Раздел 2. Земля во Вселенной. Внутреннее строение и происхождение Земли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Земля во Вселенной. Внутреннее строение и происхождение Земли



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общее землеведение»

для ОПОП «44.03.05. Педагогическое образование»

Профиль «География и биология»

 

 

Екатеринбург

Рабочая программа дисциплины «Общее землеведение»

 

Составители: Мельчаков Юрий Леонидович, д.г.н., профессор кафедры географии и МГО УрГПУ

 

 

Янцер Оксана Васильевна, к.г.н., доцент кафедры географии и МГО УрГПУ

 
 

 


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры географии и методики географического образования УрГПУ

 

 

Протокол №6 от 18.02.2016

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Наименование дисциплины «Общее землеведение»

1.2. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины: сформировать представление о природе нашей планеты как целостной материальной системе, составные части которой (ее компоненты) находятся в тесном взаимодействии и непрерывном развитии.

Задачи дисциплины:

1. Научить находить и понимать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы, составляющими основу физической географии.

2. Научить объяснять важнейшие закономерности, проявляющиеся в частных сферах природы.

3. Показать дифференциацию географической оболочки и ее закономерности

4. Создать основу для изучения будущими учителями географии таких курсов, как «Физическая география материков» и «Физическая география России».

5. Осуществлять нравственное, эстетическое, экологическое и профориентационное воспитание студентов на учебном материале дисциплины.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП.

Дисциплина «Общее землеведение» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть) по направлению подготовки «44.03.05 Педагогическое образование, профиль: География и биология».

Это дисциплина, включающая в себя сведения из отраслевых физико-географических наук (климатологии, гидрологии, геоморфологии, биогеографии и др.) и учения о географической оболочке (собственно землеведения). Изучается первой в цикле физико-географических наук и предшествует изучению дисциплин «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России».

Входные знания, умения и компетенции студента, необходимые для изучения курса, формируются в школе и прописаны в Образовательном стандарте основного общего образования по географии.

 

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· Исторические этапы изучения и освоения планеты

· Основные движения Земли

· Структуру атмосферы

· Закономерности распределения солнечной радиации, температуры, давления и осадков на поверхности Земли

· Формы движения воздушных масс, погоду при прохождении циклона и антициклона

· Синоптическую карту, основные методы прогноза погоды

· Общую циркуляцию атмосферы

· Основные типы климатов Земли

· Круговорот воды на Земле и его звенья

· Циркуляцию вод Мирового океана

· Типы подземных вод по характеру залегания

· Типы водного режима рек Земли

· Эволюцию болот

· генетическую классификацию форм рельефа И.П. Герасимова и Ю.А. Мещерякова

· Основные типы геотектур Земли, типы морфоструктурного рельефа суши и дна Мирового океана их генезис

· Основные экзогенные процессы рельефообразования и соответствующие им типы и формы морфоскульптурного рельефа

· Закономерности формирования и развития рельефа Земли

· Специфические черты географической оболочки, ее структуру и закономерности функционирования и физико-географической дифференциации

· Роль географической среды в развитии общества

· Современные экологические проблемы разного уровня.

· этапы развития науки география и ее положение среди других наук

· основные методы физико-географических исследований

· международные программы географических исследований и участие в них отечественных географов

Уметь:

· Работать с теллурием

· Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы путем анализа специальных карт

· Анализировать карты изотерм, изонамал, изобар, изогиет

· Предсказывать основные изменения погоды при условии наличия первичной информации в данном пункте: температуры, давления, облачности, направления и скорости ветра

· Анализировать карты типов климата

· Объяснять схемы залегания подземных вод

· Показать возникновение приливообразующей силы на самостоятельно выполненной схеме

· На основании специальных карт относить любую территорию к определенному типу водного режима рек

· Объяснять возникновение основных типов поверхностных течений в любой акватории Мирового океана

· Анализировать график высоты снеговой границы в зависимости от широты места

· Определять на местности и на моделях морфоструктурный рельеф и формы морфорскульптурного рельефа

· Определять разные типы четвертичных отложений

· Проводить описание морфоструктурного и морфоскульптурного рельефа, в том числе антропогенного происхождения

· показывать на физической карте горы и равнины суши в соответствии с списком географической номенклатуры

· Устанавливать в поле границы природных комплексов ранга ландшафтного района и более низкого ранга.

