Политические идеи Средних веков и Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи Средних веков и Нового времени



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Семинар №1

Политология как наука

· Политика как сфера общественной жизни.

· Этапы развития политической науки.

· Политология в системе общественных наук.

Темы рефератов

· Что важнее: экономика или политика?

· Совместимы ли политика и мораль?

· Место политологии в системе социальных наук.

· Теоретические и прикладные задачи политологии.

Задание к самостоятельной работе

· Сравните основные задачи политологии и теории государства и права. Какая из этих наук предлагает более широкий взгляд на социально-политические институты общества?

· Проанализируйте те проявления политики, которые встречаются в Вашей повседневной жизни. Можно ли эти проявления сгруппировать в большие группы и, если да, то по какому признаку?

· По многочисленным социологическим опросам популярность политиков и политики у граждан России недостаточно высока. Чем, по Вашему мнению, вызваны подобные низкие оценки политики, насколько они справедливы и, если да, то, что необходимо сделать, чтобы их изменить?

 

Проблемные вопросы и ситуации

· В каком обществе политики больше –авторитарном, тоталитарном или демократическом? Обоснуйте свой ответ

· Какова связь между политологией и участием широких масс населения в политическом процессе?

· Что может политология? Какие функции в обществе она выполняет? Существует ли связь между уровнем ее развития, статусом в жизни общества, высшей школе и уровнем демократичности общества, его эффективностью?

· Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития политологии в России? В какую сторону может измениться роль политологии при улучшении экономической ситуации в стране? Изменится ли роль политологии при ухудшении экономической ситуации в стране?

Вопросы для самостоятельной работы

· Что такое политика? Назовите формы ее проявления? С какими субъектами она связана?

· Что, на Ваш взгляд, представляет собой «большая политика»?

· Как соотносятся между собой политика и другие сферы общественной жизни?

· Почему политическую власть считают центром политической жизни и центральной категорией политологии?

· Как зародилась политология? Благодаря кому и чему она превратилась в науку?

· Благодаря каким политологическим идеям построено современное демократическое государство?

· Чем политология отличается от философии и экономической теории?

· Что входит в предмет политологии?

· Какие функции и задачи выполняет политология?

· Какие элементы структуры политики Вы можете выделить?

 

Литература

Гаджиев К. С. Введение в политологию. – М., 2000

Гринев В. Б., Гугель А. С. Потерянное десятилетие—контуры новейшей политической и экономической истории Украины. Моногр. К.: МАУП, 2001.- 432с.

Демидов А. И. Учения о политике. филос. основание. Монография—М: Норма, 2001.—288с.

Панарин А. С. Философия политики. – М., 1996

Политология. Учеб. пособ. для вузов.-Харьков, 2001-831с.

Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Учебное пособ. для студ.- политологов—М., Аспект Пресс, 2002—538с.

Черныш А. М., Костусев А. А. Политика и политология. Одесса, 1998

Семинар №2

.Политические идеи и политическая жизнь Древнего Мира

План

· Общий обзор философско-политических воззрений Древнего Востока.

· Философско-политические доктрины Китая и практика политических отношений в стране.

· Политическая жизнь Индии и ее связь с доктриной индуизма.

· Политическая жизнь Древней Греции и Рима.

· Политико-правовые концепции Древней Греции и Рима.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

· Конфуцианство и легизм: диалектика противоборства в истории Китая.

· Политические воззрения Платона и Сократа.

· Учение Аристотеля о государстве.

· Политико-правовые воззрения в республиканском Риме.

· Политико-правовые воззрения в Древнем Риме периода Империи.

Задание к самостоятельной работе

· Подготовьте краткую биографию Платона и Аристотеля.

· Выпишите несколько наиболее понравившихся афоризмов древних греков и римлян и прокомментируйте их.

