Их освоения личностью в экологоориентированной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Их освоения личностью в экологоориентированной деятельности



 

Экологоориентированные ценности являются смысловым ядром формирующегося экологоориентированного мировоззрения.

 

При рассмотрении сущности экологоориентированных ценностей в данном пособии мы придерживаемся:

- с одной стороны, подхода, определяющего понятие «ценность» как значение данного предмета, явления действительности для субъекта, как отношение, связывающее объект с субъектом – отношение субъекта к объекту [15];

- с другой – как некий личностный смысл [16], как ориентир субъективной деятельности в мире социальных отношений [5].

 

Освоенные учащимися экологоориентированные ценности становятся их экологическими ценностными ориентациями, характеристиками их внутреннего мира, личностным смыслом их деятельности, направленной на природу.

 

Экологические ценностные ориентации можно рассматривать в следующих аспектах:

аксиологическом – как высшие духовные ценности;

когнитивном – через призму которых человек познает самого себя, свои возможности, наиболее глубокие идеи и стремления;

духовном – как компонент духовной жизни человека;

процессуальном – вырабатываются в процессе жизнедеятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, проявляющиеся в сфере нравственного и экологического сознания, соответствующих поступков и личностных свойств;

результативном – как механизм становления структуры человеческого «Я»;

ориентационном – как определение ядра нравственно-экологической ориентации человека, его отношение к природе, обществу, другим людям, самому себе.

В связи с изменением глобальной экологической ситуации формирование системы экологоориентированных ценностей на современном этапе идет по трем направлениям:

1) на основе согласования с запросами изменяющейся глобальной экологической действительности на планете;

2) на базе толерантности по отношению к ранее существующим ценностям в системе «человек – природа»;

3) в результате приспособления ранее существующих ценностей к новым условиям взаимодействия человека, природы и общества.

 

На основе обобщения подходов отечественных ученых к характеристике признаков экологоориентированных ценностей, а также с учетом эмпирических данных, полученных от учащихся можно выделить следующие группы экологоориентированных ценностей:

предметно-экологические – являются частью «очеловеченного», антропогенно измененного окружающего природного мира человека;

социально-экологические – выражены в виде экологических традиций, правил, императивов человека;

собственно-природные – естественное природное окружение как ценность.

 

Данные группы представлены следующими типами ценностей:

общечеловеческие экологоориентированные ценности как идеалы, нормы для всего человечества в любое историческое время (жизнь во всех ее проявлениях, природа и гармония с ней, сохранение природы как неотъемлемой для человечества среды обитания, связанные с этим обычаи и традиции, отношение к Земле как к уникальной экосистеме);

социоприродные экологоориентированные ценности, связанные с разнообразной деятельностью человека во взаимодействии с окружающей природой, имеющие исторический характер и неотделимые от культуры человеческой цивилизации:

эколого-нравственные ценности (природа как ценность): забота о фауне и флоре; бережное и разумное отношение к природе, экологическая ответственность, экологический императив общества и человека; безопасность жизни; ограничение загрязнения атмосферы; ограничение разорения природы;

эколого-гуманистические ценности (человек как ценность): проблема ухудшения здоровья Человека, вызванная неблагополучным состоянием окружающей природы; Человек как творец и созидатель, познающий и признающий законы природы; человек как неотъемлемая часть природы; взаимовыгодность отношений в системе «человек – природа»;

эколого-эстетические ценности (красота природы как ценность): красота природы как необходимое условие жизни человека; экологизация (озеленение, насыщение природными объектами) квартиры, двора, микрорайона, города и т. д.; красота ландшафта; пения певчих птиц и др.;

социопродуктивная экологоориентированная деятельность как ценность: экономия природных ресурсов; поддержание в чистоте территории проживания, района, города; лесонасаждений, парков, скверов и т. д.; готовность выполнять различного рода экологоориентированную деятельность;

личностные экологоориентированные ценности, осваиваемые каждым человеком при согласовании социального и индивидуального опыта в процессе экологического образования, подразделяются на подтипы:

