Уральский институт-филиал РАНХиГС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уральский институт-филиал РАНХиГС



Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра философии и политологии

СОЦИОЛОГИЯ

Рабочая учебная программа дисциплины

Для очной и заочной формы обучения по направлению

Юриспруденция

Квалификации выпускника: бакалавр

 

Составители:

Е.С. Баразгова, д.ф.н.,профессор

О.В.Боброва, к. с. н., доцент

И. С. Бельский, ст. преподаватель

Екатеринбург

 

Оглавление

С.

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины  
Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП  
Раздел 3. Требования к результатам освоения дисциплины  
Раздел 4. Структура дисциплины  
Раздел 5. Содержание дисциплины  
Раздел 6. Формы контроля и отчетности  
Раздел 7. Вопросы для подготовки к экзамену  

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины

 

Цель дисциплины:

- Сформировать у студентов представления об истории и теории социологической науки; об основных парадигмах социологии, о современном обществе;

- сформировать актуальные представления студентов о развитии методологии социального познания и роли теоретической социологии в данном процессе;

- выработать практические навыки сбора социологических данных, умения работать с социологической информацией с целью оптимизации профессиональной деятельности.

Задачи в достижении цели:

– охарактеризовать закономерность становления социологии в системе наук и место социологии в историческом развитии социального знания;

– выявить особенности социологического воображения и мышления, их роль в развитии профессиональных компетенций юриста;

– изучить историю социологии в преемственности и развитии ее этапов;

– реконструировать социальное устройство современных обществ с помощью т.н. полипарадигмального подхода;

– сформировать у студентов адекватные представления об эвристическом потенциале конкретных социологических исследований, методов и методик их проведения;

– проанализировать закономерности взаимодействия социальных и личностных факторов в формировании направленности поведения индивидов;

– показать влияние процессов глобализации и модернизации в мире на развитие социальных систем отдельных обществ и России;

– рассмотреть тенденции развития социологии начала ХХI века.

Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, базовой части.

Итоговый экзамен по дисциплине охватывает материал лекционного курса, семинарских и практических занятий, а также материал, вынесенный на самостоятельное изучение.

 

Раздел 3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате процесса изучения дисциплины студент должен:

- знать историю социологии, основные этапы ее становления и представителей основных социологических школ, осознавать связь классического периода науки с современным этапом ее становления

- понимать значимость информационно – социологического обеспечения профессиональной деятельности и его эффективной организации;

- владеть научно-понятийным аратом социологии;

- уметь сформировать заказ на конкретно социологическое исследование и контролировать разработку методологической и методической стратегии его проведения;

- обладать актуальным социологическим воображением, позволяющим адекватно реконструировать процесс, находящийся в сфере профессионального анализа и диагностики.

Раздел 4. Структура дисциплины

4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы для направления «Юриспруденция»

 

Формы обучения Лекции (часы) Практические занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Текущая и промежуточная Всего часов
  Очная (4-х год.)     38 (+18)  
  Заочная (4-х год.)     74 (+18)  

 

Форма аттестации: зачет .

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ОСВОЕНИЮ ОБЩЕГО КУРСА:

1.Социология. Общий курс: учебник для вузов. (В.И.Кандауров, А.С.Страдаченков, Н.В. Багдасарова и др.) М.,2009.

2.Тощенко Ж.Т. Социология (учебник для вузов), М., 2012

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для очной формы обучения:

