качественных понятий Аристотелевой физики к абстрактным идеализированным моделям в физике Кеплера, Ньютона. При этом для Аристотеля мир – статичен с центром земля и сферами по которым обращались планеты и звезды. Мир по Аристотелю – конечный сферический космос, в котором всё упорядоченно. Всякое изменение требует приложения сил.

Динамическое представление сейчас. Космос как мир един. Физика неба та же самая, что физика земли. Коперник и гелиоцентризм.

Галилео Галилей. Родился в Пизе. Увлекался математикой. Занимался гуманитарными проблемами. Лекция «О форме и расположении ада в божественной комедии Данте». Преподавание математики в разных городах. Узнав о приборе, который увеличивает, сам создает телескоп. Кто изобрел телескоп неизвестно. Первые выводы формул в трактате «Звездный вестник». В подзорную трубу видно больше, чем невооруженным глазом. Вселенная больше, чем мы об этом знаем.

Луна имеет шероховатую поверхность. Туманность – это скопление звезд. У Юпитера есть спутники. Нет разницы в природе земли и луны. 1611 г – обнаружены пятна на Солнце, фазы Венеры, доказывают физическое единство для всех небесных тел. Гелиоцентризм. 1616 г суд инквизиции и запрет на преподавание, пока не отречется. «Диалог о двух главнейших системах мира»1633 г обвинен в нарушении суда 1616г. 22 июня 1633 г он отрекается. Осуждается на пожизненное заключение, ссылка, которая оказывается творческим отпуском. «Рассуждения и математические доказательства по поводу 2 новых наук» Закладывает основы механики. Принцип инерции. Принцип относительности.

Иоганн Кеплер 1571-1630 гг. Профессор математики и морали. Отказался от заведования кафедрой и следует приглашению Тихо Браге быть у него ассистентом. Императорская обсерватория Рудольфа II была в Праге. После смерти Тихо Браге Кеплер заменяет его. Хотя ему не выплачивали жалованье аккуратно, он пользовался рукописями Браге. «Новая астрономия…» его труд.

Под влиянием наблюдений Браге предложил новый взгляд на небо. Отказ от идеи совершенства движения планет по кругу. На самом деле – по эллипсам. Отбрасывает мысль о равномерном движении. Скорость планет изменяется по законам. Площади, описываемые радиус вектором равны между собой.

Сохранялись элементы архаики, идущие к старым представлениям. Солнце вращается и увлекает во вращении животная сила. Звезды и планеты одушевлены. Космос – это живое существо, которое ночью питается испарениями от земли. Космос наполнен эфирным веществом. Он искал числовые пропорции в духе пифагорейцев. Числовые пропорции – это душа мира. Увлекался астрологией, составлял астрологические прогнозы.

«Занятия астрологией дают мне пропитание» Кеплер

Часы – хорошая модель природы, как ее понимали в то время. Представление о теле как главном предмете естествознания.

Рене Декарт. Философию начинает с сомнения. Делает вывод, что сомневаться можно во всем. Единственное, что можно признать как безусловно существующее – это сомнение. Безусловное существование мышления – онтологический факт.

«Я мыслю, следовательно я существую» Декарт

Благодаря мышлению мы получаем представления о боге и о протяженном телесном мире. Бог порождает мышление и мир материальных тел. Мышление для Декарта имеет онтологическую функцию, служит критерием бытия. Те определения мира, которые соответствуют мышлению – существуют. А те, которые несоответствуют – не существуют. Развернутая манифестация дуализма – существования духа и материи. Бога как гаранта связи между духом мышлением и материей протяженностью. Физика Декарта – это физика материальных тел. В мат субстанции – телесная протяженность. Тело и пространство тождественны между собой. Отдельное тело – то только малая часть. Пустоты не существует. Тело – ограниченная часть пространства. В физике существуют только тела. Твердость, цвет, тяжесть, температура – вторичные качества, несущественные для тела, протяженные в длину, ширину, глубину. Тело отличается от других тел движением относительно других тел, среды. Все физические процессы в движении тел, в механическом перемещении. Механическое движение – объект физики. Разница в скоростях среды и тела – критерии существования тела. Когда скорости двух тел совпадают и они контактируют, то тела сливаются, а когда смещаются, то обретают индивидуальное физическое бытие. Важно представление Декарта о движении. Что есть простое естественное движение? Прямолинейное равномерное. Именно оно – компонент сложного. Криволинейного и ускоренного. Криволинейное движение планеты. Ускоренное прямолинейное падение тела. Количество движения во вселенной не может измениться. Апеллирует к теологическому. Из совершенства и неизменности бога вытекает постоянство всех сил, кот подчинена природа. Предоставленное самому себе тело сохраняет не только скорость, но и направление. Если тело движется беспрепятственно, то оно не может остановиться. Физика Декарта – кинетическая физика. Геометрическая физика. Важно понять законы геометрии движения. Геометрия наполняется физическим содержанием.

