Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карст и его географическое распространение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Своеобразный рельеф образуется на территориях, сложенных растворимыми породами – известняками и доломитами, реже гипсами и солями. Обычная всюду эрозионная деятельность текучих вод здесь сочетается с растворяющим их действием. В результате выноса растворенных пород в рельефе появляются пустоты. Вместе с рельефом меняется и гидрологический режим местности. Такой рельеф и связанную с ним гидрогеографическую сеть называют карстовыми или просто карстом. Это название происходит от собственного имени известкового плато Карст на Балканском полуострове. Если пласты растворенных пород залегают на поверхности, то карст называется открытым, поверхностным или средиземноморским; если они находятся на некоторой глубине и прикрыты толщей нерастворимых песчано-глинистых отложений, карст называется покрытым или среднеевропейским. Покрытый карст распространен шире, чем открытый. Известняки и доломиты, в которых преимущественно и формируется карст, как известно, водоупорны, но они всегда разбиты трещинами разной величины. Атмосферные, поверхностные и подземные воды проникают в трещины, растворяют СаСОз. Этот процесс усиливается при наличии в воде свободной углекислоты: Твердый углекислый кальций переходит в раствор и выносится. В результате открытая поверхность известняков оказывается рассеченной бороздами глубиной до 2 м – каррами. Карровые поля в большинстве случаев лишены растительного покрова или он представлен редкими кустарниками. Циркулируя в трещинах, вода вырабатывает вертикальные пустоты, которые на поверхность выходят в виде воронок. В открытом карсте обычны воронки поверхностного выщелачивания. На их дне находятся глубокие отверстия – поноры. Такие воронки небольшие, редко до 100 м в диаметре. Провальные воронки достигают огромных размеров. Одну из них занимает Охридское озеро на юге Балканского полуострова. Его длина 30, ширина 15 км, а глубина 695 м. В открытом карсте образуются воронки присасывания. В открытом карсте при большой мощности известняков, особенно в горных районах, где возможно глубокое просачивание воды, воронки приобретают форму колодцев и шахт. На крымской Яйле шахты достигают 100 м глубины, а на плато Карст – до 450 м. Внутри карстующихся известняковых, доломитовых или гипсовых пластов образуются пещеры. Карстовые пещеры имеют вид длинных галерей, местами расширяющихся в обширные залы. На поверхности они открываются обычно одним небольшим входом. Крупнейшими пещерами мира считаются Хёллох в Швейцарии и Мамонтова на западном склоне Аппалачей. Залы и проходы первой образуют сложный лабиринт длиной 78км, второй – свыше 71 км. Самые известные пещеры Европы – Эйсризенвельт в Австрии длиной 42 км и Постойна, или Адельсбергский грот, в Югославии – 15 км. Своеобразны ледяные пещеры. Их стены и потолок унизаны ледяными кристаллами, сохраняющимися весь год. Самая замечательная из ледяных пещер Кунгурская на западном склоне Урала. Это одна из крупнейших пещер в мире. В противоположность ледяным пещерам есть такие, микроклимат которых много теплее климата окружающей их местности. Например, в пещерах Сихотэ-Алиня во время зимних морозов сохраняется температура 15-20° С. Поверхностные и глубинные полости в земной коре карстовых районов обусловливают и своеобразие их гидрографической сети. Атмосферные осадки поглощаются воронками и отводятся в глубину. Поверхностная речная сеть не развивается. Те реки, которые приходят в карстовые области извне, или сразу уходят под землю, или постепенно теряют свою воду в понорах. Иногда из ряда подземных потоков образуются новые реки, выходящие на поверхность в виде мощных источников, называемых воклюзами. Постоянные реки в открытом карсте могут существовать только тогда, когда дно их лежит ниже уровня грунтовых вод. Долины таких рек очень глубоки и имеют форму ущелья или каньона. Некоторые реки Югославии текут в ущельях глубиной до 600-1000 м. В каньонах протекают Салгир в Крыму и Бзыбь в Абхазии. Озера карстовых районов занимают котловины провального происхождения, обычно небольшие по площади, но глубокие. Иногда карстовые озера достигают и больших размеров. Таково