Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об окружающей человека среде. Природная среда.

Поиск

Среда, среда обитания — все тела и явления (природные и антропогенные), с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда включает все экологические факторы, как и при рассмотрении которых отличают среду абиотическую, биотическую и антропогенную (синонимы: жизненная среда, экологическая среда) [28].

Окружающая человека среда [7] (синоним − среда обитания человека) понимается совокупность внешних по отношению к человеку природных, техногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

 

Термин «окружающая человека среда» имеет смысл, близкий к употребляемому в гигиене термину «внешняя среда» и к употребляемому в географии термину «географическая среда».

Окружающая человека среда часто рассматривается в качестве системы взаимосвязанных сред более узкого плана: естественная среда, пространственная среда, природная среда, социальная среда, жилая среда, производственная среда, культурная среда, информационная среда.

В зависимости от масштаба и целей исследования можно рассматривать окружающего отдельного человека среду, например, семьи (квартира, дача), общности людей (учебная студенческая группа, студенты и преподаватели конкретного учебного заведения, жители города), всего человечества.

Некоторые из наиболее часто употребляемых понятий, отражающих и конкретизирующих масштабы и цели их изучения приведены ниже.

 

Естественная среда − физическое окружение человека, описываемое физическими параметрами (уровень шума, радиационного фона, химического загрязнения и т.д.).

Пространственная среда − совокупность пространственно-предметных свойств, в условиях которых происходит жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях и которые тем самым обеспечивает возможность осуществления человеком тех или иных действий. Различают следующие типы пространственной среды:

Природная среда − совокупность тех объектов, которые относятся к миру природы – поля, горы, лес, река (мир природных ландшафтов), животные (мир животных), растения (мир растений), люди как биологические существа.

Антропогенная среда, которая рассматривается как природная среда, прямо или косвенно, намеренно

или непреднамеренно измененная людьми.

Артеприродная среда — искусственное окружение людей, состоящее из чисто технических

(здания, сооружения, асфальт дорог, искусственное освещение и т.д.) и природных (воздух,

естественное освещение и т.д.) элементов.

Квазиприродная среда — преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные

им агроценозы, в том числе садово-паркового типа.

Архитектурно-ландшафтная среда — сочетание природных условий и строительно-архитектурных форм, создающее предпосылки для хозяйственной и бытовой деятельности человека и в сумме с ней воздействующее на социальную организацию человека.

Жилая среда — условия жизни в жилых помещениях, комплексное, межотраслевое понятие, включающее физико-химические, биологические и социально-психологические факторы. Она формируется из внешних по отношению к помещению воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон и т.п.), влияний строительных конструкций и отделки, факторов бытовой деятельности и социальных факторов − отношений в семье, между соседями по квартирам и т.п.

Экологическая пространственная среда − среда обитания для данного вида живого существа.

Среда населенных мест (городская среда и деревенская среда) − сочетание искусственно созданных условий жизни (дороги, тротуары, дома, санитарная инфраструктура, мезоклимат города и т.п.), квазиприродные среды, элементов природной среды, в совокупности с социально-экономической средой.

Производственная среда — физико-химические и биологические условия в производственных помещениях. Слагается из внешних природно-антропогенных воздействий (природный фон, влияние всей промышленной зоны, транспорта и т.д.), условий в цеху и на рабочем месте, в совокупности с социально-психологической средой в коллективе.

Социально-психологическая среда − внеэкономические отношения между людьми, включающие степень внимания друг к другу, взаимное уважение или, наоборот, неуважение, интерес или безразличие к общему делу и успехам каждого члена коллектива, единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений.

Социально-экономическая среда — отношения между людьми (и их группами) и между ними и создаваемыми (в том числе накопленными) ими материальными и культурными ценностями, воздействующими на человека. Она включает социально-психологические, социологические, демографические, национально-культурные, этнические, производственно-экономические и др. элементы.

 

В процессе жизнедеятельности человек изменяет среду своего обитания. Изменение это идет в двух противоположных направлениях:

1) под влиянием активной творческой деятельности человека она преобразуется, в результате чего формируется постоянно совершенствующаяся «броня цивилизации», которая защищает человека от негативных внешних факторов (сурового климата, стихийных бедствий, инфекционных заболеваний и пр.);

2) непродуманное, вызванное сиюминутными интересами отдельных групп людей вмешательство в природные процессы; строительство и функционирование промышленных объектов, загрязнения окружающей человека среды; крупные технические катастрофы и другие последствия экологически безграмотной хозяйственной деятельности приводят к опасной деградации окружающей среды. Этот процесс проявляется не только в нарушении природных процессов, вымирании многих видов растений и животных, но и резко отрицательно отражается на жизнедеятельности людей — на их здоровье, демографическом поведении и т.д. В настоящее время появилась целая группа заболеваний, возникших в связи с экологическим неблагополучием в тех или иных регионах.

Особое место среди понятий энвайронментологии занимает термин «природная среда».

Природная среда − это совокупность природных (ландшафт, элементы местности, грунт, почвы, водоемы, атмосфера, климатические свойства местности, дикая фауна и флора) и незначительно измененных деятельностью людей абиотических и биотических естественных факторов, рассматривается вне зависимости от непосредственных контактов с человеком.

 

Природная среда может рассматриваться по отношению к животным, растениям и т.д. Отличается от других составляющих окружающей человека среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего воздействия человека. Элементы природной среды присутствуют в искусственных сооружениях − природный камень для зданий, почва полей, вода в каналах и водоемах.

