Вторая пол. XX в. – постнеклассическая наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая пол. XX в. – постнеклассическая наука.



Постмодернизм – тенденция в культурном самосознании развитых стран Запада. Ж.Ф.Лиотар предложил этот термин.

Модернизм касается прежде всего искусства, которое в первую очередь реагирует на новое. Это симптом коммерциализации искусства. Деление на элитарную и массовую культуру. Модернизм работает с формой (необычной, красочной). Классическое искусство предназначено элите. Горожанину нужно броское произведение, которое бы его привлекало.

Истина живет по законам рекламы (ставка в искусстве на прикольность, эротичность). Суггестивная эстетика. Истина ставится под вопрос, отрицаются некоторые ценности. Эпоха постмодерна идет в этом же направлении.

Вторая пол. XX в. – утверждает плюрализм мира, двусмысленное отношение к абсолютам и ценностям. Литературное произведение – это игра, в которой автор ни на что не претендует. Единственная мотивация автора – умение писать.

Наука сталкивается с современной культурой, которая отрицает логос. По представлениям некоторых философов – сейчас должна быть эпоха религии. В классический период развития науки признавались инструменты научного знания (переработка книг автора, например Ньютона). В классический период можно дать только одну истинную картину мира. Постоянно возрастает интерес общества к практическим исследованиям. Общество не способно быть европейским обществом, если не будет развивать фундаментальную науку.

Рост квазинауки.

Возникают новые формы сознания, культуры: вторжение в науку религии, мифологии.

Квазинаучная мифология – идея о снежном человеке, бермудском треугольнике. Возникновение паранаучного знания, например о торсионных полях.

Кашпировский.

Попытка найти новые идеи в священных текстах.

Теософия – синтез науки и религии.

Квазинаука оперирует массовым сознанием. Оперирование происходит с помощью СМИ и СМК (средств массовой коммуникации).

Проблема научного мошенничества – плагиат, фальсификация, фабрикация. Эта проблема связана с коррупцией.

 

Лекция 4. Наука как вид сознания и знания

1) Сознание и основные философские подходы к его объяснению Свойства сознания

Сознание – внутренний мир человека, образ мира, благодаря которому человек становится автономным, самодеятельным, свободным существом, способным познавать, преобразовывать, конструировать окружающую действительность в согласии со своими ценностными установками и целями.

Подходы к сознанию:

1. Онтологический подход. Был осуществлен, в основном, в античной философии. Философы подходили к сознанию исходя из того, что это такой же конструкционный элемент мироустройства, как и всё остальное в мире. То есть, сознание и знание – это процессы независимые от человека, лишь выражающиеся в нем как инструменты. Особое природное космическое устройство. Они же боролись мифом, который телесное и духовное не различает, также как тело и психику. «Меня охватил страх», «Я вошел в объятия Морфея». Поэтому первые философские размышления о душе как о чем-то материальном. Фалес: душа – это вода, Анаксимен: душа – это воздух, Анаксимандр: душа – это дыхание. Значит, знание тоже возникает материальным, природным образом. Эмпедокл (о. Сицилия) говорил, что мир состоит из земли, воды, воздуха, огня – это вечные корни вещей. Они вечны, а их сочетания преходящи (пассивны). В движение приводят две космические силы – любовь и вражда. Разумность Эмпедокл связывает с кровью: в ней перемешаны корни вещей.

Познание – подобное постигает подобное. Вода в теле постигает воду в окружающем мире и т.д.

Демокрит говорил, что всё состоит из атомов и пустоты. Тела – это временные соединения вечных атомов. От всех вещей исходят некие слепки – эйдосы («образы») – типа шелухи от лука. Которые попадают в душу, впечатываются, отчего и возникают ощущения, то есть из взаимодействия эйдоса и души. То есть познание как бы независимо от человеческой активности.