Орхидское озеро. Если днище озера находится на уровне грунтовых вод, озеро постоянно. Если озерная котловина заканчивается в ярусе сезонных колебаний подземных вод, озеро существует в периоды дождей и исчезает на сухое время. Существуют озера с непериодическим колебанием уровня вплоть до полного исчезновения или внезапного появления. Такие явления обычно вызываются перестройкой поземных водоемов. Немецкий исследователь Г. П. Коссак выделяет следующие зоны и регионы карстового рельефа: 1. Субтропическая зона открытого карста. Она охватывает Альпийско-Средиземноморский складчатый пояс. 2. Тропическая зона, включающая карст Флориды, Юкатана и Кубы, Южного Китая, Малакки и Северной Австралии. В открытых известняках образуется так называемый кегель-карст, рельеф которого состоит из конических форм. 3. Зона покрытого карста умеренных широт. Она включает равнины Евразии и Северной Америки, а также юг Австралии, Африки и Южной Америки. Одна из самых больших карстовых областей Земли охватывает Приуралье и Урал; ряд карстовых районов находится на Среднесибирском плоскогорье, в Забайкалье, на Алтае, а также в Сихотэ-Алине. Наибольшими из карстовых районов умеренных широт Европы являются Моравский Карст, Швабско-Франкийский бассейн, плато Косе во Франции, Пеннинский хребет и Центральная равнина Ирландии. Обширные области карстового рельефа находятся в Северной Америке: Аппалачи, Техас, Нью-Мексика. 4. Карст пустынь. В зонах пустынь карстовые процессы протекают замедленно в связи с недостатком осадков, а наземные карстовые формы рельефа маскируются эоловыми образованиями. 5. Зона карста коралловых островов и рифов. Она характеризуется молодостью форм выщелачивания.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев, Г. С. Геоморфология материков: учебник для студентов вузов / Г. С. Ананьев, А. В. Бредихин. – М.: Университет, 2008. – 347 с.
Аношко, В. С. Мелиоративная география: учеб. пособие для геогр. спец. вузов / В. С. Аношко. – Мн.: Вышэйшая школа, 1987. – 254 с.
Антипова, Е. А. Геодемографические проблемы и территориальная структура сельского расселения Беларуси / Е. А. Антипова. – Мн.: БГУ, 2008. – 327 с.
Баландин, Р. К., Бондарев Л.Д. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988. – 391 с.
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя: у 12 т. – Мн.: БелСЭ, 1969–1975. – Т. 1–12.
Берлянт, А. М. Образ пространства: карта и информация / А. М. Берлянт. – М.: Мысль, 1986. – 240 с.
Биологическое разнообразие Национального парка «Припятский» и других особо охраняемых природных территорий: сб. науч. тр. Национального парка «Припятский». – Мозырь: Белый Ветер, 1999. – 360 с.
Боков, В. А. Общее землеведение: учебник для студентов вузов / В. А. Боков, Ю. П. Селивестров, И. Г. Черванев. – СПб: изд-во С-Петерб. ун-та, 1998. – 266 с.
Болтрамович, С. Ф. Геомолрфология: учебное пособие для студентов вузов / С. Ф. Болтрамович. – М.: Академия, 2005. – 517 с.
Брилевский, М. Н. География Беларуси: учебн. пособие для 10 кл. / М. Н. Брилевский, Г. С. Смоляков, Н. Т. Яльчик. – Мн.: Народная асвета, 2007. – 373 с.
Вахрушев, В. А. Камень. Человек. Время / В. А. Вахрушев. – Новосибирск: Наука, 1991. – 174 с.
Вахрушев, В. А. Камень в культуре народов мира с древнейших времен до наших дней / В. А. Вахрушев. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 1999. – 232 с.
Вахрушев, В. А. Загадочные псевдокристаллы / В. А. Вахрушев // Записки Всероссийского минералогического общества. – 2003. – № 6. – С. 87–89.
Вейткевич, Г. В. Основы учения о биосфере: книга для учителя / Г. В. Вейткевич, В. А. Вронский. – М.: Просвещение, 1989. – 159 с.
Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. – М.: Советская Россия, 1989. – 704 с.
Вернадский, В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1991. – 272 с.
Водохранилища Белоруссии: природные особенности и взаимодействие с окружающей средой / В. М. Широков, П. С. Лопух [и др.]; под ред. В. М. Широкова. – Мн.: Университетское, 1991. – 207 с.
Воронов, А. Г. Биогеография с основами экологии / А. Г. Воронов. – М.: МГУ, 1987. – 263 с.
Галай, Е. И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Е. А. Галай. – Мн.: Амалфея, 2008. – 252 с.
Гвоздецкий, Н. А. Карст / Н. А. Гвоздецкий. – М.: Мысль, 1981. – 214 с.
