Рекреационная география и туризм
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Изучается в 3 семестре
Объем занятий: итого
| 4. з.е.
| 144 ч.
|
В т. ч. аудиторных
| 1,8 з.е.
| 64 ч.
|
Из них:
|
В т. ч. аудиторных
| 1,8 з.е.
| 64 ч
|
Лекций
| 0,9 з.е.
| 32 ч
|
Лабораторных работ
| 0,9 з.е.
| 32 ч
|
Практических занятий
|
|
|
Самостоятельная работа
| 1,2 з.е.
| 44 ч
|
| Зачет ____ семестр
Контрольная работа ____ семестр
Курсовая работа 4 семестр
Экзамен 3 семестр
|
СОГЛАСОВАНО:
| РАЗРАБОТАНО:
|
Зав. выпускающей кафедрой экономической и социальной географии
__________________ Белозеров В.С.
"__" _____________ 2013 г.
Директор института естественных наук
_______________ Лиховид А.А.
"__" _____________ 2013 г.
Рассмотрено УМК института естественных наук
"__" _____________ 2013 г.
протокол ____________
Председатель УМК ________________
| Зав. кафедрой экономической и социальной географии
__________________ Белозеров В.С.
"__" ____________ 2013 г.
Заведующий кафедрой экономической и социальной географии ______ Белозеров В.С., доцент кафедры экономической и социальной географии____ Зольникова Ю.Ф.
"__" ____________ 2013 г.
Рекомендовано к размещению
на образовательном портале СКФУ
______________________________ ФИО
"__" ____________ 2013 г.
|
Ставрополь, 2013
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ
(социально-экономическая география)
Рабочая программа
Направление подготовки
ГЕОГРАФИЯ
Профиль подготовки
Физическая география и ландшафтоведение.
Рекреационная география и туризм
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Ставрополь 2013
Печатается по решению
Учебно-методического совета
Северо-Кавказского федерального
университета
География населения с основами демографии: программа / сост. Белозеров В.С., Зольникова Ю.Ф.— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. – _ с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавр географии.
Утверждена на заседании кафедры экономической и социальной географии (протокол №___ от "__" _____20__ г.).
Предназначена для студентов, обучающихся по направлению 021000 - География (бакалавриат).
Составители:
доктор географических наук, профессор Белозеров В.С.
кандидат географических наук, доцент Зольникова Ю.Ф.
Рецензент
доктор географических наук, профессор Полян П.М.
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)……………………………5
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ……………………...5
3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями) ………………….5
4. Связь с последующими дисциплинами (модулями) ……………………...5
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………….5
6. Структура и содержание дисциплины (модуля)…………………………..6
7. Наименование и содержание лекций ………………………………………7
8. Наименование и содержание лабораторных работ ……………………...10
9. Виды и содержание самостоятельной работы студента, формы их контроля…………………………………………………………………….12
10. Рейтинговая оценка знаний студента…………………………………….13
11. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)…………………….13
12. Примерная тематика заданий для самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………15
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….17
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «География населения с основами демографии» является формирование профессиональных компетенций, связанных с развитием представлений об основных направлениях, содержании и методах изучения географии населения, истории и методологии, теоретических положениях географии населения, географии воспроизводства, расселения и урбанизации, качества жизни населения.
Задачи:
- ознакомить студентов с ролью и местом географии населения с основами демографии в системе географических наук, историей их формирования;
- дать представление об основных понятиях, категориях и концепциях, выработанных в рамках географического исследования населения;
- познакомить студентов с современными источниками получения информации о населении и методами его географического исследования;
- изучить региональные особенности численности населения, демографических и миграционных процессов, особенности расселения и этнической структуры населения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «География населения с основами демографии» относится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части (Б3.Б), ее освоение происходит в 3 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями)
Наряду с данной дисциплиной в модуль социально-экономической географии входят дисциплины «Социально-экономическая география» и «Геоурбанистика». Поскольку дисциплина «Экономическая и социальная география» изучается на 1 курсе, поэтому студенты уже должны владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, знать теоретические основы социальной и экономической географии и уметь их использовать в географических исследованиях.
