Материалы для эколого-личностной рефлексии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для эколого-личностной рефлексии



УПРАЖЕНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ»

(Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. С. 53-54)

 

Основные ее принципы знакомы каждому, кто выполнял какие-нибудь физические упражнения: разогрев, усиление и — в финале — охлаждение, расслабление. Подберите то, что вам особенно необходимо. Упражнения займут всего несколько минут и могут выполняться практически повсюду. Вам не понадобятся какие-нибудь особенные приспособления, и никто даже не поймет, чем вы занимаетесь. Итак, начните с разминки, разогрева. Вам уже знакомы преимущества, которые дает физический разогрев телу. То же самое вполне приложимо к вашему мозгу. Его разогрев позволит вам действовать более эффективно, когда понадобится. Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь таким функциям мозга, как память, способность схватывать смысл, ранжирование приоритетов, визуализация образов. Приведение мыслей в порядок. Время: 5-10 минут (можно утром, после пробуждения или в любое удобное время). Положение тела: удобно сидя или лежа. Все упражнения произносятся вслух.

Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово («А — абрикос; Б — бочка...»), причем как можно быстрее. Если вы задумались над какой-то буквой более 30 секунд, пропустите ее и двигайтесь дальше.

Упражнение 3. Произнесите 20 мужских имен (опять же как можно быстрее), нумеруя каждое из них («1 — Филипп, 2 — Александр, 3 — Роберт...»).

Упражнение 4. Проделайте то же самое, но теперь с женскими именами.

Упражнение 5. То же, что и в упражнениях 2 и 3, но на этот раз вам придется нумеровать 20 видов пищи («1 — яблоко, 2 — котлета, 3 — компот...»).

Упражнение 6. Выберите одну букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее (нумеруя их так же, как вы это делали прежде), и снова как можно быстрее («1 — мороз, 2 — мать, 3 — массаж...»).

Упражнение 7. Если ваши глаза были открыты во время этих упражнений — это прекрасно, но теперь закройте их. Сосчитайте до 20 и откройте. Ваш мозг теперь разогрелся и готов к трудностям предстоящего дня.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЗГОВОЙ спринт»

(Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. С. 54)

Выполняйте это упражнение перед началом занятий

Время: 5 минут.

Принадлежности: ручка, бумага, будильник.

Положение тела: сидя. Возьмите любой печатный текст и выберите первое попавшееся слово в нем, например слово «дождь» в газетном прогнозе погоды. Установите будильник (таймер) на пять минут. В верхней части листа бумаги напишите слово, которое вы выбрали. В течение следующих пяти минут напишите как можно больше фраз с этим словом. Не останавливайтесь и не задумывайтесь. Ваша задача — «победить» таймер и писать так быстро, как вы можете, даже если ваши ассоциации выглядят глупо. Через пять минут остановитесь, сосчитайте до 20 и продолжайте работу.

Усиление до максимума

Время: 10 минут.

Принадлежности: книга, журнал или газета.

Положение тела: сидя. Возьмите текст, переверните его вверх ногами и читайте вслух. Скорость чтения резко уменьшится, так как мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это и означает, что ваши умственные способности тренируются.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
«Экологические проблемы современности»

 

Часть 1: «Индивидуальная»

 

Задание 1

Каждый из участников получает по одному вопросу. Через 1 минуту он должен дать обоснованный ответ:

Вопрос 1. В чем, на Ваш взгляд, актуальность экологической проблематики на современном этапе?

Вопрос 2. Что, на Ваш взгляд, понимается под прагматическим отношением Человека к Природе?

Вопрос 3. Как соотносятся понятия «историческое развитие человека» и «антропогенное воздействие на природу»?

Вопрос 4. Как соотносятся понятия «присваивающая экономика» (охота, собирательство, рыболовство) и «производящая экономика» (земледелие, скотоводство, промышленность)? Какова их роль в нарастании экологических проблем?

Вопрос 5. Какова, на Ваш взгляд, роль научно-технической революции 19-20 вв. в демографическом взрыве на планете Земля?

Вопрос 6. Как соотносятся понятия «экологические проблемы современности», «агрессивно-потребительское отношение Человека к Природе», «технократическая парадигма мышления», «экологическая культура»?

Вопрос 7. Какова роль эколого-педагогической рефлексии в формировании экологической культуры?