– ценности, ориентированные на взаимовыгодные отношения человека с окружающим природным миром и с человеком как его неотъемлемой частью (любовь к природе, готовность понимать окружающий природный мир, доброта, сострадание, милосердие, взаимоподдержка);

– ценности, ориентированные на определение стратегии жизненного выбора личности (активная жизнедеятельность, познание окружающего природного мира и себя как его неотъемлемой части, материальное благополучие в гармонии с природой);

– ценности, ориентированные на физическое и духовное состояние личности (духовное и физическое единство с природой; хорошее здоровье человека, его близких и окружающих; внешняя красота и привлекательность; наслаждение красотой и неповторимостью природы);

Личностные ценности могут изменяться в зависимости от возраста, накопления общественного опыта и опыта практической экологоориентированной деятельности. Данные ценности осваиваются учащимся на основе преобразования глобальной информации и социальных способов деятельности в личностно-значимые. Соответственно, такого рода ценности должны быть адекватны общечеловеческим и социоприродным.

 

Функции экологоориентированных ценностей в осуществлении
учащимися экологоориентированной деятельности

экологоориентирующая (отражает экологический аспект ориентации учащегося в мире ценностей, выбор наиболее значимых для него, мировоззренческого осмысления экологической действительности и своих отношений с окружающим природным миром и людьми как его частью);

смыслообразующая (отражает роль и место экологоориентированных ценностей в структуре экологоориентированного мировоззрения как его смыслового ядра);

системообразующая (отражает аспект определения общего направления осуществления экологоориентированной деятельности);

функция саморегуляции (отражает аспект саморегуляции учащимся на личностном уровне мотивов и целей осуществления экологоориентированной деятельности).

 

Личностные экологоориентированные ценности осваиваются в зависимости от накопления личностью социального опыта в процессе соответствующих разным группам социоприродных экологоориентированных ценностей видам экологоориентированной деятельности:

- нравственной направленности;

- гуманистической направленности;

- эстетической направленности;

- социопродуктивной направленности.

 

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных видов ценностно-ориентированной деятельности учащихся, направленной на природу.

Под деятельностью нравственной направленности понимается деятельность, прежде всего, направленная на утверждение в жизни нравственной ценности добра.


 

Деятельность нравственной направленности [4, 24] – это:

- внутренняя деятельность освоения личностью общественного опыта, социально-нравственных отношений, внутреннее стремление и собственная активность школьника в работе над своим моральным развитием, морально-гностическая деятельность

- сознательная, целенаправленная активность личности, проявляющаяся в самостоятельном свободном выборе поступков и личное поведение;

- свободная, целеполагающая деятельность учащихся по освоению мира нравственных ценностей, выбор которых он делает соответственно его потребностям, склонностям, интересам, мировоззрению и ценностным ориентациям.

 

Взаимосвязь деятельности нравственной направленности с вышеназванными видами деятельности основывается на ряде положений: 1) многообразие деятельности субъекта пересекается между собой и связывается в узлы общественными по своей природе отношениями, в которых оно необходимо выступает; 2) во взаимосвязи всех видов деятельности, в которые включается учащийся, проявляется влияние предметных особенностей каждого ее вида, происходит взаимодополнение за счет особенностей друг друга; 3) учащийся одновременно является субъектом многих видов деятельности, которые непрерывно пересекаются и переходят друг в друга, в результате происходит перенос знаний, отношений и способов познания из одной сферы деятельности в другие, а одни и те же явления и предметы оказываются зачастую объектами различных деятельностей; 4) каждая из взаимосвязанных деятельностей постепенно активизирует учащихся, побуждает их самостоятельность, содействует развитию творческих сил и углубленного интереса к знаниям [19].

При включении учащихся в экологоориентированную деятельность нравственной направленности (как, впрочем, и в другие) необходимо иметь ввиду необычность, новизну, эстетическую привлекательность начинающего дела, что поможет направлять их эмоциональные реакции на нравственное (а также гуманистическое, эстетическое, социопродуктивное) значение того или иного вида деятельности. При этом важно учитывать интерес учащихся к определенным видам деятельности, посильность в ее выполнении.

