Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессии, связанные с экологической деятельностьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Однако успехи научно-технической революции, направленной на повышение комфортности нашей жизни, сопровождаются загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов. В настоящее время обществом становятся все более востребованными специалисты по защите окружающей среды. Сегодня ни одно серьезное политическое, экономическое, социальное решение – разработка технологии, проектирование завода или крупное строительство – не обходится без экологической экспертизы, осуществляемой специалистами-экологами. В последние десятилетия экология сформировалась в России не только как сфера научных исследований, но и как сфера профессиональной производственной деятельности. Учреждено почетное звание «Заслуженный эколог Российской Федерации», которое присваивается высокопрофессиональным работникам природоохранных органов, рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим предприятий и организаций, работникам научно-исследовательских, проектных, технологических и производственных организаций, других учреждений, занимающихся экологическими проблемами, за заслуги в сохранении природных ресурсов, разработке и освоении малоотходных и безотходных технологий, строительстве пылегазоулавливающих установок и очистных сооружений, сохранении растительного и животного мира и работающим в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 15 и более лет. На уровне начального профессионального образования разработаны стандарты по профессиям «Лаборант-эколог» (ОСТ 9 ПО 02.1.5-2001), «Аппаратчик-оператор экологических установок» (ОСТ 9 ПО 02.15.1-2003). Профессия «Лаборант-эколог» предусматривает подготовку рабочих по должностям дозиметрист, лаборант-микробиолог, лаборант-полярографист, лаборант спектрального анализа, лаборант химического анализа, лаборант химико-бактериологического анализа, пробоотборщик, лаборант по анализу газов и пыли, лаборант пробирного анализа. Назначение профессии: выполнение работ, связанных с наблюдением за состоянием окружающей среды и осуществлением экологического контроля готовой продукции, отходов производства, работы очистных сооружений в различных отраслях экономики. Содержание профессиональной деятельности: – анализ сырья, полупродуктов, воды, воздуха, почвы и отходов производства; – дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды; – экологический контроль производства и технологического процесса; – оценка экологических показателей сырья и готовой продукции; – контроль работы очистных установок; – оформление и расчет результатов анализов; – оформление первичной отчетной документации по охране природы; – участие в мониторинге загрязнения окружающей среды. Профессия «Аппаратчик-оператор экологических установок» предусматривает подготовку рабочих по должностям: аппаратчик газоразделения, аппаратчик нейтрализации, аппаратчик обессоливания воды, аппаратчик осаждения, аппаратчик осушки газа, аппаратчик отстаивания, аппаратчик очистки газа, аппаратчик очистки жидкости, аппаратчик очистки сточных вод, аппаратчик перегонки, аппаратчик переработки отходов химического производства, аппаратчик фильтрации, аппаратчик химводоочистки, оператор по обслуживанию газоулавливающих установок. Назначение профессии: аппаратчик-оператор экологических установок осуществляет подготовку, проведение, регулирование и контроль технологических процессов переработки отходов производства, очистки вод, воздуха, а также техническое обслуживание и ремонт применяемого оборудования и контрольно-измерительных приборов. Содержание профессиональной деятельности: – подготовка реагентов, вспомогательных материалов, инструментов, оборудования к технологическому процессу; – выбор методов по защите окружающей среды от загрязнений; – ведение основных технологических процессов очистки воды и воздуха; – контроль и измерение технологических параметров процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов; – контроль технологического процесса очистки воздуха, воды и переработки отходов производства по результатам анализов; – осуществление технического обслуживания и ремонта оборудования и контрольно-измерительных приборов; – контроль и измерение технологических параметров процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов; – контроль технологического процесса очистки воздуха, воды и переработки отходов производства по результатам анализов; – осуществление технического обслуживания и ремонта оборудования и контрольно-измерительных приборов; – ведение отчетно-технической документации о работе обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов. На уровне среднего профессионального образования утверждены специальности группы 3200 Защита окружающей среды: 3201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; 3202 Мелиорация, рекультивация и охрана земель; 3203 Пожарная безопасность; 3204 Радиационная безопасность (квалификация техник). Техник по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» должен быть готов к профессиональной деятельности по применению средств, методов и способов наблюдений и контроля за загрязнением окружающей среды и рациональным природопользованием, эксплуатации очистных сооружений, проведению мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий в качестве техника в федеральных, региональных и местных органах охраны природы и управления природопользованием, экологических службах, службах системы мониторинга окружающей среды, химико-аналитических лабораториях, организациях и на предприятиях, связанных с технологическими аспектами охраны окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, в научно– исследовательских организациях. Основные виды деятельности техника: – производственно-технологическая – проведение современными методами наблюдений и контроля за загрязнением окружающей природной среды; осуществление мониторинга и контроля входных и выходных потоков для технологических процессов на предприятиях отрасли; эксплуатация очистных установок и сооружений; контроль за эффективным использованием малоотходных и безотходных технологий на предприятиях отрасли; осуществление метрологической поверки экологических приборов и оборудования; – организационно-управленческая – организация работы первичного коллектива исполнителей; планирование и организация работ по осуществлению наблюдений за загрязнением окружающей, природной среды и производственно-экологического контроля на предприятиях отрасли; оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий; проведение расчетов за пользование природными ресурсами; разработка мероприятий по устранению вредных воздействий на окружающую среду; обеспечение техники безопасности работ на участке выполнения; – информационно-аналитическая – сбор, обработка, систематизация и анализ информации о загрязнении и антропогенных негативных изменениях в природной среде; оценка и выявление негативного антропогенного воздействия на фоне естественных природных ресурсов; обеспечение экологической информацией различных отраслей экономики. Выпускник должен знать: – основы трудового и экологического законодательства, нормативную документацию, основные положения действующей нормативной, методической, руководящей документации; справочные материалы; – основы экономики