Вопрос 8. Почему, на Ваш взгляд, решение экологических проблем сегодня требует коренного изменения культурных оснований бытия, воззрений на место человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом?

Вопрос 9. Как можно объяснить фразу: «Современная культура человека – культура разъединения»? Как соотносятся понятия «культура разъединения» и «экологическая культура»?

Вопрос 10. Как можно объяснить фразу: «У человека сегодня два пути: задуматься и содействовать эволюционному развитию мира или пойти по пути процесса «киборгизации»?

Задание 2

За 5 минут группы участников по 2-3 человека готовят «спич» на заданную тему: «Культура разъединения или культура экологическая?»; «В отдельной стране невозможно построить «экологический рай!»; «Экологический кризис не преодолеть технологическими средствами!»; «Экологический кризис - есть внешнее проявление ума и духа!»; «По каким законам жить человеку: законам природы или законам социальным?»; «Экологический кризис - кризис антропологический!».

Задание 3

В тетрадях слушатели перечисляют как можно больше слов, непосредственно связанных с понятиями: человек, культура, сознание, мышление, устойчивость, императив, мораль, свобода, совесть, ценность, но с учетом дополнительного слова «экологический» (см. ниже дополнительный материал «Уточнение понятий»). После выполнения задания проводится обсуждение с аргументацией.

Часть 2: «Групповая»

Задание 1

Закончить известный афоризм, но в экологическом аспекте: «Наивысшее назначение человека — это...»; «Самое главное в жизни —...»; «Человек обречен быть счастливым, если...»; «Человек достигает вершины творчества, если...»; «Быть свободным — это...»; «Красота спасет мир, если...»; «Человек только тогда может называться человеком, когда...».

Задание 2

Каждая из групп получает задание — тему для психолого-педагогического микроисследования и последующих докладов: через 10 минут группа представляет доклад, выдерживая условия: научный доклад на конференции, защита «закрывающейся» темы и т. д.: «Психологические проблемы взаимоотношений Природы и Человека»; «Эколого-педагогические проблемы высшей школы»; «Проблема формирования экологической культуры человека».

Задание 3

Тренинг воображения: «Поиск аналогий». Дается несколько понятий, и команды по кругу называют связанные с данным понятием аналогии (процессы, явления, предметы и т.п.), кто больше. Понятия: «экологический кризис»; «экологическая культура»; «экологическое образование».

 


ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

АКМЕ (от греч. akme – вершина развития человека как индивида (природного существа), как личности (ансамбля отношений) и как субъекта деятельности (прежде всего как профессионала), его высшие достижения в жизненном пути, оптимальная самореализация. Исследованиями, проведенными под руководством Б.Г. Ананьева и др., обнаружено, что развитие человека в течение его жизни осуществляется в трех вышеназванных качествах, каждое из которых может достичь высшего уровня развития – акме. Характеристики акме: уровень, которого достигает человек по состоянию своего здоровья (как индивид), обеспечивающий его работоспособность, выносливость, долголетие, по социальной значимости и человеческой ценности своих поступков и взаимоотношений с людьми (как личность), в своих деяниях как труженик-творец; широта (всесторонность) акме; время достижения акме; продолжительность акме (Акмеологический словарь под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2005).

акмеологические технологии (формирования и развития личности) совокупность методов, посредством которых организуется и реализуется движение личности к вершинам самореализации в различных сферах взаимодействия (напр., для развития коммуникативной компетентности личности — проектирование переговоров как средство конструктивного разрешения межличностных конфликтов; для решения задачи профессионального становления в социальных организациях различного типа — технологические карты составления характеристик организаций; тест-тренажерные практикумы; методы предъявления оценочной информации и т.д.). В практике экологического образования (в частности, формирования и развития экологической компетентности личности) сегодня широко используются акмеологические технологии формирования и развития личности по новообразованиям: изменение отношения к себе, изменение отношения к другим людям и к природе, овладение средствами саморазвития и саморегуляции. Это игровые и тренинговые технологии, примером которых в контексте развития экологического сознания по экоцентрическому типу могут служить тренинговые методы его коррекции, формирования и развития (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), экологические имитационно-игровые и практико-ориентированные методы (Д.Н. Кавтарадзе; А.В. Гагарин), методы психологического расширения экологического сознания (Н.В. Лапчинская, В.И. Панов, Т.Е. Егорова) – диапазона перцептивных, рефлексивных и коммуникативных возможностей человека.