Для формирования устойчивых нравственных качеств непосредственное значение имеют не только виды деятельности, но и, главным образом, какого рода участие в ней принял учащийся, каким образом к ней относится.

Деятельность гуманистической направленности -предполагает органичное включение учащихся и педагогов в гуманистическое взаимодействие с природой через максимально возможное количество видов самотворчества, через продуктивную самореализацию, служащую источником положительного развития, самовыстраивания и самосовершенствования, осуществляемую на личностных мотивах.

 

Пространством для этого является гуманистическая воспитательная система, обладающая возможностями: для создания «принимающего» детского сообщества, без которого ребенок не может обходиться; формирования коллектива, в котором он будет жить, который может заменить ему недостаток домашнего внимания, где ребенок сможет забыть о своих тревогах и заботах, сможет жить не по способу психологической защиты, а по способу «открытости» внешнему миру; для организации постоянно развивающей среды для приобретения ребенком социального и личностного опыта, где можно осуществлять совместную деятельность и общение; для самореализации учащихся на индивидуальном личностном потенциале.

Включение учащихся в деятельность гуманистической направленности предполагает создание духовного и социального климата, благоприятствующего самореализации личности через организацию психологически комфортного «совместного проживания» и контактного общения в условиях малых контактных групп; создание пространства для выработки адекватных экологических представлений, отношения к природе, системы умений и навыков (стратегий и технологий) взаимодействия с природой; максимальное использование разнообразия форм гуманистического взаимодействия с природой, в том числе возможностей окружающей среды, предметов школьного цикла и многообразия видов внеурочной и внешкольной деятельности, направленной на природу.

Экологоориентированная деятельность эстетической направленности осуществляется с целью приобщения учащихся к создаваемой обществом эколого-эстетической культуры, в т. ч. формирования у учащихся представлений о самом себе как части универсальной природной целостности, выработки гармоничной внутренней меры активности по преобразованию окружающего природного мира; а также способности воспринимать, оценивать и охранять красоту в природе (красота природы как ценность, как необходимое условие жизни человека).

 

Включение учащихся в экологоориентированную деятельность эстетической направленности предполагает развитие у учащихся ответственного отношения к Земле как к уникальной экосистеме, неповторимому феномену, личностное освоение эколого-эстетических ценностей. В процессе такой деятельности осуществляется ценностная переориентация отношения личности к окружающему природному миру через его этико-эстетическую гармонизацию, ведущую от «агрессивно-потребительского к ценностно-творческому уровню» (А. К. Шульженко), а также вовлечение учащихся в освоение эстетических свойств, объектов, форм, взаимосвязей окружающей среды путем развития у учащихся сенсибилизации, креативности, ответственности с учетом принципа историзма во взаимосвязях экологии и культуры. Кроме того, экологоориентированная деятельность эстетической направленности ориентирует учащегося на расширенное восприятие личностью природного мира, включающего как его неотъемлемую часть и мир человека.

 

В процессе организации эколого-эстетической деятельности, направленной на природу, следует учитывать те возможности удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки, которые может предоставить учащемуся эколого-образовательная среда. Это предполагает такую ее организацию, когда субъекты эколого-образовательного процесса будут постоянно ощущать ее высокий эстетический уровень [27]. Современный дизайн образовательной среды в этом смысле имеет важнейшее значение в личностном развитии как учащихся так и педагогов. Соответствующий эстетический уровень эколого-образовательной среды (экологизация предметного окружения, в т. ч. его озеленение, насыщение природными объектами, включая территорию школы, двора, микрорайона, города и т. д.; красота ландшафта; пение певчих птиц и др. в естественном природном окружении), является важнейшим фактором, обусловливающим характер поведения всех субъектов экологоориентированной деятельности.

Деятельность социопродуктивной направленности может выступать как ценность (экономия природных ресурсов; поддержание в чистоте территории проживания, района, города; лесонасаждений, парков, скверов и т.д.; готовность учащимися выполнять различного рода экологоориентированную деятельность и т. д.).