· Уметь применять знания о географической оболочке и материалы данного курса в практической деятельности, в том числе на уроках географии в средней школе.

Владеть:

- Основными навыками по определению типов погоды, прогнозирования изменения погоды, работы с метеоприборами.

- Методами изучения картографического материала и его анализа.

- Навыками чтения физической, климатической, геоморфологической, тектонической и геологической карт.

- Навыками проведения полевых метеорологических, гидрологических и геоморфологических описаний.

- Приемами использования полученных знаний по геологии в географических исследованиях.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

· Способен к самоорганизации и самообразованию ОК-6

· Способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета ПК-4);

· Владеет теоретическими основами физической географии и ландшафтоведения, социальной и экономической географии ПСК-1

· Умеет применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации (картографический, дистанционный, геоинформационный и др.); владеет комплексными методами географического районирования и прогнозирования ПСК-2

1.5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часов.

1.6. Особенности реализации дисциплины.

Дисциплина реализуется на русском языке.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
  1 курс Земля во Вселенной. Атмосфера. Гидросфера
1. Введение. Содержание и задачи курса. Школьная география. История развития физической географии, ее современное состояние       -    
  Земля во Вселенной. Внутреннее строение и происхождение Земли.            
  Атмосфера. Солнечная радиация. Радиационный и тепловой балансы.            
  Вода в атмосфере Земли         -  
  Давление. Общая циркуляция атмосферы            
  Понятие о погоде. Климаты Земли.            
7. Гидросфера, ее структура. Мировой океан и его составные части.            
8. Свойства океанской воды. Циркуляция воды. Ресурсы Мирового океана            
9. Воды суши. Проблемы пресной воды на земле            
  Всего за 1 курс            
  2 курс. Литосфера. Рельеф Земли. Географическая оболочка Земли
1. Геоморфология, процессы и факторы рельефообразования            
2. Флювиальный рельеф суши            
3. Карстовая и суффозионная морфоскульптура            
4. Аридная морфоскульптура            
5. Нивальный и гляциальный рельеф            
6. Криогенная морфоскульптура            
7. Рельеф, созданный склоновыми процессами.            
8. Береговая морфоскульптура            
9. Планетарный рельеф Земли.            
10. Горы и равнины — основные морфоструктурные формы рельефа Земли            
11. Рельеф дна Мирового океана            
12. Биосфера и географическая оболочка Земли            
13. Географическая среда и общество            
  Всего за 2 курс            
  Итого            

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение. Содержание и задачи курса. Школьная география.

1.1. География — система наук, единственная (уникальная) среди других наук, сочетающая в себе два цикла дисциплин — естественный и социально-экономический. Содержание географии на разных этапах ее развития.

1.2. Объект и предмет физической географии. Понятие о географической оболочке, ее компонентах и природных комплексах.

1.3. Система физико-географических наук: отраслевые и комплексные (землеведение и региональная физическая география). Место физической географии среди других наук о Земле. Значение физической географии. Экономическая и социальная география, объект ее изучения. Взаимосвязи между географическими науками.

1.4.Школьная география, ее структура, и задачи. География в учебных планах педагогических вузов. Курс общего землеведения, его содержание и значение в подготовке учите ля географии.

1.5. История географических открытий. Первооткрыватели материков и частей света.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Введение. Задачи географии. Предмет общего землеведения.

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. История географических открытий.

Занятие 2. Изучение географической номенклатуры

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. В чем уникальность географии по сравнению с другими науками?

2. Охарактеризуйте систему физико-географических наук.

3. Почему понятие «Географическая оболочка» является ключевым в системе физико-географических наук?

4. Охарактеризуйте основные этапы географических открытий.

5. Назовите несколько самых известных первооткрывателей для каждого из материков. Чем прославился каждый из них?

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Форма и размеры Земли. Географические следствия.

