![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурные единицы экологоориентированной деятельности
(на основе схемы структуры деятельности А.Н. Леонтьева) мотивы цели (задачи) средства (решения задачи) действия операции Задача включает единство целей и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции – способам и условиям. А поскольку каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий, операций, рассмотрим предметно содержание перечисленных компонентов экологоориентированной деятельности. Мотивы, побуждающие учащихся к экологоориентированной деятельности и выступающие причиной их участия в ней, различны. В этом смысле экологоориентированная деятельность полимотивирована. Побуждения к экологоориентированной деятельности у учащихся могут быть связаны с удовлетворением их потребности в самореализации во взаимодействии с окружающим природным миром. Кроме того, существуют определенные причины, мотивирующие учащихся на их включение в экологоориентированную деятельность, которыми по данным анкетирования, например, учащихся дополнительного образования (Детско-юношеский образовательный центр «Юность», Хабаровск, 101 чел.), являются: получение допрофессиональной подготовки (2%), желание самостоятельно получить необходимые знания и умения (12%), просто заниматься интересным делом (17%), освоить новые виды деятельности, попробовать себя в новой роли (19%), общаться с друзьями, приобрести новых (17%), общаться с педагогами (21%), просто хорошо провести время (12%) и соответственно интересы и склонности к каким–то видам деятельности (причем до 70% учащихся не имеют ярко выраженных таковых); при этом одни учащиеся включаются в различные виды экологоориентированной деятельности сами (до 27%), другие – при содействии педагогов (до 15%), из любопытства (до 31%), «за компанию» (до 24%) и др. Соответственно, цели экологоориентированной деятельности также различны у разных учащихся, которые включаются в различные виды деятельности (игровую, трудовую, исследовательскую, природоохранительную, природоведческую, краеведческую, оздоровительную) не с целью осознанного формирования своего экологического сознания, а прежде всего с целью получить удовольствие от общения с друзьями, педагогами, природой и т. д. Формирование экологоориентированного мировоззрения учащихся при этом происходит стихийно.
Отметим, что педагог, организующий экологоориентированную деятельность, а следовательно включенный в нее в силу профессиональной необходимости, может быть мотивирован на осуществление такой деятельности в связи с удовлетворением потребности в общении с окружающим природным миром, в творческом росте и т. д.В рамках профессиональной деятельности педагог специально организует экологоориентированную деятельность, и в этом смысле ее стратегическая цель – формирование экологического сознания учащихся, должна быть им осознана. Педагогом также определяются и цели тактические, отражающие информационно– и культурно-просветительские, стимулирующие, развивающие и оценочно-результативные аспекты экологоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания. Средства экологоориентированной деятельности являются обязательным элементом среды, в которой она осуществляется, – естественного природного и специально экологизированного (насыщенного природными объектами) предметного окружения – и выполняют компенсаторную, адаптивную, информативную, интегративную и инструментальную функции. В качестве таких средств, прежде всего, выступают конкретные объекты живой и неживой природы. Исключительно как вспомогательные средства экологоориентированной деятельности (в своем роде усиливающие учебно-воспитательный аспект непосредственного контакта учащихся с окружающим природным миром) могут использоваться искусственно созданные специально для реализации ее стратегической и тактических целей и позволяющие осуществлять лишь опосредованное (косвенное) взаимодействие с природой материальные объекты, включенные в эколого-образовательный процесс в качестве носителей экологической информации и инструмента деятельности педагога и учащихся (реконструкции, изображения и модели, в том числе природных объектов, технические средства, средства массовых коммуникаций и др.). И в этом смысле на первый план выходит положение о необходимости создания с целью усиления учебно-воспитательного эффекта экологоориентированной деятельности учащихся специальной эколого-образовательной среды – комплекса условий, влияний и возможностей для формирования экологического сознания личности, заложенных в социальном (педагоги и другие учащиеся), естественном природном, экологизированном предметном окружении учащихся.