Платон считал, что существуют эйдосы, идеи, но не здесь, а в «занебесье» – мире идей. Они – матрица, с помощью которой возникают все вещи на этой Земле. У человека есть душа, которая может окрылиться, – он еще и занебесное существо. Душа в занебесье до краев наполняется идеями, а падая попадает в тело родившегося человека, при этом всё забывает. Рождается со всей полнотой знания. Человеку нужно помочь родиться духовно. Тоже минимум активности. Сократ беседовал с людьми, после этого они обнаруживали в себе сознание и знание.

2. Гносеологический подход. Человек имеет уже значительную активность как субъект познания. В Новое время (XVI-XVII вв.) значительную роль играет понятие опыта. Человек рождается без всякого сознания, в виде «чистой доски» «tabula rasa». Сознание приобретается благодаря опыту – работе органов чувств. Так считал Джон Локк (1632-1704) с позиции эмпиризма, согласно которому, сознание и знание есть результат опыта. Противоположна этому точка зрения рационализма, которая гласит, что опыт почти не нужен, главное – это врожденные идеи, предустановки. Благодаря активности возникают спонтанно. Так считал Рене Декарт. Общее и той, и другой точек зрения является то, что признается активность познания. Эммануил Кант (1724-1804) провел последовательную мысль об исключительной ответственности человека, за полученный знания (истину или заблуждения). Наука – это результат активности человеческого разума, продукт человеческого творчества, наряду с искусством и литературой. Активность сознания у Канта, Локка, Декарта носит индивидуальный характер.

3. Социологический или культурологический подход

Человек познает не сам по себе, а как элемент общества. Например, Карл Маркс выдвинул социоцентрическую концепцию познания. Сознание индивида – это сознание, вписывающееся в сознание группы, общества существующее на данном этапе развития. Образ мира возникает в форме предметной деятельности человека. «Мир продуктов человеческого труда – чувственная представшая пред нами человеческая психология» К. Маркс

Идея кувшина – сознание кувшина появляется тогда, когда человек его начинает делать. То есть сознание – это способность переносить форму вещи в форму человеческой деятельности. (Возьмем индейца в семью – будет нашим). Сознание не обладает вещественностью. Внутренний мир идеален. Огонь в нем не жжет, кислота не разъедает, дождь не мочит. Сознание способно воспроизводить, создавать образы. Хотя воспроизводство материальной внешней действительности - труднодостижимая задача. Можно говорить лишь о степени соответствия. Единство материального и идеального миров – одна из главных философских и научный задач. Представление сильно менялось. Признавалась первичность то материального, то духовного. Противопоставление материального и сознания упоминается уже у Платона и Аристотеля. Декарт считал, что материя и сознание – это два начала, одно материал и ему присущи время и пространство, а сознанию присуще только время.

Знание субъектно, оно всегда принадлежит кому-то (стало понятно в Новое время и отмечено Локком и Декартом). В качестве субъекта могут выступать отдельный человек, группа человек или общество в целом. Человечество не может охватить всю Вселенную, внеземные цивилизации. Любое сознание не только субъектно, но и субъективно (несовершенно). Может ли сознание субъекта создать всеобщую действительность? Для философов это важнейший вопрос. Они ищут условия, при которых это возможно – это и есть методология. Человек способен познать объективность.

Скептицизм – сомнение в надежности истины.

Релятивизм – относительность и условность познания.

Агностицизм – невозможно познание метафизических истин.

Солипсизм – собственное индивидуальное сознание единственная реальность.

Вклад в исследование сознания внесла школа феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Изучалось сознание само по себе, забывая о внешнем мире обусловленности. Феноменологическая редукция. Обнаружил отдельные психические процессы в чистом сознании – высказывания, фантазирование, желание, воспоминание. Феноменология пытается выделить структурные элементы познания направленность (интенсиональность, знание о чем-то) и предметность (на что направлено познание).

Характер предметности определяется способом отношения сознания к предмету. Определяется типом актов сознания. Предмет веры, любви, ненависти.

Феноменология – показывает активности сознания, механизмы его целостности.

Индивидуальное и общественное сознание – индивид, включенный в общественную жизнь, осваивая какой-то вид деятельности, но он не может включить в себя все то, чем располагало всё общество.

