Тема 7. Население и природная среда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Население и природная среда



Практическая работа № 5 (2 часа)

Цель работы – определить соотношение антропогенных воздействий на окружающую среду, выявить наиболее активно используемые человеком территории в глобальном масштабе.

Расходный материал: тетрадь для практических работ, школьные атласы за 7 и 10 кл., учебник Голубчика (2003), шариковая ручка, простой карандаш, линейка, ластик.

Задания:

1. Используя рекомендованную и справочную литературу, сопоставляя физическую карту мира, карту природных зон и карту плотности населения мира, выявить, как соотносятся пространственная дифференциация природной среды земного шара и расселение человечества.

2. Ответьте на следующие вопросы (письменно в тетради для практических работ):

А) Все ли благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности людей территории земной поверхности заселены в равной степени? Чем обусловлены данные различия? Приведите примеры.

Б) Чем объясняется заселение районов с экстремальными природными условиями?

Примечание: для отображения анализируемой информации можно применять контурные карты регионов мира и в цвете показать характеристики неравномерной плотности населения по территории.

 

Тема 7. Изучение номенклатуры по социально-экономической географии

Практическая работа № 6 (4 часа)

Цель работы – познакомиться с необходимым перечнем номенклатуры по социально-экономической географии, выучить его; уметь ориентироваться по карте и показывать расположение географических объектов.

Расходный материал: контурные политические карты мира и отдельно регионов, атлас за 10 кл., тетрадь для практических работ, простой карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши.

Задания:

1. Нанести номенклатуру (страны и столицы) (прил.) на контурные карты (можно только столицы стран).

2. Выучить номенклатуру и уметь показывать на настенной политической карте мира у доски.

Тема 8. Природно-ресурсный потенциал регионов мира

Семинар № 3 (2 часа)

Вопросы к теме:

1. Понятия «природные ресурсы», «природные условия», «природно-ресурсный потенциал». Классификация природных ресурсов.

2. Минеральные ресурсы: топливно-энергетические, рудное минеральное сырье и горно-химические ресурсы (показать запасы и регионы местонахождения, страны-лидеры по добыче и экспорту данных видов ресурсов).

3. Ресурсы биосферы: земельные, лесные, биологические ресурсы Мирового океана.

4. Водные ресурсы и водообеспеченность регионов мира.

5. Агроклиматические ресурсы.

Литература

Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для природопользователей и экологов. М., 2003.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1: Общая характеристика мира. М., 2004.

Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.П. Природные ресурсы мира. М., 1993.

 

 

Раздел 4. Человек и окружающая его природная среда.

Глобальные проблемы человечества

 

Тема 9. Геоэкологические проблемы отдельных регионов мира

Семинар № 4 (2 часа)

Вопросы к теме:

1. Некоторые аспекты отношений в системе «природа – общество» с момента становления человека.

2. Загрязнения водной и воздушной сред.

3. Вырубка экваториальных лесов и лесной тайги и проблемы лесоохранных мероприятий.

4. Наземные изменения ландшафтов: природно-технические системы.

5. Зона Сахеля и Приаралье – примеры экологических катастроф и кризисных ситуаций.

6. Геоэкологические проблемы вашего региона.

Литература

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! М., 1995.

Григорьев Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л., 1991.

Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1989.

Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.

Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке: Доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана // География в школе. 2001. № 3.

Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение. М., 2004.

 

Тема 10. Анализ землепользования по материкам и географическим поясам

Практическая работа № 7 (4 часа)

Цель работы – определить масштабы использования человеком земель по разным геосистемам.

Расходный материал: атлас за 7 кл., тетрадь для практических работ, простой карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши.

Задания:

Построить столбчатые и круговые диаграммы структуры земельных фондов для каждой части света и для каждого физико-географического пояса по данным таблицы. Определить, какие части света и физико-географические пояса наиболее и наименее освоены человеком; сравнить эти данные.

