Раздел 1. История, теория и методология географии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. История, теория и методология географии



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель курса

 

Курс «География» предназначен для студентов первого курса по направлению «Экология и природопользование» (обучающихся на географическом и биологическом факультетах Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) очной формы обучения.

Целью курса является формирование у будущих выпускников основополагающих понятий, категорий, теорий и методов географии, а также познание географической картины мира и способности восприятия системы географических наук как основы глобальной и региональной экологии и рационального природопользования.

Данная дисциплина призвана научить проникать в сущность географических процессов и явлений, применять в экологии и деятельности по охране и рациональному использованию природной среды географические методы, идеи и знания.

Задачи курса

 

1. Дать знания о географической науке как единой научной дисциплине.

2. Изучить основополагающие теории и концепции физической и социально-экономической географии, объясняющие функционирование систем «географическая оболочка – человек», «природа – общество», «человек – ландшафт» и «природа – население - хозяйство».

3. Познакомиться с теоретическими и прикладными разработками современной географии.

4. Показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности специалиста данного направления подготовки.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО выпускник направления «Экология и природопользование» должен

иметь представление:

- об объекте и предмете географии; - о современных проблемах географии; - о тесных взаимосвязях географии, экологии и природопользования;

знать:

- систему географических наук и понимать процессы их экологизации, гуманизации, социологизации и глобализации; - основные понятия и определения в географии и уметь ими оперировать при анализе различных экологических ситуаций; - географические законы и закономерности; - важнейшие глобальные проблемы пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем;

уметь:

- применять полученные теоретические основы географии в профессиональной практической деятельности; - читать и анализировать комплексные и отраслевые географические и эколого-географические карты;

владеть основными приемами традиционных и современных методов географических исследований.

Содержание курса

 

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Ведение.

География как наука. Определение, объект и предмет изучения, функции и задачи. География в системе наук и ее роль в жизни общества. Система географических наук. Интеграция и дифференциация в географии. Ключевые понятия в географии: географическая оболочка, природный комплекс, геосистема, ландшафт, территориальный производственный комплекс, территориальная социально-экономическая система, территориальная организация общества, территориальная общественная система. География и экология. О единстве географической науки. Современная география как единая наука – проблемы и перспективы.

Раздел 1. История, теория и методология географии

Основные этапы развития географии.

История развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв. Возникновение и становление отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой и российской географии. Основные направления развития географии в XX в. Современные тенденции в географии XXI в.

Методология и методы географии.

Традиционные и современные подходы формирования географического мышления и мировоззрения. Принцип всеобщей взаимосвязи взаимообусловленности в географии. Традиционные методы: описательный, сравнительно-географический, картографический, исторический. Общенаучные теоретические методы и принципы. Количественные методы в географии. Моделирование и эксперимент. Аэрокосмические (дистанционные) методы. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии.

Теоретическое знание в географии.

Понятия: закон, закономерность, теория, учение, концепция. Общие положения о законах и закономерностях в географии. Географическая культура и географический язык. Общегеографические теории, учения, концепции. Физико-географические учения. Современные проблемы географической науки.

 

Раздел 2. Основы физической географии

Учение о географической оболочке (ГО)

Особенности ГО как объекта изучения географии. Границы ГО. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки. Основные характеристики Земли. Движения Земли и их географические следствия. Этапы развития ГО: геологический, биологический, антропогенный. Ритмично-поступательное развитие ГО. Оболочечное строение Земли. Основные характеристики атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Ландшафтная сфера Земли.

Законы и закономерности ГО.

Факторы пространственной физико-географической дифференциации: тектонический режим, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляционные факторы и режим увлажнения. Роль макро- и мезоформ рельефа. Зональность и поясность: причины и следствия. Периодический закон географический зональности. Азональность и интразональность. Полярная асимметрия как закономерность.

Круговороты вещества, энергии и информации в ГО.

Источники энергии в ГО. Радиационный баланс и распределение тепла на Земле. Общая циркуляция атмосферы: циклоны и антициклоны, господствующие ветра и местная циркуляция. Океаническая циркуляция. Роль океана и течений в формировании климата Земли. Большой и малый круговорот воды в природе. Биологические и биогеохимические круговороты. Перенос минерального вещества и литосферный круговорот.

Дискретность и континуальность ГО. Ландшафтная оболочка.

