Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные единицы экологоориентированной деятельности

Поиск

(на основе схемы структуры деятельности А.Н. Леонтьева)

мотивы

цели (задачи)

средства (решения задачи)

действия

операции

Задача включает единство целей и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции – способам и условиям. А поскольку каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий, операций, рассмотрим предметно содержание перечисленных компонентов экологоориентированной деятельности.

Мотивы, побуждающие учащихся к экологоориентированной деятельности и выступающие причиной их участия в ней, различны. В этом смысле экологоориентированная деятельность полимотивирована. Побуждения к экологоориентированной деятельности у учащихся могут быть связаны с удовлетворением их потребности в самореализации во взаимодействии с окружающим природным миром.

Кроме того, существуют определенные причины, мотивирующие учащихся на их включение в экологоориентированную деятельность, которыми по данным анкетирования, например, учащихся дополнительного образования (Детско-юношеский образовательный центр «Юность», Хабаровск, 101 чел.), являются: получение допрофессиональной подготовки (2%), желание самостоятельно получить необходимые знания и умения (12%), просто заниматься интересным делом (17%), освоить новые виды деятельности, попробовать себя в новой роли (19%), общаться с друзьями, приобрести новых (17%), общаться с педагогами (21%), просто хорошо провести время (12%) и соответственно интересы и склонности к каким–то видам деятельности (причем до 70% учащихся не имеют ярко выраженных таковых); при этом одни учащиеся включаются в различные виды экологоориентированной деятельности сами (до 27%), другие – при содействии педагогов (до 15%), из любопытства (до 31%), «за компанию» (до 24%) и др.

Соответственно, цели экологоориентированной деятельности также различны у разных учащихся, которые включаются в различные виды деятельности (игровую, трудовую, исследовательскую, природоохранительную, природоведческую, краеведческую, оздоровительную) не с целью осознанного формирования своего экологического сознания, а прежде всего с целью получить удовольствие от общения с друзьями, педагогами, природой и т. д. Формирование экологоориентированного мировоззрения учащихся при этом происходит стихийно.

Отметим, что педагог, организующий экологоориентированную деятельность, а следовательно включенный в нее в силу профессиональной необходимости, может быть мотивирован на осуществление такой деятельности в связи с удовлетворением потребности в общении с окружающим природным миром, в творческом росте и т. д.В рамках профессиональной деятельности педагог специально организует экологоориентированную деятельность, и в этом смысле ее стратегическая цель – формирование экологического сознания учащихся, должна быть им осознана. Педагогом также определяются и цели тактические, отражающие информационно– и культурно-просветительские, стимулирующие, развивающие и оценочно-результативные аспекты экологоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания.

Средства экологоориентированной деятельности являются обязательным элементом среды, в которой она осуществляется, – естественного природного и специально экологизированного (насыщенного природными объектами) предметного окружения – и выполняют компенсаторную, адаптивную, информативную, интегративную и инструментальную функции. В качестве таких средств, прежде всего, выступают конкретные объекты живой и неживой природы. Исключительно как вспомогательные средства экологоориентированной деятельности (в своем роде усиливающие учебно-воспитательный аспект непосредственного контакта учащихся с окружающим природным миром) могут использоваться искусственно созданные специально для реализации ее стратегической и тактических целей и позволяющие осуществлять лишь опосредованное (косвенное) взаимодействие с природой материальные объекты, включенные в эколого-образовательный процесс в качестве носителей экологической информации и инструмента деятельности педагога и учащихся (реконструкции, изображения и модели, в том числе природных объектов, технические средства, средства массовых коммуникаций и др.). И в этом смысле на первый план выходит положение о необходимости создания с целью усиления учебно-воспитательного эффекта экологоориентированной деятельности учащихся специальной эколого-образовательной среды – комплекса условий, влияний и возможностей для формирования экологического сознания личности, заложенных в социальном (педагоги и другие учащиеся), естественном природном, экологизированном предметном окружении учащихся.

Процесс, направленный на достижение цели экологоориентированной деятельности учащихся, представлен в виде направленных на природу и осуществляемых в непосредственном контакте с природными объектами последовательно связанных друг с другом практических и познавательных действий учащихся, которые выполняются на основе определенных способов (операций), соотносимых с условиями, созданными для взаимодействия с окружающим природным миром в конкретной эколого-образовательной среде.

