Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурные единицы экологоориентированной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(на основе схемы структуры деятельности А.Н. Леонтьева) мотивы цели (задачи) средства (решения задачи) действия операции Задача включает единство целей и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции – способам и условиям. А поскольку каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий, операций, рассмотрим предметно содержание перечисленных компонентов экологоориентированной деятельности. Мотивы, побуждающие учащихся к экологоориентированной деятельности и выступающие причиной их участия в ней, различны. В этом смысле экологоориентированная деятельность полимотивирована. Побуждения к экологоориентированной деятельности у учащихся могут быть связаны с удовлетворением их потребности в самореализации во взаимодействии с окружающим природным миром. Кроме того, существуют определенные причины, мотивирующие учащихся на их включение в экологоориентированную деятельность, которыми по данным анкетирования, например, учащихся дополнительного образования (Детско-юношеский образовательный центр «Юность», Хабаровск, 101 чел.), являются: получение допрофессиональной подготовки (2%), желание самостоятельно получить необходимые знания и умения (12%), просто заниматься интересным делом (17%), освоить новые виды деятельности, попробовать себя в новой роли (19%), общаться с друзьями, приобрести новых (17%), общаться с педагогами (21%), просто хорошо провести время (12%) и соответственно интересы и склонности к каким–то видам деятельности (причем до 70% учащихся не имеют ярко выраженных таковых); при этом одни учащиеся включаются в различные виды экологоориентированной деятельности сами (до 27%), другие – при содействии педагогов (до 15%), из любопытства (до 31%), «за компанию» (до 24%) и др. Соответственно, цели экологоориентированной деятельности также различны у разных учащихся, которые включаются в различные виды деятельности (игровую, трудовую, исследовательскую, природоохранительную, природоведческую, краеведческую, оздоровительную) не с целью осознанного формирования своего экологического сознания, а прежде всего с целью получить удовольствие от общения с друзьями, педагогами, природой и т. д. Формирование экологоориентированного мировоззрения учащихся при этом происходит стихийно. Отметим, что педагог, организующий экологоориентированную деятельность, а следовательно включенный в нее в силу профессиональной необходимости, может быть мотивирован на осуществление такой деятельности в связи с удовлетворением потребности в общении с окружающим природным миром, в творческом росте и т. д.В рамках профессиональной деятельности педагог специально организует экологоориентированную деятельность, и в этом смысле ее стратегическая цель – формирование экологического сознания учащихся, должна быть им осознана. Педагогом также определяются и цели тактические, отражающие информационно– и культурно-просветительские, стимулирующие, развивающие и оценочно-результативные аспекты экологоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания. Средства экологоориентированной деятельности являются обязательным элементом среды, в которой она осуществляется, – естественного природного и специально экологизированного (насыщенного природными объектами) предметного окружения – и выполняют компенсаторную, адаптивную, информативную, интегративную и инструментальную функции. В качестве таких средств, прежде всего, выступают конкретные объекты живой и неживой природы. Исключительно как вспомогательные средства экологоориентированной деятельности (в своем роде усиливающие учебно-воспитательный аспект непосредственного контакта учащихся с окружающим природным миром) могут использоваться искусственно созданные специально для реализации ее стратегической и тактических целей и позволяющие осуществлять лишь опосредованное (косвенное) взаимодействие с природой материальные объекты, включенные в эколого-образовательный процесс в качестве носителей экологической информации и инструмента деятельности педагога и учащихся (реконструкции, изображения и модели, в том числе природных объектов, технические средства, средства массовых коммуникаций и др.). И в этом смысле на первый план выходит положение о необходимости создания с целью усиления учебно-воспитательного эффекта экологоориентированной деятельности учащихся специальной эколого-образовательной среды – комплекса условий, влияний и возможностей для формирования экологического сознания личности, заложенных в социальном (педагоги и другие учащиеся), естественном природном, экологизированном предметном окружении учащихся. Процесс, направленный на достижение цели экологоориентированной деятельности учащихся, представлен в виде направленных на природу и осуществляемых в непосредственном контакте с природными объектами последовательно связанных друг с другом практических и познавательных действий учащихся, которые выполняются на основе определенных способов (операций), соотносимых с условиями, созданными для взаимодействия с окружающим природным миром в конкретной эколого-образовательной среде. Действия определяются целью, на которую они направлены, и мотивом, побуждающим учащегося стремиться к ней. В этой связи необходимо отметить, что экологоориентированная деятельность на этапе постановки ее цели не всегда для самого учащегося природоориентирована, а становится таковой лишь тогда, когда осуществляемые учащимся в ее процессе действия, направленные на природу, становятся для него интересными сами по себе. Тем самым изменяются мотивы и цели действий, которые осуществляются теперь в результате личностной включенности учащегося во взаимодействие с окружающим природным миром и становятся деятельностью, направленной на него.