· Какое из утверждений о сущности государства, по Вашему мнению, наиболее обосновано:

а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель);
б) «слабый народ – значит, сильное государство, сильное государство – значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно, - главная задача государства» (китайский философ Шан Ян).

Проблемные вопросы и ситуации

· «Государь и его держава – вот главные элементы государства», - сказано в индийском трактате «Артхашастра». Прокомментируйте его.

· Перечислите актуальные идеи по Аристотелю. Выделите те из них, использование которых, с Вашей точки зрения, в современной политике российского государства могло бы принести определенную пользу.

· Почему многие мыслители античности отрицательно относились к демократии? Что такое охлократия? Кем этот термин введен в научный оборот?

Вопросы для самостоятельной работы

· Какое значение имеет каждое из основных понятий, перечисленных в начале данной темы?

· Почему политическая мысль на Востоке зародилась раньше, чем в странах Запада?

· Как объясняли природу государства на Востоке?

· Почему в учении Конфуция правитель опирается на мораль, а не на силу, как у легистов?

· В чем различие политической философии Китая и Индии? Дайте сравнительный анализ.

· Чем вызвано стремление древних философов найти модель построения идеального государства?

· Как, по Платону, возникает государство, и для чего оно существует?

· Что означает понятие «смешанная форма государства»? В чем ее преимущества?

· Что Аристотель понимал под справедливостью?

· Что нового в учение о политической власти и государстве внес, по сравнению с Платоном, Аристотель?

· Каковы сильные и слабые стороны древнегреческого полиса?

· Чем отличаются политические режимы в Древнем Риме от древнегреческого полиса? Как это отразилось в политико-правовых учениях древнеримских ученых?

· Какие идеи выдающихся мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украинского государства?

Литература

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческих демократов. – М., 1996.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М., 1965.

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001

Платон. Государство / Сочинения в 3-х томах – Т.3.: ч. 1. – М., 1971.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. III – I вв. до н. э. – М., 1977.

Черныш А.М. Политические теории мира. Лекция 1. – Одесса, 2005.

Дополнительные вопросы

В чем, на ваш взгляд, заключается несправедливость платоновской справедливости?

· Как вы считаете, какие положения из учения Платона неплохо было бы применять и в современных условиях?

· Почему Аристотель основное внимание уделял среднему классу, а не элите (как Платон) и не пролетариату (как Маркс)? Актуально ли это положение ученого сегодня и почему?

· Как вы думаете, с точки зрения современного общества, прав ли был Н.Макиавелли, положив в основу своей теории главный принцип: «людьми правит честолюбие. Независимо от социального происхождения и положения мотив честолюбия свойственен всем в равной степени»?

· Т.Гоббс считал, что у людей нет врожденной тяги к сотрудничеству. Следовательно, общество держится на взаимном страхе. Именно страх заставляет искать социальных гарантий, избегать риска, искать помощи других людей. Государство основывается на потребности в безопасности, которая есть позитивная сторона страха. Видите ли вы в современном обществе подтверждение этого тезиса ученого?

Творческое задание

Напишите небольшое эссе на тему:

«Мое представление об идеальном государстве, или в каком государстве я хотел бы жить».

 

Семинар №3.

Работа с понятиями

Власть, политическая власть, господство, насилие, легитимность, кризис легитимности, авторитет власти, управление, руководство, ресурсы власти, стабильность, эффективность.

 

Сообщения по темам

· Специфика разделения государственной власти в современной России.

· Проблема прав человека в России.

· Концепция разделения властей в учениях Д.Локка, Ш.Монтескье и Дж.Мэдисона.

 

Творческие задания

1. А.П. Чехов однажды сказал, что человеку приходится по капле выдавливать из себя раба. История нашей страны такова, что нам всем еще предстоит научиться ценить полученную свободу, быть по-настоящему ответственным за ее использование.

Семинар № 4

Семинар №5

Политические идеологии

 

1. Политическая идеология: определение, функции, типология.

