Раздел 5. 3. История развития физической географии, ее современное состояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. 3. История развития физической географии, ее современное состояние



Основные этапы развития географической науки. Связь географии с задачами практики — одна из важнейших предпосылок ее развития.

Зачатки географических знаний у первобытных народов. Основные достижения географии в античный период. География в средние века. Великие географические открытия. Формирование научных представлений о лике Земли, взаимном расположении материков и океанов.

Географические открытия в ХV—ХVIII вв. Дифференциация географии. Становление научной физической географии.

Основные достижения географии в ХIХ и начале ХХ в. География новейшего времени — система наук, сочетающая в себе два блока: естественно-исторический и социально-экономический. Сложность установления границ географии — одна из ее особенностей. Преобладание в нашей стране физико-географического блока наук над социально-экономическим, а внутри первого блока — отраслевых географических наук над комплексными.

Положение географии среди других наук. Кризисные явления в современной географии и их причины. Содержание физико-географических теоретических и прикладных исследований. Оптимизация взаимоотношений природы и человека (геоэкология) — важнейшее направление исследований в современной физической географии.

Географический прогноз и географическая экспертиза. Мониторинг природной среды и роль физической географии в его реализации. Основные методы физико-географических исследований: традиционные — сравнительно-географический, картографический, палеогеографический и новые —геофизический, геохимический, аэрокосмический математический, моделирования. Внедрение системного подхода в изучение при родных комплексов.

Организация географических исследований в нашей стране и за рубежом (государственные службы, исследовательские учреждения, вузы, общественные организации). Международное сотрудничество ученых-географов. Международные программы географических исследований и участие в них географов нашей страны. Международные географические конгрессы. Географическая печать. Фундаментальные труды по географии. Основные географические журналы в нашей стране и за рубежом. Перспективы развития физической географии.

Темы практических занятий

1. Географический прогноз и географическая экспертиза. Мониторинг природной среды. Методы физико-географических исследований.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Каковы основные достижения географии в античный период.

2. Исследование территории России в 15 – 17 вв.

3. Основные достижения географии в ХIХ и начале ХХ в.

4. Современные представления об объекте изучения физической географии.

5. Назовите фундаментальные труды по географии.

 

4.перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Рабочая тетрадь по Общему землеведению: геоморфология, географическая оболочка/метод. пособие для студентов 2-го курса. Урал. гос. пед. ун-т, сост. О.В. Янцер.-Екатеринбург:[б. и.]. Ч. 1.-2010.-85 с.:ил. 15 экз.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов:

Очное отделение

1. Изучение географической номенклатуры

2. Знакомство с первооткрывателями материков

3. Изучение эволюции Солнечной системы

4. Геомагнитное поле Земли

5. Решение задач по теме «Адиабатические процессы»

6. Знакомство с методами оценки чистоты атмосферного воздуха

7. Влияние синоптической ситуации на рассеивание загрязняющих веществ

8. Определение водного баланса по климатическим поясам и типам климата.

9. Сравнительная характеристика физических и химических свойств воды океанов и морей.

10. Проанализировать и показать на карте границы плавучих и неподвижных льдов в Мировом океане.

11. Характеристика и местоположение районов Мирового океана, где преобладают сейсмические и приливные волны.

12. Органический мир в океанах в сравнении.

13. Анализ структуры вод суши по материкам.

14. Особенности распределения подземных вод по природным зонам.

15. Морфометрические характеристики реки. Построение профилей речного потока.

16. Проблемы Каспийского и Аральского морей и изменения их режима.

17. Происхождение ледников и их распространение на земном шаре.

18. Гидрологический режим болот. Влияние болот и их осушения на речной сток.

19. Деятельность временных водотоков в горах. Эрозия почв.

20. Морфодинамические типы русел.

21. Эоловые формы рельефа во внеаридных областях

22. Термокарстовые, термоабразионные и термоэрозионные формы.

23. Морские террасы. Биогенные и антропогенные формы рельефа берегов.

24. Изостатическое равновесие, его нарушения и геоморфологические следствия. Гипсографическая кривая.