Иерархия геосистем. Горизонтальная и вертикальная структура ландшафтной оболочки. Ландшафт. Глобальные изменения в ГО. Антропосфера как современное состояние географической оболочки.

Заключение.

Глобальные географические закономерности и знания о геосистемах различного уровня иерархии как основа экологических исследований и разработки природоохранных мероприятий.

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

Раздел 3. Основы социально-экономической географии

Сущность социально-экономической географии.

Диалектическое единство системы «природа-население-хозяйство», взаимосвязь ее компонентов. Развитие социальных компонентов, динамика населения, социально-демографический процесс. Развитие хозяйства и историко-экономический процесс. Взаимодействие населения и природной среды. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, хозяйства и природы. Экономико-географическое исследование: этапы, задачи, значение. Источники экономико- и социально-географической информации.

Основные теории и учения экономической, социальной и политической географии.

Основы теории экономико-географического положения (ЭГП). Территориальное (географическое) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. Территориальная организация общества (ТОО) и ее компоненты. Территориальные ресурсы и их оценка. Понятие об экономическом пространстве. Системы расселения – основа ТОО. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий.

Раздел 4. Человек и окружающая его природная среда.

Глобальные проблемы человечества

Заключение.

География, экология и природопользование. Профессиональный географический взгляд. Географическая культура и экология. Географические знания эколога.

 

Указания по их выполнению

 

Цель проведения практических занятий – закрепление лекционного материала и обсуждение новых тем по дисциплине; получение практических навыков и формирование целостного представления о многообразии граней познания географической оболочки и географической среды.

Основу практических аудиторных занятий составляет работа на семинарах и освоение определенных практических навыков работы с картами и анализа географических процессов и явлений.

Семинарские занятия – своеобразная «диалоговая» и дискуссионная форма обучения, когда происходит непосредственное общение между преподавателем и студентами и между студентами.

На каждый семинар задается определенная тема для обсуждения, которая представлена конкретными вопросами. Студенты готовят сообщения-доклады на заданные вопросы не более 7 минут продолжительностью, используя различные источники информации – рекомендуемую литературу, периодические научные издания, СМИ, интернет-ресурсы (для последнего необходима ссылка на сайт на русском языке), также желательно применять при докладе иллюстративный материал.

К докладу-сообщению студента на семинаре предъявляются определенные требования:

1) при докладе студент не должен пользоваться копиями учебников либо других информационных источников; только рассказывать, пользуясь личными конспектами, составленными по предложенным источникам информации;

2) нельзя нудно читать свое сообщение (такая форма сообщения не интересна ни аудитории, ни преподавателю);

3) доклад должен быть четким в виде конкретного рассказа, при этом студент показывает свои навыки владения устной речью и четкостью изложения материала.

Затем аудитория и преподаватель задают вопросы докладчику. После этого преподаватель оценивает сообщение и ответы студента на отметку либо зачтено/незачтено. Ниже предложены темы семинарских занятий. Допускается изменение тем семинарских занятий преподавателем в ходе учебного семестра или по предложению студентов глубже изучить какой-либо интересующий аспект тем программы.

Краткий алгоритм семинара: вопрос-доклад – обсуждение аудиторией – полученные выводы – оценка.

Все представленные практические задания формируют знания, умения и навыки анализа географических вопросов и работы с картами, а также составления комплексных географических обобщений. В разделе «История, теория и методология географии» внимание и инициативу студентов направляют на освоение основных понятий, терминов, истории и методов географии как единой науки. В разделе «Основы физической географии» необходимо получить представление об основных процессах функционирования и динамики природной среды, о соотношении природных и антропогенных факторов в ее изменении. Темы третьего раздела раскрывают социально-экономическую и политическую составляющую географии. Раздел «Человек и окружающая его природная среда. Глобальные проблемы человечества» знакомит с наиболее насущными глобальными проблемами человечества, в решении которых немаловажную роль играет совместная деятельность географов, экологов и представителей других естественных и общественных наук.

Количество часов, отводимых на выполнение конкретных видов практических занятий, регулируется преподавателем в зависимости от подготовки студентов и скорости выполнения заданий.

Литература

Баландин Р.К. В.В. Докучаев. М., 1990.

Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1989.

Забелин И.М. Путешествие вглубь науки. М., 1976.

Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М., 1971.

Исаченков В.А., Квасов Д.Д. Л.С. Берг. М., 1988.