 

Применительно к организации такого рода ценностно-ориентированной деятельности учащихся, направленной на природу, необходимо прежде всего говорить о социально (общественно) полезной деятельности, осуществляемой учащимися – трудовой (очистка природной территории и т. п.), природоохранительной (экологические акции, рейды и т. д.), исследовательской (значимые результаты исследовательской работы, выполненной учащимся), краеведческой и т. д.

В этом смысле на первый план выступают с одной стороны предоставление эколого-образовательной средой учащимся возможностей в удовлетворении потребности в значимой деятельности (для реализации своих способностей в важном и серьезном деле [27]); с другой – социальная активность эколого-образовательной среды, в условиях которой в экологоориентированную деятельность включены учащиеся (создание того или иного социально значимого продукта: интеллектуальные и материальные ценности, общественные инициативы, компьютерные программы, творческие работы, аквариумные животные, декоративные растения и т. д, и т. п.; и активное распространение данного продукта).

При этом социальная активность учащихся, их стремление к творчеству в соответствии с теми экологоориентированными ценностями, которые они освоили в условиях эколого-образовательной среды, выступает главным социально-значимым результатом их экологоориентированной деятельности.

Ведущими показателями, определяющими эффективность экологоориентированной деятельности по освоению экологоориентированных ценностей являются:

- готовность участвовать и фактическое участие в ней;

- готовность и умение критически оценивать результаты ее выполнения и понимание ответственности за качество выполняемой деятельности перед другими учащимися и педагогом.

 

 

Субъекты-носители экологоориентированных
ценностей и возрастной подход в их освоении личностью

 

Экологоориентированная деятельность эффективно влияет на освоение учащимися экологоориентированных ценностей в случае, если педагоги и учащиеся являются субъектами-носителями экологоориентированных ценностей.

 

Педагог в механизме освоения учащимися экологоориентированных ценностей выполняет следующие функции:

прогнозирующе-проектирующую (оценивание и прогнозирование существующих отношений и форм поведения учащихся в системе «Человек – природа–Общество»);

образовательную (целенаправленное обучение и развитие посредством освоения учащимися экологоориентированных ценностей);

воспитательную (воспитание у учащихся стремления и готовности воплощать в реальной практике знания и экологоориентированные ценности);

мобилизующую (способность при необходимости переориентировать учащихся на совершение конкретных экологоориентированных действий);

регулятивную (осуществление контроля за освоением и реализацией учащимися экологоориентированных ценностей во взаимодействии с окружающим природным миром).

 

Роль коллектива учащихся как носителя экологоориентированных ценностей. Данная роль обусловлена:

- сформированностью коллектива учащихся;

- характером его влияния;

- уровнем развития в нем этических отношений;

- степенью включенности каждого его члена в совокупность коллективных отношений.

 

Учащийся одновременно может быть включен в несколько коллективов, каждый из которых оказывает на него свое влияние. Направленность и механизм воздействия на нравственно-экологическое развитие личности учащегося оказывают следующие типы отношений, сложившиеся в коллективе:

а) официальные отношения взаимной зависимости, контроля, объединяющие учащихся в процессе разнообразной совместной деятельности;

б) неофициальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, формирующиеся в процессе неформального и формального общения учащихся в коллективе;

в) межличностные отношения избирательного характера, в основе которых находится взаимопонимание, симпатии и общие интересы.

Основными функциями коллектива учащихся в механизме освоения ими экологоориентированных ценностей являются ориентирующая и регулятивная, основывающиеся на таком механизме влияния на личность, как общественное мнение, которое выступает критерием оценки собственных поступков и собственного поведения, предупреждает возможные нарушения эколого-этических норм, воздействует одновременно на сознание, волю и чувства учащихся.

 

Особая роль в структуре деятельности педагога отводится осуществлению возрастного подхода -системы педагогических влияний, направленных на растущую личность, соответствующих ее возрастным особенностям и возможностям, и который предполагает решение конкретных педагогических задач по активизации освоения экологоориентированных ценностей учащимися различных возрастных групп подросткового и юношеского периода.