акмеология − знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. Акмеология выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. Акмеология рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека (Акмеологический словарь под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2005).

акмеология экологическая (экоакмеология) − специальная область акмеологических исследований, представленная на современном этапе акмеологическими аспектами формирования и развития экологической культуры человека, профессиональной подготовки специалистов в экологической и природоохранной сферах, экологическими аспектами профессиональных сред и технологий принятия управленческих решений. Кроме того, в рамках данного направления предпринята попытка комплексно исследовать объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие развитию экологоориентированной личности будущих специалистов, закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения ими высшего уровня ее экологической культуры (О.С. Анисимов, А.В. Гагарин).

АНТРОПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ − наука о происхождении этносов в связи с процессом расогенеза, о роли условий социальной жизни народов, их образа жизни и др. характеристик в изменении, например, расовых признаков во времени.


БЕЗОПАСНОСТЬэкологии человека) − ситуация, при которой отдельному человеку, группе людей (профессиональной, национальной, территориальной и т.д.), населению страны или группы стран, всему человечеству ничто и никто не угрожает, не может нанести вреда. Это очень важное понятие вообще, и оно особенно важно в экологии человека, так как имеет множество теоретических и практических следствий. Безопасность отдельного человека и всего общества включает в себя военную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и др. виды безопасности.

Воспитание − 1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

ГоТОВНОСТЬ (к действию) - установка, направленная на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание какого-либо личностного смысла выполняемому действию; реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологическими факторами готовности.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ − направленный на признание ценности человека как личности, его права на развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

ДЕМОГРАФИЯ − научная дисциплина, изучающая закономерности социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Между экологией человека и демографией существуют глубокие связи, так как обе эти дисциплины изучают население в близких аспектах [1].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ - (деятельность младшего школьного возраста) - деятельность, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности (общеметодологическая трактовка). Кроме того, общепринято понимать деятельность: в психологии - как динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности; в педагогике - как все многообразие его активности как субъекта учебно-воспитательного процесса: игровой, учебной, трудовой.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННАЯ человека (учащихся)- педагогически организованное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром, в процессе которого они сознательно и целенаправленно его осваивают, в силу своих возможностей воздействуют на него и совершенствуют себя. Специфика взаимодействия учащихся с окружающим природным миром заключается: а) в освоении учащимися окружающего природного мира, ориентированном на обогащение учащимися когнитивно-познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативно-поведенческой и морально-волевой сфер; б) в воздействии учащихся на окружающий природный мир, отражающем созидательный и охранительный аспекты; в) в изменении учащимся самого себя, отражающем совершенствование мировоззренческой и мотивационно-потребностной сфер, а также в изменении характера экологического сознания от антропоцентрического к экоцентрическому, и в идеале − природоцентрическому.

Дифференциация (наук)– обусловлена усложнением современных методов исследования, увеличением объема информации и т.д.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА − постоянно осуществляемые в течение всей жизни человека действия в процессе осуществления им своей биологической и социальной роли.

Идентификация (с природным объектом)− отождествление себя с каким-либо природным объектом, «вживание в образ» через движение и позу тела, через визуализацию и проживание условий жизни и т.д.

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus – повелительный), требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» – общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – безусловный принцип поведения (Из Большой советской энциклопедии). Согласно И. Канту императивы суть только формулы для выражения отношения объективных законов воления вообще к субъективному несовершенству воли того или другого разумного существа, например, воли человека. Никаких императивов не нужно лишь святой божественной воле, т.к. хотя совершенно добрая воля также подчиняется объективным законам (добра), но на этом основании нельзя было бы представлять ее как принужденную к законосообразным поступкам, так как она сама собой, по своему субъективному характеру, может быть определена только представлением о добре. В целом назначение императива заключается в обосновании закона выживания, т.е. другими словами ключевым для человека является лишь один императив - императив выживаемости, остальные лишь выступают в виде его разновидностями. Основными императивами являются императивы нравственный и экологический.