Краснопольский А.В. Отечественные географы (1917 – 1992). СПб., 1993-1995. Т. 1-3.

Мир географии. География и географы. Природная среда/Под ред. Г.И. Рычагова. М., 1984.

Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней. М., 1985.

Калесник С.В. Библиография ученых СССР. Серия географических наук, вып. 7. М., 1985.

Русское географическое общество. 150 лет / Под ред. А.Г. Исаченко. СПб-М., 1995.

 

Мирового океана

Практическая работа № 4 (4 часа)

Цель работы – усвоить механизмы и процессы функционирования Мирового океана, определить его влияние на природу и климат Земли. Выучить основные океанические течения и закономерности их распределения.

Расходный материал: контурные карты океанов и мира, атлас за 7 кл., тетрадь для практических работ, учебник по землеведению, шариковая и гелиевая черная ручки, простой карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши. Дополнительная учебная литература:

1. Шубаев Л.П. Общее землеведение. М., 1977.

2. Степанов В.Н. Природа Мирового океана. М., 1982.

Задания:

1. Дать анализ карт температуры поверхностных вод океанов, используя школьный атлас для 7 кл. Ответить на следующие вопросы:

а) определить температуру поверхностных вод океанов в приэкваториальных, тропических, умеренных и приполярных широтах.

б) какие районы Мирового океана имеют наиболее высокие и наиболее низкие температуры поверхностных вод? Объяснить причины выявленных закономерностей.

в) существуют ли различия в нагреве поверхностных вод океанов на одних и тех же широтах Северного и Южного полушарий?

д) каковы общие закономерности в распределении температур поверхностных вод океанов у западных и восточных берегов материков в пределах одних и тех же широт?

2. Дать анализ распределения солености поверхностных вод океанов по картам школьного атласа. Ответить на вопросы:

а) какова соленость поверхностных вод океанов в приэкваториальных, тропических, умеренных и приполярных широтах?

б) какие районы Мирового океана имеют наибольшую и наименьшую соленость поверхностных вод?

в) на примере северной части Атлантического океана выявит влияние морских течений на распределение солености поверхностных вод.

3. А) На контурные карты нанести основные океанические течения, используя атлас и вспомогательные таблицы.

Морские течения показывать стрелками. Стрелками красного цвета обозначают теплые течения, синими – холодные, серыми – нейтральные.

Б) Дать анализ карты морских течений. Показать особенности циркуляции течений в тропической зоне, умеренных и приполярных широтах Северного и Южного полушарий.

4. Проанализировать схему взаимодействия элементов природы в Мировом океане (результаты представить в виде географического сочинения). Схема и вспомогательные таблицы представлены в приложении Б.

 

Литература

Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира. Смоленск, 2001.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., 1990.

Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для природопользователей и экологов. М., 2003.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1: Общая характеристика мира. М., 2004.

Страны мира: Справочник. (Различные редакции и годы выпуска)

 

Литература

Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для природопользователей и экологов. М., 2003.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1: Общая характеристика мира. М., 2004.

Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.П. Природные ресурсы мира. М., 1993.

 

 

Литература

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! М., 1995.

Григорьев Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л., 1991.

Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1989.

Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.

Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке: Доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана // География в школе. 2001. № 3.

Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение. М., 2004.

 

Указания по их выполнению

 

Примерные темы реферативных работ (могут быть изменены или добавлены новые темы по усмотрению преподавателя):

 

1. География – наука естественная и общественная.

2. Экологические функции географии – перспективы и проблемы.

3. Географический детерминизм и его разновидности: идеи и значение.

4. Мониторинг окружающей среды. Научно-практическое значение.

5. Аэрокосмические методы исследования в географии.

6. Карта – второй язык географии.

7. Географическая оболочка – глобальный природный комплекс Земли.

8. Ландшафтная сфера Земли: состав, структура, функционирование.

9. Значение географического краеведения в овладении основами географического знания.

10. Географический прогноз – венец географических исследований.

11. Проблемы географической науки.

12. Географическое положение Российского государства.

13. Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально-экономический смысл. (Александрова)

14. Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и в России.

15. Роль Мирового океана в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами.

16. Различия между цивилизациями Запада и Востока: проблемы сотрудничества и взаимообогащения.

17. Информационная революция: благо или бедствие?

18. Изменение роли ислама как мировой религии в жизни человечества во второй половине XX - начале XXI вв.

