Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните, о ком и о чем идет речь?

Поиск

 

а) Его работы «О сохранении и размножении российского народа» (1761) и «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763) вполне могут быть отнесены к числу социально-экологических, которые не только содержат интересные сведения, но и предлагают конкретные пути решения поднятых проблем.

б) Результатом его исследований стал обширный труд «Описание земли Камчатки» (1756), в котором он подробно описывает природу, естественные ресурсы, население Камчатки, его образ жизни, обычаи, болезни, питание и т.д.

в) Его маршрут охватывал Таймырский полуостров до Ледовитого океана, значительную территорию Якутии, пересекал Восточную Сибирь и Дальний Восток до побережья Охотского моря. Работа экспедиции проходила в тесном общении с коренным населением исследуемых северных и восточных районов Сибири. Аборигенам Сибири посвящены многие страницы его книги.

г) Он писал: «Забываются существенные вещи: наша Земля не есть беспредельная плоскость, а имеет вполне ограниченную, сравнительно небольшую поверхность… Эволюция земной коры, этого дома жизни, идет под уклон, между тем как эволюция нашей человеческой расы идет к подъему. В полной дисгармонии с естественными предложениями природы стоит как рост человеческих потребностей, так и их современный уровень. Нам предстоит голод железа, нефти, угля. Благодаря неизменно возрастающему приросту населения вероятен голод хлеба».

д) Ими изучались социальные процессы и явления в пределах Чикаго − урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т.д. Социальные проблемы толковались как социальные отклонения, «ненормальности» большого города, которые необходимо исправить. Исследовались явления социальной патологии − преступность, бродяжничество, алкоголизм и др. Исходный пункт социально-экологических воззрений чикагских социологов — представление об обществе как организме, обладающем как социокультурным, так и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и определяет социальную организацию общества. Исследования были подчинены основной задаче — установлению «социального контроля» и «согласия».

е) Первый том этого труда имеет второе название – «Очерки экологии человека». Автор считал, что первая задача географии человека состоит в том, чтобы изучить человека как живой организм, подверженный действию определенных условий существования и реагирующий на раздражение со стороны окружающей его естественной среды.

ж) Он сформулировал представление о ноосфере(сфере разума) − этапе развития человечества, когда оно осознанно будет охранять окружающую среду. Именно в этот период времени (вторая половина XX века) экология человека стала развиваться в направлении осознания многими исследователями катастрофических последствий для человечества роста числа людей на Земле, интенсивного воздействия хозяйственной деятельности на природу, на среду обитания человека, на самого человека, на его труд, быт, отдых, состояние здоровья.

3. Назовите два признака, по которым экологию человека относят к сфере социальной экологии.

 

4. Назовите два признака, по которым экологию человека можно отнести к сфере естественной экологии.

 

5. Выберите термины, которые можно отнести к сфере экологии человека: популяция животных, общность людей, среда обитания, среда жизни животных, антропоэкосистема, социальная среда, детритофаг, население животных, ноосфера, фауна, раса, стрежень, этническая группа.

 

6. Во введении к §1 главы 2 было отмечено, что в современных условиях вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты, педагоги, психологи. Происходит и встречный процесс − лицом к обществоведению, педагогике и экономике повернулись и многие природоведы и биологи. Приведите конкретные примеры исследований, выполняемые выше перечисленными специалистами в сфере экологии человека.

 

7. Выполните следующие контрольные задания.

а) Составьте 5 собственных тестовых вопросов к §1 главы 2.

б) Перечислите, каковы, на Ваш взгляд, конкретные направления профессиональной деятельности специалиста в области экологии человека.

в) Опишите особенности взаимодействия в системах: «ученик – образовательная среда», «ребенок − семейная среда», «турист − природная среда», «молодой человек − клубная среда», «пожилой человек − дворовая среда», «служащий – профессиональная среда». Особое внимание обратите на следующие аспекты взаимодействия в указанных системах: позитивное и негативное влияние той или иной среды жизнедеятельности на человека и человека на окружающую его среду, возможности оптимизации такого взаимодействия как для человека так и для окружающей среды.

Домашнее задание

1. Формирующаяся на стыке многих наук экология человека нуждается в собственной понятийной базе и законах, которые являются ее теоретическим стержнем. Профессор Борис Борисович Прохоров, известный антропоэколог, автор многих трудов в сфере экологии человека, сформулировал четырнадцать аксиом (положений, принимаемых без логического доказательства в силу непосредственной убедительности) экологии человека:

Аксиома № 1. Человек − существо биосоциальное.