2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма (докл.15)

3. Идеология либерализма и неолиберализма (докл.16)

4. Социал-демократия докл.19)

5. Идеология социализма и коммунизма.

6. Идеология анархизма.

 

Дополнительные вопросы

1. Существует ли связь между выбором идеологии и возрастом человека, и если да, то какая?

2. Почему фашизм смог так легко и надолго завоевать сознание немцев?

3. Существует ли опасность фашизма в современном обществе? Где и как она проявляется?

 

Творческие задания

 

1. Мы часто оперируем словами, различие между которыми не всегда очевидно. Попытайтесь найти это различие и выразить его, если возможно, одной фразой: тоталитаризм-авторитаризм, социализм-коммунизм, правовое государство - социальное государство, гражданин-подданный, политическая партия – общественная организация, нация-этнос, аристократия-элита, легальность-легитимность.

2. Выбор политических идеалов и предпочтений является личным делом гражданина, и никто не имеет права в этом вопросе навязывать ему свою волю. Однако многие граждане не интересуются политикой и не могут определиться в своих идеологических ориентациях. Ведь для этого, как минимум, о них надо что-то знать. В итоге гражданин легко оказывается жертвой политических манипуляций. Постарайтесь определиться в своих взглядах. Напишите небольшое эссе на тему: «Почему я выбираю идеологию либерализма (консерватизма, социализма …).

 

 

Семинар №6.

«Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации.

 

· Основные типы политических режимов.

· Политический режим в современной России.

Темы рефератов

· Особенности современного политического режима в России.

· Концепция либеральной демократии.

· Демократия как политический режим.

· Роль Конституции в формировании демократического политического режима в России.

Задание к самостоятельной работ

· Составьте дома таблицу с основными классификационными признаками трёх основных политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического), используя при составлении лекционный материал и соответствующий материал рекомендованных учебников и учебных пособий.

· Проследите эволюцию политических режимов после Второй мировой войны в Европе. Более подробно рассмотрите тенденцию их развития в 90-е годы ХХв. и попытайтесь дать прогноз на ближайшее десятилетие.

· Рассмотрите разные пути перехода от тоталитаризма к демократии:

тоталитаризм – авторитаризм – либерализм – демократия;

тоталитаризм – авторитаризм – демократия;

тоталитаризм – демократия.

Прокомментируйте каждый из путей перехода.

· Каков из вышеперечисленных реально осуществим в России? Что для этого надо?

· Подготовьте политическую карту: «Страны, в которых господствовал авторитарный режим».

· Можно ли на основе текста Конституции определить политический режим страны? Попытайтесь это сделать на примере Конституции России.

Проблемные вопросы и ситуации

· Какие тенденции свидетельствуют о преобладании в Украине демократического вектора политического развития, а какие – об усилении неототалитарной альтернативы?

· Считаете ли Вы, что России нужна «железная рука»? Почему?

· До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на Ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:

· «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);

· «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р.Рейган);

· «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то оно не будущее. Будущее вне политики...» (А. И. Герцен).

· Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель?

· Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано президентом США Авраамом Линкольном: «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Нет ли противоречий в самой формулировке А. Линкольна? Подтверждено ли это определение современной практикой?

Вопросы для самостоятельной работы

· Что такое политический режим?

· Каковы его разновидности?

· Дайте развернутую характеристику авторитаризму.

· Сравните тоталитарные режимы в государствах современного мира.

· Сгруппируйте благоприятные и неблагоприятные факторы для каждого из политических режимов. Какие из них видятся Вам решающими?

· Какой политический режим больше соответствует биологической природе человека, а какой – социальной? Почему?

· Что такое менталитет и в каких механизмах проявляется его влияние на режим политического правления?

· Как соотносятся политический режим и политическая система?

· Чем отличается политический режим от формы правления?

· Почему для политического режима важна легитимность?

· Чем важен для сущности режима тип избирательной системы?