императив экологический – разновидность нравственного, призванный упорядочить взаимоотношения между человеком и природой. Является регулятором человеческой деятельности, позволяя органично вписаться человеку в окружающий мир, как правило, на основании природных законов. С древнейших времен в основе отношений человек - природа существовала определенная система запретов и ограничений, и экологический императив выступал основным регулятором жизнедеятельности человека в его отношении с природой. Рассмотрение сущности экологического императива какой-либо эпохи невозможно без учета мировоззренческих парадигм изучаемого периода, его коэволюционных особенностей. В совр. трактовках: 1) совокупность условий - нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия; 2) неотъемлемый фактор устойчивого развития природы и общества; 3) ясное понимание каждым человеком и обществом в целом сущности и содержания экологических проблем, их роли в дальнейшем развитии человеческой цивилизации, убежденность в личной ответственности каждого за состояние и будущее биосферы и человечества как ее части; 4) строгая настоятельная необходимость учёта экологической составляющей при решении экономических проблем как на практике, так и в теории.

ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ – существует на протяжении многих тысяч лет и объединяет воедино все имеющиеся моральные составляющие, являясь их квинтесенцией, и обычно включается в разнообразные религиозные заповеди. Вершиной нравственного императива является категорический императив И. Канта «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Данный тип императива позволяет регулировать взаимоотношения между людьми внутри общества и является основой для его выживания.

Интеграция (наук) обусловлена необходимостью получения целостного впечатления о сложных процессах и явлениях, происходящих в системе «человек − природа».

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план и формируется.

ИНФОРМАЦИЯ − 1) совокупность сведений, данных, знаний; 2) энергетически слабое воздействие, воспринимаемое организмом как закодированное сообщение о возможности, многократно более мощных влияний на него со стороны других организмов или факторов среды и вызывающее ответную реакцию; 3) одно из основных кибернетических понятий − некоторые входные данные, перерабатываемые для получения данных на выходе; 4) один из важнейших природных ресурсов и одновременно общественных достояний, поскольку все развитие человечества − результат освоения и переработки информации, получаемой из окружающей человека среды и накапливаемой обществом; 5) осведомление, получение данных о положении дел, о событиях и т.д.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности (способность к интеграции знаний, умений и навыков, способов их использования в изменяющейся среде).

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ − способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем. Экологическая компетентность может быть рассмотрена в системе экологоориентированной личности будущего специалиста: как результат овладения личностью в процессе ее становления ключевыми компетенциями (общекультурной; ценностно-смысловой; компетенцией личностного самосовершенствования) и как интегральное свойство личности будущего специалиста, в структурно-содержательном отношении представленное мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами; а в функциональном определено мировоззренческой, методологической, экологической, ценностной, прогностической, социальной, культурной, профессиональной функциями (А.В. Гагарин).

КОМПЕТЕНЦИЯ − совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.


КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ − совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для осуществления различных видов практической деятельности с позиций ее экологической целесообразности, в т.ч. продуктивной природосохранительной деятельности.

КУЛЬТУРА (лат. culture — возделывание, обрабатывание) — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовный К. (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.), а также о К. политической (цели, средства, результаты деятельности общества, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений). К — явление историческое, развивающееся и вносящее многообразие в процессы общественного развития. Идут процессы формирования единой К. человечества. (Из философского словаря).

культура экологическая - 1) важнейшая часть общей культуры человека. На фоне различных трактовок понятия «культура» и различных культурологических концепций, свидетельствующих о многообразии и полифункциональности культуры человека, существует множество точек зрения на сущность экологической культуры, рассматривающие, по ее сути: а) как мировоззренческую категорию, как совокупность отношений к миру, к природе, другим людям и самим себе, которые воспринимаются, осваиваются и воспроизводятся каждым человеком во взаимодействии с окружающим миром, развиваются в деятельности, обеспечивают формирование устойчивых экологоориентированных ценностей; б) как интегративное качество и важнейшее свойство личности, отражающее ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относится к окружающей среде, способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности; при этом экологическая культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой и в структурном отношении включает мотивационный, аксиологический, гностический, этический (нормативный), операционно-деятельностный, эмоционально-волевой компоненты; 2) ряд исследователей на современном этапе в рамках социокультурного анализа феномена экологической культуры видят в ней не одно из направлений культуры человека, а склонны рассматривать ее как способ согласованного социоприродного развития, способ социальной адаптации человека к современным, быстро меняющимся социоприродным условиям, формирующуюся глобальную культуру современного мира (В.П. Горлачев); как новое измерение бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально, конструктивно ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи природопользования и природовосстановления, давать адекватную оценку самому себе, своей экологической деятельности, поведению в природе, сложившейся экологической, социокультурной ситуации. И в этом смысле под экологической культурой понимается культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека (Анисимов О.С., Глазачев С.Н.).