Наименование тем/ форма занятия Количество часов/форма занятия
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме
Тема 1. Общество-социология-личность, актуальные проблемы развития науки, функции социологии Лекция- «с ошибками»   Деловая игра    
Тема 2. История социологии: классический этап. Лекция- диалог   Работа в микрогруппах      
Тема 3. История социологии: основные парадигмы современного этапа. Лекция-диалог   Работа в микрогруппах    
Тема 4. Методология и методика социологического исследования Лекция-презентация, мастер класс.   Интерактивныйпрактикум    
Тема 5. Общество и его структура (морфология, стратификация, мобильность) Обзорная лекция   Работа в микрогруппах        
Тема 6. Социальные общности, группы и социальные организации как элементы социальной структуры. Лекция информация   Работа в микрогруппах    
Тема 7 Социальные институты. Обзорная лекция   Конференция-обсуждение отчетов студентов (в виде визуальных материалов) о научных экспедициях, посвященных исследованию социальных институтов    
Тема 8. Проблема взаимодействия личности и общества с позиции статусно-ролевой теории личности; структура личности, процесс социализации личности. Обзорная лекция   Решение кейсов в микрогруппах    
Тема 9. Общество и культура. Лекция-диалог   Учебная дискуссия        
Тема 10. Социальные изменения в зеркале социологии. Лекция-визуализация   Круглый стол    
Итого по дисциплине        

 

Для заочной (4-х год.) форм обучения:

Наименование тем Количество часов
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме
Тема 1. Общество-социология-личность, актуальные проблемы развития науки, функции социологии - -    
Тема 2. История социологии: классический этап. Обзорная лекция   Работа в микрогруппах    
Тема 3. История социологии: основные парадигмы современного этапа. Обзорная лекция   Работа в микрогруппах    
Тема 4. Методология и методика социологического исследования Лекция-презентация, мастер класс   Практикум    
Тема 5. Общество и его структура (морфология, стратификация, мобильность) Лекция -информация     -    
Тема 6. Социальные общности, группы и социальные организации как элементы социальной структуры. Лекция -информация     -    
Тема 7 Социальные институтыЛекция -информация.   -    
Тема 8. Проблема взаимодействия личности и общества с позиции статусно-ролевой теории личности; структура личности, процесс социализации личности. - Решение кейсов в группе    
Тема 9. Общество и культура. - -    
Тема 10. Социальные изменения в зеркале социологии. - Семинар-визуализация    
Итого по дисциплине        

 

Раздел 5. Содержание дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема7. Социальные институты

 

Понятие «социальный институт». Теория институционализации общественной жизни в истории социологии (Г.Спенсер, М.Вебер, У.Самнер, Т.Парсонс). Основные элементы структуры социального института: социальная общность, нормы и правила, система санкций, материальные средства. Функции социального института: стратификационная, организационно-регулятивная, социального контроля, коммуникативная и др.

Основания классификации социальных институтов в социологии. Типы и виды социальных институтов.

Социальные институты в экономической сфере (материальное производство, собственность, рынок). Социальные институты в сфере политики и права (власть, государство, политические партии). Социальные институты в социальной сфере (семья, система образования, система социальной защиты). Социальные институты в духовной сфере (религия, искусство, средства массовой информации). Роль социальных институтов в обществе. Социальный контроль и социальные санкции.

Особенности функционирования социальных институтов в современном российском обществе.

Основная литература

1. Андреев Ю. П., Коржевская Н.М, Костина Н.Б. Социальные институты: содер­жание, функции, структура. - Свердловск, 1989.

2. Великая Н.М. Проблемы консолидации общества и власти// Социол. исслед. 2005, №5.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.З: Социальные ин­ституты и процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 520 с.

4. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе Вестн. МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2004. №1.

5. Костина Н.Б. Религиозная общность: доктринально-институциональный ас­пект социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во РГТШУ, 2001.

6. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2 изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт – М, 2001. – 527 с.

7. Шеншин А.Е. От «теневизации» экономики к криминализации общества: генезис и сущность криминальных экономических процессов Вестн. МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2004. №1.

8. Черныш М. Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе: монография. М., Гардарики, 2005, 253 с.

9. Социальные институты, процессы и практики современной России. Сборник научных трудов. М., Экслибрис-Пресс, 2007, 203 с.

10. Социальные институты в истории. Ретроспекция и реальность. Межвузовский сборник статей. Омск, Изд-во ОмГУ, 2006, 203 с.

 

Дополнительная литература

1.Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология = How to compare nations: Пер. с англ. - М.: Соц.-полит, ж-л, 1994. - 272 с.

2.Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации: Учебное пособие. – М.: Дело, 2004 – 400 с.