В современном обществе сознание индивида формируется образованием (школа, институт, переподготовка кадров), наряду с профессиональными знаниями индивид располагает общественными знаниями (нормы). Формы общественного сознания формируется институтами. Человек меняется с обществом, а общество меняется исторически.

История развития сознания

Рост рационального теоретического начала (рефлексивного) восходит от мифологии к развитию научного и философского знания. Художественное сознание получает рациональное теоретическое осмысление в искусстве. Наука получает рациональное теоретическое осмысление в философских науках.

Растет авторское индивидуальное сознание (дофилософское познание анонимно).

 

2) Психология науки: личность ученого, научная деятельность как творчество

Личность – социально-значимые качества индивида, человеческий индивид в аспекте его качеств. Формируется в процессе развития. В личности социально-значимые следующие качества – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Выделяют разные элементы сознания в античности: интеллект, эмоциональная сфера, сфера воли. Интеллект – это элементы чувственного познания и память, воображение Интеллект был занят познавательной деятельностью, он включал в себя чувственное познание и мышление (память и воображение). Элементы сознания кроме интеллекта в философском анализе не нуждаются, так как они не имеют познавательного смысла.

В современности считается, что в познании человека участвуют все элементы сознания, а не только интеллект.

Психологические свойства необходимы для учёного, определяют его личностные качества, это целостность личности ученого.

Для ученого важны:

1. Способность мыслить,

2. Логика – определенная норма оперирования понятиями,

3. Догадка,

4. Смелая фантазия.

 

Нильс Бор по поводу того, что Гейзенберг открыл новую теорию предлагал: «Достаточно сумасшедшая, чтоб быть правильной»

Ученый вступает в чувственный контакт с миром. Он должен быть свободен от шаблонов видения, слышания, чтения.

«Среди всех инструментов исследователя главный – его глаз» А.Е.Ферсман

Важно любопытство ученого и чутьё.

Существует стойкое заблуждение, что наука – сухой голый рационализм. У искусства повышенная эмоциональность. Наука не исключает эмоции. Ученые – не машины. Великие ученые имеют огромное желание познать истину.

«Истинный математик стремится решить задачу красиво» Раушенбах

Волевая установка – ученый должен быть нацелен на результат.

Й.Я. Берцелиус проанализировал более 2000 элементов в целях определения атомных масс. Ж.Плато 1843г опыт по силам поверхностного натяжения, а в 1842 г потерял зрение, но карьеру ученого не прекратил.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создание качественно новых ценностей.

Творчество=творение=возникновение мира,

Творчество – всякое внесение нового. Творец – бог, ученый, продолжающий творения бога.

«Все творения – создания природы» Гете

Является творчество приобретенным свойством или от бога?

«Организм ученого принципиально отличается от организма крестьянина. У ученого более тонкая ткань» П.Бейль

Когда-то была концепция о том, что у ученого больший объем мозга. Но неоспоримый факт – раннее проявление творческих способностей.

Риман проявил ранний интерес к чтению серьезной литературы, Сеченов не стал доктором, а избрал физиологию.

Познавательные способности определяются генетически на 60-80%, а от окружающей обстановки на 20-40%.

Опосредовательное и интуитивное творчество. Творчество возможно при мобилизации своих сил. Результат творчества настигает исследователя в период отдыха и даже сна.

Творчество – это единство сознательного и бессознательного. Фрейд показал роль бессознательного во всех видах деятельности. У него есть книга о Леонардо да Винчи. У Фрейда сознание мешает творчеству. Творчество демонстрирует единство сознания и бессознательного. Иногда нужно отключать сознание – заблуждение. Творчество – это не только сознание нового, но такого нового, которое бы доказывало свою общественную значимость (не все открытия имеют признание).

Типы ученых в группе:

1. Ученые.

2. Руководители,

3. Представители вспомогательного уровня (техники, лаборанты)

Важны лидеры, которые должны спланировать работу, путь, который приведет к успеху. Они должны обладать фундаментальными знаниями. Ученый – организатор должен располагать знаниями о психологической совместимости. Ученый-переводчик поможет преодолеть трудности совместной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.018 с.)