Лекция 2. Движения Земли, их следствия

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Форма Земли и ее размеры. Географические следствия

Занятие 2. Движения Земли

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Охарактеризуйте эволюция Вселенной с современных позиций.

2. Объясните происхождение солнечной системы.

3. Раскройте теорию О.Ю.Шмидта.

4. Охарактеризуйте точки бифуркации.

5. Объясните суть антропного принципа.

6. Обоснуйте Ваше отношение к антропному принципу.

 

2. АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Атмосфера — газовая оболочка Земли. Солнечная радиация — основной источник энергии в географической оболочке

Лекция 2. Радиационный и тепловой балансы поверхности и атмосферы

Лекция 3. Температура воздуха и ее распределение.

Темы практических занятий

Занятие 1. Солнечная радиация. Анализ карт.

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Радиационный и тепловой балансы поверхности и атмосферы. Анализ карт.

Занятие 2. Температура воздуха и ее распределение по поверхности Земли. Анализ карт

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Охарактеризуйте состав атмосферы.

2. Объясните механизмы самоочищения атмосферы.

3. Раскройте сущность адиабатических процессов.

4. В чем проявляются зонально-региональные особенности распределения температуры воздуха?

5. Где находятся абсолютный максимум и минимум температуры на Земле и почему?

6. Объясните понятие «термический экватор». В чем проявляются региональные особенности миграции термического экватора?

7. Раскройте сущность парникового эффекта.

8. Какие известны прогноз антропогенного потепления климата Земли?

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Атмосферные осадки их распределение. Вода в атмосфере. Атмосферное увлажнение Испарение и испаряемость

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Атмосферные осадки и их распределение. Анализ карт.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятия: абсолютная влажность, фактическая упругость водяного пара, упругость насыщения, относительная влажность, дефицит влажности. Какая связь между ними и температурой воздуха?

2. В чем особенности годового режима осадков: экваториального, муссонного, средиземноморского, умеренного морского и континентального?

3. Охарактеризуйте гидрометеоры: роса, иней, изморозь, жидкий и твердый налет, гололед. В чем заключается практическое значение их изучения?

4. Как города влияют на образование туманов?

5. Охарактеризуйте условия образования облаков.

6. Раскройте механизмы подкисления осадков в естественных условиях и антропогенно обусловленные.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Давление воздуха и его распределение. Ветры

Лекция 2. Общая циркуляция атмосферы

Лекция 3. Воздушные массы и фронты: метеорологические и климатологические

Лекция 4. Циклоны и антициклоны.

Темы практических занятий

Занятие 1. Давление воздуха и его распределение. Анализ карт

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Общая циркуляция атмосферы

Занятие 2. Циклоны и антициклоны. Типы погоды

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. В чем заключается значение карт абсолютной и относительной барической топографии?

2. Охарактеризуйте ветры: бризы, горно-долинные, ветры склонов, фен, бора, ледниковые и стоковые ветры. Почему они называются местными?

3. Охарактеризуйте распределение давления в среднем на уровне моря в июле и январе.

4. Дайте определение и назовите центры действия атмосферы (максимумы и минимумы): постоянные и сезонные (обратимые).

5. Назовите сходство и различия клималогических и метеорологических фронтов.

6. Назовите сходство и различия внетропических и тропических циклонов

7. Как влияет синоптическая ситуация на рассеивание техногенных веществ?

8. Охарактеризуйте звенья общей циркуляции.

9. Почему при прохождении циклонов меняется погода?

10. Почему при прохождении антициклонов меняется погода?

 

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Типы погод и их прогноз. Синоптическая карта

Лекция 2. Климаты Земли. Классификации. Типы климатов Земли по Б.П.Алисову

Лекция 3. Изменения климата Земли. Значение атмосферы.

Темы практических занятий

Занятие 1. Прогноз погоды. Анализ синоптических карт

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Методы оценки чистоты атмосферного воздуха

Занятие 2. Климаты Земли.

Занятие 3. Анализ карт «Типы климатов Земли»

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Охарактеризуйте элементы погоды.