 

Например, для учащегося-подростка: овладение экологическими знаниями в сфере нравственного отношения к природе; формирование нравственно-экологических чувств, развитие эмпатии; организация многосторонней эмоционально насыщенной коллективной экологоориентированной деятельности; развитие активности в организации общественной жизни. Для учащегося юношеского возраста: формирование, отстаивание своих моральных принципов; способность увидеть проявление наиболее важных нравственно-экологических принципов в практике реальных взаимоотношений с природой и людьми.

Активизация освоения экологоориентированных ценностей учащимися наиболее эффективно осуществляется при включении их в ситуации социально-нравственно-экологического характера:

сопричастности (пробуждение отношения личной заинтересованности, связанной с актуальными экологическими проблемами современности, решением насущных социально-экологических задач);

сопереживания (умение понимать особенности природных объектов как значимых других, их беды и радости);

противодействия (проявление моральных качеств, умений, способности отстаивать нравственные позиции по широкому кругу нравственно-экологических проблем);

преодоления (заострение личностной позиции учащегося на конкретном вопросе, который необходимо решить незамедлительно, при условии противопоставления своего мнения, убеждения тем препятствиям, которые возникают).

 

Межвозрастная преемственность в освоении личностью
экологоориентированных ценностей

 

Эффективность освоения учащимися экологоориентированных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на ее:

признаках:

генетической связи (опора на положительный, достигнутый учащимся уровень освоения экологоориентированных ценностей на предыдущем возрастном этапе; перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности учащегося; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения учащимися экологоориентированных ценностей – целями, содержанием, формами, методами);

целенаправленности (процесс преемственности управляется деятельностью педагога);

интерактивной связи (воздействие учащихся друг на друга в процессе преемственности);

избирательности (удержание и развитие лучшего в освоении учащимися экологоориентированных ценностей);

- уровнях развития (основывается на реальном уровне развития личности, но ориентируется на доступный уровень такого развития; опирается на сформированные показатели компонентов освоения экологоориентированных ценностей в процессе их совершенствования);

особенностях, вытекающих из обновленных целей и задач экологического образования в современных условиях, из системной природы процесса освоения экологоориентированных ценностей, отражающей и предполагающей учет преемственности в ее компонентах, а также взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимообогащения содержания, форм и методов.

Основные пути осуществления преемственности в освоении учащимися экологоориентированных ценностей могут быть следующими:

1) Учет возрастных особенностей. Каждый возрастной этап имеет относительную самостоятельность и специфические особенности. Для него характерны свое содержание, формы, методы и задачи по освоению экологоориентированных ценностей. Также проводится целенаправленная работа, связанная с общей подготовкой к освоению экологоориентированных ценностей на следующей ступени, каждая из которых отличается от предыдущей объемом экологических знаний, сформированностью эмоционально-волевого компонента экологического сознания, оценок, убеждений, поведением.

Усвоенное на предыдущем возрастном этапе обобщенно включается в новую систему связей и отношений, составляющих основу для дальнейшего формирования экологоориентированного мировоззрения.

2) Осуществление преемственности в условиях коллектива учащихся и педагогов. В коллективе эффективно осуществляется преемственность в освоении ценностей. В этом смысле коллектив [6, 8] является инструментом воспитания всех и средством развития каждого.

3) Реализация индивидуального подхода к учащимся в освоении экологоориентированных ценностей, основные его направления работы с учащимися, имеющими различный уровень освоения, сводится к следующему:

- выявление объективных и субъективных причин, породивших отклонение от норм поведения путем изучения особенностей учащихся, условий их воспитания;

- выявление его положительных и отрицательных качеств с тем, чтобы опираться на позитивное в процессе самовоспитания;

- работа с родителями учащихся по изменению условий воспитания в семье;

вовлечение учащихся в разнообразную общественно-полезную деятельность, направленную на природу, через систему поручений;

- побуждения к самовоспитанию по формированию собственного экологического сознания;

- предъявление определенных требований к учащемуся с оказанием доверия и уважения;

- системность и последовательность осуществления индивидуального подхода вне зависимости от того, проявляет он негативизм в поведении или нет;

- опора на положительные интересы и склонности учащегося, уважение к его личности; создание условий для раскрытия и самореализации индивидуальности.