Геаграфiя Беларусi: энцыкладедычны даведнik / Л. В. Казлоуская [i iнш.]; пад рэд. Л. В. Казлоускай. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1992. – 383 с.
Геаграфiя Брэсцкай вобласцi / С. В. Арцеменка [i iнш]; пад рэд. С. В. Арцеменкi, У. А. Грыбко. – Мн.: БГУ, 2000. – 387 с.
Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. В 3 т. – Т. 2. – Философия природы. – М.: Мысль, 1975. – 695 с.
Географический энциклопедический словарь. Географические названия; гл. ред. А. Ф. Трешников. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 591 с.
География Гомельской области / Г. Н. Каропа [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы, В. Е. Пашука. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. – 286 с.
Геология антропогена Белоруссии / А. С. Махнач, Р. Г. Гарецкий, А. В. Матвеев [и др.]. – Мн.: Наука и техника, 1973. – 152 с.
Геология Беларуси /А. Г. Махнач [и др.]; под ред. А. Г. Махнача. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 2001. – 815 с.
Гиренок, Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
Глобальная экологическая проблема / Г. И. Морозов, Р.А.Новиков [и др.]. – М.: Мысль, 1988. – 208 с.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности; пер. с англ. и франц. / Cост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолова; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера – М.: Прогресс, 1990. – 496 с.
Гофман, Дж. Чернобыльская авария. Радиационные последствия для настоящего и будущего поколений; пер. с англ. / Дж. Гофман. – Мн.: Высшая школа, 1994. – 574 с.
Гурский, Б. Н. Река Сож / Б. Н. Гурский, М. Г. Ковхуто, Е. Г. Калечиц. – Мн.: Мн.: Университетское, 1986. – 96 с.
Долгушин, Л. Д. Ледники / Л. Д. Долгушин, Г. Б. Осипова. – М.: Мысль, 1989. – 447 с.
Ермакова, Г. Г. Физическая география России и сопредельных государств: курс лекций / Г. Г. Ермакова. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 86 с.
Жаков, С. И. Общие климатические закономерности Земли / С. И. Жаков. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
Изменения климата Беларуси и их последствия / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Тонпик, 2003. – 330 с.
История и современное состояние географического изучения Белоруссии: учеб. пособие для вузов / Б. Н. Гурский [и др.]; под ред. Б. Н. Гурского. – Мн.: Университетское, 1988. – 156 с.
Казлоўская, Л. В. Гомельская вобласць / Л. В. Казлоўская // Беларуская энцыклапедыя. Т. 18. Кн. II. Рэспублика Беларусь / Рэд. кол. Г. П. Пашкоў [i iнш.] – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2004. – С. 736 – 737.
Калесник, С. В. Основы общего землеведения / С. В. Калесник. – М.: Учпедгиз, 1955. – 660 с.
Калесник, С. В. Общие географические закономерности Земли / С. В. Калесник. – М.: Мысль, 1970. – 550 с.
Калинин, М. Ю. Водные ресурсы Гомельской области / М. Ю. Калинин, А. А. Волчек; под ред. М. Ю. Калинина. – Мн.: Белсэнс, 2007. – 144 с.
Каплин, П. А. Берега / П. А. Каплин, О. К. Леонтьев, С. А. Лукьянова. – М.: Мысль, 1991. – 479 с.
Каропа, Г. Н. Общее землеведение: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 153 с.
Каропа, Г. Н. Минимум географических названий по курсу «Общее землеведение» / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 37 с.
Каропа, Г. Н. Общее землеведение: учебная программа курса / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 13 с.
Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации в разработке учебных программ по географии / Г. Н. Каропа // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы. Высшая школа в условиях инновационного развития // Материалы научно-методической конференции (г. Гомель, 17 – 18 апреля 2008 г.). - В 3 ч. – Ч. 1. – С. 130 – 133.
Каропа, Г. Н. Об экологическом подходе к обучению географии / Г. Н. Каропа // Научнi днi // Материалы IV международной научно-практической конференции (г. София, 1–15 апреля 2008 г.). – София: Бял ГРАД-БГ, 2008. – С. 65–67.
Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации и проблемы школьной географии / Г. Н. Каропа // Геаграфiя: Праблемы выкладання. – 2008. – № 6. – С. 3–12.
Каропа, Г. Н. Вопросы окружающей среды и устойчивого развития в современной общеобразовательной школе / Г. Н. Каропа. – Гомель: БелГУТ, 1998. – 96 с.