Аксиома № 2. Люди могут существовать только благодаря совместному труду.

Аксиома № 3. Накопление и распространение хозяйственно-культурной информации − непременное условие развития человечества.

Аксиома № 4. Главный биологический фактор физического выживания человека в меняющихся условиях − адаптация.

Аксиома № 5. Социализация каждого человека − единственная возможность обеспечения жизнеспособности любой общности людей.

Аксиома № 6. Ускорение темпов социально-технологического развития и экологической напряженности − неотъемлемая особенность эволюции человечества.

Аксиома № 7. Всеобщность и постоянство антропоэкологического процесса.

Аксиома № 8. Пределы роста численности людей на Земле обусловлены исчерпаемостью ее ресурсов.

Аксиома № 9. Несинхронность последствий для человека воздействия факторов риска.

Аксиома № 10. Двоякое влияние факторов среды на людей.

Аксиома № 11. Защита людей от факторов риска − источник появления новых негативных факторов.

Аксиома № 12. Научно-технический прогресс − причина изменения факторов риска.

Аксиома № 13. Социально-экономическое развитие − важный фактор общественного здоровья.

Аксиома № 14. Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами − альтернатива глобальной катастрофе.

Попробуйте самостоятельно, без использования учебника по экологии человека, но с помощью других рекомендуемых материалов объяснить, в чем заключается сущность каждого из перечисленных выше положений и каково его теоретическое значение для экологии человека (почему каждый из них является стержнем этой науки).

Тест для самопроверки

Выберите один вариант правильного ответа:

1.   Экология человека – это: а) антропогеология; б) антропоэкология; в) антропобиология.
2. Экология человека рассматривает в качестве объекта изучения: а) антропоэкосистему; б) антропосистему; в) экосистему.
3. В центре всех антропоэкологических исследований: а) человеческие взаимоотношения; б) человеческие (социальные) общности; в) среда жизни животных.
4. Одна из ближайших задач антропоэкологических исследований: а) изучение биологии человека; б) изучение населения индейский племен в Южной Америке; в) изучение процессов роста и развития человека в различных экологических условиях.
5. Экология человека – это наука, направленная на изучение закономерностей взаимодействия: а) живых организмов с природой; б) человека и других живых существ на планете; в) человеческих общностей с окружающей средой.
6. Экология человека – это наука: а) естественная; б) гуманитарная; в) пограничная.
7. Цель экологии человека – определить характер и направленность процессов, возникающих в результате: а) воздействия на живые организмы экологических факторов; б) воздействия человеческих общностей на окружающую среду; в) взаимодействия человека и природы.
8. Предметом экологии человека является: а) человек; б) взаимодействие человека и окружающей среды; в) антропоэкосистема.
9. Антропоэкологические знания необходимы: а) для благополучия населения страны; б) для изучения реакции живых существ на факторы окружающей среды; в) для изучения психологической реакции человека на воздействие человеческих общностей.
10. Прикладные исследования по экологии человека направлены на: а) решение практических задач; б) на теоретические исследования экологии окружающей среды; в) на исследование поведения человека в условиях космоса.
11. Выделяют следующие периоды в развитии взглядов человека на его взаимоотношения с природой: а) античный; б) феодальный; в) первобытный.
12. В рамки исследований по экологии человека вовлекаются многие науки, среди которых: а) экономика; б) астрономия; в) журналистика.
13. При изучении территориально-экологических аспектов жизни населения исследованию и характеристике подлежит: а) среда обитания человека; б) человеческая общность; в) жизнедеятельность человека
14. Специалист экопсихолог в тесной связке с антропоэкологом работает в сфере следующих прикладных аспектов экологии человека: а) последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека; б) антропоэкологические прогнозы различного назначения; в) создание специализированных сеток антропоэкологического таксонирования (районирования) территории
15. Термин «экология человека» предложили: а) французский ученый М. Соре б) американские исследователи Р.Е. Парк и Э.В. Берджес; в) русский ученый В.И. Вернадский

 

к § 2 «Проблема влияния различных видов сред

на жизнедеятельность человека»

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте общее определение понятию «окружающая человека среда». Определите следующие наиболее часто употребляемые понятия, отражающие и конкретизирующие масштабы и цели изучения окружающей человека среды: естественная среда, пространственная среда, природная среда, антропогенная среда, артеприродная среда, квазиприродная среда, архитектурно-ландшафтная среда, жилая среда, экологическая пространственная среда, среда населенных мест, производственная среда, социально-психологическая среда, социально-экономическая среда, образовательная среда, профессиональная среда, клубная (молодежная) среда, дворовая (детская, подростковая) среда, культурная среда, информационно-виртуальная среда, телевизионная среда, семейная среда.

