ТОП 10:

Принципы научного исследования



Объективные предпосылки для принципов науки – свойства объективной реальности обладают еще большей степенью общности, чем закон. Например, закон сохранения энергии и другие законы сохранения.

 

Принцип(основа, первоначально лат.) – исходный пункт теоретического познания. В математике это принцип аксиоматики. Принцип – это теоретическое допущение, носящее предельно общий характер. Не заключается, а непосредственно утверждается. Необходима минимизация списка принципов.

Фейнман в «Характер философских законов» говорит, что принцип превосходит опыт. Принцип может иметь познавательную роль.

Принципы бывают конститутивные (например, принцип теплорода) и регулятивные(выявляется в момент долженствования, нормативное общее высказывание, содержит требования к выполняемым действиям. Например, принцип признания истины).

«Роль истины – регулятивный принцип. Это горная вершина, закрытая облаками» К. Поппер

Ученые руководствуются истинами, которые ясно не формулируются.

Принцип экономии У.Оккама: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего» «Из двух объяснений следует выбирать наиболее простое».

Принципы являются элементами научной картины мира.

 

Лекция 6. Онтологические основания науки

1. Онтологические основания в истории философии и науки: бытие, материя и сознание, бог, субстанция

Слово «онтология» имеет две основы: «онто»-сущее и «логос»-учение. То есть онтология – это учение о том, что есть, что бытийствует.

Понятие «онтология» было введено в 1613 г Гоклениусом, он обозначил философскую дисциплину, которая должна была разработать определенную группу философских понятий.

Онтология – философское учение о бытии, о началах, составляющее основу для многообразия вещей и явлений. Предельные основания онтологии: для физиков это изучение законов движения, закон – сущность.

Всякая теория опирается на онтологию, на знания о том, что существует и чего быть не может. Философы и ученые разрабатывали основания науки с учетом достижений в познании действительности.

Способы существования белковых тел – это основа для существования живых существ. Что является основой того, что существует? Включая Вселенную. Так рождается метафизика.

Парменид первым стал задавать вопросы о том, что есть мир? В его трактате «О природе» он задается вопросом что есть бытие? Бытие – это то, что есть. Оно едино и неделимо, оно вечно, неподвижно и непереходяще, познаваемо, но путь познания лежит не через чувственное восприятие (так как это путь мнения). Бытие постигается мышлением, так как чувства нас обманывают.

Гераклит Эфесский в своем трактате «О природе» пишет, что жизнь природы – это непрерывный процесс движения.

«Все течет, всё изменяется», Гераклит

«В одну реку нельзя войти дважды» Гераклит

«Противоположности борются между собой, однако по сути они тождественны» Гераклит

Всё – есть производная «мирового огня». Познание того, что есть дано мыслителю. Мышление приводит к мудрости. В основе мира лежат элементы, которые соединяются в различные комбинации.

Архе– начало всего сущего.

a) Земля,

b) Вода,

c) Воздух,

d) Огонь

Душа – это огонь. Есть выражения: глаза загорелись, человек загорелся.

Демокрит (5 в. до н.э., Абдеры) считал, что все многообразие вещей проистекает в результате объединения атомов между собой. Существует пустота и атомы. Качество сводится к количеству.

Пантеизм («пан» – всё, «теос» – бог) .

Политеизм – многобожие.

Душа – телесное.

Фалес говорил, что душа – это вода, а Гераклит, что огонь.

Природные стихии тождественны божеству, они были одухотворенными. В Новое время пантеизм существовал в виде монотеизма.

В античности

Материя– противоположность идее или форме (сознанию).

Материя и сознание – возможности создания мира вещей. Вещи появляются в результате синтеза. В вещи проявляется действующая причина, но должна нести в себе еще и цель.Вещь – продукт творческого акта. Материяпонималась как возможность.

В Средние века

Природа, материя, цель, причина – на их месте оказывается бог-творец, который благодаря имитации слова творит окружающую действительность.