2. Зависит ли антропогенное загрязнение атмосферы от типов погоды?

3. Охарактеризуйте методы предсказания погоды.

4. В чем заключается значение синоптических карт?

5. Назовите перспективы развития численных методов прогноза погоды.

6. Имеются ли различия в использовании народных пример для прогноза погоды для городского и сельского жителя?

7. Как изменится значение народных пример для прогноза погоды в следующем столетии? Ответ обоснуйте.

8. Охарактеризуйте факторы климатообразования.

9. В чем заключается сходство и различие понятий «погода» и «климат»?

10. Как может измениться климат к концу 21 века? Какие известны сценарии? Ваше отношение к ним.

 

3. ГИДРОСФЕРА ЗЕМЛИ

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Гидросфера — часть географической оболочки. Свойства воды

Темы практических занятий

Занятие 1. Свойства воды

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Охарактеризуйте эволюцию гидросферы.

2. Какое значение для географической оболочки в целом имеют важнейшие химические и физические свойства природных вод?

3. Охарактеризуйте водный баланс земного шара.

4. В чем заключается значение круговорота воды в природе?

 

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Динамика вод Мирового океана. Течения Мирового океана

Лекция 2. Волны

Лекция 3. Приливы

Лекция 4. Влияние волнения и приливов на географическую оболочку

Темы практических занятий

Занятие 1. Динамика вод Мирового океана

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Течения Мирового океана

Занятие 2. Течения Мирового океана

Занятие 3. Волны и их характеристика

Занятие 4. Приливы

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Объясните зональность солености поверхностных вод Мирового океана.

2. Назовите причины зональных и азональных закономерностей распределения температуры на поверхности и в толще океанских вод.

3. Охарактеризуйте причины возникновения волн.

4. Какие мероприятия нужно осуществить для своевременного и верного прогноза сейсмических волн?

5. Насколько обоснованы прогнозы относительно изменения географии течения Гольфстрим?

6. Связаны ли глобальное потепление климата и система течений?

7. Охарактеризуйте причины неравенства приливов.

8. Сопоставьте значимость природные ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические – в настоящее время и в конце 21 в.

 

Раздел 3.3. Воды суши. Проблемы пресной воды на Земле

Подземные воды. Понятие о подземных водах. Водно-физические свойства почвогрунтов. Водоносные и водоупорные слои. Виды воды в почвогрунтах. Происхождение подземных вод и их классификация по генезису. Движение подземных вод. Типы подземных вод по характеру залегания: воды зоны аэрации — почвенные и верховодка и воды зоны насыщения — грунтовые и межпластовые.

Грунтовые воды: условия их питания, глубина залегания, сезонные колебания уровней, температурный режим, химический состав, степень минерализации. Зональность грунтовых вод.

Межпластовые воды: ненапорные и напорные. Артезианские воды: условия их залегания, питания, область напора и разгрузки. Артезианские бассейны.

Минеральные и термальные воды и их бальнеологическое значение. Источники и их классификация по различным признакам. Гейзеры.

Подземные воды в многолетнемерзлых породах. Надмерзлотные, межмерзлотные и подмерзлотные воды и их особенности.

Роль подземных вод в питании рек в разных физико-географических процессах. Подземные воды — ценнейший водный ресурс. Охрана подземных вод от качественного и количественного истощения и их рациональное использование.

Реки. Определение понятия «река». Гидрографическая сеть и ее элементы. Речная сеть. Речной и водосборный бассейны. Водораздел. Главный водораздел Земли. Главная река и притоки. Исток и устье реки. Плесы и перекаты. Речная долина, русло реки, морфологические характеристики: извилистость реки; густота речной сети; водное и живое сечение русла реки; падение и уклон реки. Продольный профиль реки. Шероховатость реки.

Питание и водный режим рек. Источники питания: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Фазы водного режима: половодье, межень, паводки.

Речной сток. Понятие «гидрологический год». Количественные гидрометрические характеристики стока: расход воды в реке, объем стока, его модуль, слой стока, его коэффициент. Норма стока. Влияние различных физико-географических факторов на сток. Классификация рек по источникам питания и водному ре жиму. Зональные типы водного режима рек (по М.И.Львовичу) Типы гидрологического режима рек (по Б.Д. Зайкову). Влияние хозяйственной деятельности на сток.