25. Классификация гор по высоте. Вертикальная поясность скульптурного рельефа гор.

26. Большой круговорот воды, биологический круговорот

27. Картографирование и систематика природных комплексов.

28. Физико-географическое районирование.

29. Географические пояса Земли, их краткая характеристика.

30. Спектры высотной поясности в различных географических поясах.

31. Степень устойчивости природных компонентов и природных комплексов к воздействию человека.

32. Измененные, естественные и созданные человеком антропогенные комплексы, их классификации. Понятие о культурном ландшафте.

Заочное отделение

1. Содержание географии на разных этапах ее развития.

2. Система физико-географических наук: отраслевые и комплексные

3. Изучение географической номенклатуры

4. Изучение эволюции Солнечной системы

5. Геомагнитное поле Земли

6. Развитие представлений о фигуре Земли

7. Магнитное поле Земли.

8. Служба контроля импактного загрязнения атмосферного воздуха. Контроль воздуха на фоновых станциях.

9. Методы оценки чистоты атмосферного воздуха.

10. Решение задач по теме «Адиабатические процессы»

11. Влияние синоптической ситуации на рассеивание загрязняющих веществ.

12. Определение водного баланса по климатическим поясам и типам климата.

13. Сравнительная характеристика физических и химических свойств воды океанов и морей.

14. Проанализировать и показать на карте границы плавучих и неподвижных льдов в Мировом океане.

15. Характеристика и местоположение районов Мирового океана, где преобладают сейсмические и приливные волны.

16. Органический мир в океанах в сравнении.

17. Анализ структуры вод суши по материкам.

18. Особенности распределения подземных вод по природным зонам.

19. Морфометрические характеристики реки. Построение профилей речного потока.

20. Проблемы Каспийского и Аральского морей и изменения их режима.

21. Происхождение ледников и их распространение на земном шаре.

22. Гидрологический режим болот. Влияние болот и их осушения на речной сток.

23. Деятельность временных водотоков в горах. Эрозия почв.

24. Морфодинамические типы русел.

25. Эоловые формы рельефа во внеаридных областях

26. Термокарстовые, термоабразионные и термоэрозионные формы.

27. Морские террасы. Биогенные и антропогенные формы рельефа берегов.

28. Склоновые процессы

29. Планетарный рельеф

30. Изостатическое равновесие, его нарушения и геоморфологические следствия. Гипсографическая кривая.

31. Классификация гор по высоте. Вертикальная поясность скульптурного рельефа гор. Типы горизонтального расчленения горных систем.

32. Типы морфоструктур и морфоскульптурный рельеф дна Мирового океана

33. Большой круговорот воды.

34. Картографирование и систематика природных комплексов. Физико-географическое районирование. Система таксономических единиц в физической географии (по В.И. Прокаеву).

35. Географические пояса Земли, их краткая характеристика. Спектры высотной поясности в различных географических поясах.

36. Степень устойчивости природных компонентов и природных комплексов к воздействию человека.

37. Измененные, естественные и созданные человеком антропогенные комплексы, их классификации. Понятие о культурном ландшафте.

38. Географическая среда и общество

39. Положение географии среди других наук.

Примерные темы рефератов

1. Вода в природе и жизни человека.

2. Использование природных вод в народном хозяйстве и практическое значение гидрологии.

3. Понятие о водном балансе суши.

4. Изменение запасов воды на Земле.

5. Влияние гидрологических процессов на природную среду.

6. Характеристика артезианских вод и артезианских бассейнов.

7. Виды движений воды в реках.

8. Русловые процессы и их типизация.

Темы курсовых работ

1. Географическая правда и вымысел в художественной литературе прошлого и современности

2. Истощение озонового слоя Земли и его экологические последствия

3. Истощение озонового слоя над Россией и возможные последствия

4. ВУРС. Экологическая обстановка в последние годы.

5. Физическое, химическое и радиоактивное загрязнения среды жизни. Их проявления на Южном и Среднем Урале.

6. Радоновая опасность. Ситуация в г. Екатеринбурге.

7. Нетрадиционные способы получения электроэнергии в зарубежных странах.

8. Нетрадиционные способы получения электроэнергии в странах СНГ.