Таблица

Использование земли по материкам и географическим поясам (%),

по К.В. Пашкангу

 

Материки, географические пояса Земли промышленного и городского назначения, дорого Земледельческая площадь, включая села и фермы Травянистокустарниковые пастбища и луга Леса, включая насаженные Слабо используемые земли и водоемы
ПО ЧАСТЯМ СВЕТА
Европа Азия Африка Северная и Центральная Америка Южная Америка Австралия и Океания Антарктида Суша в целом 1,5   1,5   22,5   40,5    
ПО ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПОЯСАМ
Экваториальный Субэкваториальные Тропические Субтропические Умеренные Субарктика, Арктика и Антарктика          

 

 

Тематика рефератов и методические

Указания по их выполнению

 

Примерные темы реферативных работ (могут быть изменены или добавлены новые темы по усмотрению преподавателя):

 

1. География – наука естественная и общественная.

2. Экологические функции географии – перспективы и проблемы.

3. Географический детерминизм и его разновидности: идеи и значение.

4. Мониторинг окружающей среды. Научно-практическое значение.

5. Аэрокосмические методы исследования в географии.

6. Карта – второй язык географии.

7. Географическая оболочка – глобальный природный комплекс Земли.

8. Ландшафтная сфера Земли: состав, структура, функционирование.

9. Значение географического краеведения в овладении основами географического знания.

10. Географический прогноз – венец географических исследований.

11. Проблемы географической науки.

12. Географическое положение Российского государства.

13. Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально-экономический смысл. (Александрова)

14. Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и в России.

15. Роль Мирового океана в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами.

16. Различия между цивилизациями Запада и Востока: проблемы сотрудничества и взаимообогащения.

17. Информационная революция: благо или бедствие?

18. Изменение роли ислама как мировой религии в жизни человечества во второй половине XX - начале XXI вв.

19. Значение сохранения этнического разнообразия населения мира и биологического разнообразия в природе для современного человечества и его будущего.

20. Экономическая глобализация: что она дает странам и народам мира.

 

Предложенные темы рефератов не являются обязательными, принимается во внимание интерес студента и его желание развить какую-либо тему в рамках курса. Подробные методические указания по написанию реферата, о структуре и наполнении его содержания студент получает во время индивидуальной консультации с преподавателем.

Преподаватель может по ходу учебного процесса заменить одно из практических занятий на занятие по обсуждению рефератов и расширить их темы. Список литературы может быть предложен как самим преподавателем, так и приветствуется творческий подход студента.

Оформление и выполнение реферативных работ. Работа выполняется на отдельных листах А4 формата на компьютере (рукописный вариант не принимается). Объем работы не менее 10 листов. Реферат должен иметь четкую структуру: титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из разделов и при необходимости подразделов, заключения и списка использованных источников. Оформление всех структурных частей работы, иллюстративного материала, а также приемы технического исполнения текстовой части указаны в учебно-методическом пособии: «Выполнение и защита курсовых, выпускных, дипломных работ и отчетов о производственных и предквалификационных практиках» (Пермь, 2007).

Примерный список литературных источников для написания реферативных работ:

  1. Берлянт А.М. Картография. М., 2002.
  2. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М., 1996.
  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  4. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М., 1988.
  5. Лютый А.А. Язык карты. М., 1981.
  6. Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 1988.
  7. Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.
  8. Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. СПб., 1998 (1999).

9. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учебное пособие. М., 1991.

10. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970.

11. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. М., 1985.

12. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М., 1994.

13. Пастернак А.К. Основные теоретические проблемы современной географии. Смоленск, 1998.

14. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М., 2000.

15. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., 1990.

16. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1: Общая характеристика мира. Ярославль, 1993 (или М., 2004).

17. Страны мира (различные справочники).

18. Гладкий Ю.Н., Григорьев Ал. А., Ягья В.С. Горизонты Ойкумены. Л., 1990.

19. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! М., 1995.

20. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке: Доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана // География в школе. 2001. № 3.

21. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

22. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.П. Природные ресурсы мира. М., 1993.

23. Юдасин Л.С. Энергетика: проблемы и надежды. М., 1990.

24. Народы и религии мира. М., 1998.

25. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

26. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления / Курс лекций по экономической и политической географии. М., 2000.

27. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. М., 1980.

28. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000

29. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. М., 1999.

30. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1999.

31. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.