19. Значение сохранения этнического разнообразия населения мира и биологического разнообразия в природе для современного человечества и его будущего.

20. Экономическая глобализация: что она дает странам и народам мира.

 

Предложенные темы рефератов не являются обязательными, принимается во внимание интерес студента и его желание развить какую-либо тему в рамках курса. Подробные методические указания по написанию реферата, о структуре и наполнении его содержания студент получает во время индивидуальной консультации с преподавателем.

Преподаватель может по ходу учебного процесса заменить одно из практических занятий на занятие по обсуждению рефератов и расширить их темы. Список литературы может быть предложен как самим преподавателем, так и приветствуется творческий подход студента.

Оформление и выполнение реферативных работ. Работа выполняется на отдельных листах А4 формата на компьютере (рукописный вариант не принимается). Объем работы не менее 10 листов. Реферат должен иметь четкую структуру: титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из разделов и при необходимости подразделов, заключения и списка использованных источников. Оформление всех структурных частей работы, иллюстративного материала, а также приемы технического исполнения текстовой части указаны в учебно-методическом пособии: «Выполнение и защита курсовых, выпускных, дипломных работ и отчетов о производственных и предквалификационных практиках» (Пермь, 2007).

Примерный список литературных источников для написания реферативных работ:

  1. Берлянт А.М. Картография. М., 2002.
  2. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М., 1996.
  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  4. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М., 1988.
  5. Лютый А.А. Язык карты. М., 1981.
  6. Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 1988.
  7. Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.
  8. Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. СПб., 1998 (1999).

9. Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учебное пособие. М., 1991.

10. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970.

11. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. М., 1985.

12. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М., 1994.

13. Пастернак А.К. Основные теоретические проблемы современной географии. Смоленск, 1998.

14. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М., 2000.

15. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., 1990.

16. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1: Общая характеристика мира. Ярославль, 1993 (или М., 2004).

17. Страны мира (различные справочники).

18. Гладкий Ю.Н., Григорьев Ал. А., Ягья В.С. Горизонты Ойкумены. Л., 1990.

19. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! М., 1995.

20. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке: Доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана // География в школе. 2001. № 3.

21. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

22. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.П. Природные ресурсы мира. М., 1993.

23. Юдасин Л.С. Энергетика: проблемы и надежды. М., 1990.

24. Народы и религии мира. М., 1998.

25. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

26. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления / Курс лекций по экономической и политической географии. М., 2000.

27. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. М., 1980.

28. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000

29. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. М., 1999.

30. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1999.

31. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.

32. Социально-экономическая география мира / Под ред. В.В. Вольского. Ч. 1. М., 1998.

33. Григорьев Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л., 1991.

34. Физическая география Мирового океана. Л., 1980.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная:

1. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: Учебник для экологов и природопользователей. М., 2003.

2. Селиверстов Ю.П., Бобков А.В. Землеведение. М., 2004.

3. Шарыгин М.Д., Столбов В.А. Введение в социально-экономическую географию. М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная:

4. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск, 1998.

5. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1984.

6. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М., 1996.

7. Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1990.

8. Исаченко А.Г. География в современном мире. М., 1998.

9. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. М., 1985.

10. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. М., 1980.

11. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. М., 2004.

12. Мир географии. География и географы. Природная среда / Под ред. Г.И. Рычагова. М., 1984.

13. Физическая география: Справ. пособие для подгот. отд. вузов / Под ред. К.В. Пашканга. М., 1991.

14. Периодические научные географические издания:

· География и природные ресурсы.

· Известия РАН. Серия географическая.

· Известия РГО.

· Вестник Московского университета. Сер. 5. География.

· Проблемы региональной экологии.

 

6.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины используются следующие средства обучения:

- компьютерное и мультимедийное оборудование (для лекций-визуализаций по темам региональной физической географии);

- приборы и оборудование учебного назначения (настенные карты, карто-схемы, схемы, географические атласы).

6.3. Методические указания студентам

 

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, определяет более глубокое усвоение изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение учебного семестра в виде экспресс-опроса на семинарских и практических занятиях, заслушивания докладов, проверки письменных работ. Результаты самостоятельной работы учитываются при аттестации студента (экзамен).

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы указано в разделах 6 и 7 данного учебно-методического комплекса (УМК), а также подбирается во время индивидуальной консультации преподавателя со студентом.