природопользования и менеджмента; – методы и средства наблюдений и контроля загрязнения и инженерной защиты окружающей среды; – технику проведения измерений и наблюдений; – конструктивные особенности, назначение, принцип действия и правила эксплуатации приборов и инженерных средств защиты окружающей среды; – основы технологии основных производств, их экологические особенности; – правила эксплуатации вычислительной техники; – правила работы в химико-аналитических лабораториях; – способы отбора, проб и методики выполнения измерений концентраций примесей в окружающей среде; – формы статистической отчетности, порядок их заполнения; – правила и нормы охраны труда и технической безопасности. Выпускник должен уметь: – пользоваться нормативной и справочной документацией; – оценивать экологическую ситуацию и применять необходимые меры по предотвращению экстремальных условий; – эксплуатировать приборы и оборудование экологического контроля и средств инженерной защиты окружающей среды; – отбирать пробы воды, воздуха и почвы на основные и специфические (по отраслям) загрязняющие вещества; – измерять в химико-аналитических лабораториях концентрации вредных примесей в окружающей среде; – обрабатывать, анализировать и обобщать материалы наблюдений и измерений; составлять формы статистической отчетности; – производить расчет платы за пользование природными ресурсами, эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, экономического ущерба от загрязнения окружающей среды с применением компьютерных технологий; – управлять первичным трудовым коллективом, анализировать и оценивать состояние техники безопасности на рабочем месте; – участвовать в экспертизе проектов, технологий; участвовать в проведении испытаний приборов и средств защиты окружающей среды, внедрении их в эксплуатацию, а также в работах по стандартизации технических средств; – контролировать соблюдение на производстве установленных требований, действующих норм, правил, стандартов. На уровне высшего профессионального образования утверждены специальности 013100 Экология (квалификация эколог), 013300 Экологическая геология (квалификация эколог-геолог), 013400 Природопользование (квалификация эколог-природопользователь), 013500 Биоэкология (квалификация биолог-эколог), 013600 Геоэкология (квалификация геоэколог), а также 030500.10 Профессиональное обучение, охрана окружающей среды и природопользование (квалификация педагог профессионального обучения), 171100 Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды, 320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 330200 Инженерная защита окружающей среды (по отраслям), 330300 Радиационная безопасность человека и окружающей среды, 656600 Защита окружающей среды. Специалист эколог осуществляет деятельность по изучению, оценке состояния и охране экосистем, разрабатывает в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует, обобщает и систематизирует и готовит к публикации результаты выполненных работ, составляет нормативные документы, научно-технические отчеты; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций. Сферой профессиональной деятельности эколога являются: проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.; органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием; общеобразовательные и специальные учебные заведения и др. Объектами профессиональной деятельности эколога являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологический мониторинг, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Виды профессиональной деятельности специалиста-эколога: – научно-исследовательская деятельность (научные исследования в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде); – проектно-производственная деятельность (оценка воздействий на окружающую среду, проектирование мероприятий по охране природы; обеспечению экологической безопасности; проведению экологической экспертизы; экологический аудит); – педагогическая деятельность (учебно-воспитательная работа). Эколог должен: – понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций; об экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; – иметь современные представления о популяциях в экологии, систематике, генетике; закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности; – иметь современные представления о популяционной генетике; – знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества; – знать причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме; – знать современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем; – иметь представление об основных этапах геологической истории земной коры и эволюции органического мира прошлого; – иметь представление о геологической деятельности человека и проблемах охраны геологической среды; – знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; – знать роль почвенного покрова как компонента экосистем; – должен иметь целостное представление о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем; в том числе: – знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли; – знать основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли, факторы фоpмиpования климата; – знать структуру водных объектов Земли, закономерности их формирования и трансформации, особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и океана; механизмы протекания процессов в водных объектах суши; – иметь представление о геохимической роли живого вещества, как биотической компоненты биосферы, о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов; – знать основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; знать и уметь использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде; – знать механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; – знать особенности влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека; – знать и уметь использовать основы токсикологического нормирования; – понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; – знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать профессиональную подготовку для разработки мер их преодоления; – знать экологические принципы рационального природопользования; – уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране природы; – владеть методами оценки воздействий на природную среду; – знать условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, использования и дезактивации отходов производства; уметь планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности; – знать и уметь использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, его цели, организацию и порядок взаимодействия с другими сферами управления; – понимать механизмы взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами; – знать назначение мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем; – иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов; – знать и уметь применять основные математические методы моделирования и компьютерные методы анализа состояния экосистем. Должности работников экологических профессий: – начальник / специалист отдела охраны окружающей среды. – начальник / специалист специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа. – инспектор по охране природы. – инженер по охране окружающей среды (эколог).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 4450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.14 (0.008 с.) |