Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 . История, теория и методология географии

Поиск

 

Тема 1. История развития отечественной географии

Семинар № 1 (2 часа)

 

Вопросы к теме:

1. Основные этапы развития географии как науки в России и их особенности.

2. Роль Русского географического общества (РГО) в развитии отечественной географии.

3. А.И. Воейков и В.В. Докучаев – выдающиеся географы нашей страны.

4. Вклад географов-академиков Л.С. Берга, А.А. Григорьева, С.С. Калесника, И.П. Герасимова, К.К. Маркова и В.Б. Сочавы в развитие физической географии.

5. Вклад ученых-географов К.И. Арсеньева, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Колосовского и Н.Н. Баранского в развитие социально-экономической географии в России (СССР).

Литература

Баландин Р.К. В.В. Докучаев. М., 1990.

Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1989.

Забелин И.М. Путешествие вглубь науки. М., 1976.

Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М., 1971.

Исаченков В.А., Квасов Д.Д. Л.С. Берг. М., 1988.

Краснопольский А.В. Отечественные географы (1917 – 1992). СПб., 1993-1995. Т. 1-3.

Мир географии. География и географы. Природная среда/Под ред. Г.И. Рычагова. М., 1984.

Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней. М., 1985.

Калесник С.В. Библиография ученых СССР. Серия географических наук, вып. 7. М., 1985.

Русское географическое общество. 150 лет / Под ред. А.Г. Исаченко. СПб-М., 1995.

 

Тема 2. Традиционные методы географических исследований

Практическая работа № 1 (4 часа)

 

Цель работы – научиться применять описательный и сравнительно-географический методы при составлении комплексной характеристики любой территории.

Расходный материал: тетрадь для практических работ, школьный атлас за 7 кл., простой карандаш и цветные ручки.

Задания:

Используя методы географического описания и сравнительно-географический, составьте комплексное географическое описание материка либо его конкретного региона (основа информации – карты атласа и школьные знания по географии). Результат изложите в виде географического сочинения, также можно представить как рекламный текст, делая акцент на наиболее интересных и привлекательных чертах описываемой территории.

Примерный план комплексного географического описания региона:

1. Географическое положение (относительно материков и океанов, экватора и полюсов).

2. Геологическое строение и особенности рельефа.

3. Климатические особенности (температура средняя за год, минимальная и максимальная, осадки по сезонам и годовые, направления ветров по сезонам и т.д.).

4. Воды (крупные реки, озера, болотистые местности, запасы поверхностных и подземных пресных вод).

5. Биота (растительный и животный мир) и почвы.

6. Хозяйственное использование территории.

7. Примечательные особенности территории (этот раздел плана основывается на школьных знаниях и широкой эрудиции студента).

 

Раздел 2. Основы физической географии

Тема 3. Широтная зональность географической оболочки

Практическая работа № 2 (2 часа)

 

Цель работы – закрепить основные положения, объясняющие сущность зональности как важнейшей закономерности функционирования географической оболочки, природных комплексов и геокомпонентов.

Расходный материал: тетрадь для практических работ, атлас за 7 кл., учебник по землеведению, шариковая ручка, простой карандаш, линейка, ластик.

Задания:

1. Познакомиться с периодическим законом географической зональности, сформулированным А.А. Григорьевым и М.И. Будыко (прил. А).

2. Письменно в тетради для практических работ ответить на вопросы анализа:

а) какие факторы учитывает географический закон?

б) каков физический смысл радиационного индекса сухости?

в) радиационный баланс или радиационный индекс сухости определяет тип географический зоны и ее конкретный облик? Привести примеры.

г) при каких соотношениях радиационного баланса и радиационного индекса сухости создаются оптимальные условия для развития растительности?

