Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восстановительно-коррекционные функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психотерапевтическая: «снятие стрессовых состояний», «снижение возбуждения» и т.д. в процессе непосредственного взаимодействия с природными объектами. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин описывают следующий пример. С помощью методики «Кинетический рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять симптомокомплексов: 1) «благоприятная семейная ситуация», 2) «конфликтность», 3) «тревожность», 4) «чувство неполноценности», 5) «враждебность». В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т. д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время практически все их сверстники (98%) из второй группы — как неблагоприятную. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку. У супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Психофизиологическая: нормализация артериального давления, устранение бессонницы и т.д. в процессе непосредственного взаимодействия с природными объектами. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Психокоррекционная (реабилитационная): контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации (депривация /от англ, deprivation — лишение/ — лишение человека возможности установить или поддерживать жизненно значимые связи с окружающим миром, например, лишение ребенка общения с родителями). Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка. «Природотерапевтическая»: народные здравоохранительные методики − использование разнообразных бальнеологических природных факторов, в т.ч. таких как − природотрудотерапия − укрепление здоровья в процессе умеренной работы на лоне природы (в саду, огороде, лесу, парке и т.д.); − гидротерапия − водные процедуры (обтирание водой и снегом, умывание снеговой водой, обливание, купание и т.д.); − аэротерапия − воздушные ванны; − гелиотерапия −загорание на солнце; − криотерапия −закаливание холодом; − стопотерапия −хождение босиком; − термотерапия −укрепление здоровья с помощью тепла (баня); − биоритмотерапия − жизнедеятельность «в согласии с природой», с ее многочисленными суточными, месячными и т.д. ритмами (современным детям, ориентирующимся на часы, телевизор, движение транспорта и т.д. и, вследствие этого, подверженным аритмии городской жизни − фактору массового утомления населения, очень важно проводить какое-то время, например, каникулы, многодневные походы, экспедиции и т.д. на природе, в сельской местности и т.п., для корректировки и приведения в норму их биоритмов); − ароматотерапия − укрепление здоровья с помощью запахов растений (приятные запахи различных растений поднимают настроение, повышают работоспособность, внушают оптимизм, вызывают бодрость, успокаивают нервную систему); − терапия тишиной −постоянный городской шум расшатывает здоровье, тишина на лоне природы оказывает восстановительное влияние на организм ребенка; − ландшафтотерапия −живописный ландшафт поднимает настроение, возвышает душу человека, отвлекает от «ненужных» проблем» и тяжелых переживаний; − терапия «музыкой природы» −пение птиц, шелест деревьев, журчание ручья оказывает оздоровительное влияние на нервную систему и железы внутренней секреции; в сочетании с чистым воздухом, особым микроклиматом, красотой пейзажей, разнообразием красок и запахов все это восстанавливает силы человека, повышает его трудоспособность и творческую энергию. Воспитывающие функции «Общевоспитательная»: в процессе непосредственного взаимодействия с природой может осуществляться эстетическое, трудовое, физическое и т.д. воспитание. Функция самовоспитания и самодисциплины: в процессе непосредственного взаимодействия с природой (содержание и уход за животными и растениями и т.д., планирование и осуществление деятельности по обслуживанию аквариума и т.п.) вырабатываются у себя такие качества как организованность, дисциплинированность, ответственность, вырабатывает и овладевает методами самовоспитания.
Таким образом, взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого-педагогический потенциал. Но при этом такой потенциал «работает» только в случае готовности личности его «видеть», при наличии соответствующей внутренней активности человека. Другими словами, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности. Поэтому современное экологическое образование должно быть направлено на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае оно станет фактором общего развития и формирования личности. Рекомендуемая литература Основная 1. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2008. 2. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 3. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). − М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 4. Экология человека: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экол. специальностям / Под. ред. Б.Б. Прохорова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
Дополнительная
5. 1-я – 5-я Российские конференции по экологической психологии. Тезисы. М., 1996, 2000, 2003, 2005, 2008 гг. 6. 2-я – 5-я Российские конференции по экологической психологии. Материалы. М., 2001, 2005, 2008 гг. 7. Баева И. А Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. 8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 9. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис.... д–ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.08. М., 1998. 10. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. 11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 4–17. 12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. − Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 13. Захлебный А.Н. Факторы формирования отношения личности к природе // 2–я Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.) / Под ред. В. И. Панова. М. Самара: Изд–во МГППИ, 2001. С. 135–138. 14. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 13 – 23. 15. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. В.В.Рубцова. М., 1996. 16. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Психологическая наука и образование. 1998, №1. С. 5-21. 17. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. 18. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. − М: Логос, 2001. С. 168. 19. Мовчан В.Н. Экология человека: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экологическим специальностям. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 20. Моляко В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психологический журнал, 1992, т. 13, №1. С. 135-146. 21. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. Часть 1. – М: МНЭПУ, 2001. 22. Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. №1. С. 55-67. 23. Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни: Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 24. Петров К.М. Экология человека и культура: Учеб. для студентов вузов. СПб.: Химиздат, 2000. 25. Петрунин А.А. Ноосферные идеи и экология человека в концепциях экологической политики России. М., 2000. 26. Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде / Отв. ред. К. Павлик, В. Носуленко. – М.: Начала-Пресс, 1992. 27. Раудсепп М. Среда как место поведения (школа экологической психологии Р. Баркера). В сб. «Человек в социальной и физической среде». Таллинн, 1983. С. 143-166. 28. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1990. 29. Серебрянников В., Холопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996. С. 16. 30. Скребец В.О. Экологическая психология. Учебное пособие. Киев: МАУП, 1998. 31. Федоренко Б.С. Экология человека: Учеб. пособие. Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2003. 32. Федоров В.В. Символическое бытие архитектурных пространств. Тверь: ТГТУ, 1999. 33. Фельдштейн Д.И. Социально развитие в пространстве-времени Детства. – М.: МПСИ, Флинта, 1997. 34. Хащенко Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях. Дисс.... канд. псх.н. М. 2002. 35. Хейдметс М.Э. Социально-психологические факторы формирования пространственной структуры жилой среды. Автореферат дис.... канд. психол. наук. Таллин, 1989. 36. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. 37. Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2002. 38. Экология человека в свете проблем городской антропоэкосистемы. Уфа, 1998. 39. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Науч. ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. 40. Pawlik K., Stapf K. OkologischePsychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern. 1992. P. 9-24.
Г л а в а 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.190 (0.007 с.) |