Основные направления экологической психологии (по В.И. Панову, 2004) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления экологической психологии (по В.И. Панову, 2004)



Направления и их характеристика
1. Психологическая экология
Занимается изучением влияния физических, химических, радиационных психогенных факторов внешней среды на психическое состояние человека и для которой характерно неявное использование объект-объектного типа взаимодействия в системе «индивид-среда» (человек выступает в качестве объекта, принимающего воздействие со стороны объектных свойств окружающей среды).
2. Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона
Связывается с именами К. Левина (социо– и психодинамика группового взаимодействия) и Дж.Гибсона (экологический подход к зрительному восприятию). Характерным является такое изучение психических процессов, состояний и сознания человека, когда эти психические явления происходят в естественных (нелабораторных) условиях и согласно своей естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя). Подход дал толчок к постулированию системы «Индивид-Среда» в качестве исходного основания для определения предмета психологического исследования, а также к введению в психологический словарь понятия «среда обитания» как совокупности средовых возможностей (условий), находящихся в отношении дополнительности к жизненным потребностям индивида.
3. Психология глобальных изменений
Занимается изучением психологических аспектов глобальных изменений в окружающей среде (глобальное потепление климата, вырубка тропических лесов, истощение природных ресурсов и др.). Острейшие проблемы направления: необходимость формирования адекватного восприятия и оценки степени опасности глобальных изменений для человечества и планеты Земля.
4. Психология восприятия природной среды
Занимается изучением восприятия природной макросреды, т.е. природы как совокупности объектов живой и неживой природы, составляющих окружающий человека природный ландшафт. Представляет интерес для понимания относительности характера восприятия окружающей человека среды как компонента отношения «Человек – Окружающая среда».
5. Психология окружающей среды
5.1. Психология средовых влияний
Изучает научные и практические аспекты (исследование, проектирование, экспертиза) влияния на психику человека таких факторов окружающей человека среды (природной, антропогенной, пространственной, социальной, образовательной, инфрмационной и иной), которые имеют психологически атрибутивный характер. Например, агрессивность информационной среды, или психологическая напряженность образовательной среды, или ограниченность пространственной среды и т.п. виды влияний.
5.2. Экстремальная психология
Занимается теорией и практикой критических психических состояний, т.е. психологическими аспектами подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию (от напряженности межличностного взаимодействия до стихийных и техногенных катастроф).
5.3. Психология охраны окружающей среды
Изучает психологические аспекты охранительного и сохранного воздействия человека на природную среду. Ставит основной задачей научить детей и взрослых способам сохранения окружающей человека среды от антиэкологического действия современной техногенной цивилизации.
6. Психология экологического сознания
Занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) различных типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо– и онтгенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в частности в экологическом образовании.

Определим, что можно заметить общего и особенного в охарактеризованных
в таб. 4 основных направлениях экологической психологии.

Общее:

− все они характеризуются общим объектом изучения − психологические аспекты взаимодействия Человека с Окружающей его средой (как природной, так и антропогенной);

− в качестве исходного основания для определения объекта исследования выступает система «человек – природа».

Особенное:

− указанные направления эколого-психологических исследований отличаются друг от друга своим предметом изучения.

Так, например, для психологической экологии предметом изучения является соотношение между количественными параметрами физических свойств окружающей среды «непсихологической» природы (т.е. химической, радиационной и т.п.), с одной стороны, и состоянием психических функций и психики в целом, с другой. В качестве предмета психологии окружающей среды выступают, с одной стороны, психологически значимые (например, эстетическая ценность или релаксационная функция природного ландшафта) свойства окружающей среды (от ограниченности пространства и символизма архитектурной среды до агрессивности видеоинформационной среды и «возвышающей душу человека» духовной среды). С другой стороны, предметом психологии окружающей среды выступают разные виды психики, точнее психической реальности, которые взаимодействуют с теми или иными средовыми свойствами и условиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.005 с.)