3.Игошин И.Н. Институциональные искажения в российском обществе. – М.: Издательство Директмедиа Паблишинг, Кнорус, 2003 – 152 с.

4.Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России// Социол. исслед. 2002, №4.

5.Мониторинг. Доверие к социальным институтам// Социол. исслед. 2002, №3.

6.Черняк Е.М. Социология семьи: Уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 – 238 с.

7. Яковлев А. И. Политическая социология. Учебное пособие. М., Дашков и К, 2008, 383 с.

8. Жовтун Д. Т. Современная политическая социология. Учебное пособие. М., Изд-во РАГС, 2008, 192 с.

9.Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. М., Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005, 457 с.

10. Современная экономическая социология и социальная теория: актуальные проблемы общества и экономики в западной социальной теории. Хрестоматия. Волгоград, Волгоград. науч. изд-во, 2005, 123 с.

11. Социология религии. Хрестоматия. Учебное пособие. Пермь, Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2008, 85 с.

12. Козлов В. П., Шигапова Д. К. Социология религии. Учебное пособие. Казань, Ин-т истории АН РТ, 2005, 142 с.

13. Иванова В. А. Зарубежная социология образования. Учебное пособие. В. Новгород, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2008, 136 с.

14. Фурсова В. В. Социология образования: зарубежные парадигмы и теории. Казань, Казанский гос. ун-т, 2006, 198 с.

15. Сметана В. В. Социальные организации: структура, виды, организационная культура и организационный менеджмент. М., Современная экономика и право, 2007, 294 с.

16. Родионов С. Н. Религиозный дискурс в светском образовании//Социол. исслед. 2008. №11.

17. Мартыненко В. В. Кредитно-финансовый узел развития российского общества//Социол. исслед. 2008. №8.

18. Родионов С. Н., Шевцов Р. П. О религиозной тематике в школьном образовании//Социол. исслед. 2008. №3.

19. Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи//Социол. исслед. 2008. №1.

20. Широкалова Г. С., Аникина А. В. Политический выбор Русской православной церкви как фактор, определяющий её будущее//Социол. исслед. 2007. №10.

Тема 9. Общество и культура

 

Основные подходы к пониманию культуры. Культура как ценностно-нормативное образование, способ деятельности и социально-исторический процесс.

Структура культуры. Универсальные элементы культуры: ценности, нормы, обычаи и традиции, «культурный» язык и культурная деятельность. Функции культуры в обществе: аксиологическая, стратификационная, институциональная, коммуникативная, социализационная, исторической преемственности и др.

Различные виды культуры. Актуальная культура. Доминирующая культура, субкультура, контркультура. Профессиональная культура. Культурный этноцентризм и культурный релятивизм. Связь культуры с деятельностью и социальным поведением. Культура как фактор социальных изменений.

Особенности трансформации культуры в условиях современного российского общества.

 

 

Основная литература

1. Ананишнев В. М. Социология образования. М., Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012, 351 с.

2. Баранов В. Е. Личность в системе природного и социального бытия. СПб., изд-во Политехнического университета, 2008, 290 с.

3. Боровинская Д. Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей. Монография. Тюмень, изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010, 125 с.

4. Возьмитель А. А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России. М., Институт социологии, 2012, 228 с.

5. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2004.

6. Коган Л. Н. Социология культуры: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1992. - 117 с.

7. Крылов А. Н. Религиозная идентичность: индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М., ИКАР, 2012, 303 с.

8. Лещинская С. Н. Социология. Учебное пособие. М., Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2012, 201 с.

9. Макин И. О. Компромиссы престижного потребления: социологический анализ. М., Макс Пресс, 2010, 60 с.

10. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 272 с.

11. Моль А. Социодинамика культуры. М., Изд-во ЛКИ, 2007, 404 с.

12. Роль культуры в модернизации России. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006, 50 с.

13. Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков; науч. Совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2005. – 751 с.

14. Социология. Учебник для бакалавров. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям. М., Юрайт, 2012, 400 с.

15. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., ЮНИТИ, ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 487 с.

16. Фирсов Б. М. История советской социологии, 1950-1980-е годы. Очерки. СПб., Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2012, 476 с.