Две реальности: земная (конечна) и небесная (вечна).

Теизм – сверхличность бог.

Новое время

Философская мысль становится моноантичной. Натуралистический взгляд на мир. Мир – природа, человек – продукт природы, лев природы. Вмешательство бога исключается. Эта позиция поддерживается учеными.

Деизм – бог сотворил мир, но дальше не вмешивается в развитие. Задача ученых – познать законы и управлять природой. Субстанция от лат. «сущность». Рене Декарт в 1656 г освобождает понятие материи от ее зависимости от различных условий, на которых настаивал Аристотель.

Материя – это не возможность определения вещи, а действительность. Носитель свойств, то, что называют субстанцией (носитель разнообразных свойств и различий).

Атрибуты– неотъемлемые свойства. Пространство, время, движение.

Акциденция – свойства, которые могут быть, а могут не быть. Здоров или бледен Сократ, но он остается Сократом.

Свойства нуждаются в субстанции, а последняя существует сама по себе.

Субстанция– объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства, безотносительно ко всем видоизменениям, через которые она существует. Связана не только с материей, но и с сознанием.

2 способа объяснения мира, с позиции материалистов и идеалистов.

Гегель: мышление – не только субстанция всех вещей но и всеобщая субстанция духовного, следовательно, вещи должны быть согласно своему понятию – это идеализм.

Декарт признавал 2 субстанции: материя и сознание.

Монизм – одно начало,

Дуализм – два начала,

Философский плюрализм определяется множеством начал.

Лейбниц ввел понятие монад.

Субстанция позволяет видеть одно и то же, несмотря на исчезновение свойств или их изменение. Субстанция в физике – это материальная точка, природа, движение, материя.

Планк ввел мировые универсальные константы: скорость света, элемент количества действия – это предельные онтологические основания.

Для античности характерен космоцентризм (вечные неизменные стихии, атомы). Принципиальная концепция вещи Аристотеля.

В Новое время – натуроцентричность. В современности – к естественным наукам добавляются социально-гуманитарные. Которые признают социо- и культуроцентризм.

Язык – дом бытия. М.Хайдеггер

 

2. Онтология и метафизика. Роль философских категорий в научном познании

Метафизика – логическая понятийная конструкция, модель мира, которую философы создают для целостного описания окружающей действительности. Парменид говорил, что мышление и бытие тождественно между собой по сути.

Метафизика позволила обобщить и абстрагировать свойства окружающего мира, сформулировать ценность «родов его бытия». Аристотель написал «Физика» и «Метафизика» (после физики ). Метафизика – наука о невидимом. Таким образом задача метафизики – создать понятие о мире с помощью категорий.

Категории – высказывания, свидетельства, осознание.

Категория – форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отращающих наиболее общие и существенные свойства этого мира.

Все сущее невозможно свести к одному роду существования, но можно дать систему родов.

10 родов по Аристотелю:

a) Сущность

b) Количество

c) Качество

d) Отношение

e) Место пространства

f) Время

g) Состояние, положение

h) Обладание

i) Действие

j) Страдание, претерпевание.

Учение о категориях претерпевало изменения. Учение Аристотеля актуально и сейчас, но было несколько видоизменено.

Предельные понятия – материя, движение, качество, количество, мера, явление, содержание.

Сущность связана с явлением, а причина связана со следствием.

Все философские понятия субстанциональны, но Кант усомнился в этом: философские категории – априорные формы человеческого рассудка, они запрятаны в трансцедентном человеке.

Кант: Подлинная метафизика охватывает чистые акты мышления, то есть априорные понятия с помощью которых в эмпирических представлениях находятся закономерные связи и эти эмпирические представления становятся научным опытом. Для Канта категории – это формы, в которых мы мыслим, доопытные формы рассудка, которым мы обладаем. То, что до него воспринималось онтологически, должно восприниматься через призму логики. По Канту онтология совпадает с логикой.

