Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные направления экологической психологии (по В.И. Панову, 2004)
Содержание книги
- Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ
- Общие сведения о происхождении человека
- Особенности взаимодействия человека и природы на разных стадиях эволюции
- Понятие о глобальном экологическом кризисе
- Коэволюция и экологоориентированное мировоззрение
- Цель, задачи, объект, предмет
- В России и в других странах в XVIII – XX вв.
- Место экологии человека в системе современных наук
- Понятие об окружающей человека среде. Природная среда.
- Понятие о безопасности человека
- Угрозы безопасности человека (по А.А. Тер-Акопову, 1998)
- Возникшее на стыке экологии человека, психологии, педагогики
- Основные направления экологической психологии (по В.И. Панову, 2004)
- Экологическое сознание как компонент антропоэкосистемы
- Типы экологического сознания
- И формирования экологического сознания
- Восстановительно-коррекционные функции
- Основные признаки мировоззрения личности
- Смыслообразующая (семантическая)
- Сущностные признаки экологоориентированной деятельности
- Определяющие ее место в формировании экологоориентированного мировоззрения личности
- Структурные единицы экологоориентированной деятельности
- Их освоения личностью в экологоориентированной деятельности
- И экологической компетентности
- Профессии, связанные с экологической деятельностью
- Личностные качества субъекта экологических профессий,
- О последствиях изменения климата в Арктике и Африке
- Дополнительный материал к домашнему заданию
- Ознакомьтесь с предлагаемым ниже дополнительным материалом.
- Объясните, о ком и о чем идет речь?
- Объясните, как вы понимаете каждую из перечисленных позиций.
- Тренинг профессиональных экологических ориентаций
- Компетентность, культура, мировоззрение»
- Материалы для эколого-личностной рефлексии
Похожие статьи вашей тематики
№
| Направления и их характеристика
| 1.
| Психологическая экология
| Занимается изучением влияния физических, химических, радиационных психогенных факторов внешней среды на психическое состояние человека и для которой характерно неявное использование объект-объектного типа взаимодействия в системе «индивид-среда» (человек выступает в качестве объекта, принимающего воздействие со стороны объектных свойств окружающей среды).
| 2.
| Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона
| Связывается с именами К. Левина (социо– и психодинамика группового взаимодействия) и Дж.Гибсона (экологический подход к зрительному восприятию). Характерным является такое изучение психических процессов, состояний и сознания человека, когда эти психические явления происходят в естественных (нелабораторных) условиях и согласно своей естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя). Подход дал толчок к постулированию системы «Индивид-Среда» в качестве исходного основания для определения предмета психологического исследования, а также к введению в психологический словарь понятия «среда обитания» как совокупности средовых возможностей (условий), находящихся в отношении дополнительности к жизненным потребностям индивида.
| 3.
| Психология глобальных изменений
| Занимается изучением психологических аспектов глобальных изменений в окружающей среде (глобальное потепление климата, вырубка тропических лесов, истощение природных ресурсов и др.). Острейшие проблемы направления: необходимость формирования адекватного восприятия и оценки степени опасности глобальных изменений для человечества и планеты Земля.
| 4.
| Психология восприятия природной среды
| Занимается изучением восприятия природной макросреды, т.е. природы как совокупности объектов живой и неживой природы, составляющих окружающий человека природный ландшафт. Представляет интерес для понимания относительности характера восприятия окружающей человека среды как компонента отношения «Человек – Окружающая среда».
| 5.
| Психология окружающей среды
| 5.1.
| Психология средовых влияний
| Изучает научные и практические аспекты (исследование, проектирование, экспертиза) влияния на психику человека таких факторов окружающей человека среды (природной, антропогенной, пространственной, социальной, образовательной, инфрмационной и иной), которые имеют психологически атрибутивный характер. Например, агрессивность информационной среды, или психологическая напряженность образовательной среды, или ограниченность пространственной среды и т.п. виды влияний.
| 5.2.
| Экстремальная психология
| Занимается теорией и практикой критических психических состояний, т.е. психологическими аспектами подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию (от напряженности межличностного взаимодействия до стихийных и техногенных катастроф).
| 5.3.
| Психология охраны окружающей среды
| Изучает психологические аспекты охранительного и сохранного воздействия человека на природную среду. Ставит основной задачей научить детей и взрослых способам сохранения окружающей человека среды от антиэкологического действия современной техногенной цивилизации.
| 6.
| Психология экологического сознания
| Занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) различных типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо– и онтгенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в частности в экологическом образовании.
| Определим, что можно заметить общего и особенного в охарактеризованных в таб. 4 основных направлениях экологической психологии.
Общее:
− все они характеризуются общим объектом изучения − психологические аспекты взаимодействия Человека с Окружающей его средой (как природной, так и антропогенной);
− в качестве исходного основания для определения объекта исследования выступает система «человек – природа».
Особенное:
− указанные направления эколого-психологических исследований отличаются друг от друга своим предметом изучения.
Так, например, для психологической экологии предметом изучения является соотношение между количественными параметрами физических свойств окружающей среды «непсихологической» природы (т.е. химической, радиационной и т.п.), с одной стороны, и состоянием психических функций и психики в целом, с другой. В качестве предмета психологии окружающей среды выступают, с одной стороны, психологически значимые (например, эстетическая ценность или релаксационная функция природного ландшафта) свойства окружающей среды (от ограниченности пространства и символизма архитектурной среды до агрессивности видеоинформационной среды и «возвышающей душу человека» духовной среды). С другой стороны, предметом психологии окружающей среды выступают разные виды психики, точнее психической реальности, которые взаимодействуют с теми или иными средовыми свойствами и условиями.
|