Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ

Поиск

(проект № 10-06-00938а)

 

 

А в т о р с к и й к о л л е к т и в:

Гагарин А.В. (главы 1, 2, 3; § 3 главы 4; рабочие тетради №№ 1, 2, 3, 4;
«Электронная хрестоматия», «Вместо заключения»; «Понятийный словарь»);
Ермаков Д.С. (§§ 1, 2 главы 4; рабочая тетрадь № 4; «Понятийный словарь»);

Иващенко А.В. (глава 3)

 

Р е ц е н з е н т ы:

доктор психологических наук, член-корр. РАО, профессор В.И. Панов

доктор педагогических наук, профессор Г.П. Иванова

Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: Учебно-методический комплекс: Часть 2: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко.М.: Издательство РУДН, 2011. 228 с.

 

Во вторую часть учебно-методического комплекса вошло учебное пособие, в котором представлен авторский взгляд на актуальные вопросы экологической психологии, педагогики и акмеологии. В основе изложения материала лежит анализ важнейших проблем взаимодействия человека и природы в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом, акмеологическом аспектах.

Теоретическая часть пособия выполнена с учетом исследовательского опыта авторов с привлечением необходимых теоретических источников, в практическую часть вошли вопросы, задания и тесты для самопроверки, для самостоятельной работы будут полезны электронная хрестоматия и понятийный словарь.

Книга адресованы студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям высшей школы, слушателям курсов повышения квалификации и профессионального дополнительного образования. Она будет также полезна учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, и всем, кто интересуется вопросами экологии человека, экологической психологии, педагогики, акмеологии.

ISBN

 

© Коллектив авторов, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие.......................................................................................................................... 4

Теоретическая часть

Актуальные современные проблемы взаимодействия человека и природы.............. 5

Глава 1. Эволюционно-исторические аспекты взаимодействия человека
и природы............................................................................................................................... 6

§1. Человек и природа на разных стадиях эволюционно-исторического
развития.............................................................................................................................. 6

§2. Экологические проблемы современности и будущего........................................... 12

§3. Устойчивое развитие природы и общества − коэволюция

и экологоориентированное мировоззрение................................................................... 21

Глава 2. Эколого-психологические аспекты взаимодействия человека

и природы............................................................................................................................... 26

§1. Экология человека как наука о процессах взаимодействия человека
и природы.......................................................................................................................... 26

§2. Проблема влияния различных видов сред на жизнедеятельность человека........ 35

§3. Проблемное поле и перспективы развития эколого-психологических
исследований..................................................................................................................... 54

Глава 3. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия человека
и природы............................................................................................................................... 69

§1. Экологоориентированное мировоззрение личности: сущностная
характеристика, положение и функции в системе личности, важнейшие условия формирования............................................................................................................................................. 69

§2. Экологоориентированная деятельность как ведущее условие
формирования экологоориентированного мировоззрения личности......................... 75

§3. экологоориентированные ценности как смысловое ядро формирующегося экологоориентированного мировоззрения личности................................................................................... 86

Глава 4. Акмеологические аспекты взаимодействия человека и природы..................... 98

§1. Экологическая компетентность личности и акме-технологии ее развития......... 98

§2. Подготовка будущего специалиста – эколога как акмеологический процесс.... 116

§3. Устойчивое развитие природы и общества − компетентность, культура,

мировоззрение................................................................................................................... 132

Практическая часть

Вопросы, задания, тесты для самопроверки.................................................................. 138

Рабочая тетрадь № 1 к главе 1.................................................................................. 139

Рабочая тетрадь № 2 к главе 2.................................................................................. 154

Рабочая тетрадь № 3 к главе 3.................................................................................. 172

Рабочая тетрадь № 4 к главе 4.................................................................................. 194

«Электронная хрестоматия»

Интернет-ресурсы с текстами первоисточников........................................................... 210

Вместо заключения

Эколого-личностная рефлексия....................................................................................... 212

Понятийный словарь.......................................................................................................... 215


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Актуальность предлагаемого издания обусловлена общими тенденциями в развитии современной науки, необходимостью комплексного, системного анализа всех факторов, влияющих на развитие и жизнедеятельность человека, поиском путей гармонизации нарушенных взаимоотношений между человеком и природой.

Целью пособия является формирование у студентов представления о человеке как о «био-психо-социо-этно-кулътуро-эколого-космическом» существе, теоретических знаний по актуальным проблемам экологической психологии, педагогики и акмеологии; приобретение ими с учетом полученных знаний умений и навыков исследовательской деятельности, необходимых для специализации в данных научных сферах; для развития гуманистической ориентации личности будущих специалистов психологов, педагогов, акмеологов.

Основными задачами − самостоятельное моделирование студентами экологоориентированной акмеологической профессионально-образовательной среды, влияющей на формирование знаний о теоретических исследованиях и практических результатах изучаемых современных направлений экологической психологии, педагогики и акмеологии, на формирование и развитие психолого-акмеологической готовности к применению изучаемых научных методов в самостоятельной профессиональной деятельности, на выработку личных стратегий и технологий ее осуществления.

В структурно-содержательном плане пособие включает четыре основных теоретических раздела с материалом, в основе изложения которого лежит анализ актуальных современных проблем взаимодействия человека и природы в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом, акмеологическом аспектах; практикум с вопросами и тестами для самопроверки, практическими заданиями для самостоятельной работы; «электронную хрестоматию», включающую ссылки на Интернет-ресурсы с текстами первоисточников, рекомендуемых для самостоятельного чтения; понятийный словарь.

Освоение перечисленных направлений в единстве позволяет будущим специалистам не только прийти к целостному пониманию проблемы человека как сверхсложного объекта изучения многочисленных наук, но и к глубокому пониманию его места в окружающем природном, социальном и антропогенном мире. В процессе самостоятельной работы студентов по освоению разделов, имеющих особую значимость для практической и научной деятельности будущих специалистов, рассматриваются наиболее важные и актуальные разработки изучаемых научных направлений; анализируются и самостоятельно выполняются конкретные методы экологической психологии, педагогики, акмеологии.

Материалы, представленные в учебном пособии успешно прошли апробацию на факультете социальных коммуникаций Международного независимого эколого-политологического университета, при котором была впервые в России открыта специализация «Экологическая психология», на кафедрах социальной и дифференциальной психологии, психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов, на факультете психологии Московского городского педагогического университета, на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Пособие предназначено для самостоятельной работы, поэтому при составлении рабочих тетрадей, и входящих в них вопросов, заданий, тестов авторами был использован так называемый «школьный» подход, позволяющий читателю изучить предлагаемый материал, повторить его и закрепить, а также оценить свои знания в процессе самотестирования.

Для лучшего восприятия теоретического материала читателем в тексте двойной сплошной рамкой выделены ключевые позиции, одинарной - сопутствующие, пунктирной - дополнительные сведения, цитаты. В квадратных скобках дается ссылка на авторский источник. Курсивом выделены понятия, дефиниции которых можно найти в понятийном словаре.


 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

Актуальные современные проблемы

взаимодействия человека и природы


Г л а в а 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.008 с.)