· Каково значение партии в различных политических режимах?

· Чем тоталитаризм отличается от диктатуры?

· Почему тоталитаризм возник в ХХ веке?

· Назовите современные государства, в деятельности которых можно отметить сущностные признаки тоталитарного режима.

· Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории?

· Как изменилось понимание демократии с момента ее первого упоминания? Какие значения приобрел этот термин?

· В чем достоинства и в чем недостатки демократии? Назовите отличительные признаки демократии как режима.

Литература

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

Даль Роберт. О демократии.-М. Аспект Пресс. 2000.- 208с.

Лэйн Я.-Э. Демократия и конституционализм // Полис – 1998. - №6

Меркель В., Круасан А. Формальные и неформальные институты в дефективных демократиях// Полис – 2002. - №2

Миллер А. Авторитарный и тоталитарный опыт Центральной Европы // МЭиМО – 1996. - №7

Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели? // Полис. – 1996. - №6

Мирский Т. Ушел ли тоталитаризм вместе с ХХ веком? // МЭиМО – 2002. - №1

Славкина И. Право человека и суд Европ. сообществ// Власть—2000-№10-с.63-68

Тиммерман Х. На пути к авторитаризму? // МЭиМО – 1997. - №7

Избирательные системы.

1. Избирательное право и избирательные цензы.

2. Принципы демократических выборов.

3. Избирательные системы.

4. Избирательная кампания.

 

Презентация рефератов

1. Особенности избирательной системы в России.

2. Политическая реклама в процессе создания имиджа политика.

3. «Черный пиар» как способ искажения политических коммуникаций.

4. Имидж политиков в христианских и мусульманских странах.

 

Деловая игра «Выборы»

Все материалы в электронной папке «Семинар выборы»

 

Семинар 7

Политическая культура.

 

1. Политическая культура – определение, функции, структура.

2. Типология политической культуры.

3. Политическая социализация.

4. Политическая психология.

Презентация рефератов

1. Политические мифы и их роль в политике.

2. Политическая культура как фактор развития общества.

3. Особенности политической социализации в России: сравнительный анализ с европейской и американской моделями.

4. Способы политического манипулирования сознанием.

5. Сакральные символы в политических мифах.

 

Дополнительные вопросы

· Какие политические мифы, бытующие в современном российском обществе, вы знаете?

· Какие стереотипы относительно прошлого существуют в массовом сознании?

· Какие особенности имеет политическая культура современной России?

· Перечислите агентов политической социализации и определите, кому из них принадлежит решающая роль на этапе первичной социализации.

 

Творческое задание

 

Напишите небольшое эссе на тему «Как проходила моя политическая социализация или Почему я такой аполитичный?»

Семинар 8

Вопросы к зачету по Политологии.

· Политология, её место и роль в системе наук об обществе.

· Объект, предмет и методы политической науки.

· Соотношение политики и права.

· Методология и методы политических исследований.

· Политическая мысль Древнего мира и Античности.

· Политические идеи средневековья.

· Политические учения эпохи Возрождения и периода буржуазных революций.

· Политическая мысль XIX – начала XX вв.

· Политическая наука в XX веке.

· Политика как общественное явление.

· Политическая жизнь и её основные характеристики.

· Структура, функции и уровни организации политики.

· Гражданское общество: происхождение и особенности.

· Особенности становления гражданского общества в России.

· Социальная природа и свойства политической власти.

· Типология политической власти.

· Механизмы и способы властвования. Инструменты политической власти.

· Политическая система, ее сущность, структура и функции.

· Государство в политической системе общества.

· Партии и общественные движения в политической системе.

· Политические элиты.

· Личность в политике. Политическая социализация.

· Лидерство в политике. Типология политического лидерства

· Политический режим. Типология политических режимов.

· Тоталитарный политический режим.

· Авторитарный политический режим.

· Демократический политический режим.

· Политическая культура.

