Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(проект № 10-06-00938а)
А в т о р с к и й к о л л е к т и в: Гагарин А.В. (главы 1, 2, 3; § 3 главы 4; рабочие тетради №№ 1, 2, 3, 4; Иващенко А.В. (глава 3)
Р е ц е н з е н т ы: доктор психологических наук, член-корр. РАО, профессор В.И. Панов доктор педагогических наук, профессор Г.П. Иванова Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: Учебно-методический комплекс: Часть 2: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко.М.: Издательство РУДН, 2011. 228 с.
Во вторую часть учебно-методического комплекса вошло учебное пособие, в котором представлен авторский взгляд на актуальные вопросы экологической психологии, педагогики и акмеологии. В основе изложения материала лежит анализ важнейших проблем взаимодействия человека и природы в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом, акмеологическом аспектах. Теоретическая часть пособия выполнена с учетом исследовательского опыта авторов с привлечением необходимых теоретических источников, в практическую часть вошли вопросы, задания и тесты для самопроверки, для самостоятельной работы будут полезны электронная хрестоматия и понятийный словарь. Книга адресованы студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям высшей школы, слушателям курсов повышения квалификации и профессионального дополнительного образования. Она будет также полезна учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, и всем, кто интересуется вопросами экологии человека, экологической психологии, педагогики, акмеологии. ISBN
© Коллектив авторов, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................................................................................................................... 4 Теоретическая часть Актуальные современные проблемы взаимодействия человека и природы.............. 5 Глава 1. Эволюционно-исторические аспекты взаимодействия человека §1. Человек и природа на разных стадиях эволюционно-исторического §2. Экологические проблемы современности и будущего........................................... 12 §3. Устойчивое развитие природы и общества − коэволюция и экологоориентированное мировоззрение................................................................... 21 Глава 2. Эколого-психологические аспекты взаимодействия человека и природы............................................................................................................................... 26 §1. Экология человека как наука о процессах взаимодействия человека §2. Проблема влияния различных видов сред на жизнедеятельность человека........ 35 §3. Проблемное поле и перспективы развития эколого-психологических Глава 3. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия человека §1. Экологоориентированное мировоззрение личности: сущностная §2. Экологоориентированная деятельность как ведущее условие §3. экологоориентированные ценности как смысловое ядро формирующегося экологоориентированного мировоззрения личности................................................................................... 86 Глава 4. Акмеологические аспекты взаимодействия человека и природы..................... 98 §1. Экологическая компетентность личности и акме-технологии ее развития......... 98 §2. Подготовка будущего специалиста – эколога как акмеологический процесс.... 116 §3. Устойчивое развитие природы и общества − компетентность, культура, мировоззрение................................................................................................................... 132 Практическая часть Вопросы, задания, тесты для самопроверки.................................................................. 138 Рабочая тетрадь № 1 к главе 1.................................................................................. 139 Рабочая тетрадь № 2 к главе 2.................................................................................. 154 Рабочая тетрадь № 3 к главе 3.................................................................................. 172 Рабочая тетрадь № 4 к главе 4.................................................................................. 194 «Электронная хрестоматия» Интернет-ресурсы с текстами первоисточников........................................................... 210 Вместо заключения Эколого-личностная рефлексия....................................................................................... 212 Понятийный словарь.......................................................................................................... 215 ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность предлагаемого издания обусловлена общими тенденциями в развитии современной науки, необходимостью комплексного, системного анализа всех факторов, влияющих на развитие и жизнедеятельность человека, поиском путей гармонизации нарушенных взаимоотношений между человеком и природой. Целью пособия является формирование у студентов представления о человеке как о «био-психо-социо-этно-кулътуро-эколого-космическом» существе, теоретических знаний по актуальным проблемам экологической психологии, педагогики и акмеологии; приобретение ими с учетом полученных знаний умений и навыков исследовательской деятельности, необходимых для специализации в данных научных сферах; для развития гуманистической ориентации личности будущих специалистов психологов, педагогов, акмеологов. Основными задачами − самостоятельное моделирование студентами экологоориентированной акмеологической профессионально-образовательной среды, влияющей на формирование знаний о теоретических исследованиях и практических результатах изучаемых современных направлений экологической психологии, педагогики и акмеологии, на формирование и развитие психолого-акмеологической готовности к применению изучаемых научных методов в самостоятельной профессиональной деятельности, на выработку личных стратегий и технологий ее осуществления. В структурно-содержательном плане пособие включает четыре основных теоретических раздела с материалом, в основе изложения которого лежит анализ актуальных современных проблем взаимодействия человека и природы в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом, акмеологическом аспектах; практикум с вопросами и тестами для самопроверки, практическими заданиями для самостоятельной работы; «электронную хрестоматию», включающую ссылки на Интернет-ресурсы с текстами первоисточников, рекомендуемых для самостоятельного чтения; понятийный словарь. Освоение перечисленных направлений в единстве позволяет будущим специалистам не только прийти к целостному пониманию проблемы человека как сверхсложного объекта изучения многочисленных наук, но и к глубокому пониманию его места в окружающем природном, социальном и антропогенном мире. В процессе самостоятельной работы студентов по освоению разделов, имеющих особую значимость для практической и научной деятельности будущих специалистов, рассматриваются наиболее важные и актуальные разработки изучаемых научных направлений; анализируются и самостоятельно выполняются конкретные методы экологической психологии, педагогики, акмеологии. Материалы, представленные в учебном пособии успешно прошли апробацию на факультете социальных коммуникаций Международного независимого эколого-политологического университета, при котором была впервые в России открыта специализация «Экологическая психология», на кафедрах социальной и дифференциальной психологии, психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов, на факультете психологии Московского городского педагогического университета, на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Пособие предназначено для самостоятельной работы, поэтому при составлении рабочих тетрадей, и входящих в них вопросов, заданий, тестов авторами был использован так называемый «школьный» подход, позволяющий читателю изучить предлагаемый материал, повторить его и закрепить, а также оценить свои знания в процессе самотестирования. Для лучшего восприятия теоретического материала читателем в тексте двойной сплошной рамкой выделены ключевые позиции, одинарной - сопутствующие, пунктирной - дополнительные сведения, цитаты. В квадратных скобках дается ссылка на авторский источник. Курсивом выделены понятия, дефиниции которых можно найти в понятийном словаре.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Актуальные современные проблемы взаимодействия человека и природы Г л а в а 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.008 с.) |