Политические общественные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические общественные институты



 

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.

 

Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

 

1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;

 

2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.

 

Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

 

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.

 

Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

 

Универсальной структурой государственной власти являются:

 

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);

 

2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

 

3) судебные органы;

 

4) армия и органы госбезопасности;

 

5) государственная система информации и т. д.

 

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.

 

Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.

 

Государство как ядро социологической системы обеспечивает:

 

1) социальную интеграцию общества;

 

2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;

 

3) распределение ресурсов и социальных благ;

 

4) культурно-образовательную деятельность;

 

5) социальный контроль за девиантным поведением.

 

Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

 

В основе подчинения власти лежат:

 

1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);

 

2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);

 

3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

 

Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.

 

Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).

 

В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).

 

Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.

 

В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.

 

Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.

 

Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:

 

1) индивидуализм;

 

2) конституционная форма правления;

 

3) общее согласие тех, кем управляют;

 

4) лояльная оппозиция.

 

В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.

 

Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.

 

В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:

 

1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;

 

2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;

 

3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.

 

В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.

 

 

5. Социальные институты образования и науки

 

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.

 

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.

 

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

 

В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.

 

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

 

Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

 

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

 

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

 

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

 

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

 

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

 

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

 

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

 

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

 

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

 

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

 

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

 

Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

 

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

 

Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

 

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

 

Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

 

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

 

Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

 

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

 

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

 

Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

 

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.

 

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

 

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.03 с.)