Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития географии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв. Возникновение и становление отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой и российской географии. Основные направления развития географии в XX в. Современные тенденции в географии XXI в. Методология и методы географии. Традиционные и современные подходы формирования географического мышления и мировоззрения. Принцип всеобщей взаимосвязи взаимообусловленности в географии. Традиционные методы: описательный, сравнительно-географический, картографический, исторический. Общенаучные теоретические методы и принципы. Количественные методы в географии. Моделирование и эксперимент. Аэрокосмические (дистанционные) методы. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии. Теоретическое знание в географии. Понятия: закон, закономерность, теория, учение, концепция. Общие положения о законах и закономерностях в географии. Географическая культура и географический язык. Общегеографические теории, учения, концепции. Физико-географические учения. Современные проблемы географической науки.
Раздел 2. Основы физической географии Учение о географической оболочке (ГО) Особенности ГО как объекта изучения географии. Границы ГО. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки. Основные характеристики Земли. Движения Земли и их географические следствия. Этапы развития ГО: геологический, биологический, антропогенный. Ритмично-поступательное развитие ГО. Оболочечное строение Земли. Основные характеристики атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Ландшафтная сфера Земли. Законы и закономерности ГО. Факторы пространственной физико-географической дифференциации: тектонический режим, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляционные факторы и режим увлажнения. Роль макро- и мезоформ рельефа. Зональность и поясность: причины и следствия. Периодический закон географический зональности. Азональность и интразональность. Полярная асимметрия как закономерность. Круговороты вещества, энергии и информации в ГО. Источники энергии в ГО. Радиационный баланс и распределение тепла на Земле. Общая циркуляция атмосферы: циклоны и антициклоны, господствующие ветра и местная циркуляция. Океаническая циркуляция. Роль океана и течений в формировании климата Земли. Большой и малый круговорот воды в природе. Биологические и биогеохимические круговороты. Перенос минерального вещества и литосферный круговорот. Дискретность и континуальность ГО. Ландшафтная оболочка. Иерархия геосистем. Горизонтальная и вертикальная структура ландшафтной оболочки. Ландшафт. Глобальные изменения в ГО. Антропосфера как современное состояние географической оболочки. Заключение. Глобальные географические закономерности и знания о геосистемах различного уровня иерархии как основа экологических исследований и разработки природоохранных мероприятий. ВТОРОЙ СЕМЕСТР Раздел 3. Основы социально-экономической географии Сущность социально-экономической географии. Диалектическое единство системы «природа-население-хозяйство», взаимосвязь ее компонентов. Развитие социальных компонентов, динамика населения, социально-демографический процесс. Развитие хозяйства и историко-экономический процесс. Взаимодействие населения и природной среды. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, хозяйства и природы. Экономико-географическое исследование: этапы, задачи, значение. Источники экономико- и социально-географической информации. Основные теории и учения экономической, социальной и политической географии. Основы теории экономико-географического положения (ЭГП). Территориальное (географическое) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. Территориальная организация общества (ТОО) и ее компоненты. Территориальные ресурсы и их оценка. Понятие об экономическом пространстве. Системы расселения – основа ТОО. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий. Географический облик современного мира. Разнообразие стран. Политико-географический облик мира. Страна и страноведение. Комплексная страноведческая характеристика. Образ страны. Цивилизация как геопространственная система. Цивилизационная картина мира. Глобальное видение мира. Природно-ресурсный потенциал планеты. Природные ресурсы Земли: общая характеристика. Ресурсная база человечества. Ресурсная обеспеченность крупных регионов мира. Проблемы глобального природопользования и стратегия развития человечества.
Раздел 4. Человек и окружающая его природная среда. Глобальные проблемы человечества Проблемы взаимоотношений природы и общества. Становление человека и его отношение с географической средой. Понятие В.И.Вернадского о ноосфере. Антропогенный ландшафт и культурный ландшафт. Глобальные и региональные географические проблемы. Изменение климата, вещества геосфер, техногенная трансформация рельефа, создание природно-технических систем, повышение уровня Мирового океана и др. Оптимизация природной среды и рациональное природопользование. Мероприятия по оптимизации природной среды и основы рационального природопользования. Роль географов в их обосновании и осуществлении. Эколого-географические исследования, экспертиза и мониторинг. Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Демографическая ситуация в мире. Основные черты и факторы размещения населения. Пределы роста. Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии. Концепция устойчивого развития и проблемы мира и безопасности народов. Понятие о хозяйственной структуре мирового хозяйства. Расширение пределов с помощью технологий. Переход к устойчивому развитию как условие сохранения мирового хозяйства. Проблемы мира и безопасности народов. Объективная необходимость гуманизации международных отношений. Геополитика. Заключение. География, экология и природопользование. Профессиональный географический взгляд. Географическая культура и экология. Географические знания эколога.
Темы практических и семинарских занятий, Указания по их выполнению
Цель проведения практических занятий – закрепление лекционного материала и обсуждение новых тем по дисциплине; получение практических навыков и формирование целостного представления о многообразии граней познания географической оболочки и географической среды. Основу практических аудиторных занятий составляет работа на семинарах и освоение определенных практических навыков работы с картами и анализа географических процессов и явлений. Семинарские занятия – своеобразная «диалоговая» и дискуссионная форма обучения, когда происходит непосредственное общение между преподавателем и студентами и между студентами. На каждый семинар задается определенная тема для обсуждения, которая представлена конкретными вопросами. Студенты готовят сообщения-доклады на заданные вопросы не более 7 минут продолжительностью, используя различные источники информации – рекомендуемую литературу, периодические научные издания, СМИ, интернет-ресурсы (для последнего необходима ссылка на сайт на русском языке), также желательно применять при докладе иллюстративный материал. К докладу-сообщению студента на семинаре предъявляются определенные требования: 1) при докладе студент не должен пользоваться копиями учебников либо других информационных источников; только рассказывать, пользуясь личными конспектами, составленными по предложенным источникам информации; 2) нельзя нудно читать свое сообщение (такая форма сообщения не интересна ни аудитории, ни преподавателю); 3) доклад должен быть четким в виде конкретного рассказа, при этом студент показывает свои навыки владения устной речью и четкостью изложения материала. Затем аудитория и преподаватель задают вопросы докладчику. После этого преподаватель оценивает сообщение и ответы студента на отметку либо зачтено/незачтено. Ниже предложены темы семинарских занятий. Допускается изменение тем семинарских занятий преподавателем в ходе учебного семестра или по предложению студентов глубже изучить какой-либо интересующий аспект тем программы. Краткий алгоритм семинара: вопрос-доклад – обсуждение аудиторией – полученные выводы – оценка. Все представленные практические задания формируют знания, умения и навыки анализа географических вопросов и работы с картами, а также составления комплексных географических обобщений. В разделе «История, теория и методология географии» внимание и инициативу студентов направляют на освоение основных понятий, терминов, истории и методов географии как единой науки. В разделе «Основы физической географии» необходимо получить представление об основных процессах функционирования и динамики природной среды, о соотношении природных и антропогенных факторов в ее изменении. Темы третьего раздела раскрывают социально-экономическую и политическую составляющую географии. Раздел «Человек и окружающая его природная среда. Глобальные проблемы человечества» знакомит с наиболее насущными глобальными проблемами человечества, в решении которых немаловажную роль играет совместная деятельность географов, экологов и представителей других естественных и общественных наук. Количество часов, отводимых на выполнение конкретных видов практических занятий, регулируется преподавателем в зависимости от подготовки студентов и скорости выполнения заданий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.144 (0.01 с.) |