Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал к домашнему заданию

Поиск

Лекция-конференция «Глобальный экологический кризис: миф или реальность?»

Задание для самостоятельной подготовки:

ознакомьтесь с предлагаемыми ниже методическими материалами, посоветуйтесь с преподавателем, самостоятельно подготовьте и лекцию-конференцию на одном из лекционных занятий (можно работать творческой группой из 2-3 чел.).

Лекция-конференция - альтернативная форма проведения лекционного занятия, позволяющая каждому слушателю ознакомиться с достаточно большим объемом изучаемого теоретического материала, а также включиться в активную творческую деятельность.

Лекция-конференция проводится самостоятельно слушателями курса по традиционной схеме заседания секции научно-практической конференции. Слушателям заранее предлагаются на выбор темы докладов и рекомендуемые источники для подготовки выступления. Заранее формируются творческие группы (от 3 до 7 человек), которые осуществляют разработку одной из предложенных тем.

Доклад оформляется по правилам оформления реферата. Необходимым требованием для каждой группы (докладчика) является подготовка наглядности, например, мультимедиа-презентации доклада, таблицы, схемы, раздаточный материал, а также творческие мини-задания для аудитории (мини-тренинги, ролевые игры и т.д.).

Перед началом конференции избирается президиум из числа слушателей: председатель, секретарь, член президиума.

Председатель ведет заседание, следит за установленным регламентом выступлений. После каждого выступления председатель предлагает задать докладчику вопросы, которые заранее готовятся участниками конференции, о чем их заранее предупреждает.

Совместно члены президиума в процессе совещания оценивают выступления каждого докладчика по установленной системе рейтинга по совокупности критериев (соответствие заявленной теме, содержательный уровень, эмоциональность выступления, оформление доклада, наглядность, творческие задания для аудитории).

Конференция заканчивается подведением итогов, кратким обсуждением представленных докладов.

Предлагаемые темы докладов

1. Итоги «Рио-1992» и «Йоханнесбург-2002».

2. Homo sapiens, или новая геологическая сила?

3. ХХ век: экологическая ситуация на планете (реалии и перспективы).

4. ХХ век: проблема использования ископаемого топлива. Киотский протокол.

5. ХХ век: проблема сохранения озонового слоя.

6. ХХ век: проблема сохранения пресных вод.

7. ХХ век: проблема сохранения почв.

8. ХХ век: проблема сохранения биоразнообразия.

9. ХХ век: демографическая проблема.

10. XXI век: развитие цивилизации или планетарная катастрофа?

11. XXI век: «Хватит ли на планете места?»

12. XXI век: «Что делать с Сибирью?»

13. XXI век: «Как поделить ресурсы?»

14. XXI век: «Кто успеет первым?»

15. Глобальный экологический кризис: миф или реальность?

Рекомендуемые источники для подготовки лекции

1. Материалы СМК: ТВ, радио, пресса.

2. Интернет: http://ag-students.narod.ru (ссылки на сайты и источники экологической тематики).

Тест для самопроверки

Выберите один вариант правильного ответа:

Текст
1. Человек – высшая ступень в эволюции живого, отличительной чертой которого является наличие: а) сознание; б) билатеральная симметрия; в) принадлежность к отряду приматов.
2. Как биологический вид Homo sapiens с позиций зоологической систематики можно отнести царству животных, типу: а) вторичноротых; б) хордовых; в) млекопитающих.
3. Как биологический вид Homo sapiens с позиций зоологической систематики можно отнести подтипу черепных, подклассу: а) зверей; б) высших зверей; в) настоящих зверей.
4. Как биологический вид Homo sapiens с позиций зоологической систематики можно отнести к отряду приматов, семейству: а) гоминоидов; б) гоминид; в) гоминин.
5. Происхождение человека – это сложный эволюционно-исторический процесс, который носит название: а) антропогенеза; б) формогенеза; в) онтогенеза.
6. Гоминиды были представлены двуногими человекообезьянами примерно: а) 3 млн лет назад; б) 4 млн лет назад; в) 5 млн лет назад.
7. Исследования современных антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего предшественника современного человека: а) в 1-1,5 млн лет; б) 1,5-2 млн лет; в) 2-2,5 млн лет.
8. Человека разумный, или Нomo sapiens появился на арене жизни примерно а) 50-35 тыс. лет назад; б) 60-45 тыс. лет назад; 70-55 тыс. лет назад.
9. Человек начал изготовлять примитивные каменные орудия более а) 2 млн лет назад; б) 3 млн лет назад; в) 4 млн лет назад.
10. Человек начал использовать огонь около: а) 100 тыс. лет назад; б) 200 тыс. лет назад; в) 300 тыс. лет назад.
11. Первый в истории человечества экологический кризис произошел в эпоху верхнего палеолита, когда человек впервые появился в Европе и на основе более совершенной, чем у неандертальцев, техники обработки каменных и костяных орудий создал эффективную систему массовой охоты на крупных травоядных животных: а) 10-20 тыс. лет назад; б) 20-30 тыс. лет назад; в) 30-40 тыс. лет назад.
12. Причиной первого экологического кризиса в истории человечества в эпоху верхнего палеолита было также: а) массовое уничтожение человеком мелких травоядных животных и хищников; б) увеличении численности населения и повышение его материальной культуры; в) создание эффективной системы земледелия.
13. Неолитическая революция принципиально изменила условия существования человека на Земле, так как люди перешли: а) от присваивающей экономики к производящей; б) от земледелия к скотоводству; в) от оседлого образа жизни к кочевому
14. Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев были весьма разнообразны – лесные пожары, гибель животных и т.д. Одним из факторов таких последствий послужило появление а) гончарного производства; б) новой техники шлифования камня; в) подсечно-огневого земледелия.
15. Эпоха феодализма характеризуется активным использованием в производстве таких сил природы как: а) огонь, возникающий от молний; б) ветер и текучая вода; в) солнечное тепло.