Гегель построил систему развития мысленных структур, логика которых выстроила опыт человечества. Движение от бедной системы к богатой, то есть появляются более совершенные структуры.

Категория – самосовершенствование абсолютного духа. «Наука логики» трехтомник.

Качество (1)+количество (2)=мера (3).

Приходит к конкретным понятиям: механизм, организм.

Категории – формы предметного содержания.

Откуда берутся категории?

Аристотель подразделял их на 10 родов.

Кант называл априорными формами.

Гегель – самосовершенствованием абсолютного духа.

Позитивисты считали, что категории можно отбросить.

Категории формируются в ходе исторического познания мышления, гласит культурно-исторический подход. Мышление определяется предметной деятельностью человека, способами его общения. Без категорий нельзя научно мыслить, ни сознательно, ни бессознательно.

3. Структурные свойства бытия и понятия их выражающие: тело, свойство, отношения, связь, причина, детерминизм, часть и целое, система, элемент, структур, иерархия

Тело – элементарная онтологическая целостность, клеточка субстанции, обладающая определенными неисчерпаемыми свойствами. В классической биологии организм – это элементарная онтологическая целостность.

Свойство – это признак, принадлежащий одному предмету

Отношение – признак сопринадлежащий нескольким предметам.

Связь – особое отношение, образуемое из конкретных объектов, самостоятельно существующих во времени и пространстве.

Связь – это отношение зависимости, влияния и воздействия. Связь характеризуется объективностью, имеет прямую и обратную направленность.

Генезис – происхождение.

Детерминизм – философская концепция о самодостаточности природы, в регулировании, обусловливании всех отношений в мире причинными и функциональными связями. Стоял у истоков научного мышления. Был впервые провозглашен Демокритом. В Новое время – Ламетри, Гассенди, Лаплас.

Природа – причина самой себе. Статистическая физика Гиббса и Больцмана. Не разрушила концепцию детерминизма.

Проблема части и целого. Целое – любое конечное множество. 2 предмета в совокупности создают целое, а порознь – части.

Степень интеграции целого различна и зависит от природы.

a) Химически целое

b) Механически целое

c) Биологически целое

d) Социально целое

e) Духовно целое

Приоритет целого или частей. В Европейской науке целое изучается по частям. Есть установки на целостность, в античности – космоцентризм, русский космизм Вернадского.

Диалектическое единство.

В XX веке система характеризуется элементами и структурой. Л. Берталандо (1901-1972) – биолог и натурфилософ. Пытался объяснить гармонию за счет системы имманентных тел. К.Леви Строс: мир подчинен законам структурности, поведение человека подчинено структуре языка.

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент – неразложимый компонент системы при данном способе рассмотрения

Структура – совокупность устойчивых связей между элементами.

Структурность – внутренняя расчлененность бытия

Структура живой природы – клетки, микроорганизмы

В социальной сфере – коллектив, нация, система государств.

Закрытая система – система с установившимся равновесием.

Диссипативные системы. Хакен.

Иерархия (от греч. Священное господство). Субординация священников.

Структура с повышенным знанием и пониженным числом элементов коллектива, тип структурных отношений в сложным многоуровневых системах, которые характеризуются упорядоченностью, организованностью, взаимодействием отдельных уровней по вертикали.

4. Функционально-динамические свойства бытия и основные понятия их выражающие: движение, превращение, развитие, прогресс и регресс

Движение – атрибут материи как субстанции, наряду с пространством и временем.

Энгельс: Движение – это способ существования материи

Джон Толанд, деист, Движение относительно к атрибутивным свойствам материи.