17. Шек Г. Зависть: теория социального поведения. М., Ирисэн, 2008, 536 с.

Дополнительная литература

1. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур// Социол. исслед.2002, №5.

2. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе// Социол. исслед. 2004, №7.

3. Митрошенков А.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами// Социол. исслед. 2005, №11.

4. Михайлов Л.И. Народное художественное творчество и его место в россий­ской культуре// Социол. исслед. 1998, №4.

5. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теорети­ко-социологический анализ. - Екатеринбург, 1993.-185с.

6. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003 – 518 с.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Пелипенко А. А., Яковенко Г. Г. Культура как система. М., 1998.

9. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

10. Хагуров Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры//Социол. исслед. 2007. №9.

11. Ижикова Н. В. Культура и политика. Методологические проблемы//Социол. исслед. 2007. №5.

12. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2003, 368 с.

13. Культурный процесс и медиасфера. Сборник научных статей. СПб., Интан, 2006, 227 с.

14. Кузнецова А. М. Основания социального генезиса: варианты репрезентаций. Улан-Удэ, Изд-во Бурят. госуниверситета, 2006, 186 с.

15. Никуличев Ю. В. Миры русской культуры: к генезису социокультурного процесса в России. М., Изд-во РАГС, 2006, 223 с.

16. Семенков В. Е. Теоретико-методологические проблемы социологии культуры. Учебно-методическое пособие. СПб., Социол. о-во им. М. М. Ковалевского, 2004, 39 с.

17. Альтернативная культура: энциклопедия. Екатеринбург, УльтраКультура, 2005, 236 с.

18. Система ценностей человека как социокультурная реальность. Сборник научных трудов. Курган, Курган. гос. ун-т, 2006.

19. Постмодернизм: парадигмы культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Магнитогорск, МГТУ им. Г. И. Носова, 2005.

20. Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М., ИФ РАН, 2007, 265 с.

21. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Контекст истории и современность. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Ростов н/Д, МарТ, 2000, 251 с.

22. Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: социокультурная концепция. Н. Новгород, Изд-во ВВАГС, 2007, 179 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы докладов и сообщений

1. Специфика социологического мышления.

2. Кризис классической социологии: причины и симптомы.

Практическое задание к семинарскому занятию:

 

Составить таблицу по основным парадигмам социологии

№1 Название парадигмы Представители Основные идеи
       
       

 

Темы докладов и сообщений

1. О.Конт – отец социологической науки.

2. Социологические воззрения М. Вебера

3. К. Маркс – великий социолог.

 

Тема 3. История социологии: основные парадигмы современного этапа.

(2часа)

1. Развитие западной социологии (20-80гг. – ХХв)

2. Современные социологические парадигмы.

3. Отечественная социология.

 

Рекомендуемая литература

1. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. Учебник для вузов. Екатеринбург. Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003. – 872 с.

2. История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии. М., Гаудеамус, Академический Проект, 2010, 354 с.

3. История теоретической социологии. Предыстория социологии. М., Гаудеамус, Академический Проект, 2010, 274 с.

4. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников её первого кризиса. М., Гаудеамус, Академический Проект, 2010, 370 с.

5. История теоретической социологии. Социология второй половины XX – начала XXI века. М., Гаудеамус, Академический Проект, 2010, 526 с.

6. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса. М., Гаудеамус, Академический Проект, 2010, 308 с.

7. Киреев Е. В. Социология. Курс лекций. М., изд-во МГОУ, 2011, 202 с.

8. Кравченко А. И. Социология. Учебник. М., Проспект, 2010, 533 с.

9. Кривошеев В. В. Социология. Курс лекций. Калининград, Калининградский юридический институт, 2011, 106 с.

10. Общая социология. Учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования. М., Кнорус, 2011, 277 с.

 

Темы докладов и сообщений

1. 20-30годы XXв. – расцвет эмпирической социологии.

2. Активное развитие социологической теории в 40-60 годы ХХ века.

 

Тема4. Методология и методика социологического исследования

(6 часов)

 

1. Структура социологического исследования

2. Построение программы социологического исследования

3. Композиция анкеты социологического исследования

4. Виды социологически исследований.