Цель работы с учащимися, имеющими неудовлетворительный уровень освоения экологоориентированных ценностей – не подтягивание до некоего идеально планируемого педагогом среднестатистического образца, а только формирование положительных социально ценных качеств личности, создание максимальных условий для проявления его индивидуальности.

 

 

Стимулирование самовоспитания личности с целью
освоения экологоориентированных ценностей

 

При правильном педагогическом влиянии экологоориентированная деятельность учащихся становится результативным побудителем, движущей силой формирования экологоориентированного мировоззрения личности, при этом особое значение имеет ее активная деятельность, направленная на природу. Это происходит при четком определении содержания такого рода деятельности в направлении:

а) обогащения экологических знаний, умений и навыков;

б) закрепления норм и привычек в действиях по отношению к природе;

в) эмоционального восприятия норм и правил поведения в природе.

 

Стимулирование самовоспитания учащихся - есть одно из условий педагогического обеспечения процесса освоения ими экологоориентированных ценностей в рамках экологоориентированной деятельности.

 

Влияние педагога – организатора экологоориентированной деятельности учащихся, призвано оптимизировать процесс самовоспитания у учащихся, которые систематически им занимаются и формировать установку на готовность к активной деятельности тех учащихся, которые им не занимаются или занимаются ситуативно. Эффективность этого воздействия определяется тем, насколько оно отражается в сознании учащихся, насколько преобразуются педагогические влияния в осознанные внутренние побудители (мотивы). Целенаправленные педагогические влияния достигают наибольших результатов, если опираются на положительный опыт учащихся, не исчерпываются словесными пожеланиями и активно включают учащихся в практическую экологоориентированную деятельность; организованные влияния превалируют над стихийными.

В стимулировании самовоспитания учащихся с целью освоения ими экологоориентированных ценностей не менее важное значение имеет реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных различий. Учащиеся отличаются друг от друга темпераментом, способностями, характером, интересами, переживаниями, мыслями, разным темпом включения в работу над собой. Например, содержание самовоспитания учащихся с целью освоения ими экологоориентированных ценностей, его организация и методы на подростково-юношеском этапе развития усложняются, что дает возможность подросткам и юношам осознать положительные качества и переживать знания о них и своих недостатках, то есть включаться в процесс самовоспитания, стимулированию которого способствует система педагогического руководства.

Педагогу целесообразно выделить те качества, которые он хочет сформировать в учащихся, что предполагает решение следующих задач:

1) поднять интеллект и культуру учащихся до такого уровня, когда процесс работы над собой становится потребностью, продолжается без внешнего стимулирования;

2) учитывая уровень сформированности экологического сознания учащихся и их возможности осознания и переживания соответствующих качеств личности, воздействовать на них в процессе их экологического образования, в котором единичные факты, конкретные представления выступают в неразрывной связи с обобщениями и понятиями, а последние в единстве с умениями и навыками работы над собой.

Решению данных задач способствует руководство теоретической и практической подготовкой к самовоспитанию.

Руководство теоретической подготовкой включает в себя:

1) раскрытие понятия «самовоспитание по освоению экологоориентированных ценностей»;

2) значимость тех моральных качеств, которые хочет сформировать педагог и которые необходимо выработать учащемуся;

3) описание структуры самовоспитания по освоению экологоориентированных ценностей с качественной характеристикой отдельных его звеньев, ознакомление с образцами такого рода самовоспитания и методами, включающими две группы: а) методы, характеризующие непосредственную деятельность самого учащегося (самоанализ, самооценка, самоубеждение, самоупражнение); б) методы педагогического воздействия (формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта), опосредующие методы первой группы и дающие возможность учащимся вырабатывать эффективные приемы и методы работы над собой.

Руководство практической подготовкой включает:

1) организацию такой экологоориентированной деятельности, в которой познаются и отрабатываются морально-волевые качества личности в сфере взаимоотношений в системе «человек – природа»;

2) воспитание потребности учащихся к постоянным упражнениям, которые способствуют совершенствованию этих качеств, обучению приемам и способам работы над собой в данном направлении.