4. Связь с последующими дисциплинами (модулями)
Знания, полученные при изучении дисциплины «География населения с основами демографии» будут востребованы в дальнейшем при изучении дисциплин модуля «Экономическая география России и мира».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
№ п/п
| Содержание компетенции
| Шифр
|
Общекультурные компетенции
| ОК-(№)
|
1.
| способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-1
|
2.
| стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации
| ОК-3
|
3.
| осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| ОК-4
|
4.
| способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
| ОК-5
|
5.
| приобретение навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
| ОК-10
|
Профессиональные компетенции
| ПК-(№)
|
1.
| Знание теоретических основ географии населения с основами демографии и умение их использовать в географических исследованиях
| ПК-5
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ
| теоретические основы географии населения с основами демографии; историю развития географии населения; современные научные методы исследования населения и демографических процессов.
|
УМЕТЬ
| объяснять и анализировать общие и региональные особенности демографических, миграционных, этнических процессов, процессов расселения и урбанизации.
|
ВЛАДЕТЬ
| навыками и приемами комплексного географического анализа процессов, связанных с населением.
|
6.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
4 зач.ед. (144 академических часов), из них:
1,8 зач.ед. (64 академических часов) – аудиторные занятия,
1,2 зач.ед. (44 академических часов) – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
№
п/п
| Раздел
дисциплины (модуля)
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| СРС
|
| Тема 1. Предмет и задачи географии населения, ее место в системе наук
|
|
|
|
|
| Защита реферата
|
| Тема 2.История развития географических исследований населения
|
|
|
|
|
| Составление конспекта
|
| Тема 3.Источники информации и методы географических исследований населения
|
|
|
|
|
| Обзор литературы и интернет-ресурсов
|
| Тема 4.Численность и размещение населения на земном шаре
|
|
|
|
|
| Коллоквиум
|
| Тема 5.Воспроизводство населения
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| Тема 6.Трудовые ресурсы
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 7.Миграции населения и их география
|
|
|
|
|
| Коллоквиум
|
| Тема 8.Социальный и конфессиональный состав населения
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 9.Расовый и этнический состав населения
|
|
|
|
|
| Номенклатура
|
| Тема 10.География образа жизни
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Тема 11.Географические формы расселения. Урбанизация
|
|
|
|
|
| Коллоквиум
|
| Тема 12.Сельское расселение
|
|
|
|
|
| Коллоквиум
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
| Экзамен в 3 семестре, курсовая работа в 4 семестре
|
7. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание
| Использование интерактивных форм
| Зачетные единицы
(часы)
|
| 3 семестр
| | |
| Тема 1. Предмет и задачи географии населения, ее место в системе наук. География населения – ветвь экономической и социальной географии. Объект и предмет изучения географии населения. Задачи географического изучения населения. Место географии населения в системе географических наук, наук о народонаселении, связь с другими науками. Основные направления исследования в географии населения.
|
лекция-визуализация
|
|
| Тема 2. История развития географических исследований населения. Сведения о населении в трудах античных ученых Географическое изучение населения в России. Первая Всеобщая перепись населения в России и анализ ее результатов. Развитие географии населения за рубежом. География населения в СССР в 1930-40-е годы. География населения во второй половине 20 – в начале 21 вв. Основные направления исследования населения: геоуралистика, георуралистика, географические исследования миграции, исследования демографических процессов, этногеография и др. Основные научные центры в России по исследованию проблем народонаселения
|
лекция-визуализация
|
|
| Тема 3. Источники информации и методы географических исследований населения. Переписи населения. История переписей населения. Первая Всеобщая перепись населения в России 1897 год. Текущий статистический учет населения. Миграционный учет населения. Вторичные источники информации. Методы сбора информации. Методы обработки и анализа информации.
|
лекция-визуализация
|
|
| Тема 4. Численность и размещение населения на земном шаре. Динамика численности населения Земли в 19-21 вв., темпы и тенденции прироста. Региональные особенности динамики численности населения по континентам, типам стран. Размещение населения. Зависимость плотности населения от природных факторов, социально-экономических условий. Региональные особенности плотности населения на Земле.
