Тренинг профессиональных экологических ориентаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг профессиональных экологических ориентаций



[1, 4–6, 7, 13, 14]

«Животный мир»

Цель: выявление и осознание отношения к природе, снятие эмоционального напряжения и тревожности, развитие навыков вербального общения.

Продолжительность: 10 минут.

Школьники по очереди изображают различных домашних и диких животных: корову, кошку, собаку, лягушку, тигра, бабочку, кузнечика, змею, рыбу, петуха, ворону и т.д. При этом дети используют только невербальные способы общения: жесты, мимика, поза. Остальные школьники должны угадать, какое животное было показано.

«Я люблю природу»

Цель: выявление и осознание отношения к природе, изменение ценностных ориентаций.

Продолжительность: 20 минут.

Школьникам предлагается закончить следующие предложения: «Я люблю природу, так как…», «Я изучаю природу, так как…», «Я берегу природу, так как…», «Я получаю пользу от природы, так как…». По окончании выполнения задания дети обсуждают в группе свои варианты предложений.

«Найди профессии»

Цель: развитие профессиональных и ценностных ориентаций школьников.

Продолжительность: 15 минут.

Оборудование: карточки с различными профессиями и должностями.

Учащимся раздаются карточки с различными профессиями и должностями. Школьникам предлагается подчеркнуть слова, обозначающие профессии в следующем бланке: «Врач, адвокат, бухгалтер, инженер, конструктор, воспитатель, директор, юрист, исполняющий обязанности, прокурор, главный бухгалтер, токарь, водитель, кассир, завуч, учитель музыки, клоун, начальник отдела, заведующая детского сада, учитель, учитель биологии, травматолог, социальный педагог, кондитер, главный конструктор, слесарь, окулист».

Обсуждение. Что такое профессия? Род трудовой деятельности? (но на дачном участке человек тоже трудится, в чем отличие?) Что необходимо для получения профессии? Чем отличается понятие «профессия» от понятий «должность», «специальность»?

«Цепочка профессий»

Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Общая продолжительность упражнения: 15 минут.

Проводить упражнение лучше в круге. Ведущий: «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

Рекомендуется больше двух раз не проводить упражнение, так как оно может наскучить игрокам.

«Профессиональные вопросы»

Цель: выявление профессиональных склонностей и развитие целеустремленности и общения.

Продолжительность: 15 минут.

Оборудование: карточки с названиями различных профессий.

Школьники делятся на группы по 5 человек. У ведущего имеются карточки с различными профессиями. Каждая группа выбирает по 1 карточке с профессией. Затем каждая группа обсуждает данную профессию, отмечает все положительные и отрицательные стороны данной профессии. Далее каждая группа рассказывает о своей профессии и затем идет общее обсуждение каждой профессии.

«Выбор жизненных целей»

Цель: формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, формирование ответственного отношение к своему будущему, умения реалистически оценивать свои возможности, свои жизненные ценности.

Продолжительность: 30 минут.

Оборудование: бланки гистограмм «Моя жизнь».

Учащимся предлагается продолжить фразы: «Жизненный выбор моих сверстников зависит от...», «Мое будущее представляется мне... потому что...». Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске. При обобщении высказываний учащихся делается вывод о многообразии жизненных выборов и степени личной сегодняшней ответственности за свое будущее.

Учащиеся заполняют гистограмму «Моя жизнь». На индивидуальном бланке изображены две оси: горизонтальная «Время (годы жизни)» и вертикальная «Значимость события» от 0 до 10 баллов. Ось «Время» задается самим испытуемым (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события (от 0 до 10). Синим цветом обозначают события прошлого, красным – настоящего, зеленым – будущего.

Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зеленого и синего цветов на гистограмме. На наличие у подростка проблем в будущем указывает либо полное отсутствие зеленого, либо присутствие 1–2 столбиков, не привязанных к определенным годам жизни: «когда-нибудь умру», «когда-нибудь разбогатею».

По завершении задания участникам предлагается выбрать из событий своей жизни 6 наиболее значимых, 3 из которых – радостные, а 3 – грустные, и изобразить их в виде кругов. В каждом круге выделить сектор по количеству процентов вероятности, насколько учащийся сам мог (или сможет) повлиять на исход этого события. По итогам делается вывод о том, что в событиях жизни зависит от самого человека и насколько. Далее подчеркивается, что многие трудные жизненные ситуации связаны с необходимостью делать выбор (это не всегда легко).