Аристотель выдвинул 6 видов движения:

a) Возникновение

b) Уничтожение

c) Увеличение

d) Уменьшение

e) Превращение

f) Перемещение

Превращение – неупорядоченное качественное изменение без направленности

Развитие – направленное необратимое качественное изменение системы

Регресс – развитие от высшего к низшему, Прогресс – развитие от высшего к низшему

Идея круговорота была впервые высказана в Библии

 

Лекция 7. Гносеологические основания науки

1. Гносеология. Её центральное понятие – знание: основные аспекты анализа.

Гносеология – теория познания – как особое философское знание возникло в XIX в благодаря неокантианству. Хотя эти вопросы были важны еще с античности. «Гносос» - познание, «логос» - учение. Возможности познания мира. Структура его познавательной деятельности. В центре лежит знание, его типы и формы, критерии истинности. Главные термины: познание, знание, образ, субъект, объект познания, истина, опыт, практика, теория.

Эпистемология от «эпистема» - доподлинное утверждение. Противопоставляется мнению. Сегодня эпистемология – это теория научного познания. Составной элемент гносеологии.

Познание – вид деятельности. Наряду с практической, которая нацелена на преобразование природы и социальной среды, существует организационная, образовательная деятельность, познавательная деятельность, нацеленная на производство знаний.

Познание – процесс превращения материального, объективного мира в идеальное содержание человеческого познания, внутренний психический процесс, результат которого и есть знание и его отдельные структурные элементы. Который в конечном итоге выражается в языке, тексте, других формах его объективации, может передаваться.

Познание – неустранимая потребность, глубинное стремление человека.

Наука имеет прямое отношение к человеческому творчеству, а в этом смысле и к культуре, где реализуются избыточные силы человека.

Познание первоначально сопровождало продуктивную и познавательную деятельность человека. Но материальное осознание отношений человеческой природы – это главная тема философских размышлений.

Кант: Познание – это определения объекта, с которыми должны согласовываться данные представления любого субъекта.

Объект – это те структуры внешнего мира, которые еще не вовлечены в человеческой деятельности, но о которых человеческая культура уже знает.

Предмет – результат освоения объектов внешнего мира, в котором познающий субъект уже вкладывает свои интересы, цели, формы деятельности. Объект вовлекается не во всей бесконечной полноте, а под различным углом зрения.

Предмет познания – вовлеченные в человеческую деятельность стороны, свойства, отношения разных объектов, которые интересны для познания и практического освоения.

Может ли быть знание в сознании одного индивида или это социальный феномен? Вопрос актуален с античности.

Главная линия в сути знания. Знание - есть отражение в сознании человека внешнего мира. Субъективный образ объективного мира.

В античной философии существовало онтологическое истолкование сознания – природный характер познавательного процесса связан с устройством мира и человека. Чисто механически отражается в органах чувств, впечатывается в душу, отражается так как мы отражаемся в зеркале.

Гиппократ – прозрачные оболочки глаза отражают свет и всё, что блестит, следовательно видение производится отражением.

Демокрит – отделяются образы, которые воздействуют на органы чувств, дают темное знание о предметах. Посредством разума – светлое знание. Идеи выделяются невидимыми малыми частицами.

Понятие образа широко в средневековой философии 2-3 вв. Понятие образа в широких аспектах разрабатывали отцы церкви. Образ и подобие. Икона как образ – византийские богословы 8-9 вв. Человек создан по образу и подобию божьему. Ева по образу Адама.

«Глаз подобен стеклу или воде» Бэкон

«Органы чувств воспринимают образы вещей» Ньютон

«Идеи попадают в наши глаза» Локк

«Сознание – образ внешнего мира» Ленин

«Всеобщий характер отражения» Дидро

Отражение – сторона взаимодействия любых материальных систем. Это реакция, взаимодействие вещей друг с другом, эта реакция находится в определенном соответствии с какой-либо стороной воздействующей на нее вещи. При информационном взаимодействии двух материальных систем в системе, воспринимающей значимую информацию формируется отображение (слепок, модель), имеющее ту же структуру информации, что и в передающей системе. Информация передается как некая структура. До определенного этапа можно отождествлять формы отражения в природе с формами информационного взаимодействия. С момента образования психических процессов психические процессы дают внутренний мир, отсутствующий у информационного знания. Знания связаны с миром людей, обладающих сознанием.