Работа рек. Формирование речных наносов. Взвешенные и влекомые наносы. Мутность рек. Расход и сток твердых наносов.

Химический состав речных вод и его зависимость от природных условий водосбора. Гидрохимические классы речных вод. Расход и сток растворенных веществ. Зональный характер химического состава рек. Связь химического состава и степени минерализации вод с фазами водного режима.

Термический режим рек. Его зависимость от климата и источников Питания. Распределение температур воды по живому сечению и по длине реки. Замерзающие реки и классификация их по характеру ледового Режима. Фазы ледового режима: замерзание, ледостав, вскрытие. Ледоход осенний и весенний. Заторы. Зажоры. Полыньи. Наледи.

Реки — природные аквальные комплексы. Антропогенные изменения стока и режима рек. Каналы, плотины, водохранилища. Охрана рек от истощения и антропогенного загрязнения и их рациональное использование. Контроль качества. Примеры, в т.ч. по Уралу.

Озера. Определение понятия. Озеро. Озерные Котловины и их морфометрические характеристики. Генетические типы озерных котловин. Водные массы и водный баланс озер. Озера бессточные, сточные, проточные, глухие. Динамика воды в озерах. Волнение, течения, сейши. Химический состав воды в озерах. Особенности замерзания, ледостава и вскрытия озер. Распределение температуры по глубине и его сезонная динамика. Термическая классификация озер. Их гидробиологический режим. Озера как среда жизни. Классификация озер по условиям питания: олиготрофные, мезотрофные, эвтрофные, дистрофные. Антропогенная эвтрофикация озер.

Эволюция озер во влажном и сухом климате. Озера как природный аквальный комплекс и их взаимосвязь с окружающей природой. Закономерности распространения озер разных типов. Хозяйственное использование озер. Их охрана от загрязнения и рациональное использование озер.

Водохранилища. Определение понятия. Типы водохранилищ:

речные (долинные) и озерные. Малые водохранилища. Двойственная природа долинных водохранилищ. Особенности их уроненного, термического, ледового, гидрохимического и гидробиологического режимов. динамика водных масс: течения, волнение. Формирование берегов. Заиление и деградация водохранилищ. Их влияние на речной сток и окружающую природу. Комплексное использование водохранилищ, охрана их вод от загрязнення и эвтрофикации. Размещение крупных водохранилиш и их каскадов на земном шаре.

Болота. Определение понятия. Отличия болот от заболоченных земель. Образование болот путем заболачивания суходолов и зарастания озер. Особенности и стадии заболачивания мелких и глубоких озер и суходолов. Классификация болот. Низинные, верховые и болота переходного типа. Эволюция болот. Водный баланс и гидрологический режим болот. Термический режим болот. Болота как природные комплексы и их роль в географической оболочке. Закономерности распространения болот. Осушение болот и заболоченных земель и их использование. Охрана болот.

Ледники. Определение понятия. Размеры современного оледенения Земли и его распространение. Хионосфера и ее границы. Снеговая линия как функция климата и рельефа и ее высота на различных широтах. Образование ледников. Их питание и таяние. Строение ледников. Их движение. Классификация ледников: покровные, горные и горно-покровные (по В.М.Котлякову). Роль ледников в географической оболочке, особенно в питании и режиме рек. Ледники — природные резервуары воды и их Практическое значение.

Современные проблемы пресной воды на Земле.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Питание и водный режим рек

Лекция 2. Подземные воды

Лекция 3. Современные проблемы пресной воды на Земле

Темы практических занятий

Занятие 1. Реки. Гидрографическая сеть и ее элементы.

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Питание и водный режим рек

Занятие 2. Питание и водный режим рек

Занятие 3. Подземные воды

Занятие 4. Подземные воды

Занятие 5. Озера

Занятие 6. Болота

Занятие 7. Ледники

Занятие 8. Снеговая граница

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Охарактеризуйте типы подземных вод по характеру залегания.