Процесс, направленный на достижение цели экологоориентированной деятельности учащихся, представлен в виде направленных на природу и осуществляемых в непосредственном контакте с природными объектами последовательно связанных друг с другом практических и познавательных действий учащихся, которые выполняются на основе определенных способов (операций), соотносимых с условиями, созданными для взаимодействия с окружающим природным миром в конкретной эколого-образовательной среде. Действия определяются целью, на которую они направлены, и мотивом, побуждающим учащегося стремиться к ней. В этой связи необходимо отметить, что экологоориентированная деятельность на этапе постановки ее цели не всегда для самого учащегося природоориентирована, а становится таковой лишь тогда, когда осуществляемые учащимся в ее процессе действия, направленные на природу, становятся для него интересными сами по себе. Тем самым изменяются мотивы и цели действий, которые осуществляются теперь в результате личностной включенности учащегося во взаимодействие с окружающим природным миром и становятся деятельностью, направленной на него.
Типология и основные формы
В зависимости от положенных в основу классификации принципов можно выделить следующие виды экологоориентированной деятельности:
по целевой направленности (для педагога, ее организующего): − информационно-просветительская, − культурно-просветительная, − обучающая, − стимулирующая и развивающая, − оценочно-результативная; по целевой направленности (для учащихся, ее осуществляющих): − учение, игра, труд, − исследовательская, − природоохранительная, − природоведческая, − краеведческая, − оздоровительная; по видовой структуре: − ценностно-ориентированная (направленная на освоение экологоориентированных ценностей), − познавательная (направленная на усвоение экологических знаний и представлений), − коммуникативная (направленная на общение с природными объектами), − эстетическая (направленная на удовлетворение эстетических потребностей); по условиям организации: − практико-ориентированная, − теоретико-ориентированная; − в естественном природном окружении, − в экологизированном предметном окружении; по уровням организации: а)в основное учебное время: − урочная, − аудиторная, б) во внеучебное время: − внешкольная, − внеурочная, − внеклассная, − внеаудиторная; по формам организации: а) массовая, коллективная, индивидуальная, разновозрастная; б) в учебное время: − урочная, − лекционно-семинарская, − экспедиционно-полевая, − лабораторно-экспериментальная; в) во внеучебное время: − клубно-кружковая, − творческо-экологическая, − экспедиционно-полевая,
− лабораторно-экспериментальная.
Разные виды экологоориентированной деятельности учащихся осуществляются в эколого-образовательном процессе посредством различных организационных форм. Прежде всего, необходимо отметить такие традиционные формы, как: - эколого-биологические кружки и клубы; - секции, студии, школы (тематические); - академии юных исследователей (малая лесная академия и т. п.); - школьные лесничества. Творческие объединения учащихся, подобные перечисленным, и в настоящее время успешно функционируют как на базе специализированных учреждений дополнительного образования, так и при общеобразовательных школах, колледжах, вузах и т. д. Такие объединения имеют то или иное экологоориентированное направление, работают в соответствии с определенной программой (в современных условиях, как правило, авторской), имеют свою структуру управления и самоуправления и др., в свою очередь используют разнообразные формы экологоориентированной деятельности. В непрофильных учреждениях дополнительного образования (технические, туристские, спортивные и т. д.) могут использоваться интегрированные формы эколого-туристического, эколого-технического и т. п. образования. В общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях организационными формами экологоориентированной деятельности могут выступать научные клубы, общества учащихся и др. В предлагаемом пособии мы не даем подробную характеристику традиционным формам, т.к. указанной проблеме уделяется достаточно внимания в отечественной педагогической теории. Среди инновационных форм экологоориентированной деятельности, в большей степени соответствующих ее личностно-ориентированному и развивающему характеру, можно отметить следующие: - экспедиционно-полевые формы (экологические рейды, экспедиции, лагеря–школы, акции, походы, экскурсии); - экологизацию образовательной среды; - творческо-игровые формы (игры, театры, ансамбли); - формы народной педагогики; - массовые творческо-экологические формы (праздники, фестивали, выставки, конференции); - массовые соревновательные формы (конкурсы, олимпиады, слеты, сессии заочных школ); - средства массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса, Интернет); - массовые общественные формы (детские и молодежные экологические движения); - профильные лагеря (смены), проекты и программы. §3. экологоориентированные ценности как смысловое
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.49 (0.018 с.) |