· Политическая идеология.

· Политические конфликты и технологии их разрешения.

· Мировая политика и международные отношения.

· Понятие геополитики.

· Избирательные технологии.

· Мажоритарная избирательная система.

Пропорциональная и смешанная избирательная система

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Семинар №1

Политология как наука

· Политика как сфера общественной жизни.

· Этапы развития политической науки.

· Политология в системе общественных наук.

Темы рефератов

· Что важнее: экономика или политика?

· Совместимы ли политика и мораль?

· Место политологии в системе социальных наук.

· Теоретические и прикладные задачи политологии.

Задание к самостоятельной работе

· Сравните основные задачи политологии и теории государства и права. Какая из этих наук предлагает более широкий взгляд на социально-политические институты общества?

· Проанализируйте те проявления политики, которые встречаются в Вашей повседневной жизни. Можно ли эти проявления сгруппировать в большие группы и, если да, то по какому признаку?

· По многочисленным социологическим опросам популярность политиков и политики у граждан России недостаточно высока. Чем, по Вашему мнению, вызваны подобные низкие оценки политики, насколько они справедливы и, если да, то, что необходимо сделать, чтобы их изменить?

 

Проблемные вопросы и ситуации

· В каком обществе политики больше –авторитарном, тоталитарном или демократическом? Обоснуйте свой ответ

· Какова связь между политологией и участием широких масс населения в политическом процессе?

· Что может политология? Какие функции в обществе она выполняет? Существует ли связь между уровнем ее развития, статусом в жизни общества, высшей школе и уровнем демократичности общества, его эффективностью?

· Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития политологии в России? В какую сторону может измениться роль политологии при улучшении экономической ситуации в стране? Изменится ли роль политологии при ухудшении экономической ситуации в стране?

Вопросы для самостоятельной работы

· Что такое политика? Назовите формы ее проявления? С какими субъектами она связана?

· Что, на Ваш взгляд, представляет собой «большая политика»?

· Как соотносятся между собой политика и другие сферы общественной жизни?

· Почему политическую власть считают центром политической жизни и центральной категорией политологии?

· Как зародилась политология? Благодаря кому и чему она превратилась в науку?

· Благодаря каким политологическим идеям построено современное демократическое государство?

· Чем политология отличается от философии и экономической теории?

· Что входит в предмет политологии?

· Какие функции и задачи выполняет политология?

· Какие элементы структуры политики Вы можете выделить?

 

Литература

Гаджиев К. С. Введение в политологию. – М., 2000

Гринев В. Б., Гугель А. С. Потерянное десятилетие—контуры новейшей политической и экономической истории Украины. Моногр. К.: МАУП, 2001.- 432с.

Демидов А. И. Учения о политике. филос. основание. Монография—М: Норма, 2001.—288с.

Панарин А. С. Философия политики. – М., 1996

Политология. Учеб. пособ. для вузов.-Харьков, 2001-831с.

Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Учебное пособ. для студ.- политологов—М., Аспект Пресс, 2002—538с.

Черныш А. М., Костусев А. А. Политика и политология. Одесса, 1998

Семинар №2

.Политические идеи и политическая жизнь Древнего Мира

План

· Общий обзор философско-политических воззрений Древнего Востока.

· Философско-политические доктрины Китая и практика политических отношений в стране.

· Политическая жизнь Индии и ее связь с доктриной индуизма.

· Политическая жизнь Древней Греции и Рима.

· Политико-правовые концепции Древней Греции и Рима.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

· Конфуцианство и легизм: диалектика противоборства в истории Китая.

· Политические воззрения Платона и Сократа.

· Учение Аристотеля о государстве.

· Политико-правовые воззрения в республиканском Риме.

· Политико-правовые воззрения в Древнем Риме периода Империи.

Задание к самостоятельной работе

· Подготовьте краткую биографию Платона и Аристотеля.