Исаак Ньютон. Общая картина мира – становление научного сознания. Охватывающая всю природу. Два элемента. Гелиоцентрическое представление о солнечной системе. Объединение гелиоцентрической астрономии с земной механикой. Ньютон подвел итог этой работе. Роль механики Ньютона в развитии. Картина мира более достоверна на основе точных количественных отношений, предложенных Ньютоном. У научного сообщества твердое предубеждение, что все законы сводимы к законам классической механики. 1687г – «Математические начала натуральной философии». Основные идеи спорят с Декартом, но и примыкают к нему. Материя отличается от пространства, а материальные тела движутся в пустоте. Пустое пространство неподвижно и абсолютно. Перемещение в этом пространстве – причина сила, приложенная к тела, пропорциональна ускорению. Движение тел неб под влиянием инерции и тяготения. Заставляют тела вращаться по эллиптическим орбитам вокруг тел. Тяготение пропорционально массам, обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами и связывают все материальные тела. Это закон всемирного тяготения. Систему мира привел в движение бог первоначальным толчком.

Ньютон поставил перед наукой задачу полной однозначности и обоснованности своих выводов и это задачу формулирует как идеал научного познания. Задача науки – дать абсолютно точное объяснение природе. Природу следует изучать не при помощи гипотез, как трактовал Декарт, а при помощи законов, достоверность которых дает эксперимент.

«Гипотез не измышляю» Ньютон

Гипотезы, которые выставляются только потому, что они возможны – источник недостоверности в науке.

Приоритет опыта над теорией – свойство классического естествознания Ньютона благодаря его авторитету. Заявка Ньютона на точность, безусловное исследование фактов. Науке приходится довольствоваться незавершенностью результатов. Обладал математической и физической интуицией.

Спор Ньютона и Лейбницем (на плите надпись КОСТИ ЛЕЙБНИЦА умер в безвестности). Метод дифференциального и интегрального исчисления. Метод флюксий. Изменение любых величин во времени и пространстве. Математический базис физики XVIII-XIX вв. Источником нового мировоззрения дифференциального – лежит в новом понимании движения. Ускоренного движения. Для математического описания ускоренного движения говорит о начальном отношении и конечным отношениям. Скорость изменения величин в зависимости от времени – флюксии. Сегодня – это производные. Флюксии – производные по времени. Движение свободно падающего тела. Зависимость между путем, временем и постоянной. Много из того, что сделал Декарт было всё же воспринято. Аналитическая геометрия разработана Декартом. Метод ортогональных координат. Ньютонова физика стимулировала развития естествознания, закон всемирного тяготения хотели бы использовать и химики и биологи. Физические представления начинают проникать в медицину. Ятрофизика – лечебная физика. Кроме влияния физики.

Карл Линней (1707-1778гг). «Система природы» дает начало новой классификации минералов, растений и животных. Три царства природы. Растут, растут-живут, растут-живут-чувствуют.

Принцип цветка. Систематизация искусственна. Систематизировал животный мир. Минералов, лекарственных растений. «Вещества медицинские»

3. Основные черты научной картины мира (НКМ) в классическом естествознании

Новоевропейская концепция природы – механистический взгляд на мир. Удалось показать, что она располагает достоверным и точным знанием о природе. Математика, на языке которой разговаривала физика. Развитие механики параллельно совершенствованию промышленности. Природа – часовой механизм, где все части связаны, благодаря законам и правилам природы.

Поль Анри Гольб а х «Система природы». Механицизм возникает в других науках как попытка свести законы к простым механическим. Биология, химия, социология. Гольбах «Система природы» Исторические коллизии между государствами. Буря в Африке занесла песчинки во Францию, часть из них попали в нос маркизы де Помпадур, ее нездоровье передалось королю, а король объявил войну.

Жюльен Ламетри «Человек-машина» «Трактат о душе». Только знание частей тела и мех законов, кот эти части подчиняются позволяют сформулировать истинное знание о теле и душе человека.