С другой стороны, человек многообразно влияет на природную среду, загрязняя атмосферу и водоемы, проводя мелиоративные работы, осушая или увлажняя (орошая) грунт и почву, вырубая, выжигая и вытаптывая растительность, создавая искусственные насаждения, внося изменения в состав дикой фауны и флоры и даже в конечном счете вольно или невольно вызывая изменения в климате. Хотя в воздействии человека на природную среду имеют место и позитивные и негативные моменты, но негативные, как правило, резко преобладали, а в индустриальную эпоху возросли настолько, что создали угрозу экологического кризиса, способного сделать природную среду практически непригодной для обитания человека. Смена негативного воздействия человека на природную среду позитивным становится сегодня одной из основных задач дальнейшего культурного прогресса человечества.

Природная среда оказывает большое влияние на направление и темпы культурного развития обитающих в ней человеческих коллективов. Хозяйственно-культурный тип любого общества определяется взаимодействием двух факторов — природной среды и уровнем социального и технологического развития, достигнутого данным обществом. Но непосредственно решающее воздействие на формирование соответствующих типов культуры природной среды оказывает лишь на наиболее ранних этапах общественного развития. В более поздние эпохи и особенно после начала промышленной революции, природная среда воздействует на культуру и на формы социальной организации в сочетании с другими важнейшими факторами (формационным уровнем общества, конкретными историческими обстоятельствами) и главным образом опосредованно через них.

Существует мнение, что чем выше уровень социального и технологического развития общества, тем меньше удельный вес природы среди факторов, определяющих его дальнейшую судьбу. Однако на деле влияние природной среды лишь опосредуется в этих случаях все более сложным образом, но никогда не бывает столь малым, чтобы не учитывать его непреходящего значения при любом историко-культурном анализе.

Эколого-психологические аспекты окружающей человека среды.
Социальная среда.

 

До определенного времени понятие «среда» в психологии не определялось как явление, имеющее психологическое содержание. В настоящее время активно выполняются исследования на стыке экологии, экологии человека, психологии и др. научных дисциплин (экологическая психология, см. тему 5), направленные на изучения особенностей влияния различных видов окружающей человека среды (окружения человека) на его психику.

 

В общем виде с эколого-психологической точки зрения под окружающей человека средой понимается естественное и социальное окружение человека, обладающее комплексом влияний и условий, обеспечивающих возможность для удовлетворения потребностей человека, проявления его способностей и их развития[8].

 

В этом смысле на первый план выходит среда социальная как совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Понятие социальной среды является видовым отличием более общего понятия «среда», в содержание которого включают совокупность всех условий, окружающая вещь, растение, животного или человека и непосредственно или косвенно воздействующих на них. Влияние или воздействие на что-либо или кого-либо выступает конституирующим признаком среды, поскольку она всегда предполагает нечто, по отношению к чему существует. Условия, окружающие, но не оказывающие никакого воздействия на вещь, растение, животного или человека, в их среду не входят.

Относительный характер среды, специфика ее проявлений определяется не только различием в свойствах и составе образующих ее элементов, но также и особенностями того, что она окружает, с чем взаимодействует. Так, для животного воздействие окружающего мира структурируется в соответствии с его наследственно-биологической организацией и вытекающим из нее инстинктивным, биологически отношением к природе. Что же касается человека, то здесь структуроформирующим фактором среды выступают не его биологические качества, а осуществляемые им формы предметно-практический и духовной деятельности, а также те обществ, отношения, в рамках которых они реализуются. В этом случае к социальной среде, понимаемой как среда человека, должны быть отнесены экономические, политические, социальные и духовные условия и отношения, территориальные и другие социальные общности и объединения в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности.

Социальная среда обладает многоплановой структурой и в зависимости от критериев членения представляет собой либо совокупность сфер обществ, жизни, либо систему социальных инструментов или социальных групп и т.д. Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду» и «микросреду». Под макросредой понимают общую социальную среду. К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Это прежде всего производительные силы, материальные и идеологические отношения, классы и социальные слои, нации, государственно-политические и другие общественные организации, система общественного просвещения и воспитания, средства массовой информации и т.д. Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты» выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив, общественные.организации по месту работы, учебы или жительства, неформальные объединения по интересам и т.д. Характер влияния микросреды на формирование личности определяется не только общими социальными условиями, но и в значительной мере зависит от особенных или региональных условий (город, село, поселок). Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения.

Выделяют следующие разновидности социальной среды:

культурная среда – условия существования материально-духовной сферы жизни людей, включающая в себя предметные результаты деятельности человека, веками сложившиеся национальные и этнические особенности (в т.ч. этническая среда языково-культурно-бытовая обстановка жизнедеятельности человека /группы людей/, которая оказывает влияние на его /их/ идентификацию, образ жизни), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности людей;

духовная среда − точного пока определения не имеет, но чаще всего с такого рода средой связывают среду религиозную, создаваемую в рамках той или иной религии;

семейная среда − конкретная семья, включающая и языково-культурно-бытовую обстановку, определенный психологический микроклимат и т.д., оказывающие то или иное влияние на каждого члена семьи;

профессиональная среда − среда, в которой человек осуществляет профессиональную деятельность;

информационно-виртуальная среда − создается на экране компьютера, а также кино, видео, мультимедиа, Интернет-среда;

образовательная среда − среда, в которой осуществляются процессы обучения и воспитания человека (в ее роли могут выступать этническая, религиозная, профессиональная, информационно-виртуальная, семейная среды), в том специально организованные: школьная (школы, гимназии и т.д.), дошкольная (детские сады), внешкольная (улица, двор как стихийная образовательная среда, а также учреждения дополнительного образования − центры детского творчества, клубы по интересам и т.д.), образовательная среда среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, лицеи и т.д.), вузовская (высшие учебные заведения), профессионального типа (создается при подготовке к профессиональной деятельности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 3003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.014 с.)