32. Социально-экономическая география мира / Под ред. В.В. Вольского. Ч. 1. М., 1998.

33. Григорьев Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л., 1991.

34. Физическая география Мирового океана. Л., 1980.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная:

1. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: Учебник для экологов и природопользователей. М., 2003.

2. Селиверстов Ю.П., Бобков А.В. Землеведение. М., 2004.

3. Шарыгин М.Д., Столбов В.А. Введение в социально-экономическую географию. М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная:

4. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск, 1998.

5. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1984.

6. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М., 1996.

7. Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1990.

8. Исаченко А.Г. География в современном мире. М., 1998.

9. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. М., 1985.

10. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. М., 1980.

11. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. М., 2004.

12. Мир географии. География и географы. Природная среда / Под ред. Г.И. Рычагова. М., 1984.

13. Физическая география: Справ. пособие для подгот. отд. вузов / Под ред. К.В. Пашканга. М., 1991.

14. Периодические научные географические издания:

· География и природные ресурсы.

· Известия РАН. Серия географическая.

· Известия РГО.

· Вестник Московского университета. Сер. 5. География.

· Проблемы региональной экологии.

 

6.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины используются следующие средства обучения:

- компьютерное и мультимедийное оборудование (для лекций-визуализаций по темам региональной физической географии);

- приборы и оборудование учебного назначения (настенные карты, карто-схемы, схемы, географические атласы).

6.3. Методические указания студентам

 

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, определяет более глубокое усвоение изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение учебного семестра в виде экспресс-опроса на семинарских и практических занятиях, заслушивания докладов, проверки письменных работ. Результаты самостоятельной работы учитываются при аттестации студента (экзамен).

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы указано в разделах 6 и 7 данного учебно-методического комплекса (УМК), а также подбирается во время индивидуальной консультации преподавателя со студентом.

 

Задания для индивидуальной самостоятельной работы:

 

1. Составьте глоссарий (словарь) из тридцати (и более) важнейших географических понятий и определений (по вашему выбору) и раскройте их содержание.

2. Используя рекомендованную литературу по истории географии, приведите три – четыре примера выдающихся путешествий (научных экспедиций), которые привели к географическим открытиям мирового масштаба. Нанесите маршруты на контурные карты, укажите имена путешественников и время прохождения экспедиций (путешествий), результаты данных экспедиций.

 

3. Расскажите на примерах из личного опыта, как вы использовали методы наблюдений и методы обобщений.

4. Используя карты географических атласов, составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства.

5. По материалам местных изданий составьте словарь географических названий (топонимов) вашего края с объяснением (по возможности) их значения.

6. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень трех-четырех ресурсопроизводящих и трех-четырех ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, в вашем районе.

7. Используя различные источники информации, обоснуйте свой ответ на вопрос: как влияет состояние природной среды земного шара на развитие мировой и локальных цивилизаций?

8. Приведите примеры трех-четырех экономически развитых и развивающихся стран, обладающих значительным потенциалом природных ресурсов. Охарактеризуйте их. Как используются природные ресурсы, как они повлияли на экономическое развитие этих стран?

9. Подготовьте сообщение на одну из указанных ниже тем:

· Управление природными ресурсами в России и его основные проблемы.

· Специфика земельных ресурсов России и ее влияние на развитие и размещение народного хозяйства страны.

· Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально-экономический смысл.

· Сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства.

· Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и России.

10. Представьте в виде краткого изложения географический «обзор» (комплексную страноведческую характеристику) одной из стран мира (страны определяются преподавателем).

11. Используя краеведческую географическую и экологическую литературу, периодические издания, узнайте, действует ли система мониторинга окружающей среды в Пермском регионе и, если действует, каково ее научно-практическое значение.

12. Перечислите преимущества и недостатки проживания а) в деловой части большого города, б) в пригороде или в «спальном» районе города, в) в маленьком городке в сельской местности, г) в сельском населенном пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему?

13. Оцените региональную безопасность (экономическую, социальную, экологическую) Пермского края. Составьте краткий доклад.

14. Работа над вопросами для самоконтроля из учебника по географии М.М. Голубчика (2003).

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.066 с.)