д) какие географические зоны возникают при следующих показателях:

 

Радиационный баланс, кДж/см2 в год Радиационный индекс сухости Географическая зона
  0,7 – 0,8 2,0 – 3,0 0,8 – 1,0 5,0 – 10,0  

Тема 4. Изучение физико-географической номенклатуры

Практическая работа № 3 (4 часа)

Цель работы – познакомиться с необходимым перечнем физико-географической номенклатуры, выучить его; уметь ориентироваться по карте и показывать расположение географических объектов.

Расходный материал: контурные карты океанов и мира, атлас за 7 кл., тетрадь для практических работ, простой карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши.

Задания:

1. Нанести номенклатуру (прил. В) на контурные карты (можно отобразить в цвете рельеф, водные объекты и т.д.).

2. Выучить физико-географическую номенклатуру и уметь показывать на настенной физической карте мира у доски и чистой контурной карте из комплекта контурных карт материков и океанов.

Тема 4. Особенности функционирования природного комплекса

Мирового океана

Практическая работа № 4 (4 часа)

Цель работы – усвоить механизмы и процессы функционирования Мирового океана, определить его влияние на природу и климат Земли. Выучить основные океанические течения и закономерности их распределения.

Расходный материал: контурные карты океанов и мира, атлас за 7 кл., тетрадь для практических работ, учебник по землеведению, шариковая и гелиевая черная ручки, простой карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши. Дополнительная учебная литература:

1. Шубаев Л.П. Общее землеведение. М., 1977.

2. Степанов В.Н. Природа Мирового океана. М., 1982.

Задания:

1. Дать анализ карт температуры поверхностных вод океанов, используя школьный атлас для 7 кл. Ответить на следующие вопросы:

а) определить температуру поверхностных вод океанов в приэкваториальных, тропических, умеренных и приполярных широтах.

б) какие районы Мирового океана имеют наиболее высокие и наиболее низкие температуры поверхностных вод? Объяснить причины выявленных закономерностей.

в) существуют ли различия в нагреве поверхностных вод океанов на одних и тех же широтах Северного и Южного полушарий?

д) каковы общие закономерности в распределении температур поверхностных вод океанов у западных и восточных берегов материков в пределах одних и тех же широт?

2. Дать анализ распределения солености поверхностных вод океанов по картам школьного атласа. Ответить на вопросы:

а) какова соленость поверхностных вод океанов в приэкваториальных, тропических, умеренных и приполярных широтах?

б) какие районы Мирового океана имеют наибольшую и наименьшую соленость поверхностных вод?

в) на примере северной части Атлантического океана выявит влияние морских течений на распределение солености поверхностных вод.

3. А) На контурные карты нанести основные океанические течения, используя атлас и вспомогательные таблицы.

Морские течения показывать стрелками. Стрелками красного цвета обозначают теплые течения, синими – холодные, серыми – нейтральные.

Б) Дать анализ карты морских течений. Показать особенности циркуляции течений в тропической зоне, умеренных и приполярных широтах Северного и Южного полушарий.

4. Проанализировать схему взаимодействия элементов природы в Мировом океане (результаты представить в виде географического сочинения). Схема и вспомогательные таблицы представлены в приложении Б.

 

Раздел 3. Основы социально-экономической географии

 

Тема 6. Страны и народы в современном мире

Семинар № 2 (2 часа)

Вопросы к теме:

1. Разнообразие стран по площади и численности, по структуре народного хозяйства и уровню социально-экономического развития.

2. Расовый состав и народы.

3. География религий: христианство, ислам, буддизм, ламаизм, индуизм.

4. Политико-географическая структура мира:

- политическая карта мира – сложное и динамичное образование (изменения на карте в XX веке);

- формы организации государства (монархии, республики);

- формы территориально-политического устройства (унитарные государства, федерации).

Литература

Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира. Смоленск, 2001.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., 1990.

Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для природопользователей и экологов. М., 2003.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1: Общая характеристика мира. М., 2004.

Страны мира: Справочник. (Различные редакции и годы выпуска)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.011 с.)