Затем предлагается продолжить фразу: «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, потому что...». Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске. Обращается внимание, что у каждого человека есть собственный ресурс, который он использует в сложных ситуациях, в том числе в ситуации выбора. Предлагается перечислить свои положительные качества, помогающие в ситуации сложного жизненного выбора (ответы записываются на доске).

Далее ведущий объясняет, что, планируя жизненную перспективу, зрелый человек должен опираться на имеющийся у него ресурс. При этом обращается внимание на перечень положительных качеств, написанных на доске; предлагается привести примеры.

Осмысление полученного опыта проводится в форме «мозгового штурма»: «На что я могу опираться, ставя перед собой реальные жизненные цели?».

«Моя профессия»

Цель: выявление профессиональных склонностей и развитие общения и целеустремленности.

Продолжительность: 15 минут.

Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Я хотел(а) бы выбрать профессию…», «Выбирая профессию, я хочу добиться..., потому что…». В заключении школьники понимают, зачем выбирают свою профессию.

«Я выбираю профессию»

Цель: осознание профессиональных и ценностных ориентаций.

Продолжительность: 15 минут.

Для правильного выбора профессии необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, условно это можно назвать «Я хочу», во-вторых, оценить свои профессионально важные качества, т.е. свои возможности и состояние здоровья, что также можно условно назвать «Я могу», и, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня «Надо» обществу. Таким образом, «Хочу» – это интересы и склонность личности. «Могу» – это способности и состояние здоровья личности. «Надо» – это потребности общества в конкретных специальностях, в людях определенных профессий.

Учащимся предлагается на листе бумаги определить и написать свои профессиональные интересы и склонности по трем категориям: «Хочу…», «Могу…», «Надо…»

Обсуждение. Что нужно человеку, чтобы сделать правильный и осознанный выбор профессии? Всеми ли профессиями может овладеть человек? Почему?

«Эколог – важная профессия»

Цель: изменение профессиональных и ценностных ориентаций школьников.

Продолжительность: 15 минут.

Школьникам предлагается объяснить свое отношение к профессии эколога, исходя из собственных представлений о ее социальной важности, и аргументировать свой ответ. Обсуждение: чем занимается специалист эколог? в каких учреждениях, на каких предприятиях может работать эколог? какими профессиональными качествами должен обладать эколог?

«Экологические профессии»

Цель: изменение профессиональных и ценностных ориентаций школьников.

Продолжительность: 15 минут.

Оборудование: мяч.

Школьники становятся в круг, бросая мяч друг другу, они называют различные экологические профессии.

Далее, бросая мяч друг другу, учащиеся называют различные профессиональные качества эколога, которыми, по их мнению, он должен обладать.

«Спасти природу»

Цель: выявление и осознание различных экологических проблем, поиск конструктивных путей решения экологических проблем.

Продолжительность: 30 минут.

Школьникам предлагается разделиться на группы по 5–10 человек. Каждая группа предлагает для обсуждения в своей группе одну экологическую проблему.

Задание группам.Найти причины возникновения экологической проблемы. Назвать конструктивные пути решения данной проблемы. Оценить их эффективность и указать их недостатки. Продумать, какова роль нашего общества в решении экологической проблемы, какие существуют возможности для решения данной проблемы на уровне общественных организации и государства в целом.

Примерный перечень экологических проблем для обсуждения в группах следующий: 1) загрязнение атмосферы; 2) загрязнение рек и озер; 3) исчезновение редких видов растений и животных; 5) лесные пожары; 6) вырубка леса; 7) загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.

 


Рекомендуемая литература:

 

Основная

 

1. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. – СПб.: СЛП, 1998.

2. Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат, 1974.

3. Климов Е.А. Школа…а что дальше? – Л.: Лениздат, 1971.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.

5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2005.

6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000.

 

Дополнительная

 

7. Ермаков Д.С. Экологизация общего образования в условиях профильного обучения // Естествознание в школе. 2005. № 6. С. 3–6.

8. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. – М.: Школьная пресса, 2002.

9. Захарова Т.Б. Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5. С. 26–29.

10. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г.). – М., 2005.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11–40.

12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 13–33.

13. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.

14. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

15. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2003.

16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 2001.

Круглый стол

«Устойчивое развитие природы и общества:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.226.100 (0.024 с.)