Каропа, Г. Н. Концепция устойчивого развития: глубинные течения и подводные рифы / Г. Н. Каропа, С. В. Артеменко // Брэсцкi геаграфiчны веснiк. – 2005. – Том IV. – Выпуск 1. – С.56–73
Каропа, Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию / Г. Н. Каропа. – Мн.: Университетское, 1994. – 212 с.
Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 1999. – 188 с.
Каропа, Г. Н. Экологическое образование школьников. Ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 2001. – 210 c.
Каропа, Г. Н. История и методология географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 278 с.
Каропа, Г. Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. – 248 с.
Каропа, Г. Н. Биогеография с основами экологии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 265 с.
Каропа, Г. Н. Физическая география Беларуси: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 149 с.
Каропа, Г. Н. Биогеография с основами экологии: словарь терминов и понятий / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 157 с.
Каропа, Г. Н. География почв с основами почвоведения: словарь терминов и понятий / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 195 с.
Каропа, Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 69 –73.
Каропа, Г. Н. Проблемы и тенденции обучения географии в современной общеобразовательной школе и педагогическом вузе / Г. Н. Каропа // Материалы II международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23–25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – C. 3–9.
Каропа, Г. Н. Новая парадигма экологического образования: содержание, принципы, перспективы / Г. Н. Каропа // Материалы II международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23–25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – C. 155–160.
Каропа, Г. Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Адукацыя I выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 15 – 21.
Каропа, Г. Н. Общее землеведение: терминологический словарь / Г. Н. Каропа, Р. В. Краснощеков, Е. Н. Михалкина, Г. Г. Ермакова, И. С. Григоренко [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 212 с.
Каропа, Г. Н. Гомельская область: научно-популярное издание / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина, Т. Г. Флерко [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 204 с.
Кирвель, И. И. Пруды Беларуси как антропогенные водные объекты, их особенности и режим / И. И. Кирвель. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 234 с.
Кириенко, Е. Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: учеб. пособие / Е. Г. Кириенко. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 400 с.
Климат Беларуси / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Ин-т геол. наук АН РБ, 1996. – 235 с.
Козловская, Л. В. Социально-экономическая география Беларуси: курс лекций. В 3 ч. Ч. I. Условия и факторы социально-экономического развития и территориальной организации хозяйства Беларуси / Л. В. Козловская. – Мн.: БГУ, 2002. – 107 с.
Костенко, Н. П. Геоморфология: учебник для студентов вузов / Н. П. Костенко. – М.: МГУ, 1999. – 379 с.
Красная книга Республики Беларусь. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных / Г. П. Пашков [и др.]; под ред. Г. П. Пашкова. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – 320 с.
Красная книга Республики Беларусь. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений / Г. П. Пашков [и др.]; под ред. Г. П. Пашкова. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. – 456 с.
Красовский, К. К. Брестская область в экологическом и медико-демографическом измерении / К. К. Красовский, Н. В. Михальчук, В. А. Гордеко. – Брест: издатель С. Б. Лавров, 2002. – 124 с.
Кудельский, А. В. Подземные воды Беларуси / А. В. Кудельский, В. И. Пашкевич, М. Г. Ясовеев. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 1998. – 260 с.
Кудельский, А. В. Минеральные воды Беларуси / А. В. Кудельский, М. Г. Ясовеев. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 1994.– 260 с.
Куликов, К. А. Вращение Земли / К. А. Куликов. – М.: Недра, 1985. – 159 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
Ландшафты Белоруссии / Г. И. Марцинкевич [и др.]; под ред. Г. Марцинкевич. – Мн.: Университетское, 1989. – 239 с.
Леонтьев, О. К. Общая геоморфология: учебник для геогр. спец. вузов / О. К. Леонтьев, Г. И. Рычагов. – М.: Высшая школа, 1988. – 318 с.
Лопух, П. С. Закономерности развития природы водоемов замедленного водообмена, их использование и охрана. – Мн.: БГУ, 2000. – 332 с.
Любушкина, С. Г. Естествознание: землеведение и краеведение: учебное пособие для студентов вузов / С. Г. Любушкина, К. В. Пашканг. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 455 с.
Манак, Б. А. Экономико-географический анализ демографической ситуации и размещение населения на территории Республики Беларусь / Б. А. Манак, Е. А. Антипова. – Мн.: БГУ, 1998. – 292 с.
Марцинкевич, Г. И. Основы ландшафтоведения / Г. И. Марцинкевич, Н. К. Клицунова, А. Н. Мотузко. – Мн.: Высшая школа, 1986. – 206 с.
