Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторая пол. XX в. – постнеклассическая наука.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постмодернизм – тенденция в культурном самосознании развитых стран Запада. Ж.Ф.Лиотар предложил этот термин. Модернизм касается прежде всего искусства, которое в первую очередь реагирует на новое. Это симптом коммерциализации искусства. Деление на элитарную и массовую культуру. Модернизм работает с формой (необычной, красочной). Классическое искусство предназначено элите. Горожанину нужно броское произведение, которое бы его привлекало. Истина живет по законам рекламы (ставка в искусстве на прикольность, эротичность). Суггестивная эстетика. Истина ставится под вопрос, отрицаются некоторые ценности. Эпоха постмодерна идет в этом же направлении. Вторая пол. XX в. – утверждает плюрализм мира, двусмысленное отношение к абсолютам и ценностям. Литературное произведение – это игра, в которой автор ни на что не претендует. Единственная мотивация автора – умение писать. Наука сталкивается с современной культурой, которая отрицает логос. По представлениям некоторых философов – сейчас должна быть эпоха религии. В классический период развития науки признавались инструменты научного знания (переработка книг автора, например Ньютона). В классический период можно дать только одну истинную картину мира. Постоянно возрастает интерес общества к практическим исследованиям. Общество не способно быть европейским обществом, если не будет развивать фундаментальную науку. Рост квазинауки. Возникают новые формы сознания, культуры: вторжение в науку религии, мифологии. Квазинаучная мифология – идея о снежном человеке, бермудском треугольнике. Возникновение паранаучного знания, например о торсионных полях. Кашпировский. Попытка найти новые идеи в священных текстах. Теософия – синтез науки и религии. Квазинаука оперирует массовым сознанием. Оперирование происходит с помощью СМИ и СМК (средств массовой коммуникации). Проблема научного мошенничества – плагиат, фальсификация, фабрикация. Эта проблема связана с коррупцией.
Лекция 4. Наука как вид сознания и знания 1) Сознание и основные философские подходы к его объяснению Свойства сознания Сознание – внутренний мир человека, образ мира, благодаря которому человек становится автономным, самодеятельным, свободным существом, способным познавать, преобразовывать, конструировать окружающую действительность в согласии со своими ценностными установками и целями. Подходы к сознанию: 1. Онтологический подход. Был осуществлен, в основном, в античной философии. Философы подходили к сознанию исходя из того, что это такой же конструкционный элемент мироустройства, как и всё остальное в мире. То есть, сознание и знание – это процессы независимые от человека, лишь выражающиеся в нем как инструменты. Особое природное космическое устройство. Они же боролись мифом, который телесное и духовное не различает, также как тело и психику. «Меня охватил страх», «Я вошел в объятия Морфея». Поэтому первые философские размышления о душе как о чем-то материальном. Фалес: душа – это вода, Анаксимен: душа – это воздух, Анаксимандр: душа – это дыхание. Значит, знание тоже возникает материальным, природным образом. Эмпедокл (о. Сицилия) говорил, что мир состоит из земли, воды, воздуха, огня – это вечные корни вещей. Они вечны, а их сочетания преходящи (пассивны). В движение приводят две космические силы – любовь и вражда. Разумность Эмпедокл связывает с кровью: в ней перемешаны корни вещей. Познание – подобное постигает подобное. Вода в теле постигает воду в окружающем мире и т.д. Демокрит говорил, что всё состоит из атомов и пустоты. Тела – это временные соединения вечных атомов. От всех вещей исходят некие слепки – эйдосы («образы») – типа шелухи от лука. Которые попадают в душу, впечатываются, отчего и возникают ощущения, то есть из взаимодействия эйдоса и души. То есть познание как бы независимо от человеческой активности. Платон считал, что существуют эйдосы, идеи, но не здесь, а в «занебесье» – мире идей. Они – матрица, с помощью которой возникают все вещи на этой Земле. У человека есть душа, которая может окрылиться, – он еще и занебесное существо. Душа в занебесье до краев наполняется идеями, а падая попадает в тело родившегося человека, при этом всё забывает. Рождается со всей полнотой знания. Человеку нужно помочь родиться духовно. Тоже минимум активности. Сократ беседовал с людьми, после этого они обнаруживали в себе сознание и знание. 