Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные признаки мировоззрения личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. В основе мировоззрения лежит миропонимание - совокупность определенных знаний о мире, которые представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы мировоззрения. Знания относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. 2. В мировоззрение входит мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко задаётся примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой. 3. Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным. Когда говорят об эмоциональной стороне мировоззрения, часто употребляют термин мироощущение (оптимистическое, трагическое и т.д.). 5. В мировоззрении могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его мировоззрения, и не способен учесть какую-либо критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всём сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на какие-либо прочные мировоззренческие установки. 6. Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть. 7. Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию. 8. Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием спонтанным либо целенаправленным (мировоззрением общества или социальных общностей, в которые он входит). Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида. 9. Мировоззрение человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, и всё же существуют некоторая обыденная жизнь и обыденное сознание, в рамках которых может формироваться мировоззрение. Такое мировоззрение несистематично, эклектично. У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего его мира, и часто он не только даёт неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера, но даже не в состоянии ответить на них вообще. 10. Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. 11. В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности [18]. Сущность экологоориентированного
Как уже было отмечено выше, большинство людей на планете охватывает сегодня тревога за ее будущее, за выживание в реальном мире природы. Помочь человеку определить ориентиры его действий в сфере сложном противоречивом мире - главная задача формирования и развития экологоориентированного мировоззрения.
Экологоориентированное мировоззрение личности – устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение Природы и Общества, на Планету как среду обитания человечества, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития Природы.
Важнейшей составляющей экологоориентированного мировоззрения являются такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение (т.е. экологоориентированные). Кроме того, оно также включает в себя способы познания мира природы, экологические нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к миру природы, мотивационно-потребностную сферу и в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения. Исходя из этого, в предлагаемом пособии экологоориентированное мировоззрение рассматривается в рамках подхода, определяющего его в качестве одного из важнейших компонентов экологического сознания человека. Экологоориентированное мировоззрение способствует выявлению возможностей познания мира природы, особенностей экологической индивидуальности, норм поведения, отношения, личности к миру природы, другим людям, влияния на характер его жизненных стремлений, вкусов, мотивационно-потребностной сферы, определению ценностной. Вместе с тем по своему содержанию и направленности экологоориентированное мировоззрение зависит от социально-политической, философской, атеистической, религиозной, нравственной и эстетической ориентации личности, связано с этнокультурными традициями, местом проживания и т.д. По этой причине, экологоориентированное мировоззрение, обладая общими чертами (например, сохранение жизни на Земле – как высшая ценность развития человечества), у представителей разных социальных групп и этносов оно может иметь свои специфические особенности. Оно вбирает сущность отношений личности к миру природы, ее сохранении, разумному преобразованию, определения своего места в нем. Экологоориентированное мировоззрение формируется и развивается: целенаправленно в период обучения подрастающего поколения в сфере образования; на этапе развития взрослого человека под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь их поколения в поколение в форме здравого смысла, традиционных представлений о мире природы, природоохранной экологической политики общества, а также нередко стихийных, несистематических влияний. Особое значение для формирования и развития экологоориентированного мировоззрения имеет развивающая экологоориентированная образовательная среда как часть социокультурной среды, влияющая на развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер человека. Целостное экологоориентированное мировоззрение формируется на основе исторически сложившихся традиций, интеграции всего ценного, значимого для человека и общества. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни и соответствующего периода времени. Основные функции экологоориентированного
Экологоориентированное мировоззрение личности - устойчивая система ее взглядов и убеждений на природу и мир в целом, их развитие, способы его познания, место в нем человека. Оно включает миропонимание, мировосприятие, эмоциональные отношения к миру природы, определенную степень глубины и всесторонности его осмысления. Оно определяет жизненные позиции личности, но существенно меняется от условий жизни человека, соответствующего периода развития общества.
Функции экологоориентированного мировоззрения
Системообразующая
Обеспечивает системность формирования и становления личности; интеграцию ее интеллектуальных, мотивационно-деятельных, нравственно-волевых, эмоционально-чувственных и поведенческих характеристик, их внутреннюю согласованность; обогащение опыта самопознания, самоотношения и самореализации; синтез знаний, умений, навыков и инновационных действий в соответствии с уровнем сформированного мировоззрения; формирование отношений к природно-социальной среде и самому себе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.008 с.) |