Типология и основные формы
В зависимости от положенных в основу классификации принципов можно выделить следующие виды экологоориентированной деятельности:
по целевой направленности (для педагога, ее организующего): − информационно-просветительская, − культурно-просветительная, − обучающая, − стимулирующая и развивающая, − оценочно-результативная; по целевой направленности (для учащихся, ее осуществляющих): − учение, игра, труд, − исследовательская, − природоохранительная, − природоведческая, − краеведческая, − оздоровительная; по видовой структуре: − ценностно-ориентированная (направленная на освоение экологоориентированных ценностей), − познавательная (направленная на усвоение экологических знаний и представлений), − коммуникативная (направленная на общение с природными объектами), − эстетическая (направленная на удовлетворение эстетических потребностей); по условиям организации: − практико-ориентированная, − теоретико-ориентированная; − в естественном природном окружении, − в экологизированном предметном окружении; по уровням организации: а)в основное учебное время: − урочная, − аудиторная, б) во внеучебное время: − внешкольная, − внеурочная, − внеклассная, − внеаудиторная; по формам организации: а) массовая, коллективная, индивидуальная, разновозрастная; б) в учебное время: − урочная, − лекционно-семинарская, − экспедиционно-полевая, − лабораторно-экспериментальная; в) во внеучебное время: − клубно-кружковая, − творческо-экологическая, − экспедиционно-полевая, − лабораторно-экспериментальная.
Разные виды экологоориентированной деятельности учащихся осуществляются в эколого-образовательном процессе посредством различных организационных форм. Прежде всего, необходимо отметить такие традиционные формы, как: - эколого-биологические кружки и клубы; - секции, студии, школы (тематические); - академии юных исследователей (малая лесная академия и т. п.); - школьные лесничества. Творческие объединения учащихся, подобные перечисленным, и в настоящее время успешно функционируют как на базе специализированных учреждений дополнительного образования, так и при общеобразовательных школах, колледжах, вузах и т. д. Такие объединения имеют то или иное экологоориентированное направление, работают в соответствии с определенной программой (в современных условиях, как правило, авторской), имеют свою структуру управления и самоуправления и др., в свою очередь используют разнообразные формы экологоориентированной деятельности. В непрофильных учреждениях дополнительного образования (технические, туристские, спортивные и т. д.) могут использоваться интегрированные формы эколого-туристического, эколого-технического и т. п. образования. В общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях организационными формами экологоориентированной деятельности могут выступать научные клубы, общества учащихся и др. В предлагаемом пособии мы не даем подробную характеристику традиционным формам, т.к. указанной проблеме уделяется достаточно внимания в отечественной педагогической теории. Среди инновационных форм экологоориентированной деятельности, в большей степени соответствующих ее личностно-ориентированному и развивающему характеру, можно отметить следующие: - экспедиционно-полевые формы (экологические рейды, экспедиции, лагеря–школы, акции, походы, экскурсии); - экологизацию образовательной среды; - творческо-игровые формы (игры, театры, ансамбли); - формы народной педагогики; - массовые творческо-экологические формы (праздники, фестивали, выставки, конференции); - массовые соревновательные формы (конкурсы, олимпиады, слеты, сессии заочных школ); - средства массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса, Интернет); - массовые общественные формы (детские и молодежные экологические движения); - профильные лагеря (смены), проекты и программы. §3. экологоориентированные ценности как смысловое
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.97.103 (0.008 с.) |