2. Гносеологический подход. Человек имеет уже значительную активность как субъект познания. В Новое время (XVI-XVII вв.) значительную роль играет понятие опыта. Человек рождается без всякого сознания, в виде «чистой доски» «tabula rasa». Сознание приобретается благодаря опыту – работе органов чувств. Так считал Джон Локк (1632-1704) с позиции эмпиризма, согласно которому, сознание и знание есть результат опыта. Противоположна этому точка зрения рационализма, которая гласит, что опыт почти не нужен, главное – это врожденные идеи, предустановки. Благодаря активности возникают спонтанно. Так считал Рене Декарт. Общее и той, и другой точек зрения является то, что признается активность познания. Эммануил Кант (1724-1804) провел последовательную мысль об исключительной ответственности человека, за полученный знания (истину или заблуждения). Наука – это результат активности человеческого разума, продукт человеческого творчества, наряду с искусством и литературой. Активность сознания у Канта, Локка, Декарта носит индивидуальный характер. 3. Социологический или культурологический подход Человек познает не сам по себе, а как элемент общества. Например, Карл Маркс выдвинул социоцентрическую концепцию познания. Сознание индивида – это сознание, вписывающееся в сознание группы, общества существующее на данном этапе развития. Образ мира возникает в форме предметной деятельности человека. «Мир продуктов человеческого труда – чувственная представшая пред нами человеческая психология» К. Маркс Идея кувшина – сознание кувшина появляется тогда, когда человек его начинает делать. То есть сознание – это способность переносить форму вещи в форму человеческой деятельности. (Возьмем индейца в семью – будет нашим). Сознание не обладает вещественностью. Внутренний мир идеален. Огонь в нем не жжет, кислота не разъедает, дождь не мочит. Сознание способно воспроизводить, создавать образы. Хотя воспроизводство материальной внешней действительности - труднодостижимая задача. Можно говорить лишь о степени соответствия. Единство материального и идеального миров – одна из главных философских и научный задач. Представление сильно менялось. Признавалась первичность то материального, то духовного. Противопоставление материального и сознания упоминается уже у Платона и Аристотеля. Декарт считал, что материя и сознание – это два начала, одно материал и ему присущи время и пространство, а сознанию присуще только время. Знание субъектно, оно всегда принадлежит кому-то (стало понятно в Новое время и отмечено Локком и Декартом). В качестве субъекта могут выступать отдельный человек, группа человек или общество в целом. Человечество не может охватить всю Вселенную, внеземные цивилизации. Любое сознание не только субъектно, но и субъективно (несовершенно). Может ли сознание субъекта создать всеобщую действительность? Для философов это важнейший вопрос. Они ищут условия, при которых это возможно – это и есть методология. Человек способен познать объективность. Скептицизм – сомнение в надежности истины. Релятивизм – относительность и условность познания. Агностицизм – невозможно познание метафизических истин. Солипсизм – собственное индивидуальное сознание единственная реальность. Вклад в исследование сознания внесла школа феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Изучалось сознание само по себе, забывая о внешнем мире обусловленности. Феноменологическая редукция. Обнаружил отдельные психические процессы в чистом сознании – высказывания, фантазирование, желание, воспоминание. Феноменология пытается выделить структурные элементы познания направленность (интенсиональность, знание о чем-то) и предметность (на что направлено познание). Характер предметности определяется способом отношения сознания к предмету. Определяется типом актов сознания. Предмет веры, любви, ненависти. Феноменология – показывает активности сознания, механизмы его целостности. Индивидуальное и общественное сознание – индивид, включенный в общественную жизнь, осваивая какой-то вид деятельности, но он не может включить в себя все то, чем располагало всё общество. В современном обществе сознание индивида формируется образованием (школа, институт, переподготовка кадров), наряду с профессиональными знаниями индивид располагает общественными знаниями (нормы). Формы общественного сознания формируется институтами. Человек меняется с обществом, а общество меняется исторически. История развития сознания Рост рационального теоретического начала (рефлексивного) восходит от мифологии к развитию научного и философского знания. Художественное сознание получает рациональное теоретическое осмысление в искусстве. Наука получает рациональное теоретическое осмысление в философских науках. Растет авторское индивидуальное сознание (дофилософское познание анонимно).