9. Меры, принимаемые в России для рационального использования и охраны водных ресурсов.

10. Физические силы, действующие в водных объектах.

11. Хозяйственное значение горных ледников.

12. Запасы и ресурсы подземных вод Урала, их использование и охрана.

13. Антропогенные изменения стока рек России.

14. Влияние водохранилищ на речной сток и окружающую природную среду.

15. Хозяйственное значение болот в России.

16. Механизмы формирования горного рельефа суши

17. Морфоструктуры дна Тихого (Атлантического) океана

18. Рельеф пассивных и активных окраин Мирового океана

19. Проблемы Аральского моря

20. Формы рельефа Среднеазиатских пустынь

21. Удивительный мир озер

22. Карст и карстовые формы рельефа Среднего Урала

23. Четвертичное оледенение на Урале

24. Морфология речных долин Урала

25. Океан и биосфера Земли

26. Географическая оболочка и биосфера

Примерные вопросы для экзамена

1. Атмосферное увлажнение. Коэффициент увлажнения. Радиационный индекс сухости. Закономерности распределения атмосферного увлажнения.

2. Ритмические изменения климата. Воздействие человека на климат и перспективы его изменения.

3. Радиационный баланс Земли (анализ его составляющих). Распределение радиационного баланса по земной поверхности.

4. Антициклоны. Типы погоды и их влияние на антропогенное загрязнение атмосферы.

5. Переменное магнитное поле Земли. Магнитосфера и радиационные пояса Земли. Магнитные бури, полярные сияния. Значение геомагнитного поля Земли.

6. Классификация климатов по Б.П. Алисову. Пояса и типы климатов. Характеристика тропического пояса, его типы климата.

7. Туманы, их образование и география. Смог лондонского типа. Примеры, в том числе по Уралу.

8. Тропический пояс, климатические области. Характеристика типов климата.

9. Изменение температуры с высотой. Адиабатические процессы. Устойчивое, неустойчивое состояния атмосферы. Инверсия температуры.

10. Общая циркуляция атмосферы и ее роль в глобальном и региональном аэрозольном загрязнении атмосферы. Проблема радиоактивного загрязнения. Примеры.

11. Экваториальный пояс. Характеристика климата.

12. Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха, дефицит насыщения. Их зависимость от температуры воздуха. Суточный ход относительной влажности воздуха.

 

Вопросы для второго экзамена по курсу

1. Процессы и факторы рельефообразования. Основные источники энергии рельефообразующих процессов. Взаимосвязь между процессами и факторами.

2. Современные представления о строении литосферы, о процессах взаимодействия литосферных плит и их влиянии на рельеф.

3. Содержание понятий «рельеф», «форма рельефа», «тип рельефа». Генетическая классификация рельефа И.П. Герасимова и Ю.А. Мещерякова.

4. Геотектура: происхождение, размеры, основные типы и их отличия друг от друга.

5. Понятие о морфоструктуре. Основные типы морфоструктур, их происхождение (взаимосвязь с интенсивностью новейших тектонических движений). Характеристика наиболее крупных морфоструктур материков и дна океанов.

6. Характеристика морфоскульптуры, классификация по типу преобладающего рельефообразующего процесса. Основные виды морфоскульптур на суше и дне океанов.

7. Флювиальный рельеф. Характерные формы рельефа

8. Речная долина: морфология, история образования, классификации. Схематически показать на рисунках основные типы долин.

9. Типы речных террас, причины и процесс их формирования. Значение террас для хозяйства.

10. Карстовый рельеф. Морфолого-генетические типы карста, условия их возникновения и развития, характерные формы рельефа, географическое распространение. Народнохозяйственное значение изучения карста.

11. Суффозионный рельеф: условия формирования, формы рельефа, географическое распространение.

12. Рельефообразующая деятельность льда и снега. Формы современного гляциального рельефа в горах.

13. Оледенения в истории Земли. Закономерности распространения горных и покровных ледников плейстоцена, созданные ими формы рельефа. Причины оледенений.