2. Почему в эколого-психологических исследованиях на первый план выходит понятие «социальная среда»?

3. Охарактеризуйте предмет и обязательное условие безопасности человека.

4. Почему обеспечение безопасности человека не может рассматриваться как задача отдельных лиц, а должно входить в круг социальных функций, быть обязанностью государства и той среды, в которой человек осуществляет жизнедеятельность?

5. По мнению А.А. Тер-Акопова сокращение рождаемости, равно ухудшение качества рождающихся детей в стране в целом либо в отдельных региональных популяциях, может привести к необратимым последствиям (экономическим, военным, интеллектуальным, национальным). Это негативные последствия не только для данной страны, но и для мирового сообщества в целом. Приведите примеры такого рода последствий.

Практические задания

1. Заполните пустые графы таблицы:

 

Вид безопасности человека Его значение Источники опасности Угрозы
Репродуктивная Личностное значение. Человеку свойственно продолжение своего рода, своего «Я». Производя потомство, он тем самым как бы продолжает свое существование на Земле. Отсюда естественный инстинкт материнства и отцовства, обеспечивающий защиту родителями рожденного ребенка, его развитие и воспитание в семье, готовность защищать от угроз, в т.ч. таким крайним способом, как самопожертвование. Отсюда и обратная связь – от детей к родителям, основанная на стремлении человека к установлению и укреплению своего генеалогического родства, стремлении знать свое происхождение, кем были его родители. Социальное значение:репродуктивная способность человека − ценность социальная, общественная. Обществу далеко не безразличны демографические процессы, оно заинтересовано в восстановлении естественных (по старости) и искусственных (война, производство, природные катаклизмы и т.д.) потерь, а также в расширении общей численности населения. Сокращение рождаемости, равно ухудшение качества рождающихся детей в стране в целом либо в отдельных региональных популяциях, может привести к необратимым последствиям (экономическим, военным, интеллектуальным, национальным). Это негативное последствие не только для данной страны, но и для мирового сообщества в целом.   − физическое уничтожение людей, причинение вреда физическому и психическому здоровью (войны, революции, преступность, производственный травматизм, болезни и т.п.); − аборты; − стерилизация и кастрация как принудительная, так и добровольная; − половые связи с искусственным предупреждением детородства (контрацептивы); − ранний секс; − распространение ВИЧ-инфекций и венерических заболеваний; − использование трансплантационных технологий, что при отсутствии контроля ведет к использованию беременности и родов в целях производства и пересадки детских органов; − преступность, в частности изнасилования и иные половые насилия; − наркомания и алкоголизм (явления органически связанные со «свободной любовью»); − внебрачное «обретение» ребенка; − кровосмешение; − компьютерные заменители секса; − отсутствие духовного, в т.ч. религиозного, воспитания; − снижение интеллектуального потенциала; − разрушение иерархии «взрослый-ребенок»; − искусственное планирование семьи, контроль над рождаемостью; − научные эксперименты (клонирование). − общество: не проявляет интереса к репродуктивным процессам, допускает попустительство названным опасностям; − школа: половое воспитание, имеющее обратные последствия; − государство: целенаправленно ведет репродуктивную политику, влияя на численность населения, искусственно ограничивая ее (опыт Китая, Индии, Мексики и других стран; санкционирование абортов − по существу, детоубийства); − религиозные секты; − подпольный репродуктивный бизнес, специализирующийся на торговле детьми и детскими органами; − наука, занимающаяся искусственным, не всегда ориентированным на позитивную цель корректированием естественной репродуктивной технологии; − детская беспризорность, увеличивающийся детский секс, наркомания, алкоголизм.
Духовная       − политическая угроза; − поликонфессиональность; − отсутствие системы духовного воспитания; − духовные зло и агрессия (присоединение к духовности политических, идеологических, классовых, материальных, антисоциальных интересов).
Психологическая      
Военной службы     − вооруженные действия; − исполнение служебных функций, военные учения, хозяйственно-бытовые угрозы; − продовольственное, медицинское, материальное и финансовое обеспечение; − криминальные проявления («дедовщина», «неуставщина», сексуальные посягательства, общеуголовные преступления); − исполнение специальных видов военной службы (караул, патрулирование); − духовный вакуум в обществе и в армии.  
Юридическая        
Информационная       − отсутствие у человека информации, необходимой для принятия решения по выходу из состояния, угрожающего его жизненно важным интересам; возможности излечения того или иного заболевания, пожарах, конфликтных ситуациях, экстремальных ситуациях (природных, техногенных, социальных); − отсутствие информации о непознанных явлениях; − угрозы причинения вреда (жизни, здоровью, собственности, иным интересам); − информационно-психологическое воздействие (коррекция психического состояния); − воздействие тенденциозно-организованной информацией (в т.ч. по заказу); − организованная «утечка» информации; − воздействие информации с целью стимулирования определенного типа поведения (активизирующая, тормозящая, организующая информация).
Историческая     − государство, призванное определять свою историческую политику, гарантировать исторические интересы человека и общества; − научно-исследовательские учреждения; − общественные организации и партии; − работники архивов и другие держатели исторической информации. − отказ от исторических исследований, удовлетворения права человека на свою историю; − сокрытие исторических данных; − подтасовка исторических данных; − недобросовестная интерпретация данных; − тенденциозный подбор исторических данных, рассмотрение их вне связи с другими данными; − искаженное представление связи исторических данных с конкретными историческими условиями жизни и деятельности человека, общества и государства; − воспрепятствование проведению исторических исследований.
Экологическая        