Матвеев, А. В. Современная динамика рельефа Белоруссии / А. В. Матвеев, Л. А. Нечипоренко. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 102 с.
Матвеев, А. В. Рельеф Белорусского Полесья / А. В. Матвеев, В. Ф. Моисеенко, Г. И. Илькевич. – Мн.: Наука и техника, 1991. – 131 с.
Медоуз, Д. Х. Пределы роста / Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, Й. Рэндерс, В. III Беренс; пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ. – 1991. – 207 с.
Мильков, Ф. Н. Словарь– справочник по физической географии / Ф. Н. Мильков. – М.: Географгиз, 1960. – 271 с.
Мильков, Ф. Н. Основные проблемы физической географии / Ф. Н. Мильков. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1967. – 172 с.
Мильков, Ф. Н. Ландшафтная сфера Земли / Ф. Н. Мильков. – М.: Мысль, 1970. – 208 с.
Мильков, Ф. Н. Физическая география: современное состояние, закономерности, проблемы / Ф. Н. Мильков. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. – 400 с.
Мильков, Ф. Н. Общее землеведение / Ф. Н. Мильков. – М.: Высшая школа, 1990. – 336 с.
Мильков, Ф. Н. Терминологический словарь по физической географии / Ф. Н. Мильков, А. В. Бережной, В. Г. Михно. – М.: Высшая школа, 1993. – 288 с.
Минеральные воды и лечебные пелоиды Беларуси. Ресурсы и современное использование / М. Г. Ясовеев [и др.]; под ред. М. Г. Ясовеева. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 346 с.
Михайлов, В. Н. Гидрология: учебник для студентов вузов / В. Н. Михайлов. – М.: Высшая школа, 2005. – 462 с.
Михалкина, Е. Н. Принципы конструирования содержания экологического образования / Е. Н. Михалкина // Материалы II международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23–25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – С. 170–171.
Михалкина, Е. Н. Радиоактивное загрязнение почвенно-растительного покрова Гомельской области / Е. Н. Михалкина // География в XXI веке: сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф., Брест, 17–18 апреля 2008 г. – Брест: БрГУ, 2008. – С. 70–71.
Моисеев, Н. Н. Универсум. Информатизация. Общество / Н. Н. Моисеев. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 199 с.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – 200 с.
Нацыянальны атлас Беларусi. – Мн.: Камiтэт па зямельных рэсурсах, геадэзii i картаграфii пры Савеце Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь, 2002. – 292 с.
Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МК ОСР); пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 376 с.
Неклюкова, Н. П. Общее землеведение / Н. П. Неклюкова. – М.Просвещение, 1967. – 392 с.
Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы, II международная науч.-практическая конф. (2009, Гомель). II Международная научно-практическая конференция «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы», Гомель, 23–25 апр. 2009 г.: [материалы] / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 190 с.
Никонова, М. А. Землеведение и краеведение: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Никонова. – М.: Академия, 2005. – 219 с.
Одум, Ю. Экология. В 2 т. / Ю. Одум; пер. с англ. – М.: Мир, 1986. Т. 1. – 326 с., Т. 2. – 376 с.
Пашканг, К. В. Практикум по общему землеведению / К. В. Пашканг. – Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2000. – 223 с.
Пирожник, И. И. Основы географии туризма и рекреационного обслуживания / И. И. Пирожник. – Мн.: Университетское, 1985. – 253 с.
Природная среда Беларуси / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: НОО–ОО «БИП–С», 2002. – 424 с.
Природно-хозяйственные регионы Беларуси / А. Н. Витченко [и др.]; под ред. А. Н. Витченко. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 278 с.
Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010–2020 гг. / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Минсктиппроект, 2004. – 180 с.
Реймерс, Н. Ф. Природопользование / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 640 c.
Савенко, В. С. Радиоэкология / В. С. Савенко. – Мн.: Дизайн ПРО, 1997. – 221 с.
Савцова, Т. М. Общее землеведение / Т. М. Савцова. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
Селивестров, Ю. П. Землеведение: учебное пособие для студентов вузов / Ю. П. Селивестров, А. А. Бобков. – М.: Академия, 2004. – 302 с.
Сладкопевцев, С. А. Землеведение и природопользование: учебное пособие для студентов вузов / С. А. Сладкопевцев. – М.: Высшая школа, 2005. – 356 с.
Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007. – Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2007. – 617 с.