 

Задания для индивидуальной самостоятельной работы:

 

1. Составьте глоссарий (словарь) из тридцати (и более) важнейших географических понятий и определений (по вашему выбору) и раскройте их содержание.

2. Используя рекомендованную литературу по истории географии, приведите три – четыре примера выдающихся путешествий (научных экспедиций), которые привели к географическим открытиям мирового масштаба. Нанесите маршруты на контурные карты, укажите имена путешественников и время прохождения экспедиций (путешествий), результаты данных экспедиций.

 

3. Расскажите на примерах из личного опыта, как вы использовали методы наблюдений и методы обобщений.

4. Используя карты географических атласов, составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства.

5. По материалам местных изданий составьте словарь географических названий (топонимов) вашего края с объяснением (по возможности) их значения.

6. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень трех-четырех ресурсопроизводящих и трех-четырех ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, в вашем районе.

7. Используя различные источники информации, обоснуйте свой ответ на вопрос: как влияет состояние природной среды земного шара на развитие мировой и локальных цивилизаций?

8. Приведите примеры трех-четырех экономически развитых и развивающихся стран, обладающих значительным потенциалом природных ресурсов. Охарактеризуйте их. Как используются природные ресурсы, как они повлияли на экономическое развитие этих стран?

9. Подготовьте сообщение на одну из указанных ниже тем:

· Управление природными ресурсами в России и его основные проблемы.

· Специфика земельных ресурсов России и ее влияние на развитие и размещение народного хозяйства страны.

· Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально-экономический смысл.

· Сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства.

· Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и России.

10. Представьте в виде краткого изложения географический «обзор» (комплексную страноведческую характеристику) одной из стран мира (страны определяются преподавателем).

11. Используя краеведческую географическую и экологическую литературу, периодические издания, узнайте, действует ли система мониторинга окружающей среды в Пермском регионе и, если действует, каково ее научно-практическое значение.

12. Перечислите преимущества и недостатки проживания а) в деловой части большого города, б) в пригороде или в «спальном» районе города, в) в маленьком городке в сельской местности, г) в сельском населенном пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему?

13. Оцените региональную безопасность (экономическую, социальную, экологическую) Пермского края. Составьте краткий доклад.

14. Работа над вопросами для самоконтроля из учебника по географии М.М. Голубчика (2003).

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК

Материалы текущего контроля

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в три этапа: входной контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация.

Входной контроль проводится на первой лекции в виде письменной контрольной работы по следующим вопросам (вопросы могут быть изменены):

1) сформулируйте определение географии.

2) что изучает физическая география?

3) возраст Земли как планеты?

4) чем примечательны дни 22.06 и 23.09 с географических позиций?

5) самая высокая точка планеты (название и высота в метрах)?

Максимальное количество баллов за работу – 50 б. (10 баллов за правильный ответ).

Рубежный контроль – контрольные работы после каждого раздела программы.

 

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Разделы «Введение» и «История, теория и методология географии». Варианты контрольной работы № 1.

1 вариант

1. Географическая оболочка (ГО) (определение), ее границы.

2. Дискретность и континуальность как свойства ГО.

3. Основоположники географии как науки.

4. Метод (определение). Общенаучные теоретические методы исследования в географии.

5. Ландшафт в широком и узком смысле слова (определение).

2 вариант

1. Объект и предмет изучения географии (определения).

2. Основные особенности географической оболочки (ГО).

3. Основные события эпохи Великих географических открытий.

4. Метод (определение). Экологический принцип в географических исследованиях.

5. Природный территориальный комплекс (определение).

Оценка за контрольные работы в баллах. Один правильный ответ – 20 б. (максимальное количество – 100 б.).

 

Раздел «Основы физической географии». Контрольная работа № 2 в виде выполнения тестовых заданий. Примеры заданий.

1. Выберите из ниже приведенных понятий объект изучения географии и напишите его определение:

а) биосфера; б) земная поверхность; в) географическая оболочка;

г) ландшафтная сфера; д) геосистема

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

На первом лекционном занятии проводится входной контроль по темам вводного раздела дисциплины «География» первого семестра обучения.

 

Раздел «Основы социально-экономической географии». Контрольная работа № 1 – тестирование. Примерные задания.