· Выпишите несколько наиболее понравившихся афоризмов древних греков и римлян и прокомментируйте их.

· Какое из утверждений о сущности государства, по Вашему мнению, наиболее обосновано:

а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель);
б) «слабый народ – значит, сильное государство, сильное государство – значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно, - главная задача государства» (китайский философ Шан Ян).

Проблемные вопросы и ситуации

· «Государь и его держава – вот главные элементы государства», - сказано в индийском трактате «Артхашастра». Прокомментируйте его.

· Перечислите актуальные идеи по Аристотелю. Выделите те из них, использование которых, с Вашей точки зрения, в современной политике российского государства могло бы принести определенную пользу.

· Почему многие мыслители античности отрицательно относились к демократии? Что такое охлократия? Кем этот термин введен в научный оборот?

Вопросы для самостоятельной работы

· Какое значение имеет каждое из основных понятий, перечисленных в начале данной темы?

· Почему политическая мысль на Востоке зародилась раньше, чем в странах Запада?

· Как объясняли природу государства на Востоке?

· Почему в учении Конфуция правитель опирается на мораль, а не на силу, как у легистов?

· В чем различие политической философии Китая и Индии? Дайте сравнительный анализ.

· Чем вызвано стремление древних философов найти модель построения идеального государства?

· Как, по Платону, возникает государство, и для чего оно существует?

· Что означает понятие «смешанная форма государства»? В чем ее преимущества?

· Что Аристотель понимал под справедливостью?

· Что нового в учение о политической власти и государстве внес, по сравнению с Платоном, Аристотель?

· Каковы сильные и слабые стороны древнегреческого полиса?

· Чем отличаются политические режимы в Древнем Риме от древнегреческого полиса? Как это отразилось в политико-правовых учениях древнеримских ученых?

· Какие идеи выдающихся мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украинского государства?

Литература

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческих демократов. – М., 1996.

Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М., 1965.

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001

Платон. Государство / Сочинения в 3-х томах – Т.3.: ч. 1. – М., 1971.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. III – I вв. до н. э. – М., 1977.

Черныш А.М. Политические теории мира. Лекция 1. – Одесса, 2005.

Дополнительные вопросы

В чем, на ваш взгляд, заключается несправедливость платоновской справедливости?

· Как вы считаете, какие положения из учения Платона неплохо было бы применять и в современных условиях?

· Почему Аристотель основное внимание уделял среднему классу, а не элите (как Платон) и не пролетариату (как Маркс)? Актуально ли это положение ученого сегодня и почему?

· Как вы думаете, с точки зрения современного общества, прав ли был Н.Макиавелли, положив в основу своей теории главный принцип: «людьми правит честолюбие. Независимо от социального происхождения и положения мотив честолюбия свойственен всем в равной степени»?

· Т.Гоббс считал, что у людей нет врожденной тяги к сотрудничеству. Следовательно, общество держится на взаимном страхе. Именно страх заставляет искать социальных гарантий, избегать риска, искать помощи других людей. Государство основывается на потребности в безопасности, которая есть позитивная сторона страха. Видите ли вы в современном обществе подтверждение этого тезиса ученого?

Творческое задание

Напишите небольшое эссе на тему:

«Мое представление об идеальном государстве, или в каком государстве я хотел бы жить».

 

Семинар №3.

Политические идеи Средних веков и Нового времени

План

· Основные этапы становления средневековой политической мысли.

· Отличительные черты христианской теократической доктрины права и государства в средние века. Ереси.

· Политические идеи эпохи Возрождения. Н. Макиавелли о роли государства и политики.

· Т. Гоббс и Дж. Локк о правовом и государственном устройстве общества.

· Политические идеи французских просветителей в Новое время.

· Немецкая политическая философия об обществе и власти.

 

Темы рефератов

· Теократическая концепция государства и права Фомы Аквинского.

· Ереси как течение, оппозиционное доктрине и практике римско-католической церкви.