2. В чем практическое значение изучения питания и водного режима рек? Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте фазы водного режима.

4. Как определяются количественные гидрометрические характеристики стока: расход воды в реке, объем стока, его модуль, слой стока, его коэффициент?

5. На конкретных примерах покажите влияние различных физико-географических факторов на сток.

6. Почему в течение нескольких десятилетий используется без изменения классификация рек по источникам питания и водному режиму (по М.И.Львовичу)?

7. Охарактеризуйте зональные типы водного режима рек.

8. Назовите факторы, определяющие высоту снеговой линии. Приведите примеры.

9. Сравните по способности выдерживать антропогенное давление реки, озера и болота.

 

4. ЛИТОСФЕРА. РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Раздел 4.1. Геоморфология. Процессы и факторы рельефообразования

Геоморфология, объект и предмет ее изучения. Основные разделы геоморфологии, задачи и методы

Содержание понятий: рельеф, формы рельефа, элементы рельефа, типы рельефа. Классификация форм рельефа по размерам. Эволюция представлений о рельефе Земли.

Рельефообразование. Основные источники энергии рельефообразования: внутренняя энергия Земли, солнечная энергия. Роль силы тяжести в рельефообразовании. Воздействие человека на рельеф.

Эндогенные процессы рельефообразования. Вулканизм и тектонические движения: направление, скорость. Типы тектонических движений земной коры и их отражение в рельефе: складчатые или пликативные и разрывные (дизъюнктивные) – тектонические разломы и трещины, глубинные разломы. Тектонические движения прошлых эпох, новейшие и современные тектонические движения, их роль в рельефообразовании. Методы изучения новейших тектонических движений.

Экзогенные процессы рельефообразования. Выветривание как условие, необходимое для развития экзогенных процессов. Разнообразие экзогенных процессов, участвующих в преобразовании форм созданных тектоникой. Денудация, перенос материала, аккумуляция. Уровни денудации. Поверхности выравнивания.

Факторы рельефообразования. Вещественный состав и свойства горных пород, геологические структуры, климатические, почвенно-растительные условия, топографический фактор, деятельность человека. Рельефообразование как одна из форм круговорота веществ и энергии на Земле.

Рельеф — результат совместного действия эндогенных и экзогенных процессов. Генезис и возраст рельефа: относительный возраст (стадии Девиса), геологический возраст и методы его определения (по коррелятным отложением и др.)

Генетическая классификация форм рельефа. Понятие о геотектуре, морфоструктуре и морфоскульптуре. Классификация морфоскульптур суши по ведущему экзогенному рельефообразующему процессу.

Темы лекционных занятий

1. Геоморфология – наука о рельефе Земли. Процессы рельефообразования.

2. Факторы рельефообразования. Генетическая классификация рельефа.

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Процессы и факторы рельефообразования. Генетическая классификация форм рельефа.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Укажите суть различий между рельефообразующими процессами и факторами рельефообразования

2. Перечислите рельефообразующие процессы и приведите по 1-2 примера (процесс – форма рельефа)

3. Перечислите факторы рельефообразования, приведите 2 примера

4. Почему классификация форм рельефа, разработанная И.П.Герасимовым и Ю.А.Мещеряковым, является генетической?

5. Как определяется возраст рельефа?

 

Темы лекционных занятий

1. Деятельность текущей воды Рельеф, созданный постоянными водотоками. Речная долина, ее элементы. Этапы развития

2. Типы флювиального рельефа и закономерности их распространения на поверхности Земли

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Формирование речной долины

Вопросы для контроля и самоконтроля

1.Назовите формы рельефа, созданные временными потоками воды и плоскостным стоком.

2.Объясните механизм образования и роста оврага. Какие условия благоприятствуют их развитию?

3.Что такое базис эрозии и продольный профиль равновесия?

4.Покажите различия в строении речных долин Кавказа и долин уральских рек. Каковы причины различий?

5.Как образуется и развивается пойма реки?

6.Как образуются надпойменные террасы? Почему они бывают разного типа: аккумулятивные, коренные и цокольные?