Структура географической среды и ландшафтное разнообразие Беларуси / В. С. Аношко [и др.]; под ред. И. И. Пирожника, Г. И. Марцинкевич. – Мн.: БГУ, 2006. – 196 с.
Хаггет, П. География. Синтез современных знаний; пер с. англ. / П. Хаггет. – М.: Прогресс, 1979. – 688 с.
Харвей, Д. Научное объяснение в географии; пер. с англ. / Д. Харвей. – М.: Прогресс, 1974. – 504 с.
Хромов, С. П. Метеорология и климатология: учебник для студентов вузов / С. П. Хромов. – М.: МГУ, 2006. – 581 с.
Человек и природа / Г. Н. Каропа, Т. В. Авдоника [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 1997. – 46 с.
Фiзiчная геаграфiя Беларусi / Б. М. Гурскi [i iнш.]; пад рэд. Б. М. Гурскага, К. К. Кудло. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1995. – 184 с.
Философский словарь; под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1992. – 576 с.
Широков, В. М. Формирование малых водохранилищ гидроэлектростанций / В. М. Широков, П. С. Лопух. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 144 с.
Шкляр, А. Х. Климатические ресурсы Белоруссии и их использование в сельском хозяйстве / А. Х. Шкляр. – Мн.: Унiверсытэцкае, 1973. – 256 с.
Шубаев, А. П. Общее землеведение / А. П. Шубаев. – М.: Высшая школа, 1977. – 460 с.
Энцыклапедыя прыроды Беларусi: у 5-цi т. – Мн.: БелСЭ, 1983–1986. – Т. 1–5.
Якушко, О. Ф. Озероведение. География озер Белоруссии / О. Ф. Якушко. – Мн.: Высшая школа, 1981. – 223 с.
Ясовеев, М. Г. Водные ресурсы Гомельской области: факторы формирования и проблемы рационального использования / М. Г. Ясовеев, И. И. Кирвель, О. В. Шершнев. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 166 с.
Ясовеев М. Г. Экология рационального природопользования / М. Г. Ясовеев [и др.] – Мн.: Право и экономика, 2005. – 373 с.
Barker, S. Initial Teacher: Education in Secondary Schools / S. Barker. – Warwick: University of Warwick, 1995. – 214 p.
Carrick, T. Humans as Organisms / T. Carrick. – Oxford: Oxford University Press, 1990. – 80 p.
Education for Sustainability; ed. J. H. Hale and S. Sterling. – London: Earth Publications Limited, 1996. – 236 p.
Ellis, B. Introducing Humanistic Geography Through Fieldwork / B. Ellis // Journal of Geography in Higher Education. –1993. – Vol. 17. – № 2. – P.131–139.
Environmental Education in the European Union. – Luxembourg: European Commission, 1997. – 147 p.
Environmental Education in the Schools: Creating a Program that Works!; ed. J. A. Braus, D. Wood. – Washington: NAAEE, 1993. – 500 p.
Environmental Education: Strategies Toward a More Livable Future; ed. J. A. Swan, W. B. Stapp. – NY: John Wiley&Sons, 1974. – 349 p.
Geography and Social Education; ed. Colin J. Tucker. – Moray: Moray House College of Education, 1982. – 215 p.
Handbook of Research on Curriculum: A Project of the American Educational Research Association; ed. P. W. Jackson. – NW: Macmilan Publishing Company, 1992. – 1088 p.
Karopa, G. Eastern European Perspective: Environmental Education in Belarus / G. Karopa // Environmental Education. – 1999. – Vol. 61. – P. 31.
Karopa, G. Psychological Aspect of Environmental Education / G. Karopa // YII International Congress of Ecology: Abstracts: Florence, 19–25 July 1998. – P.217.
Karopa, G. Life After Chernobyl: A Look Into the Future / G. Karopa, N. Kulik // TEG News. – 1999. – Issue 25. – P. 24 – 27.
Key Issues in Environmental Education; ed. W. L. Filho, J. A. Palmer. – Bradford, 1992. – 101 p.
Massey, N. B. Patterns for the Teaching of Science / N. B. Massey. – Toronto: Macmillan Company of Canada Limited, 1966. – 278 p.
UNESCO: Innovations in Science and Technology Education; ed. D. Layton. – Vol. 3 – 1990. – 89 p.
Wilson, E. Sociobiology / E. Wilson. – Cambridge: Harvard University Press, 2000. – 697 p.
Working Together; ed. B. Ellis. – Sheffield: Geographical Association, 1977. – 70 p.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.01 с.) |