к §2 «Человек и природа на разных стадиях

эволюционно-исторического развития»

и§3 «Устойчивое развитие – коэволюция
и экологоориентированное мировоззрение»

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Чем обусловлена экологическая проблематика на современном этапе?

2. В чем особенности современного этапа эволюционно-исторического развития человека?

3. В чем, на Ваш взгляд, особенности технократической парадигмы мышления?

4. Как Вы думаете, в чем заключается главная причина глобального экологического кризиса?

5. Почему глобальный экологический кризис считается кризисом цивилизационного развития?

6. Как Вы можете прокомментировать слова Л. Колдуэлла: «Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа»?

7. Как можно обосновать следующую позицию: «Современная культура человека есть культура разъединения»?

8. Что понимается под «экологизированным образованием»?

9. В чем, на Ваш взгляд, заключается экологически целесообразное поведение человека?

10. Каковы основные вопросы, обсуждавшиеся в 1992 году в Рио-де-Жанейро в рамках международной конференции ООН по окружающей среде и развитию?

11. Почему Человека разумного можно сравнить с силой, сопоставимой с глобальными природными катастрофами?

12. Каковы основные проявления современного глобального экологического кризиса?

13. В чем заключается суть «Киотского протокола»?

14. В чем особенности современной демографической проблемы на планете и каковы возможные ее последствия в будущем?

15. Почему мощными дестабилизаторами окружающей среды оказались как все развитые, так и некоторые развивающиеся регионы?

16. На охрану и возобновление какого ресурса направлена принятая в 1985 г. Венская конвенция?

17. Как соотносятся понятия «устойчивое развитие Природы и Общества», «коэволюция Природы и Общества», «экологический императив», «экологоориентированное мировоззрение человека»?

18. Что понимается под «экологическим колониализмом»?

19. Что понимается под «экологическим образованием для устойчивого развития»?

20. В чем одна из причин того, что многие природоохранные акты и законы «не работают» в современных условиях?

 

Практические задания

 

1. Выпишите 10-15 ключевых слов и понятий, отражающих содержание темы «Экологическая проблематика на современном этапе».

 

2. Дополните предложения:

К одним из основных составляющих человеческого прогресса можно отнести…

Проблема глобального экологического кризиса на современном этапе ставит перед человечеством…

Следует констатировать, что сегодня у человечества выбор, по сути, один…

Сложившаяся на современном этапе экологическая ситуация отражает…

В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась…

В ноябре 2004 г. Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации…

В атмосфере появились совершенно новые газы…

Для развития материальной сферы современная цивилизация, сформировавшаяся внутри биосферы, создала…

В Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию. Именно тогда была провозглашена…

Сегодня необходимо говорить не об экологическом образовании, нацеленном на обеспечение устойчивого развития сообщества людей и природы, а прежде всего, об экологическом образовании, нацеленном на…

 

3. Ознакомьтесь с предлагаемым ниже дополнительным материалом:

 

Формы взаимодействия природы и щбщества и их динамика относятся к одним из главных составляющих человеческого прогресса. В историческом масштабе непрерывно оказывал антропогенное воздействие на природу.

На ранних стадиях развития (около 2 – 2,5 млн лет назад) человек соответствовал природной среде, был неотъемлемой частью природных экосистем, не выходившей за рамки их естественного функционирования. Тем не менее, начальное разрушения экологического равновесия в природе начинается уже под влиянием первобытного человека. Возможно, экологический кризис начался и продолжался на всем протяжении развития присваивающего (охотничье-собирательного) хозяйства (около 40 тыс. лет назад). После этого человечество перешло к земледелию и скотоводству (неолитическая революция, около 15 тыс. лет назад) т.е. сделало следующий – производственный – шаг в освоении природной среды. Если реакция среды на первый экологический кризис имела своим последствием исчезновение крупных млекопитающих, то освоение новых земель в связи со скотоводством и земледелием привело к обезвоживанию больших массивов земель и эрозии почвы, замене степных травостоев на полупустынные и пустынные, наступлению степи на лес. Не ранее 5 тыс. лет назад начинается создание городских поселений и сопровождающей их среды, т.е. концентрация производства в определенных районах в такой степени, что эта искусственная среда преобразовывала ландшафт, в корне меняла его, а концентрация населения и определенных видов его деятельности создавала новые ландшафтные зоны, никак не напоминавшие предшествующие. Постепенно производство развивается до глобальных масштабов и происходят грандиозных миграций вещества и энергии (не ранее 150 лет назад), охватившая весь или почти весь земной шар. Наконец, в современных условиях (не ранее 50 лет назад) необходимо констатировать громадный рост численности человечества и массированную разработку новых технологий, преобразующих лицо нашей планеты в самых разнообразных аспектах.

Рассмотренные особенности расширения сферы действия человеческой цивилизации и освоения планетарного и космического пространства, одновременно изменяющего как отношения человечества к природе, так и воздействия природы на человечество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.007 с.)