Личностные качества субъекта экологических профессий, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные качества субъекта экологических профессий,



Профессиограмма эколога

Как показывает анализ профессиональных характеристик, профессию эколога можно отнести к группе «человек – живая природа». Представители (субъекты) профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Люди, чья профессия связана с живой природой, создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще слабо механизированной работы, и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетическими нагрузками – есть от чего утомиться, устать.

Но не следует недооценивать познавательной, умственной стороны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменчивы, изменяются по неявным и сложным законам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты – будь то растения, животные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, так как часто возможны необратимые изменения – заболевание, гибель организмов, снижение удоя молока, привеса, «нагула» молодняка, поражение растений вредителями и т.п.

Профессионал не только должен иметь необходимый натуралистический кругозор в общих основах и узко специальной области, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии). Он должен достаточно четко различать общенаучное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и оперативное научно-практическое знание, с другой – знать специфику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свой заповедник, свой парк и т.п. Это связано с тем, что процессы и события, с которыми сталкивается работник, сложны, поэтому нельзя следовать вполне и часто уместному, например, в естественной науке и в технике и даже нередко в быту стереотипу подведения частного случая под общее понятие. Требуется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание, и очень большое по объему – ничуть не уступающее иной академической компетенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к данному типу виды производства не предполагают большой централизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах практики «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь словами А.В. Суворова).

Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей этого типа профессий разнообразны – от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. В некоторых случаях требуются бережные движения (в обращении с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых – многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительны физические нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важно хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологическими объектами, способность своевременно принимать оптимальные решения.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам – непременное личное качество профессионала. Работники должны любить природу, «живое» в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых – к природной обстановке (истинный эколог – тот, кого тянет в поле, лес, на луг, в экспедицию – пусть с ее бытовой неустроенностью и пр.).

Нестандартные ситуации – повседневная стихия в профессиях этого типа, что требует нестандартного мышления, творческого подхода к решению повседневных задач. Правда это – не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблюдателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества – экспериментирование, опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса.

При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом (культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биологических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными, природосообразными ограничениями; разумеется, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений).

Противопоказаниями часто оказываются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «живому».

Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает. Важны деловитость, способность самостоятельно работать иногда при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант.

При работе требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.

На основе анализа содержания профессиональной деятельности эколога можно составить профессиограмму, которая включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку [35]. Обобщенную профессиограмму эколога можно представить следующим образом [33].

 

Профессиограмма эколога Содержание деятельности:исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты; организует и планирует мероприятия по рациональному природопользованию. Профессионально важные качества:аналитические и математические способности, логическое мышление, развитая кратковременная и долговременная память, способность переносить физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях. Медицинские противопоказания:аллергия, склонность к простудным заболеваниям, плохое зрение, выраженные формы гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Эколог должен обладать следующими качествами: концептуальность, то есть представлять деятельность фирмы в целом и адаптировать её к меняющимся условиям делового мира; оперативность, то есть обладать квалификацией на уровне принимаемого решения; коммуникационность, то есть уметь передавать свои идеи и разработки, как в устной, так и в письменной форме; коммуникабельность, то есть уметь строить свои отношения в общение с коллегами как внутри фирмы, так и за её пределами; уровень технических знаний, включая специфические знания, необходимые для решения поставленных перед ним задач.

В соответствии с требованиями современной науки, техники и устойчивого развития общества, основополагающими международными документами в области экологии специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией и высокой культурой, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, разъяснять и пропагандировать принципы ответственного отношения к природе.

Специалист должен сочетать фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, систематически пополнять свои знания, уметь на практике применять полученные знания и навыки.

Формирование экологических
профессиональных ориентаций личности [14]

 

Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Выпускники общеобразовательной и профессиональной школ зачастую испытывают неопределенность по поводу своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессиональных училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу. Необходимо:

– необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

– узнать и принять требования избираемой профессии;

– осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Правильный выбор профессии имеет огромное значение. Этой проблемой занимается психология профориентации. Она выявляет и формирует интересы, склонности, способности школьников, занимается помощью в поиске призвания, выбором такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным способностям личности, ее потенциальным возможностям, определением путей и условий эффективности управления профессиональным самоопределением школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.013 с.)