Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определяющие ее место в формировании экологоориентированного мировоззрения личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические:
– информационно-познавательный аспект - отражает ее «знаниевую» составляющую и дает возможность получить информацию и сформировать представления о взаимосвязях в системе «человек – природа»; – аффективно-оценочный аспект - отражает ее эмоциональную составляющую и дает возможность определить эмоциональную роль взаимодействия с природными объектами; – ценностно-нравственный аспект - отражает: а) ее ценностную составляющую и дает возможность выявить гуманистическую и личностно-развивающую ценность природных объектов; б) ее нравственно-экологическую составляющую и дает возможность выявить механизм освоения экологоориентированных ценностей; – коммуникативно-поведенческий аспект - отражает: а) ее отношенческую составляющую и дает возможность определить роль личностного (субъективного) отношения к природным объектам в коррекции и развитии экологического сознания личности; б) ее практико-ориентированную составляющую и дает возможность выработать личностную (субъективную) направленность практической деятельности по взаимодействию с природными объектами.
Педагогические: - отражают многообразие форм и методов организации содержания экологоориентированной деятельности.
Региональные: - отражают направленность ее содержания в зависимости от социально-природных и экологических особенностей конкретного региона.
По своему общественному значению содержание экологоориентированной деятельности учащихся отличается от содержания деятельности взрослых в аналогичной сфере. Важнейшим требованием к содержанию разнообразной деятельности учащихся, выступающей условием формирования экологического сознания, является ее направленность на природу. В то же время деятельность, направленная на природу, может стать условием формирования экологоориентированного мировоззрения, если она отвечает сущностным характеристикам, рассмотренным ранее, а также обозначенным выше особенностям, определяющим ее место в формировании экологоориентированного мировоззрения личности. Содержание экологоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологоориентированного мировоззрения отражено в многообразных функциях экологоориентированной деятельности в рамках экологического образования, которые приведены ниже. Когнитивно-практическая функция, способствующая: – усвоению экологических знаний:формирование адекватных знаний и представлений (индивидуальных и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе; осознание себя как части природы и природы как среды обитания человека и эстетического совершенства; осознание роли экологических знаний в гармонизации взаимоотношений Природы и Человека, предотвращении необратимого нарушения экологического равновесия и обеспечении дальнейшего устойчивого развития человеческой цивилизации в условиях коэволюции Природы и Общества; развитие умения учащихся осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, о необходимости разумного и взаимовыгодного взаимодействия с ней; – формированию практических навыков взаимодействия с миром природы: развитие стремления к непрагматическому взаимодействию с миром природы, выбор на основе экологических знаний и личного опыта поведения в условиях экологоориентированной деятельности (эстетического освоения природных объектов, получения эколого– и экологоориентированной информации, выполнения природоохранительной деятельности, поведения в природе и т. д.); – освоению экологоориентированных ценностей: формирование нравственного отношения к природе, чувства долга и ответственности, органично сливающегося с чувством восхищения величием и красотой мира природы, что побуждает человека к экологоориентированной деятельности; Природотерапевтическая функция, включающая: – сохранно-оздоровительный аспект –снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения, нормализация артериального давления, устранение бессонницы и т. д. в процессе непосредственного взаимодействия с природными объектами, в т. ч. посредством использования разнообразных бальнеологических природных факторов, таких как природотрудотерапия – укрепление здоровья в процессе умеренной работы на лоне природы (в саду, огороде, лесу, парке и т. д.); гидротерапия – водные процедуры (обтирание водой и снегом, умывание снеговой водой, обливание, купание и т. д.); аэротерапия – воздушные ванны; гелиотерапия – загорание на солнце; криотерапия – закаливание холодом; стопотерапия – хождение босиком; термотерапия – укрепление здоровья с помощью тепла (баня); биоритмотерапия – жизнедеятельность «в согласии с природой», с ее многочисленными суточными, месячными и т. д. ритмами (современным детям, ориентирующимся на часы, телевизор, движение транспорта и т. д. и, вследствие этого, подверженным аритмии городской жизни – фактору массового утомления населения, очень важно проводить какое–то время, например, каникулы, многодневные походы, экспедиции и т. д. на природе, в сельской местности и т. п., для корректировки и приведения в норму их биоритмов); ароматерапия – укрепление здоровья с помощью запахов растений (приятные запахи различных растений поднимают настроение, повышают работоспособность, внушают оптимизм, вызывают бодрость, успокаивают нервную систему); терапия тишиной – постоянный городской шум расшатывает здоровье, тишина на лоне природы оказывает восстановительное влияние на организм ребенка; ландшафтотерапия – живописный ландшафт поднимает настроение, возвышает душу человека, отвлекает от «ненужных» проблем» и тяжелых переживаний; терапия «музыкой природы» – пение птиц, шелест деревьев, журчание ручья оказывает оздоровительное влияние на нервную систему и железы внутренней секреции; в сочетании с чистым воздухом, особым микроклиматом, красотой пейзажей, разнообразием красок и запахов все это восстанавливает силы человека, повышает его трудоспособность и творческую энергию; Развивающая функция, способствующая: – развитию познавательных процессов (мышление, память), креативного поиска, личностного (субъективного) отношения к миру природы; – самореализации личности учащихся, включая: реализацию личностью освоенных знаний и познавательных потребностей (удовлетворение возникающих в процессе взаимодействия с природой, как то – уход за животными и растениями, участие в играх на природе, непосредственное наблюдение за процессами в природе и т. д., потребностей в научной, популярной и др. информации, что в свою очередь способствует интеллектуальному развитию); реализацию потребностей в улучшении окружающего мира и его природной красоты, осуществлении внутреннего творческого потенциала (создание, «сотворение» «собственного мира» в аквариуме, участие в творческой деятельности на природе и т. д.); реализацию потребности в отдыхе:отдых, общение с любимым животным, творческая деятельность на лоне природы и т. п. доставляет удовольствие и способствует раскрытию и реализации способностей; реализацию потребности в общении: природные объекты (животные и даже растения) могут выполнять функцию партнеров общения; реализацию эстетических потребностей:удовлетворение потребностей в эстетическом саморазвитии личности; – социализации и ресоциализации учащихся, в том числе: нормализации межличностных отношений (например, улучшение взаимоотношений в детском творческом коллективе при появлении «лохматого друга»; ресоциализации учащихся с трудностями в общении со сверстниками в процессе его общения с природными объектами в «живом уголке») и т.д. Перечисленные функции выполняют воспитывающую роль, в частности в процессе непосредственного взаимодействия с природой может осуществляться воспитание эстетическое, трудовое, физическое и т. д. В процессе экологоориентированной деятельности учащиеся вырабатывают у себя такие качества как организованность, дисциплинированность, ответственность, вырабатывают и овладевают методами самовоспитания. Раскрытые выше функции взаимодействия учащихся с окружающим природным миром в процессе экологоориентированной деятельности определяют ее содержательный компонент в рамках эколого-образовательного процесса, а также ее соответствующие формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.008 с.) |