Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэволюция и экологоориентированное мировоззрениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию. Именно тогда была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь «достойного развития», обеспечивающего устойчивость системы «социально-экономические проблемы - сохранение окружающей среды», удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. В качестве альтернативы устойчивому развитию рассматривалась планетарная катастрофа, а в качестве основных условий обеспечения устойчивого развития: достижение стабильного социально-экономического развития, не разрушающего собственной природной основы; улучшение качества жизни людей в пределах хозяйственной емкости биосферы, не приводящей к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и к ее глобальным изменениям. В выполнении этих условий, по мнению участников саммита, есть гарантия сохранения нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей. При этом переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, чего можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно, осуществляя переход к устойчивому развитию посредством: – принятия связанных с природопользованием, экологическими вопросами соглашений, законов, нормативных актов и др.; – изменения нынешних стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Термин «sustainable» (англ. поддерживающий, длительный, устойчивый, непрерывный) обычно использовался в биологической (общей) экологии для обозначения способности экологических систем сохранять свою структуру и функции при воздействии внешних факторов [18]. Словосочетание «sustainable development», переведенное на русский язык как «устойчивое развитие», привлекло внимание мирового сообщество только после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987) Комиссии ООН по окружающей среде и развитию [6]. Ее выводы в дальнейшем составили концептуальную основу решений, принятых в рамках Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро [23], о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития. В ряду авторских позиций по отношению к проблеме устойчивого развития основательны и наиболее известны на современном этапе отечественные концептуальные подходы академиков Н.Н. Моисеева и В.И. Данилова-Данильяна. Одна из исходных позиций академика Н.Н. Моисеева состоит в том, что человечество на пороге ХХI века входит в стадию глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации, или «смены цивилизационных парадигм». Эта перестройка коснется всех стран и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства. Устойчивое развитие («sustainable development») – поиск стратегии перехода к обществу, способному обеспечивать условия коэволюции Природы и Человека, основа которой – формирование научно-обоснованных доктрин («табу») и очень постепенного к ним перехода. Именно постепенного, ибо общество не примет быстрых перестроек своего традиционного мировоззрения (по Н.Н. Моисееву). Автор говорит о необходимости наполнения понятия «устойчивое развитие» единообразным научно обоснованным содержанием и его адаптации к современному научному мировоззрению [19, с. 91; 20, с. 26-33]. По его мнению, цель развития общества в придании «политизированному выражению «sustainable development» научно-обоснованного смысла: «…поиска СТРАТЕГИИ перехода к обществу, способному обеспечивать условия коэволюции Природы и Человека, основа которой – формирование научно-обоснованных доктрин (табу) и очень постепенного к ним перехода. Именно постепенного, ибо общество не примет быстрых перестроек своего традиционного мировоззрения» [21, с. 35]. Под «коэволюцией» (лат. «ко» – совместно) понимается такое взаимоотношение Природы и Общества, которое допускает их совместное развитие. Человек должен согласовывать свои потребности с потенциалом Природы. Поэтому основным необходимым условием обеспечения коэволюции Природы и Общества является сознательное ограничение обществом своих потребностей («табу»). Ограничения социально-экономического развития общества Н.Н. Моисеев назвал «экологическим императивом» (лат. «императивус» – повелительный) – это та граница допустимой активности человека, которую он «не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». В последние годы вместо одного – «экологического императива» ученый выделяет три императива («табу»). Это императив коэволюции Природы и Общества, императив экологический и, в первую очередь, императив нравственный. Экологический императив («табу») – такое взаимодействие Человека с Природой, согласно которому правильными и разрешенными его действиями являются действия, не нарушающие природное экологическое равновесие; та граница допустимой активности человека, которую он «не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». Включает в себя три «табу»: императив коэволюции Природы и Общества; императив экологический; императив нравственный. Коэволюция Природы и Общества (Природы и Человека) – соразвитие (протекающая совместно эволюция) Природы и Общества (Природы и Человека) без нанесения взаимного ущерба. В.И. Данилов-Данильян рассматривает проблему устойчивого развития в следующих аспектах взаимодействия окружающей среды и человека: окружающая среда и экономика, окружающая среда и социальные проблемы. По его мнению, экономический рост служит основным дестабилизатором среды, а в купе с сопутствующим ростом населения планеты ведет к углублению и ускорению начавшейся катастрофы и в дальнейшем к коллапсу. В связи с этим, рассматривая причины и способы выхода из глобального экологического кризиса, возможность коэволюции Природы и Общества, а также концепцию устойчивого развития биосферы, единственный способ разрешения кризиса В.И. Данилов-Данильян видит в «...сокращении антропогенного воздействия на биосферу до уровня, при которой она возвратится в невозмущенное состояние и сможет устойчиво оставаться в нем, поскольку регулирующие способности биоты будут достаточны для его поддержания...» [13, с. 22]. Однако, по его мнению в настоящее время цивилизация еще не знает конструктивных способов перехода к устойчивому развитию. Устойчивое развитие («sustainable development») – 1) сокращение антропогенного воздействия на биосферу до уровня, при которой она возвратится в невозмущенное состояние и сможет устойчиво оставаться в нем, поскольку регулирующие способности биоты будут достаточны для его поддержания; 2) такое общественное развитие, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества (по В.И. Данилову-Данильяну). Все это определяет необходимость выбора биосферной концепции развития мировой системы в противовес ресурсной концепции. Появившееся в последнее десятилетие понятие «устойчивого развития» пока еще никак не способствовало пониманию путей ликвидации развивающейся экологической катастрофы. Определение: «устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» («Наше общее будущее», 1989) — заимствовано из ресурсной концепции. Биосферной концепции соответствует иная дефиниция: «устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет превышения допустимого порога возмущения биосферы, или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечивать устойчивость биосферы с включенной в нее хозяйственной деятельностью человека» [26, с. 287]. Если будет принята стратегия сохранения и наращивания нетронутой части природы, то сокращение населения и мощности хозяйственной деятельности можно отодвинуть на более поздние сроки. Параллельно усилиям по сокращению нарушенных хозяйственной деятельностью земель следует прилагать усилия по стабилизации населения и постепенному сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счет энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. И только на следующем этапе можно будет переходить к сокращению численности населения.