· Н. Макиавелли о принципах политического управления.

· Государство и политическая власть в системе мировоззрения ислама.

· Концепция разделения властей в трудах мыслителей Нового времени.

· Общая характеристика политической философии Г. Гегеля.

· Этическая теория политики И. Канта.

Задание к самостоятельной работе

· Ознакомьтесь с материалом учебника. Дайте определение основным понятиям.

· Попытайтесь выяснить различия в политических воззрениях христианства как официальной господствующей религии и христианских ересей. Какие воззрения были более радикальными? Какие идеи Вы считаете демократическими?

· Составьте схему, в левую сторону которой вынесите отличительные признаки средневековых политических институтов, а в правую – аналогичных политических институтов в интерпретации философов и просветителей Нового времени. Проанализируйте, насколько изменились взгляды людей на государство и политику.

Проблемные вопросы и ситуации

· Концепцию какой власти отражает учение доминиканского богослова Фомы Аквинского: «сущность власти – это порядок господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся на вершине человеческой иерархии, определяет положение низших слоев населения. Такой порядок установлен Богом. Поэтому власть есть установление божественное, а значит, она всегда справедлива и добра»?

· Какую концепцию власти отстаивал Т. Гоббс утверждая: «Те, кто уже установил государство и таким образом обязался соглашением принимать как свои действия и суждения одного, не могут без его разрешения правомерно заключать между собой новое соглашение, в силу которого они были бы обязаны подчиняться в чем-либо другому человеку. Поэтому подданные монарха не могут без его разрешения свергнуть монархию»?

· Согласны ли Вы с И. Кантом в том, что деспотией могут быть как монархия, так и демократия?

Вопросы для самостоятельной работы

· Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер?

· В чем состоит вклад мыслителей Средневековья в учение об обществе, государстве и демократии?

· Чем обусловлено более длительное господство теологических трактовок власти в странах Арабского Востока, Средней Азии и Закавказья, по сравнению с Древней Грецией и Древним Римом?

· Какие объективные исторические процессы, произошедшие в Западной Европе, повлияли на становление верховенства государства в общественно- политической жизни и оттеснение церкви на второй план?

· Расскажите о новых демократических институтах Западной Европы, обусловивших приспособление феодального режима к Новому времени и способствовавших ослаблению государственного абсолютизма.

· Почему родоначальником западной политической науки считают Н. Макиавелли?

· Перечислите основные политико-правовые идеи эпохи Средневековья. Определите оригинальность этих идей и обоснуйте свое отношение к ним.

· Благодаря чему в общественном сознании в Новое время произошла смена приоритетов с исключительно монархических представлений о власти на демократические?

· Чем объясняется стремление одних ученых обосновать идею необходимости сильного централизованного государства, абсолютной власти монарха, а других – защитить демократический идеал власти?

· В чем состоят положительные и отрицательные стороны абсолютизма?

· Каковы признаки эффективной монархии по Гоббсу?

· Что означает термин «естественные права человека»?

· Каковы политические механизмы предупреждения произвола властей?

· Как Ш. Монтескье понимал проблему равенства и неравенства? И что означает равенство прав?

· В чем суть и каковы механизмы разделения властей в учении Ш. Монтескье?

· Что такое суверенитет? В чем состоят различия трактовок суверенитета в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо?

· Расскажите о признаках правового государства по И. Канту.

· В чем состоят рациональные и консервативные стороны учения Г. Гегеля о государстве?

· Какие практические результаты для человечества имела теория государственного устройства Г. Гегеля?

 

Литература

История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001

История средних веков. – М., 1980

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990

Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избр. Соч. – М., 1955

Черныш А. М. Политические учения Средневековья. Лекция 2.—Одесса, 2005; Политические теории Нового времени в Западной Европе. Лекция 3.—Одесса, 2005

 

Семинар №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.198 с.)