Рекомендуемая литература

1. Баразгова Е.С., Зерчанинова Т.Е. Социология. Учебное пособие, Екатеринбург, УрАГС, 2008.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2003.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Екатеринбург, 2002.

4. Кравченко А. И. Социология. Учебник для бакалавров. Для студентов высших учебных заведений. М., Юрайт, 2012, 525 с.

5. Социология. Учебник для бакалавров. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям. М., Юрайт, 2012, 400 с.

6. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100). Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М., Юнити, Юнити-Дана, 2012, 607 с.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник. М., 2001

 

 

Темы докладов и сообщений

1. Теория элиты В.Парето.

2. Теория властвующей элиты Р.Миллса.

3. «Социальные лифты» мобильности в России ХХI века.

Тема 6. Социальные общности, группы и социальные организации как элементы социальной структуры.

(2 часа).

1. Социальная общность и ее виды

2. Понятие социальной группы как структурного элемента общества.

3. Социальные организации.

Рекомендуемая литература.

10. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. Для студентов высших учебных заведений. Р н/Д, Феникс, 2012, 667 с.

11. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации.М.: Дело, 2004. 239 с.

12. Кравченко А. И. Социология. Учебник для бакалавров. Для студентов высших учебных заведений. М., Юрайт, 2012, 525 с.

13. Кравченко А. И. Социология. Учебник. М., Проспект, 2012, 533 с.

14. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., Акад. Проект, 2002, 877 с.

15. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

16. Социология. Учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений. Ч. 1. Ульяновск, УлГТУ, 2011, 184 с.

17. Сырых В. М. Социология права. Учебник. М., Юстицинформ, 2012, 470 с.

18. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. М., Юнити, Юнити-Дана, 2012, 607 с.

Темы докладов и сообщений

1.Теория социализации Т.Парсонса.

2. Теория социализации Дж.Мида.

3. Теория индивидуализированного общества З.Баумана.

4. Что важнее в процессе становления личности – генетическая предрасположенность или социальная среда?

На втором семинарском занятии будет проводиться контрольная работа в форме социологического сочинения по следующим темам:

 

1. Идентификационные риски процесса социализации (по работам Э.Эриксона).

2. Девиантное поведение в молодежной среде: причины и формы проявления.

3. Социальный контроль: проблема эффективности в современных социальных системах.

Тема 9. Общество и культура

(2 часа)

 

1. Культура и цивилизация: единство и различие в мировом социальном процессе.

2. Структура и функции культуры.

3. Теории социокультурной динамики в социологии.

4. Субкультуры как феномен современности.

Рекомендуемая литература

18. Ананишнев В. М. Социология образования. М., Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012, 351 с.

19. Баранов В. Е. Личность в системе природного и социального бытия. СПб., изд-во Политехнического университета, 2008, 290 с.

20. Боровинская Д. Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей. Монография. Тюмень, изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010, 125 с.

21. Возьмитель А. А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России. М., Институт социологии, 2012, 228 с.

22. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2004.

23. Коган Л. Н. Социология культуры: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1992. - 117 с.

24. Крылов А. Н. Религиозная идентичность: индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М., ИКАР, 2012, 303 с.

25. Лещинская С. Н. Социология. Учебное пособие. М., Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2012, 201 с.

26. Макин И. О. Компромиссы престижного потребления: социологический анализ. М., Макс Пресс, 2010, 60 с.

27. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 272 с.

28. Моль А. Социодинамика культуры. М., Изд-во ЛКИ, 2007, 404 с.

29. Роль культуры в модернизации России. М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006, 50 с.

30. Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И.В. Кондаков; науч. Совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2005. – 751 с.

31. Социология. Учебник для бакалавров. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям. М., Юрайт, 2012, 400 с.

32. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., ЮНИТИ, ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 487 с.

33. Фирсов Б. М. История советской социологии, 1950-1980-е годы. Очерки. СПб., Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2012, 476 с.

34. Шек Г. Зависть: теория социального поведения. М., Ирисэн, 2008, 536 с.