«…Если Человек разумный и дальше будет жить в мире мифов и не предпримет мер для своего спасения в условиях наступившей его усилиями экологической катастрофы, то природа найдет способ избавиться от этого вида. Этого можно избежать, если встать на путь разумных сбалансированных действий в рамках биосферной концепции развития, которая основана на законах физики, химии и биологии» [26, с. 291].
В этой связи на первый план выходит «экологическое образование человека для устойчивого развития». Перечисленные позиции, несомненно, заслуживают поддержки, поскольку направлены, прежде всего, на сохранение (спасение) и развитие природы и человечества. Но, с другой стороны, что имеем мы сегодня, через 18 лет после «Рио»? Улучшается ли экологическая обстановка? Практически ни одна из масштабных экологических проблем современности на сегодня не решена, а количество природных и техногенных катаклизмов принимает угрожающий для человека характер. О недостатке экологизации мирового образовательного пространства, в целом, позволяет судить и тот факт, что за последние два-три десятилетия не произошло существенных улучшений в сфере реальных взаимоотношений человека и природы. Пример. Уже сейчас примерно 60% населения России проживает на экологически неблагоприятных территориях (Сараева Н.М. «Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории». Дисс…. д-ра психол.н. М., 2010). Попытки решить данную проблему ограничиваются принятием экологически правильных постановлений и актов. Работают ли эти постановления и акты, которых только в России около 200? Если нет, то почему и что необходимо для того, чтобы они работали? Понятно, что одними соглашениями и законопроектами не решишь проблем региональных и глобальных экологических, хотя и это сторона необходимая и важная. Как было отмечено выше, экологическая проблематика на современном этапе заключается в том, что человеку: – необходимо знать допустимый предел антропогенного влияния на биосферу; – необходимо выработать нравственные нормы и ценности, которые не позволят этот предел нарушить. Сегодня следует констатировать, что данный предел в полной мере не осмыслен, а уровень освоения экологоориентированных ценностей низок. Поэтому не работают законы и акты, так как не соответствуют потребностям каждой личности, так как полученные в процессе широко манифестируемого экологического образования для устойчивого развития знания, сложившееся в результате у человека отношение к природе, не способствуют экологизации его хозяйственной деятельности. В чем причина? Возможно, на этот вопрос смогут дать ответ интегральные экологоориентированные исследования (психологические, педагогические, акмеологические и др.), проблемное поле и основные направления которых раскрываются в последующих главах. Хотя и сейчас можно быть уверенным в том, что законы и акты «не работают» прежде всего, потому, что они не соответствуют потребностям каждой личности, а экологические знания и сложившееся в результате у человека отношение к природе, не способствуют экологизации его хозяйственной деятельности. Рекомендуемая литература
Основная 1. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры. М., 2005. 2. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2008. 3. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего (Философские заметки) // Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций / Под общ. редакцией проф. А. Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 6-16. 4. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 5. Экология человека: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экол. специальностям / Под. ред. Б.Б. Прохорова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. Дополнительная
6. «Наше общее будущее». М., 1989. 7. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М: Наука, 1993. 8. Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. Антропология. Хрестоматия. М., 1997. 9. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980. 10. Гагарин А.В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания: Монография / Психологический институт РАО, Экопсицентр РОСС. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. 11. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее 12. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: «Современный писатель», 1998. 13. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция» Природы и Общества»? М.: «Экопресс», 1998. 14. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 15. Дерягина М.А. Антропология. Эволюция и биология человека. М, 1994. 16. Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. Экологическое образование: от изучения экологии - к решению экологических проблем. Новомосковск: НФ УРАО, 2005. 17. Кууси П. Этот человеческий мир / Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. Э.А. Араб-Омы. М: Прогресс, 1988. 18. Лось А.В., Урсул А.Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Изд-во «Агар», 2000. 19. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 20. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. 21. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. С. 35. 22. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего (Философские заметки) // Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций / Под общ. редакцией проф. А. Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 6-16. 23. Повестка дня на XXI век. М.: СоЭс, 1999. 24. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978. 25. Хрисанфова Е.В., Перевозчиков И.В. Антропология. М., МГУ, 1991. 26. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие / Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 27. Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2002. 28. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000. C. 389-416.
Г л а в а 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.32 (0.008 с.) |