1. Выберите из приведенных примеров объект изучения экономической и социальной географии, напишите его определение

а) географическая оболочка

б) территориально-производственный комплекс

в) территориальные сочетания (комплекса, системы)

г) ландшафт

ПРИЛОЖЕНИЕ

Номенклатура

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Канада – Оттава, США – Вашингтон, Мексика – Мехико

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА (СТРАНЫ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА)

Панама – Панама, Гватемала – Гватемала, Куба – Гавана, Гаити – Порт-о-Пренс

 

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Колумбия – Санта-фе-де-Богота, Венесуэла – Каракас, Эквадор – Кито, Перу – Лима, Бразилия – Бразилиа, Чили – Сантьяго, Аргентина – Буэнос-Айрес, Парагвай – Асунсьон, Уругвай – Монтевидео

 

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия – Канберра, Новая Зеландия - Веллингтон, Папуа-Новая Гвинея – Порт-Морсби, Индонезия – Джакарта, о. Фиджи – Сува

 

АФРИКА

Алжир – Алжир, Ливия – Триполи, Египет – Каир, Тунис – Тунис, Сенегал – Дакар, Мали – Бамако, Нигер – Ниамей, Чад – Нджамена, Судан – Хартум, Эфиопия – Аддис-Абеба, Сомали – Могадишо, Кот-д’Ивуар – Ямусукро, Буркина-Фасо – Уагадугу, Нигерия – Абуджа, Центральноафриканская республика (ЦАР) – Банги, Кения – Найроби, Демократическая республика Конго (ДРК) – Кеншаса, Танзания – Додома, Ангола – Луанда, Мозамбик – Мапуту, Южно-Африканская республика (ЮАР) – Претория, Мадагаскар – Антананариву

 

ЕВРОПА

Норвегия – Осло, Швеция – Стокгольм, Финляндия – Хельсинки, Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – Лондон, Ирландия – Дублин, Исландия – Рейкьявик, Португалия – Лиссабон, Испания – Мадрид, Монако, Франция – Париж, Нидерланды (Голландия) – Амстердам, Бельгия – Брюссель, Швейцария – Берн, Италия – Рим, Ватикан, Австрия – Вена, Чехия – Прага, Венгрия – Будапешт, Словакия – Братислава, Словения – Любляна, Греция – Афины, Хорватия – Загреб, Босния и Герцеговина – Сараево, Албания – Тирана, Македония – Скопье, Болгария – София, Румыния – Бухарест, Польша – Варшава, Эстония – Таллин, Латвия – Рига, Литва – Вильнюс, Белоруссия – Минск, Украина – Киев, Молдова – Кишинев, Россия – Москва, Грузия – Тбилиси, Армения – Ереван

 

АЗИЯ

Турция – Анкара, Азербайджан – Баку, Иран – Тегеран, Ирак – Багдад, Сирия – Дамаск, Ливан – Бейрут, Израиль – Тель-Авив, Иордания – Амман, Саудовская Аравия – Эр-Рияд, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – Абу-Даби, Афганистан – Кабул, Узбекистан – Ташкент, Пакистан – Исламабад, Индия – Дели, Монголия – Улан-Батор, Китай – Пекин, Северная Корея – Пхеньян, Южная Корея – Сеул, Япония – Токио, Филиппины – Манила, Шри-Ланка – Коломбо, Мьянма – Янгон, Вьетнам – Ханой, Бангладеш – Дакка, Таиланд – Бангкок

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель курса

 

Курс «География» предназначен для студентов первого курса по направлению «Экология и природопользование» (обучающихся на географическом и биологическом факультетах Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) очной формы обучения.

Целью курса является формирование у будущих выпускников основополагающих понятий, категорий, теорий и методов географии, а также познание географической картины мира и способности восприятия системы географических наук как основы глобальной и региональной экологии и рационального природопользования.

Данная дисциплина призвана научить проникать в сущность географических процессов и явлений, применять в экологии и деятельности по охране и рациональному использованию природной среды географические методы, идеи и знания.

Задачи курса

 

1. Дать знания о географической науке как единой научной дисциплине.

2. Изучить основополагающие теории и концепции физической и социально-экономической географии, объясняющие функционирование систем «географическая оболочка – человек», «природа – общество», «человек – ландшафт» и «природа – население - хозяйство».

3. Познакомиться с теоретическими и прикладными разработками современной географии.

4. Показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности специалиста данного направления подготовки.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО выпускник направления «Экология и природопользование» должен

иметь представление:

- об объекте и предмете географии; -



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.018 с.)