Темы докладов и сообщений

1. Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

2. Теория социокультурных типов Н.Данилевского.

На втором семинарском занятии по теме «Общество и культура» проводится круглый стол на тему: «Трансформация профессиональной культуры в современной России».

ВОПРОСЫ КРУГЛОГО СТОЛА:

1. Внутренняя и внешняя среды формирования профессиональной культуры.

2. Особенности развития профессиональных культур в России.

3. Культура менеджмента в России.

4. Профессиональная культура менеджера в России: парадоксы формирования и проявления.

 

Тема 10. Социальные изменения в зеркале социологии.

(2 часа)

 

1. Источники социальных изменений в российском обществе ХХI века.

2. Россия и мировое сообщество: социальные аспекты глобализации.

3. Глобализация в современности: мифы и реальность.

4. Положительные и отрицательные стороны общества постмодерна.

 

Рекомендуемая литература

1. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: социология ХХ1 века. М., 2003.

2. Вербин А. А. От рыночной экономики к рыночному обществу: социологический анализ. Монография. СПб., СПГУТД, 2010, 346 с.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

4. ДеБолт Т. Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России. Социокультурный анализ// Социол. исслед. 2006, №1.

5. Дискин И. Е. Кризис... И всё же модернизация! М., Европа, 2009, 261 с.

6. Дугин А. Г. Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. М., Гаудеамус, Академический проект, 2011, 582 с.

7. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., Дело, 2004, 398 с.

8. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., Дело, 2003, 566 с.

9. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М., Фонд Либеральная миссия, Новое издательство, 2011, 462 с.

10. Левашов В.К. Общество и глобализация// Социол. исслед. 2005, №4

11. Мы – Народ. Народ – главный Субъект развития, модернизации, управления Россией. Коллективная монография. М., Книга и бизнес, 2011, 701 с.

12. Социальные изменения российского общества в контексте глобального кризиса. Монография. М., изд-во Российского гос. соц. ун-та, 2010, 514 с.

13. Социология жизни: преемственность и развитие исследовательских традиций. Сборник научных трудов. Саратов, изд-во Саратовского ун-та, 2010, 231 с.

14. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

Темы докладов и сообщений

1.Особенности современной российской трансформации (Т.И.Заславская и В.А.Ядов).

2.Теория социальных инноваций.

3. Парадоксальный россиянин (Ж.Т.Тощенко).

Практическое задание

 

Необходимо подготовить аналитический реферат по теме «Плюсы и минусы глобализации для российского общества».

 

Требования к конспектам базовых источников

Конспект базовых источников. В технологической карте по курсу «Социология» предусмотрено написание 3 конспектов первоисточников. Объем одного конспектируемого источника составляет от 20 до30 страниц. Конспекты выполняются в специальной тетради в письменном виде (рукописном варианте). Возможно конспектирование не всей фундаментальной работы, а радела, в большей степени интересного для студента.

Объем конспекта одного первоисточника не должен превышать 3-5 страниц формата А5. Содержательная часть конспекта предполагает:

1. Характеристику работы (6-8 строк), где необходимо указать автора, место, историческую ситуацию, в которой написана работа, социальный контекст эпохи.

2. Тезисно отразить 5-6 ключевых положений работы.

3. Привести резюме, в котором отражены основные выводы и оценка работы с точки зрения вклада в геополитическую науку (не более20 строк).

Контрольная работа.

Чтобы раскрыть содержание заданной темы, необходимо: во-первых, хорошо знать материал, а во-вторых, быть готовым передать его содержание в письменной форме, сделать логически обоснованные выводы. Контрольная работа может быть написана по заданной теме на основе нескольких источников (не менее трех).

1. Во Введении раскрывается актуальность темы, сопоставляются основные подходы (позиции, точки зрения) к решению данного вопроса (проблемы), формулируется цель и задачи проводимого в контрольной работе анализа. Примерный объем введения – не более 0,5 страницы компьютерного текста формата А4.