Знание – производная познания. Знание получает психологические основания, которые ставят под вопрос отражающую природу знания. Психологию познания исследовать необходимо.

Бихевиоризм – установка на исключение психической стороны поведения человека.

Бекон и Беркли считали, что представление предметов внешнего мира нельзя оторвать от чувственного познания. Запах – это результат взаимодействия носа с яблоком. Существовать – быть воспринимаемым в наших ощущениях.

Декарт считал, что познание не может осуществляться без мышления. Самосознание – элемент познания, обязательный момент познавательной деятельности.

Людвиг Витгенштейн «Теория познания» - философия психологии.

Познание как психический процесс включает чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное. Чувственный образ обладает непосредственностью, конкретностью, целостностью, богатством сторон, константностью, постоянством образа независимо от непостоянства его предмета. Наши ощущения модальны (ухо реагирует слухом).

Мюллер и Гельмгольц говорили, что существует специфическая энергия каждого органа чувств. Наши ощущения естественные знаки, заменяющие физические свойства. Из ощущений человек не может знать какова природа объекта, чувственный образ не является непосредственным знанием. У рационального познания нет прямой связи с миром. Разум – это маленький человек, который сортирует поступившие восприятия. Разум напрямую не выходит на действительность. Рациональное познание вычленяет объективное от необъективного всеобщее от единичного.

Рациональное познание способно воспроизводить мир обобщенно, в понятиях, закрепленных в языке. Совершенство органов чувств человека, тонкости цветовых ощущений дают чувственное познание. Оно не регистрация чувственных данных. Мы воспринимаем мир таким благодаря понятиям относительно объекта (в зависимости от эпохи). Мышление находится в неразрывной связи с мозгом. Мышление связано с общественной жизнью людей. Возникает внутри процесса практического труда, лишь потом становится умственным трудом. Деятельность человека протекает благодаря стихийному использованию понятий и лишь потом возникает мыслительная активность. В основании категорий числа лежит приведение к операции сравнения, уравнения.

Кантор считал, что обязательная форма существования знания это язык. Мышление предполагает замещение реальности знаковыми конструкциями и оперирование этими знаками. Мышление – это процесс, в котором сознание индивида, благодаря языку связано с сознанием общества, культурой. Большая часть знаний, которые мы получаем – словестные. Мышление исторически меняется вместе с формой деятельности, языком. Знание становится безличностным, нетворческим при отраженческом подходе. Деятельность ученого однозначно определяется закономерностями отражения, которые он должен осмыслять и переводить на общедоступный язык. Знание нельзя отождествить с информацией. Знание – это субъективный образ объективного мира. Информация – это безличный процесс передачи структур. Знание создается психическими структурами (эмоциями, волей).

Понятие о мире – обобщенная схема взаимодействия человека с миром, общий способ видения объектов. Человеческое знание относительно, так как объективный мир бесконечен во всех его направлениях. Не существует единственной лестницы, по которой нежно подняться, чтоб постичь весь мир. Существует множество путей познания, ученый выбирают путь на свой страх и риск. Знание – это открытая система, незаконченный продукт.

«Познание – это процесс» Сократ

Отражение сохраняет значимость при рассмотрении единства и связи способности человеческого выживания и приспособления к миру с аналогичными формами живого. Взаимосвязь человека и мира усложняется, человечество не смогло бы сохранять себя без адекватного отражения мира.

 

2. Философия о познавательной роли разума и чувств, теоретического и эмпирического в научном познании.

Существует два способа познания мира. С помощью разума и чувств. Чему отдать приоритет?







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.02 с.)