2. Психологическая безопасность включает систему мер экономического, научного, организационного, политического, культурного характера, направленных на предупреждение психологических расстройств и несанкционированных аномальных психических проявлений, способных причинить ущерб социальным ценностям. В зависимости от субъекта, выступающего в качестве источника опасности, средства защиты делятся на личностные, профессиональные и межличностные.

Личностные средства адресованы как лицам, представляющим источник психологической опасности, так и лицам-жертвам. В отношении первых важное значение имеет установление социального контроля (медицинского, психологического, технического и юридического характера). Для второй категории, видимо, актуальна выработка навыков защиты от постороннего психического насилия путем саморегулирования психических состояний и самопрограммирования. Особую категорию представляют лица, пострадавшие от негативного психологического воздействия. К ним следует применять меры реабилитации: психологической, медицинской, материальной, юридической и иной помощи.

Профессиональные меры ориентированы на организации и отдельных лиц, занимающихся научной деятельностью и практикой, представляющие источники психологической опасности. Их воздействие осуществляется, как правило, косвенным путем, как следствие небрежности, самонадеянности, попустительства, порой невежества, реже – злого умысла. Средства психологической безопасности профессионального типа могут включать в себя меры личностного плана. Но главное в этой системе безопасности – формирование психологической деонтологии, этики научно-познавательной и профессиональной деятельности.

Средства безопасности межличностного типа – создание психологической среды взаимоотношений, исключающей причинение вреда здоровью личности и коллективу. Они представляют собой психологический аспект воздействия различных управленческих и иных специальных акций (например, по прекращению массовых мероприятий несанкционированного характера: митингов, демонстраций, сборищ и т.д.), воспитания высокой культуры бытового общения людей.

Продумайте и ответьте на вопрос: каковы, на Ваш взгляд, должны быть действия различных государственных служб (спасения, образования, психологической реабилитации и др.) по созданию эффективной системы мер, направленных на обеспечение безопасности человека?

3. Выберите два термина, которые, по всем данным, нельзя отнести к сфере энвайронментологии: реабилитация, депрессивное состояние, дедукция, окружающая среда, социальная общность, адаптация, анализ, дискета, популяция, этническая группа, квази-природная среда, экологическая обстановка, мечта, возможности среды образования, обучение, адаптивность, приспособляемость.

 

4. Устранение угроз экологической опасности возможно посредством реализации следующих основополагающих идей безопасности:

1. Признание человека основной природной и социальной ценностью.

2. Построение коллективной безопасности.

3. Создание комплексной безопасности.

4. Равенство экологических прав граждан, неприемлемость выживания одних за счет других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.008 с.)