Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место экологии человека в системе современных наукСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экологию как науку можно условно разделить на две составляющие: − естественную экологию, которая изучает взаимодействие живого и неживого, организацию, функционирование и эволюцию экосистем и биосферы под управлением Природы, а не человеческого разума. Эта составляющая экологии названа естественной по двум причинам: во-первых, ее изучением занимаются естественные науки (не гуманитарные); во-вторых, определяющую роль здесь играет естественный отбор (по Ч. Дарвину). Вольно или невольно, человек с его хозяйственной деятельностью рассматривается естественной экологией как нечто внешнее, как антропогенный фактор; − социальную экологию, включая экологию человека, которая изучает особенности взаимоотношений человеческих общностей с окружающей средой. Это не только относительно самостоятельная, но комплексная ветвь социально-экономического, гуманитарного знания, сочетающая в себе различные уровни освоения гуманистической реальности. Человек (человеческая общность) с его хозяйственной деятельностью рассматривается как неотъемлемая и самоценная часть антропоэкосистемы.
Интерес к проблемам окружающей среды и, в частности, к территориально-экологическим аспектам жизнедеятельности населения вызывает сегодня две противоположно направленные тенденции: резкая интеграция дисциплин, изучающих особенности взаимоотношений человека и природы; резкая дифференциация указанных дисциплин. При изучении территориально-экологических аспектов жизни населения исследованию и характеристике подлежит как сама среда жизнедеятельности, так и специфика процессов жизнедеятельности человека, а поэтому в рамки этой проблемы и вовлечены многие науки. Важная роль здесь принадлежит: − общественным наукам: философии, демографии, социологии, региональной экономике; − историческим наукам: общей истории, этнографии и этнической антропологии, археологии; − наукам о Земле: географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии и др.; − медицинским наукам: общей гигиене, коммунальной гигиене, организации здравоохранения, эпидемиологии и др.; − биологическим наукам: антропологии, генетике, микробиологии, ботанике, зоологии, почвоведению. В дополнительном материале, представленном ниже, приведен далеко не полный перечень дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый специалист (эколог, психолог, педагог, медик, биолог, историк, демограф), пытающийся установить связи между жизнедеятельностью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания.
1. Рассмотрение места экологии человека в системе наук начинается с философского осмысления проблемы воздействия факторов среды на население. Это связано с необходимостью комплексного научного подхода к человеку, усиления взаимодействия между представителями разных наук, так или иначе изучающих человека, включая не только науки общественные и гуманитарные (философию, социологию, этику, эстетику, педагогику и др.), но и естественные − медицинские, психофизиологические, генетические». Философия человека − единая комплексная наука о человеке, которая служит базой для современных исследований проблем человека и его будущего в связи с нарастанием глобального экологического кризиса. 2. Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие ее связи с демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в близких аспектах. Ключевые для демографии понятия − рождаемость, смертность, продолжительность жизни, средний возраст важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. 2. Тесна взаимосвязь между экологией человека и социологией, которая изучает особенности различных социальных явлений и общие закономерности социального поведения людей. Социальное поведение людей, взаимоотношения между членами различных человеческих общностей, оказывают самое непосредственное воздействие на жизнедеятельность людей. 3. Специфика антропоэкологического процесса объясняется и экономическими законами, и экономическими особенностями территории (взаимосвязь экологии человека с экономикой). 4. В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из исторических источников. Сведения по экологии человека содержатся в работах археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии. 5. Экология человека тесно связана с психологией. Наряду с социальной, психологией, психологией классов и крупных социальных общностей, малых групп, отклоняющегося поведения, этнопсихологией на первый план сегодня выходит экологическая психология, исследования в области которой направлены на изучение психологических особенностей взаимодействия человека с окружающей его средой. 6. В плане взаимосвязи экологии человека с географией в настоящее время рассматриваются такие прикладные науки как геодезия и картография, геофизика, геология, почвоведение, водное хозяйство, космическое землеведение (изучение природных ресурсов Земли аэрокосмическими средствами). В то же время именно географы внесли наиболее ощутимый вклад в становление и развитие отечественной экологии человека. 7. Экология человека тесно связана с биологией. Некоторые исследователи считают ее биологической наукой, каковой на самом деле она не является. Тем не менее, в экологии человека биологическая компонента велика и связана она прежде всего с биологическими аспектами здоровья человека, в частности с его нормальной жизнедеятельностью как биологического существа в различных условиях окружающей среды. 8. Отсюда понятно, что экология человека так же прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Так, например, важны отношения экологии человека с гигиеной. «Энциклопедический словарь медицинских терминов» (ЭСМТ, 1984) определяет гигиену как медицинскую науку, изучающую влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающую нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей…». Гигиеническая наука изыскивает пути охраны здоровья человека от вредного влияния физических и химических факторов среды путем научно-обоснованного гигиенического нормирования содержания вредных веществ в окружающей среде. 9. Не поддается сомнению непосредственные связи экологии человека с педагогикой, связанные прежде всего со средовым подходом в приложении к проблеме жизнедеятельности учащихся в образовательной, а также с проблемой становления личности человека (включая формирование его экологического сознания) в условиях окружающей среды – природной и социокультурной, с необходимостью организации специальной образовательной среды для умственного и творческого формирования и развития личности. Таким образом, специалист-антропоэколог должен разбираться в широком круге проблем, относящемся к областям знания, часто далеко отстоящим друг от друга. Такая многоаспектность экологии человека, хотя и создает определенные трудности для исследователя, но в то же время делает ее весьма привлекательной для людей, мыслящих глубоко и комплексно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.188 (0.009 с.) |