Огюст Конт – социология есть социальная механика.

Фурье хотел найти тяготение по страстям, чтоб предсказывать состояния социальных процессов. Роль деизма. Сама модель мира природы как часов. Метафора, наводящая на мысль о Боге-часовщике. Бог не вмешивается в судьбу мира – деистическая концепция. Природа с одной стороны, с другой – бог. Идея неизменности природы. Бог создал и это остается на века. Отсутствует идея эволюции, преформизм – бог вначале заключив организм животных и людей зародыши последующих поколений, которые фактически уже сформированы и речь идет только о росте. Количественном, но не качественном. Вильям Гарвей. В 18 в Вольф Гаспар Фридрих, который исследуя зародыш яйца показал, что идет развитие, а не количественное изменение. Эпигенез в биологии, который подготавливал почву для эволюционизма. Детерминизм природы, обусловленность связей между телами природы. Пьер Лаплас 19 в. Предполагает, чти мир является единым целым и все силы можно выразить, дать в единой формуле. Все законы являются однотипными. Лаплас признает только сложность и простоту в количественном, а не качественном отношении. Все связи в равной степени необходимы. Закон превращения энергии и число горошинок в стручке необходимы. Настоящее жестко связано с прошлым и будущим. Детерминизм обратим. Распространяется и на понимание социальных процессов. Подвергнут атакам в новой физике за жесткость и однозначность. Идея достижимости абсолютного знания – Лагранж Жозеф Луи оценивая вклад Ньютона: Ньютон не только велик, но и самый счастливый, так как теорию солнца можно построить только один раз. Наука в Новое время – средство достижения человеческого счастья.

Лекция 15. Зарождение и эволюция философии науки от Античности до начала XIX в

1. Роль Аристотеля в зарождении философии науки в античности

Философия науки - фундаментальные исследования науки с помощью философских понятий, категорий и принципов, использующих результаты исследования науки конкретно научными средствами. Психологии, антропологии, социологии, экономики, истории, этики. Фундаментальное исследование науки опирается и на науковедение, как эмпирическую науку о науке. Цель фундаментального исследования науки, чтоб установить что собой представляет философия науки и каковы ее отдельные элементы.

Знание, его структура и в чем заключается специфика научного знания. Кто выступает субъектом научного знания и объектом научного познания. При каких условиях человек, познающий субъект, способен получить истинные, достоверные, объективные знания о мире. И еще как истинное знание способно изменят мир и самого познающего человека.

Предпосылки возникновения философии науки:

1. Общественная, социальная предпосылка. Обособление умственного труда, познавательной деятельности от других видов деятельности.

2. Антропологическая предпосылка, определенные результаты познания человека, его сознания, мышления и чувств, познавательных способностей. Роль софистов и Сократа в этом вопросе.

3. Аксиологическая предпосылка. В том, что необходимо выделить и оценить знания не просто как элемент, достояние одного человека. Оценить и придать нужное значение как определенное надличное явление, имеющее самостоятельное, общественное значение, роль в жизни человека и в жизни общества. Явление существует, но ему не придают значения, а после вдруг придают значение.

Как возникла философия науки? На становление идей, связанных с философией науки повлияли все античные философы и досократики и последующие философы. Особая роль придается Сократу и его ученику Платону. Но именно Аристотель был первым и самым влиятельным из философов, который сделал предметом систематической рефлексии научное знание, методы его функционирования в обществе.

Аристотель (384/383-322/321) как и Платон величайший философ. Род в г. Стагир. Аристотель Стагирит. Учился у Платона, но учеником Платона не стал. В 335 г до н.э. основал в Афинах перепатетическую школу на базе Ликея (Лицея), которая впоследствии стала школой Аристотеля. Последователей Аристотеля называют перипатетиками, а не лицеистами. Перипатос - галерея в Ликее, где Аристотель любил якобы преподавать. Он часто рассказывал что-либо, гуляя по саду. Теофраст, Евдем, Стратон, Дикаерх - ученики Аристотеля. Идейное влияние Аристотеля было очень мощным, не только в рамках Ликея, но влияние настолько сильное - Аристотелизм. Распространилось на позднюю античность, эллинизм, средневековье. На арабскую философию влияние оказал Аристотель, на Авероиса. На еврейскую философию. Философ Маймонида из Кордовы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.55.154 (0.092 с.)