2. В основной части работы раскрывается основное содержание темы (3-4 раздела), проводится анализ теоретических, эмпирических и документальных источников, формулируются ключевые понятия и положения. Контрольная работа имеет учебно-исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска автора. Объем основной части – не более 3 страниц.

3. В заключении (0,5 страницы) подводятся итоги работы в соответствии с поставленной целью и задачами, делаются обобщенные выводы или (по возможности) даются практические рекомендации по разрешению исследуемой темы по тем или иным уровням (государство, регион, муниципалитет) или сферам управления (политика, экономика, социальная сфера, культура). Объем заключения – не более 0,5 страниц.

Требования к рефератам

Реферат – изложение в письменном виде результатов изучения какой-либо социологической проблемы, включающее обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь изложение чужих научных выводов. Этим реферат отличается от курсовой и выпускной квалификационной работ, которые представляют собой собственное научное исследование студента.

Объём реферата – не менее 15 и не более 25 печатных страниц.

Список используемой литературы должен содержать не менее 15-ти наименований.

За один реферат студент может получить от 0 до 5 баллов.

Доклад на семинарском занятии готовится в двух формах – в форме презентации и полного текста доклада.

Текст доклада отдаётся преподавателю после окончания семинара для проверки полноты охвата темы и источниковедческой базы анализа.

Доклад предусматривает аудиторную дискуссию, в которой докладчик выступает экспертом по обсуждаемой теме. За один доклад студент может получить от 0 до 5 баллов.

Тесты по дисциплине «Социология» используются с целью контроля усвоения студентами базовых понятий, теоретико-методологических и практических принципов изучаемой дисциплины, а также для закрепления конкретных социологических знаний.

Тест включает в себя 10 вопросов с вариантами ответов. На каждый вопрос в тесте может быть один или два правильных ответа. Все вопросы на момент выполнения теста строго соответствуют темам, рассмотренным на семинарских и лекционных занятиях. Максимальное количество баллов, получаемое студентом за выполнение одного теста – 5.

За 9 или 10 правильных ответов студент получает 5 баллов.

За 7 или 8 правильных ответов – 4 балла.

За 5 или 6 правильных ответов – 3 балла.

За 3 или 4 правильных ответа – 2 балла.

За 1 или 2 правильных ответа – 1 балл.

Итоговая письменная работа завершает подготовку студента по учебной дисциплине «Социология» и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи с использованием знаний и информации, полученных в ходе изучения данной дисциплины.

Итоговая работа выполняется в письменном виде, в учебной аудитории, в установленное учебным расписанием время. Время выполнения итоговой работы – два часа (120 минут).

Основными требованиями к написанию итоговой экзаменационной работы по курсу «Социология» являются:

- знание основных источников и предметного материала по программе учебной дисциплины,

- глубина анализа и полнота освещения рассматриваемого вопроса,

- логическая последовательность изложения материала,

- определение основных понятий, умение применять их для анализа излагаемой про­блемы,

- обоснованность выводов.

Задание включает в себя три вопроса. Первый вопрос связан с историей социологии и посвящен анализу взглядов и концепций социологов, внесших значительный вклад в развитие науки, парадигм и направлений, возникших в ходе развития социологии. Второй вопрос задания – анализ какой-либо проблемы с использованием материала первоисточников, подлежащих обязате­льному конспектированию в процессе изучения учебной дисциплины в течение семестра. Список обязательных первоисточников представлен в технологической карте учебной дисциплины. Третий вопрос задания – определения основных понятий учебной дисциплины и умение использовать их для решения предлагаемых задач.

Ответ на первый и второй вопросы задания должен включать себя:

- вводную часть, в которой обосновывается значимость и актуальность рассматриваемого вопроса;

- основную часть, в которой раскрывается структура вопроса и его содержание, анализируются подходы различных исследователей, используются основные понятия;

- заключение,в котором в краткой формеизлагаются основные выводы по рассматриваемому вопросу.

Итоговая работа оценивается по шкале от 0 до 20 баллов, в том числе, первый вопрос – от 0 до 6 баллов, второй вопрос – от 0 до 9 баллов, третий вопрос – от 0 до 5 баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.204 с.)