Цель, задачи, объект, предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи, объект, предмет



 

Во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в последние десятилетия обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит процесс экологизации общественных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Активно включились в экологическую и природоохранную тематику педагоги, стремящиеся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. Происходит и встречный процесс — лицом к обществоведению, педагогике и экономике повернулись и многие природоведы и биологи.

Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека (экология – от греч. oikos – дом, жилище, местопребывание и … logos – учение, наука, слова), или антропоэкология (anthropos – человек). Термин «экология человека» предложили американские исследователи из Чикагского университета Р.Е. Парк и Э.В. Берджес в 1921 году. Он был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго. Некоторые исследователи называют ее демоэкологией (demos – население), то есть экологией народонаселения. Экология человека − научная дисциплина формирующаяся, эта наука об отношениях человека (включая все формы его жизнедеятельности) с окружающей средой.

Экологию человека можно определить как науку, возникшую на стыке различных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и направленную на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью выяснить направленность эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины той или иной направленности этих процессов.[5] Или проще:

 

Экология человека – наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их средой (природной, социальной, производственной и др.).

 

Какие мотивы движут исследователями-антропоэкологами в их деятельности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) – обеспечить общество от каждого гражданина и каждой общественной организации до законодателей и руководителей всех рангов соответствующей информацией, что будет способствовать оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Конкретизируем данное положение:

Цель экологии человека – определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человеческие общности, и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека − создание на всей территории любой страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Отсюда основная или стратегическая задача экологии человека – способствовать обществу в деле оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Экология человека рассматривает в качестве объекта изучения сложную природно-социально-демографическую территориальную систему – антропоэкосистему [6]. При изучении территориально-экологических аспектов жизни населения исследованию и характеристике подлежит как окружающая среда, так и специфика процессов жизнедеятельности населения (быт, труд, отдых, поддержание высокого уровня здоровья, демографическое поведение, семейные отношения, социальный комфорт), которые во многом обусловлены качеством окружающей человека среды. Перечисленные компоненты являются неотъемлемыми для антропоэкосистемы.

Предметом экологии человека выступает процесс взаимодействия человеческих общностей и окружающей среды в структуре антропоэкосистемы.

Ближайшими задачами прикладных антропоэкологических исследований, т.е. имеющих практическую значимость, также могут быть следующие:

1. Изучение человеческих общностей в конкретной экологической обстановке (оценка биологических особенностей, типов обмена веществ, генетические характеристики, процессы роста и развития и т.д.).

2. Изучение процессов роста и развития человека в различных экологических условиях (например, дифференциация по различным биологическим признакам жителей тропических и внетропических широт).

3. Изучение населения города как антропогенной экологической ниши (например, явление акселерации, характерное в основном для горожан). На основе результатов исследований городского населения могут быть разработаны системы возможных изменений в физическом облике человека.

4. Глобальное моделирование антропоэкологических связей. В этом случае в центре исследования – человеческая популяция с характерным для нее комплексом адаптивных морфофизиологических и генетических черт, а также система ее связей с климатическими и геохимическими факторами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.004 с.)