14. Понятие о ледниковом комплексе форм рельефа. Происхождение эрозионно-денудационных и аккумулятивных форм в плейстоцене, их морфология, морфометрия, географическое распространение.

15. Строение многолетней мерзлоты, условия образования, типы, географическое распространение. Характеристика рельефообразующей деятельности наземных, подземных вод криогенной зоны и созданных ими форм рельефа.

16. Основные виды криогенных рельефообразующих процессов, форм рельефа в горных и равнинных районах.

17. Эоловый рельеф. Рельефообразующие процессы в условиях аридного климата, характеристика форм рельефа песчаных, каменистых, глинисто-солончаковых пустынь. Закономерности географического распространения жарких пустынь.

18. Новейшие тектонические движения (время, характер, причины разной интенсивности в соответствии с концепцией новой глобальной тектоники). Роль неотектоники в формировании современного рельефа.

19. Происхождение орогенных поясов с точки зрения геосинклинальной теории и новой глобальной тектоники. Характеристика коллизионных, аккреционных, рифтовых океанических и континентальных гор.

20. Морфолого-генетическая классификация гор, основные этапы эволюции гор. Связь между строением и особенностями рельефа докембрийских, палеозойских, мезозойских, кайнозойских горных морфоструктур.

21. Возрожденные глыбово-складчатые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

22. Возрожденные складчато-глыбовые горы: геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования, географическое распространение. Привести примеры, сделать необходимые рисунки.

23. Возрожденные глыбовые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, этапы формирования, распространение. Привести примеры, сделать рисунки.

24. Молодые складчатые горы: географическое распространение, связь между геологическим строением и характером рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

25. Вулканические горы: географическое распространение, связь с определенными структурами земной коры, морфологические типы вулканических конусов. Привести примеры, сделать рисунки.

26. Особенности равнинного рельефа, морфологические и морфометрические типы равнин. Главные этапы формирования равнинного рельефа. Понятие о пенеплене, педиплене, педименте.

27. Цокольные равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования.

28. Денудационные равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

29. Денудационно-пластовые равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

30. Аккумулятивные равнины: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, этапы формирования, генетические типы. Привести примеры, сделать рисунки.

31. Геотектуры дна Мирового океана: строение земной коры, характер рельефа, происхождение с точки зрения новой глобальной тектоники, географическое положение.

32. Особенности подводного морфоскульптурного рельефообразования. Характеристика основных процессов и созданных ими форм рельефа.

33. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биологический круговорот вещества и энергии.

34. Соотношение понятий «географическая оболочка», «биосфера», «географическая среда». Значение географической среды для общественного производства.

35. Понятие о природных условиях и ресурсах. Охрана природы. Сущность рационального природопользования.

36. Мониторинг природной среды, роль физической географии в его реализации. Географический прогноз.

37. Методы географических исследований. Участие географов в осуществлении проектов преобразования природы.

38. Основные этапы развития географической науки. Значение работ А.Гумбольдта, В.В.Докучаева, У.М.Дейвиса, В.Пенка, И.П. Герасимова.

39. Значение работ В.В. Докучаева, Л.С Берга, С.В.Калесника, акад. А.А.Григорьева, В.И.Прокаева, А.Г. Исаченко в развитии представлений о географической оболочке и ее закономерностях

 

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Региональные и локальные проявления глобальной проблемы изменения климата.

2. Природа атмосферных помутнений (с выполнением экспедиционных исследований).

3. Положительный зарубежный опыт решения экологических проблем.

4. Аэроионы и их роль в природе

1. Проблема устойчивости и уязвимости водных экосистем.

2. Характеристика гидроэкологических проблем в Свердловской области.

3. Проблема воздействия антропогенных изменений климата на природные и водные ресурсы.

4. Природные условия и ландшафты Урала во время верхнеплейстоценового оледенения.

5. Современное оледенение на территории России

6. Многолетняя и сезонная мерзлота на Урале

7. Особенности строения речных долин Среднего Урала.