Подготовка учащихся осуществляется более легко и успешно, если известен уровень их самовоспитания на предшествующих этапах обучения и воспитания.
Об уровне теоретической подготовки учащихся можно судить по степени сформированности у них экологоориентированных знаний вообще и понятий по самовоспитанию в частности, которое находит свое отражение в идеале.

Целенаправленная организация экологического образования учащихся, включая организацию их экологоориентированной деятельности, является важнейшим условием стимулирования процесса самовоспитания. Кроме процесса обучения, в ходе которого учащиеся приобретают экологические знания, они также овладевают теорией самовоспитания с целью освоения экологоориентированных ценностей путем самообразования.

В системе руководства самовоспитанием важная роль принадлежит методам педагогического влияния. Эффективными методами будут те, которые предполагают активную деятельность учащихся, направлены на выработку у них привычки постоянно работать над собой. Выбор методов должен зависеть от индивидуальных особенностей учащихся, их жизненного опыта, от конкретных условий. В системе руководства процессом самовоспитания учащихся с целью освоения ими экологоориентированных ценностей целесообразно использовать ситуации, которые, с одной стороны, выступают как средство изучения учащихся, а с другой – как действенный фактор формирования экологоориентированного мировоззрения личности в сложившейся ситуации.

Наряду с общими для всех учащихся методами системы педагогического руководства требуется учет конкретных методов, зависящих от уровня их подготовленности к самовоспитанию с целью освоения ими экологоориентированных ценностей.

В системе педагогического руководства процессом самовоспитания важно использовать ситуации социально-экологического характера, которые, с одной стороны, выступают, как средство изучения учащихся, а с другой, как действенный фактор формирования экологоориентированного мировоззрения личности. Важность руководства им посредством ситуации заключается в создании правильной тенденции учащихся, которая приобрела бы доминирующий характер в их деятельности по личностному совершенствованию. Основные этапы деятельности педагога по включению учащихся в ситуации социально-экологического характера следующие:

I – анализ состояния практики освоения учащимися экологоориентированных ценностей и диагностирование уровней их освоения;

II – составление плана воспитательной работы с учащимися, имеющими различный уровень освоения экологоориентированных ценностей;

III – определение вида и типа ситуации в зависимости от уровней освоения учащимися экологоориентированных ценностей;

IV – постановка конкретной педагогической задачи;

V – создание ситуации;

VI – включение учащегося в те или иные виды экологоориентированной деятельности, направленной на природу;

VII – осуществление педагогического контроля и корректировка поведения учащихся;

VIII – анализ и оценка результатов экологоориентированной деятельности учащихся.

С учетом уровня сформированности экологоориентированного мировоззрения личности в процессе самовоспитания, который также не одинаков и внутри одной возрастной группы, требуется реализация дифференцированного подхода к учащимся в уководстве самовоспитания.

Его суть состоит в том, чтобы на основе знания уровня развития самовоспитания, причин соответствующего уровня развития определить пути активизации процесса самовоспитания, среди которых можно отметить следующие:

а) выяснение степени готовности учащихся к самовоспитанию с целью освоения экологоориентированных ценностей,

б) осуществление теоретической и практической подготовки учащихся к самовоспитанию,

в) руководство коллективной работой по самовоспитанию,

г) осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в руководстве самовоспитанием.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография (издание второе, доработанное и дополненное). М: Изд-во РУДН, 2005.

2. Иващенко А. В., Панов В. И., Гагарин А. В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М,: Изд-во РУДН, 2008.

3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука 2004.

 

Дополнительная

 

4. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск: Изд–во ОмГПУ, 1998.

5. Архангельский Д.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978.

6. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого–педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика. 1991. № 5. С. 11–19.

7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

8. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. Л.: Изд–во ЛГУ, 1968.

9. Дерябо С.Д. Взаимодействие личности с миром природы с позиций экологической психологии // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 75-96.

10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.227.63 (0.226 с.)