Определяющие ее место в формировании экологоориентированного мировоззрения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определяющие ее место в формировании экологоориентированного мировоззрения личности



 

Психологические:

 

информационно-познавательный аспект - отражает ее «знаниевую» составляющую и дает возможность получить информацию и сформировать представления о взаимосвязях в системе «человек – природа»;

аффективно-оценочный аспект - отражает ее эмоциональную составляющую и дает возможность определить эмоциональную роль взаимодействия с природными объектами;

ценностно-нравственный аспект - отражает: а) ее ценностную составляющую и дает возможность выявить гуманистическую и личностно-развивающую ценность природных объектов; б) ее нравственно-экологическую составляющую и дает возможность выявить механизм освоения экологоориентированных ценностей;

коммуникативно-поведенческий аспект - отражает: а) ее отношенческую составляющую и дает возможность определить роль личностного (субъективного) отношения к природным объектам в коррекции и развитии экологического сознания личности; б) ее практико-ориентированную составляющую и дает возможность выработать личностную (субъективную) направленность практической деятельности по взаимодействию с природными объектами.

 

Педагогические:

- отражают многообразие форм и методов организации содержания экологоориентированной деятельности.

 

Региональные:

- отражают направленность ее содержания в зависимости от социально-природных и экологических особенностей конкретного региона.

 

По своему общественному значению содержание экологоориентированной деятельности учащихся отличается от содержания деятельности взрослых в аналогичной сфере. Важнейшим требованием к содержанию разнообразной деятельности учащихся, выступающей условием формирования экологического сознания, является ее направленность на природу. В то же время деятельность, направленная на природу, может стать условием формирования экологоориентированного мировоззрения, если она отвечает сущностным характеристикам, рассмотренным ранее, а также обозначенным выше особенностям, определяющим ее место в формировании экологоориентированного мировоззрения личности.

Содержание экологоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологоориентированного мировоззрения отражено в многообразных функциях экологоориентированной деятельности в рамках экологического образования, которые приведены ниже.

Когнитивно-практическая функция, способствующая:

усвоению экологических знаний:формирование адекватных знаний и представлений (индивидуальных и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе; осознание себя как части природы и природы как среды обитания человека и эстетического совершенства; осознание роли экологических знаний в гармонизации взаимоотношений Природы и Человека, предотвращении необратимого нарушения экологического равновесия и обеспечении дальнейшего устойчивого развития человеческой цивилизации в условиях коэволюции Природы и Общества; развитие умения учащихся осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, о необходимости разумного и взаимовыгодного взаимодействия с ней;

формированию практических навыков взаимодействия с миром природы: развитие стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы, выбор на основе экологических знаний и личного опыта поведения в условиях экологоориентированной деятельности (эстетического освоения природных объектов, получения эколого– и экологоориентированной информации, выполнения природоохранительной деятельности, поведения в природе и т. д.);

освоению экологоориентированных ценностей: формирование нравственного отношения к природе, чувства долга и ответственности, органично сливающегося с чувством восхищения величием и красотой мира природы, что побуждает человека к экологоориентированной деятельности;

Природотерапевтическая функция, включающая:

сохранно-оздоровительный аспект –снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения, нормализация артериального давления, устранение бессонницы и т. д. в процессе непосредственного взаимодействия с природными объектами, в т. ч. посредством использования разнообразных бальнеологических природных факторов, таких как природотрудотерапия – укрепление здоровья в процессе умеренной работы на лоне природы (в саду, огороде, лесу, парке и т. д.); гидротерапия – водные процедуры (обтирание водой и снегом, умывание снеговой водой, обливание, купание и т. д.); аэротерапия – воздушные ванны; гелиотерапия – загорание на солнце; криотерапия закаливание холодом; стопотерапия хождение босиком; термотерапия укрепление здоровья с помощью тепла (баня); биоритмотерапия – жизнедеятельность «в согласии с природой», с ее многочисленными суточными, месячными и т. д. ритмами (современным детям, ориентирующимся на часы, телевизор, движение транспорта и т. д. и, вследствие этого, подверженным аритмии городской жизни – фактору массового утомления населения, очень важно проводить какое–то время, например, каникулы, многодневные походы, экспедиции и т. д. на природе, в сельской местности и т. п., для корректировки и приведения в норму их биоритмов); ароматерапия – укрепление здоровья с помощью запахов растений (приятные запахи различных растений поднимают настроение, повышают работоспособность, внушают оптимизм, вызывают бодрость, успокаивают нервную систему); терапия тишиной – постоянный городской шум расшатывает здоровье, тишина на лоне природы оказывает восстановительное влияние на организм ребенка; ландшафтотерапия – живописный ландшафт поднимает настроение, возвышает душу человека, отвлекает от «ненужных» проблем» и тяжелых переживаний; терапия «музыкой природы» – пение птиц, шелест деревьев, журчание ручья оказывает оздоровительное влияние на нервную систему и железы внутренней секреции; в сочетании с чистым воздухом, особым микроклиматом, красотой пейзажей, разнообразием красок и запахов все это восстанавливает силы человека, повышает его трудоспособность и творческую энергию;

Развивающая функция, способствующая:

– развитию познавательных процессов (мышление, память), креативного поиска, личностного (субъективного) отношения к миру природы;

самореализации личности учащихся, включая: реализацию личностью освоенных знаний и познавательных потребностей (удовлетворение возникающих в процессе взаимодействия с природой, как то – уход за животными и растениями, участие в играх на природе, непосредственное наблюдение за процессами в природе и т. д., потребностей в научной, популярной и др. информации, что в свою очередь способствует интеллектуальному развитию); реализацию потребностей в улучшении окружающего мира и его природной красоты, осуществлении внутреннего творческого потенциала (создание, «сотворение» «собственного мира» в аквариуме, участие в творческой деятельности на природе и т. д.); реализацию потребности в отдыхе:отдых, общение с любимым животным, творческая деятельность на лоне природы и т. п. доставляет удовольствие и способствует раскрытию и реализации способностей; реализацию потребности в общении: природные объекты (животные и даже растения) могут выполнять функцию партнеров общения; реализацию эстетических потребностей:удовлетворение потребностей в эстетическом саморазвитии личности;

социализации и ресоциализации учащихся, в том числе: нормализации межличностных отношений (например, улучшение взаимоотношений в детском творческом коллективе при появлении «лохматого друга»; ресоциализации учащихся с трудностями в общении со сверстниками в процессе его общения с природными объектами в «живом уголке») и т.д.

Перечисленные функции выполняют воспитывающую роль, в частности в процессе непосредственного взаимодействия с природой может осуществляться воспитание эстетическое, трудовое, физическое и т. д. В процессе экологоориентированной деятельности учащиеся вырабатывают у себя такие качества как организованность, дисциплинированность, ответственность, вырабатывают и овладевают методами самовоспитания.

Раскрытые выше функции взаимодействия учащихся с окружающим природным миром в процессе экологоориентированной деятельности определяют ее содержательный компонент в рамках эколого-образовательного процесса, а также ее соответствующие формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.005 с.)