8. Своеобразие эрозионно-денудационного рельефа Среднего Урала

9. Своеобразие моренных ландшафтов Восточноевропейской равнины

10. Географическая оболочка, ноосфера и техносфера

11. Географическая оболочка, ее развитие и современное состояние

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

Изучение учебной дисциплины предполагает применение следующих видов контроля:

- входной контроль;

- текущий контроль: проводится с целью реализации обратной связи усвоения конкретного блока/раздела содержания учебной дисциплины с использованием различных видов и методов контроля;

- рубежный контроль: проводится после изучения основных разделов учебной дисциплины с целью определения уровня освоения содержания изученного раздела через разработку и защиту проектов, выполнения заданий повышенной сложности поискового, творческого, проблемно-ориентированного, практико-ориентированного характера, ситуационных заданий, интегрированных профессиональных задач;

- промежуточный контроль: проводится с применением тестирования.

- итоговый контроль: экзамен проводится с целью оценки уровня овладения компетенциями.

Методика применения основных видов оценочных средств коррелирует с уровнем сформированности компетенции:

- достаточный (базовый);

- продвинутый (творчески-преобразующий).

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения учебной дисциплины

«Общее землеведение».

Компетенции, осваиваемые при изучении дисциплины Наименование компетенции
общекультурные компетенции ОК-6 Способен к самоорганизации и самообразованию
Профессиональные компетенции ПК-4 Способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
Профессиональные специальные компетенции (ПСК) ПСК-1 владеет теоретическими основами физической географии и ландшафтоведения, социальной и экономической географии
ПСК-2 умеет применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации (картографический, дистанционный, геоинформационный и др.); владеет комплексными методами географического районирования и прогнозирования

 

Уровни сформированности компетенции и показатели их оценки

Уровни сформированности компетенции Показатели уровня сформированности компетенции
1. Базовый (обязательный) студент демонстрирует: - полные, глубокие, осмысленные, систематизированные знания в рамках конкретной учебной дисциплины и со смежными учебными дисциплинами; - умеет выделять главное в изученном материале, обобщать, объяснять, интерпретировать факты и практические примеры на основе теоретических положений дисциплины, базовых понятий и терминов, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, делать выводы; - готов и способен решать типовые стандартные задачи профессиональной деятельности, предусмотренные содержанием учебной дисциплины; - испытывает некоторые затруднения в решении нестандартных проблемно и практико-ориентированные задач профессиональной деятельности, предусмотренных содержанием учебной дисциплины; - при выполнении практико-ориентированных заданий демонстрирует полное понимание цели, требований и содержания учебного задания, адекватные способы его решения, соблюдение норм профессиональной педагогической деятельности; - готовность адекватно применять разнообразные способы, приемы профессиональной педагогической деятельности на системной основе, руководствуясь принятыми нормами, правилами; - несущественные ошибки, недочеты в содержании ответа, при решении практико-ориентированных заданий; самостоятельно, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов; - выполнение норм культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ
2. Продвинутый (творчески-преобразующий) Студент демонстрирует: - полные, глубокие, осмысленные, систематизированные знания в рамках учебной дисциплины и со смежными учебными дисциплинами; - умеет выделять главное в изученном материале, обобщать, объяснять, интерпретировать факты и практические примеры на основе теоретических положений дисциплины, базовых понятий и терминов, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, делать выводы; - готовность и способность решать типовые стандартные задачи профессиональной деятельности, предусмотренные содержанием учебной дисциплины; - готовность и способность решать нестандартные проблемно и практико-ориентированные задачи профессиональной деятельности, предусмотренные содержанием учебной дисциплины; - при выполнении практико-ориентированных заданий демонстрирует полное понимание цели, требований и содержания учебного задания, адекватные способы его решения, соблюдение норм профессиональной педагогической деятельности; - готовность адекватно применять разнообразные способы, приемы профессиональной педагогической деятельности на системной основе, руководствуясь принятыми нормами, правилами, способность творчески их преобразовывать; - отсутствие ошибок, недочетов в содержании ответа, при решении практико-ориентированных заданий; легко, быстро самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов; - выполнение норм культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ

Основные виды оценочных средств проектируются в соответствии со структурой профессиональной компетентности педагога и уровнями ее проявления.

Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, в процессе освоения дисциплины (модуля)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.23.152 (0.092 с.)