ЛИЧНОСТЬ − 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

МЕТОДОЛОГИЯ − учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки − учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ (личности) - устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношение Природы и Общества, на планету как среду обитания человечества, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития планеты. Важнейшей составляющей экологоориентированного мировоззрения являются такие жизненные ценности и установки, в основе которых лежат самоценность окружающей живой природы и планеты в целом и убежденность человека в том, что он вследствие своей разумности несет ответственность за их сохранение. Кроме того, оно также включает в себя способы познания мира природы, экологические нормы поведения и личностное (субъективное) отношение к миру природы, мотивационно-потребностную сферу и в конечном итоге индивидуальность человека как субъекта мировоззрения. Рассматривается как смысловое ядро экологического сознания человека, непосредственно связанное с ценностным его компонентом (см. экологоориентированные ценности).

Моделирование (экологических ситуаций, действий, деятельности в обучении) − деловые, организационно-деятельностные, имитационные игры.


МОРАЛЬ - (от лат moralis – нравственный) - 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы Мораль изучается специальной философской дисциплиной –этикой. 2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.) (Из Большой советской энциклопедии).

МЫШЛЕНИЕ — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга. Однако, М. связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. М. возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что М. существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого общества. Поэтому М. человека осуществляется в теснейшей связи с речью и результаты его фиксируются в языке. М. свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез, идей и т. п. Результатом процесса М. всегда является та или иная мысль. Способность М. к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Образование научных понятий связано с формулированием соответствующих законов. Способность М. к опосредствованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательств. Эта способность чрезвычайно расширяет возможности познания. Она позволяет, отправляясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Понятия и их системы (научные теории) фиксируют (обобщают) опыт человечества, являются концентрацией знаний людей и отправным пунктом для дальнейшего познания действительности. (Из философского словаря).

МЫШЛЕНИЕ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ − мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком (В.П. Зинченко).

МЫШЛЕНИе ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ – система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия человечества и природы в аспекте их гармонизации и оптимизации (см. мировоззрение экологоориентированное; мышление технократическое).

Нравственный (моральный) (от лат. moralis – нравственный) – та область из царства этических ценностей, которая, прежде всего, признается каждым взрослым человеком. Размеры и содержание этой сферы меняется с течением времени и различны у разных народов и слоев населения (принцип множества моралей и единства этики). Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает совместимой совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления (меньше всего в силу понимания того, что считается правильным) ценностей социальных (признание прав другой личности, справедливости, самообладание, правдивость, благонадежность, верность, терпимость, вежливость и т.д.); с понятием правила связаны исключения, которые неприложимы к понятию закона.

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и самообразование.

образование Экологическое - целенаправленный процесс формирования экологоориентированного мировоззрения личности, осуществляемый посредством активного включения обучающихся в многообразные виды природоориентированной деятельности в условиях специально созданной развивающей эколого-образовательной среды.

Обучение − в широком смысле − совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле − совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Общениеокружающим природным миром) − психологическая значимость и функция общения с природными объектами.


ОКРУЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - компонент развивающей эколого-образовательной среды, представленный «человеческим фактором» (педагоги, учащиеся, родители, обслуживающий персонал и т.д. как субъекты образовательной среды).

ОКРУЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЗИРОВАННОЕ ПРЕДМЕТНОЕ - компонент развивающей эколого-образовательной среды, отражающий специально организованное насыщение эколого-образовательной среды объектами природного мира (см. экологизация образовательной среды); в образовательных учреждениях может быть представлена специально созданными оранжереями, цветниками, живыми уголками, экологизированной территорией (посадки деревьев, кустарников), наглядными материалами природной тематики и т.д., и т.п.

ориентации ценностные -ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.063 с.)