7.Назовите типы флювиального рельефа, назовите районы их распространения.

 

Темы лекционных занятий

1.Карст и суффозия как денудационные процессы. Типы карста. Их география.

2.Карстовые и карстово-суффозионные формы рельефа.

Темы практических занятий

1. Процессы и факторы рельефообразования

Темы лабораторных занятий

1.Морфология речной долины

2. Карст и карстовые формы рельефа

3. Суффозионные и оползневые формы рельефа

Вопросы для контроля и самоконтроля

1.В чем состоит суть денудации при развитии карстовых процессов?

2.Как осуществляется растворение известняков? Что собой представляет этот процесс с химической точки зрения?

3.Что означает понятие «голый» карст, "покрытый" карст? Чем покрытый? Перечислите породы.

4.Назовите районы, где развит голый и покрытый карст.

5.Каковы особенности гипсово-ангидритового и соляного карста?

6.Какое практическое значение имеет изучение карста?

 

Темы лекционных занятий

1. Процессы и условия рельефообразования в условиях аридного климата. География эоловых форм рельефа.

2. Формы рельефа в аридных и во внеаридных областях.

Темы лабораторных занятий

1. Аридная морфоскульптура

2. Эоловые формы рельефа их география

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Перечислите особенности климата пустынь, которые определяют процессы рельефообразования.

2. Почему ветер в пустынях выполняет рельефообразующую роль? Какую работу он совершает?

3. Назовите типы пустынь, выделяемые по характеру субстрата. Каковы основные закономерности их географического распространения?

4. Назовите формы рельефа, характерные для песчаных пустынь. Каковы условия, механизм и процессы образования этих форм рельефа?

5. Назовите формы рельефа, характерные для глинисто-солончаковых пустынь. Каковы условия, механизм и процессы образования этих форм рельефа?

6. Назовите формы рельефа, характерные для каменистых пустынь. Каковы условия, механизм и процессы образования этих форм рельефа?

Темы лекционных занятий

1. Рельефообразующая деятельность снега и горных ледников.

2. Формы рельефа, созданные плейстоценовыми покровными ледниками.

Темы практических занятий

1. Анализ распространения современных ледников и ледниковых покровов плейстоценового времени

Темы лабораторных занятий

1.Нивальные и гляциально-нивальные формы рельефа, характерные для горных территорий

2. Комплекс ледниковых форм рельефа, оставленных плейстоценовыми ледниковыми покровами

3. Географические закономерности распространения ледниковых форм рельефа на территории России.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Перечислите условия, необходимые для образования ледников. Где на Земле имеются соответствующие условия? Перечислите основные типы ледников.

2. В чем состоит рельефообразующая роль снега? Какие формы рельефа при этом образуются?

3. В чем заключается рельефообразующая роль ледников? Какую работу совершают современные ледники? Какие формы характерны для альпийского типа рельефа?

4. Как, по каким признакам были установили границы распространения покровных ледников плейстоцена и многократность покровных оледенений в истории Земли?

5. Почему оледенение Северной Америки было более интенсивным по сравнению с Евразиатским континентом?

6. Какие территории являлись центрами оледенения в плейстоцене? Объясните, почему эти территории служили центрами оледенения? Как установили, что они являлись центрами оледенения?

7. Что такое ледниковый комплекс форм рельефа? Показать на примере форм, характерных для области ледниковой денудации и области ледниковой аккумуляции.

8. Какие формы рельефа относятся к флювиогляциальным? Приведите примеры форм, их география.

 

Темы лекционных занятий

1. Многолетняя мерзлота и типы подземных вод в области многолетнемерзлых пород

2. Криогенные процессы и мерзлотные формы рельефа.

Темы лабораторных занятий

1. Криогенные формы рельефа

2. Географическое распространения многолетней мерзлоты

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Что такое многолетняя мерзлота (криолитозона)?

2. Каким образом холод проникает в литосферу на несколько сотен метров?

3. В чем заключается суть криогенных процессов: морозного выветривания, морозной сортировки, солифлюкции, пучения и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.251 с.)