2) Психология науки: личность ученого, научная деятельность как творчество Личность – социально-значимые качества индивида, человеческий индивид в аспекте его качеств. Формируется в процессе развития. В личности социально-значимые следующие качества – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. Выделяют разные элементы сознания в античности: интеллект, эмоциональная сфера, сфера воли. Интеллект – это элементы чувственного познания и память, воображение Интеллект был занят познавательной деятельностью, он включал в себя чувственное познание и мышление (память и воображение). Элементы сознания кроме интеллекта в философском анализе не нуждаются, так как они не имеют познавательного смысла. В современности считается, что в познании человека участвуют все элементы сознания, а не только интеллект. Психологические свойства необходимы для учёного, определяют его личностные качества, это целостность личности ученого. Для ученого важны: 1. Способность мыслить, 2. Логика – определенная норма оперирования понятиями, 3. Догадка, 4. Смелая фантазия.
Нильс Бор по поводу того, что Гейзенберг открыл новую теорию предлагал: «Достаточно сумасшедшая, чтоб быть правильной» Ученый вступает в чувственный контакт с миром. Он должен быть свободен от шаблонов видения, слышания, чтения. «Среди всех инструментов исследователя главный – его глаз» А.Е.Ферсман Важно любопытство ученого и чутьё. Существует стойкое заблуждение, что наука – сухой голый рационализм. У искусства повышенная эмоциональность. Наука не исключает эмоции. Ученые – не машины. Великие ученые имеют огромное желание познать истину. «Истинный математик стремится решить задачу красиво» Раушенбах Волевая установка – ученый должен быть нацелен на результат. Й.Я. Берцелиус проанализировал более 2000 элементов в целях определения атомных масс. Ж.Плато 1843г опыт по силам поверхностного натяжения, а в 1842 г потерял зрение, но карьеру ученого не прекратил. Творчество – процесс человеческой деятельности, создание качественно новых ценностей. Творчество=творение=возникновение мира, Творчество – всякое внесение нового. Творец – бог, ученый, продолжающий творения бога. «Все творения – создания природы» Гете Является творчество приобретенным свойством или от бога? «Организм ученого принципиально отличается от организма крестьянина. У ученого более тонкая ткань» П.Бейль Когда-то была концепция о том, что у ученого больший объем мозга. Но неоспоримый факт – раннее проявление творческих способностей. Риман проявил ранний интерес к чтению серьезной литературы, Сеченов не стал доктором, а избрал физиологию. Познавательные способности определяются генетически на 60-80%, а от окружающей обстановки на 20-40%. Опосредовательное и интуитивное творчество. Творчество возможно при мобилизации своих сил. Результат творчества настигает исследователя в период отдыха и даже сна. Творчество – это единство сознательного и бессознательного. Фрейд показал роль бессознательного во всех видах деятельности. У него есть книга о Леонардо да Винчи. У Фрейда сознание мешает творчеству. Творчество демонстрирует единство сознания и бессознательного. Иногда нужно отключать сознание – заблуждение. Творчество – это не только сознание нового, но такого нового, которое бы доказывало свою общественную значимость (не все открытия имеют признание). Типы ученых в группе: 1. Ученые. 2. Руководители, 3. Представители вспомогательного уровня (техники, лаборанты) Важны лидеры, которые должны спланировать работу, путь, который приведет к успеху. Они должны обладать фундаментальными знаниями. Ученый – организатор должен располагать знаниями о психологической совместимости. Ученый-переводчик поможет преодолеть трудности совместной работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.01 с.) |