|
лекция-визуализация
|
|
| Тема 5. Воспроизводство населения. Процессы естественного воспроизводства населения, их значение в социально-экономическом развитии общества. Половозрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Семья и семейная структура населения. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в России.
|
лекция-визуализация
проблемная лекция
|
|
| Тема 6. Трудовые ресурсы. Трудоспособный возраст. Трудовой потенциал. Самодеятельное и экономически активное население. Отраслевая и профессиональная структура занятого населения. Занятость населения. Безработица и ее типы, масштабы. География безработицы в мире и в России.
|
лекция-визуализация
|
|
| Тема 7. Миграции населения и их география. Понятие миграции. Типология миграций. Виды миграции по географической направленности. Миграционный процесс, адаптация и интеграция мигрантов. Модели интеграции иммигрантов в различных странах. Факторы миграционных процессов. Показатели интенсивности и эффективности миграций. География миграций. Миграции в исторические времена. Современные миграционные процессы в мире, региональные особенности. Миграционная политика, ее особенности в разных странах мира. Миграционные процессы в России на разных этапах развития страны.
|
лекция-визуализация
лекция-дискуссия
|
|
| Тема 9. Расовый и этнический состав населения. Понятие о человеческой расе. Большие, малые и переходные расы. Понятие этноса. Теории этногенеза. Классификации этносов. Этнолингвистическая классификация народов. География основных языковых семей и групп народов мира, России. Национальная политика и этнические проблемы в современном мире. Государственные языки. Цивилизации мира.
| лекция-визуализация
проблемная лекция
|
|
| Тема 11. Географические формы расселения. Урбанизация. Понятия и формы расселения. Критерии выделения города. Понятие опорного каркаса расселения. Классификация и типология городов. Планировочная структура города. Урбанизация, ее понятие. Особенности урбанизации на современном этапе. Формирование новых форм городского расселения. Городские агломерации. Мегалополисы. Урбанизированные районы, зоны. Мировые города, их признаки. Урбанизация в России.
|
лекция-визуализация
|
|
| Тема 12. Сельское расселение. Понятие о сельском расселении, факторы его формирования, методы его исследования. Типология сельских поселений. Характерные черты сельского расселения в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Современное сельское расселение в России и его проблемы.
|
лекция-визуализация
|
|
| Итого за 3семестр
| |
|
| Итого
| |
|
8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание
| Использование интерактивных форм
| Зачетные единицы
(часы)
|
| 3 семестр
| | |
| Тема 3. Источники информации и методы географических исследований населения.Переписи населения. Текущий статистический учет населения. Миграционный учет населения. Вторичные источники информации. Методы сбора информации. Методы обработки и анализа информации.
|
|
|
| Тема 4. Численность и размещение населения на земном шаре.Анализдинамики численности населения Земли в 19-21 вв., темпы и тенденции прироста. Региональные особенности динамики численности населения по континентам, типам стран. Размещение населения. Зависимость плотности населения от природных факторов, социально-экономических условий. Региональные особенности плотности населения на Земле.
|
|
|
| Тема 5. Воспроизводство населения.Процессы естественного воспроизводства населения, их значение в социально-экономическом развитии общества. Половозрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Семья и семейная структура населения. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в России.
|
Презентации и защиты творческих проектов
|
|
| Тема 6. Трудовые ресурсы.Трудоспособный возраст. Трудовой потенциал. Самодеятельное и экономически активное население. Отраслевая и профессиональная структура занятого населения. Занятость населения. Безработица и ее типы, масштабы. География безработицы в мире и в России.
|
|
|
| Тема 7. Миграции населения и их география.Понятие миграции. Типология миграций. Виды миграции по географической направленности. Миграционный процесс, адаптация и интеграция мигрантов. Модели интеграции иммигрантов в различных странах. Факторы миграционных процессов. Показатели интенсивности и эффективности миграций. География миграций. Миграции в исторические времена. Современные миграционные процессы в мире, региональные особенности. Миграционная политика, ее особенности в разных странах мира. Миграционные процессы в России на разных этапах развития страны.