Действия определяются целью, на которую они направлены, и мотивом, побуждающим учащегося стремиться к ней. В этой связи необходимо отметить, что экологоориентированная деятельность на этапе постановки ее цели не всегда для самого учащегося природоориентирована, а становится таковой лишь тогда, когда осуществляемые учащимся в ее процессе действия, направленные на природу, становятся для него интересными сами по себе. Тем самым изменяются мотивы и цели действий, которые осуществляются теперь в результате личностной включенности учащегося во взаимодействие с окружающим природным миром и становятся деятельностью, направленной на него.

 

Типология и основные формы
экологоориентированной деятельности

 

В зависимости от положенных в основу классификации принципов можно выделить следующие виды экологоориентированной деятельности:

 

по целевой направленности (для педагога, ее организующего):

− информационно-просветительская,

− культурно-просветительная,

− обучающая,

− стимулирующая и развивающая,

− оценочно-результативная;

по целевой направленности (для учащихся, ее осуществляющих):

− учение, игра, труд,

− исследовательская,

− природоохранительная,

− природоведческая,

− краеведческая,

− оздоровительная;

по видовой структуре:

− ценностно-ориентированная (направленная на освоение экологоориентированных ценностей),

− познавательная (направленная на усвоение экологических знаний и представлений),

− коммуникативная (направленная на общение с природными объектами),

− эстетическая (направленная на удовлетворение эстетических потребностей);

по условиям организации:

− практико-ориентированная,

− теоретико-ориентированная;

− в естественном природном окружении,

− в экологизированном предметном окружении;


по уровням организации:

а)в основное учебное время:

− урочная,

− аудиторная,

б) во внеучебное время:

− внешкольная,

− внеурочная,

− внеклассная,

− внеаудиторная;

по формам организации:

а) массовая, коллективная, индивидуальная, разновозрастная;

б) в учебное время:

− урочная,

− лекционно-семинарская,

− экспедиционно-полевая,

− лабораторно-экспериментальная;

в) во внеучебное время:

− клубно-кружковая,

− творческо-экологическая,

− экспедиционно-полевая,

− лабораторно-экспериментальная.

 

Разные виды экологоориентированной деятельности учащихся осуществляются в эколого-образовательном процессе посредством различных организационных форм.

Прежде всего, необходимо отметить такие традиционные формы, как:

- эколого-биологические кружки и клубы;

- секции, студии, школы (тематические);

- академии юных исследователей (малая лесная академия и т. п.);

- школьные лесничества.

Творческие объединения учащихся, подобные перечисленным, и в настоящее время успешно функционируют как на базе специализированных учреждений дополнительного образования, так и при общеобразовательных школах, колледжах, вузах и т. д.

Такие объединения имеют то или иное экологоориентированное направление, работают в соответствии с определенной программой (в современных условиях, как правило, авторской), имеют свою структуру управления и самоуправления и др., в свою очередь используют разнообразные формы экологоориентированной деятельности. В непрофильных учреждениях дополнительного образования (технические, туристские, спортивные и т. д.) могут использоваться интегрированные формы эколого-туристического, эколого-технического и т. п. образования. В общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях организационными формами экологоориентированной деятельности могут выступать научные клубы, общества учащихся и др.

В предлагаемом пособии мы не даем подробную характеристику традиционным формам, т.к. указанной проблеме уделяется достаточно внимания в отечественной педагогической теории.

Среди инновационных форм экологоориентированной деятельности, в большей степени соответствующих ее личностно-ориентированному и развивающему характеру, можно отметить следующие:

- экспедиционно-полевые формы

(экологические рейды, экспедиции, лагеря–школы, акции, походы, экскурсии);

- экологизацию образовательной среды;

- творческо-игровые формы

(игры, театры, ансамбли);

- формы народной педагогики;

- массовые творческо-экологические формы

(праздники, фестивали, выставки, конференции);

- массовые соревновательные формы

(конкурсы, олимпиады, слеты, сессии заочных школ);

- средства массовой коммуникации

(телевидение, радио, пресса, Интернет);

- массовые общественные формы

(детские и молодежные экологические движения);

- профильные лагеря (смены), проекты и программы.

§3. экологоориентированные ценности как смысловое
ядро формирующегося экологоориентированного
мировоззрения личности

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.009 с.)