|
деловая игра
|
|
| Тема 8. Социальный и конфессиональный состав населения.Социальная структура населения. Социальные группы населения. Элиты, маргинальные слои. Стратификация населения в разных странах мира. Социальная стратификация населения в современной России. Исторические предпосылки формирования религии. Религии мира. Христианство и его география: православие, католицизм, Греко-католическая церковь, протестантизм. Буддизм и его география. Ламаизм. Ислам и его география. Ваххабизм: происхождение и распространение. Иудаизм, конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм и др. География религий в России.
|
|
|
| Тема 9. Расовый и этнический состав населения.Понятие о человеческой расе. Большие, малые и переходные расы. Понятие этноса. Теории этногенеза. Классификации этносов. Этнолингвистическая классификация народов. География основных языковых семей и групп народов мира, России. Национальная политика и этнические проблемы в современном мире. Государственные языки. Цивилизации мира.
|
семинар-круглый стол
|
|
| Тема 10. География образа жизни.Определение понятия образа жизни. Факторы формирования и дифференциации образа жизни, методика изучения. Основные показатели образа жизни. Качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала. Городской и сельский образ жизни. Региональные различия в образе жизни. Особенности образа жизни в разных странах. Значение исследований региональных различий жизни в уровне и образе населения в России для региональной политики.
|
|
|
| Тема 11. Географические формы расселения. Урбанизация.Понятия и формы расселения. Критерии выделения города. Понятие опорного каркаса расселения. Классификация и типология городов. Планировочная структура города. Урбанизация, ее понятие. Особенности урбанизации на современном этапе. Формирование новых форм городского расселения. Городские агломерации. Мегалополисы. Урбанизированные районы, зоны. Мировые города, их признаки. Урбанизация в России.
|
семинар-круглый стол
|
|
| Тема 12. Сельское расселение.Понятие о сельском расселении, факторы его формирования, методы его исследования. Типология сельских поселений. Характерные черты сельского расселения в странах с различным уровнем социально-экономического развития. Современное сельское расселение в России и его проблемы.
|
|
|
| Итого за 3семестр
| |
|
| Итого
| |
|
9. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание;
вид самостоятельной работы
| Форма контроля
| Зачетные единицы
(часы)
|
| 3 семестр
| | |
| Тема 2. История развития географических исследований населения. Подготовка реферата.
| Защита реферата
|
|
| Тема 3. Источники информации и методы географических исследований населения. Подготовка обзора литературы и интернет-ресурсов
| Составление аналитической справки.
|
|
| Тема 4. Численность и размещение населения на земном шаре. Подготовка к коллоквиуму. Расчет темпов роста и прироста численности населения.
| Сдача коллоквиума
|
|
| Тема 5. Воспроизводство населения. Творческое задание – репродуктивное поведение моей семьи
| Защита индивидуальных заданий
|
|
| Тема 6. Трудовые ресурсы. Самостоятельное изучение отдельных разделов темы.
| Устный опрос
|
|
| Тема 7. Миграции населения и их география. Творческое задание – подготовка паспорта миграционное поведение моей семьи.
| Защита индивидуальных заданий
|
|
| Тема 8. Социальный и конфессиональный состав населения. Самостоятельное изучение отдельных разделов темы.
| Устный опрос
|
|
| Тема 9. Расовый и этнический состав населения. Подготовка презентации. Изучение географической номенклатуры
| Защита презентации.
Сдача номенклатуры
|
|
| Тема 10. География образа жизни. Самостоятельное изучение отдельных разделов темы.
| Устный опрос
|
|
| Тема 11. Географические формы расселения. Урбанизация. Подготовка к коллоквиуму
| Сдача коллоквиума
|
|
| Тема 12. Сельское расселение. Подготовка к коллоквиуму
| Сдача коллоквиума
|
|
| Итого за 3 семестр
| |
|
| Итого
| |
|
10. Рейтинговая оценка знаний студентов