Физическая география и ландшафтоведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая география и ландшафтоведение.



Рекреационная география и туризм

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Изучается в 3 семестре

Объем занятий: итого 4. з.е. 144 ч.
В т. ч. аудиторных 1,8 з.е. 64 ч.
Из них:
В т. ч. аудиторных 1,8 з.е. 64 ч
Лекций 0,9 з.е. 32 ч
Лабораторных работ 0,9 з.е. 32 ч
Практических занятий    
Самостоятельная работа 1,2 з.е. 44 ч
  Зачет ____ семестр Контрольная работа ____ семестр Курсовая работа 4 семестр Экзамен 3 семестр
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой экономической и социальной географии __________________ Белозеров В.С. "__" _____________ 2013 г.   Директор института естественных наук _______________ Лиховид А.А. "__" _____________ 2013 г.   Рассмотрено УМК института естественных наук "__" _____________ 2013 г. протокол ____________ Председатель УМК ________________   Зав. кафедрой экономической и социальной географии __________________ Белозеров В.С. "__" ____________ 2013 г.   Заведующий кафедрой экономической и социальной географии ______ Белозеров В.С., доцент кафедры экономической и социальной географии____ Зольникова Ю.Ф. "__" ____________ 2013 г.   Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ ______________________________ ФИО "__" ____________ 2013 г.  

Ставрополь, 2013


МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ

(социально-экономическая география)

Рабочая программа

Направление подготовки

ГЕОГРАФИЯ

Профиль подготовки

Физическая география и ландшафтоведение.

Рекреационная география и туризм

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Ставрополь 2013


Печатается по решению
Учебно-методического совета
Северо-Кавказского федерального
университета

География населения с основами демографии: программа / сост. Белозеров В.С., Зольникова Ю.Ф.— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. – _ с.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавр географии.

Утверждена на заседании кафедры экономической и социальной географии (протокол №___ от "__" _____20__ г.).

Предназначена для студентов, обучающихся по направлению 021000 - География (бакалавриат).

 

 

Составители:

доктор географических наук, профессор Белозеров В.С.

кандидат географических наук, доцент Зольникова Ю.Ф.

Рецензент

доктор географических наук, профессор Полян П.М.

 

 

© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)……………………………5

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ……………………...5

3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями) ………………….5

4. Связь с последующими дисциплинами (модулями) ……………………...5

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)………………………………………………………….5

6. Структура и содержание дисциплины (модуля)…………………………..6

7. Наименование и содержание лекций ………………………………………7

8. Наименование и содержание лабораторных работ ……………………...10

9. Виды и содержание самостоятельной работы студента, формы их контроля…………………………………………………………………….12

10. Рейтинговая оценка знаний студента…………………………………….13

11. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)…………………….13

12. Примерная тематика заданий для самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………15

13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….17


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «География населения с основами демографии» является формирование профессиональных компетенций, связанных с развитием представлений об основных направлениях, содержании и методах изучения географии населения, истории и методологии, теоретических положениях географии населения, географии воспроизводства, расселения и урбанизации, качества жизни населения.

Задачи:

- ознакомить студентов с ролью и местом географии населения с основами демографии в системе географических наук, историей их формирования;

- дать представление об основных понятиях, категориях и концепциях, выработанных в рамках географического исследования населения;

- познакомить студентов с современными источниками получения информации о населении и методами его географического исследования;

- изучить региональные особенности численности населения, демографических и миграционных процессов, особенности расселения и этнической структуры населения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «География населения с основами демографии» относится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части (Б3.Б), ее освоение происходит в 3 семестре.

 

3. Связь с предшествующими дисциплинами (модулями)

Наряду с данной дисциплиной в модуль социально-экономической географии входят дисциплины «Социально-экономическая география» и «Геоурбанистика». Поскольку дисциплина «Экономическая и социальная география» изучается на 1 курсе, поэтому студенты уже должны владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, знать теоретические основы социальной и экономической географии и уметь их использовать в географических исследованиях.

4. Связь с последующими дисциплинами (модулями)

Знания, полученные при изучении дисциплины «География населения с основами демографии» будут востребованы в дальнейшем при изучении дисциплин модуля «Экономическая география России и мира».

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

№ п/п Содержание компетенции Шифр
Общекультурные компетенции ОК-(№)
1. способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1
2. стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации ОК-3
3. осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОК-4
4. способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы ОК-5
5. приобретение навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач ОК-10
Профессиональные компетенции ПК-(№)
1. Знание теоретических основ географии населения с основами демографии и умение их использовать в географических исследованиях ПК-5

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ теоретические основы географии населения с основами демографии; историю развития географии населения; современные научные методы исследования населения и демографических процессов.
УМЕТЬ объяснять и анализировать общие и региональные особенности демографических, миграционных, этнических процессов, процессов расселения и урбанизации.
ВЛАДЕТЬ навыками и приемами комплексного географического анализа процессов, связанных с населением.

 

6.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

4 зач.ед. (144 академических часов), из них:

1,8 зач.ед. (64 академических часов) – аудиторные занятия,

1,2 зач.ед. (44 академических часов) – самостоятельная работа.

 

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
  Тема 1. Предмет и задачи географии населения, ее место в системе наук           Защита реферата
  Тема 2.История развития географических исследований населения           Составление конспекта
  Тема 3.Источники информации и методы географических исследований населения           Обзор литературы и интернет-ресурсов
  Тема 4.Численность и размещение населения на земном шаре           Коллоквиум
  Тема 5.Воспроизводство населения           Контрольная работа
  Тема 6.Трудовые ресурсы           Устный опрос
  Тема 7.Миграции населения и их география           Коллоквиум
  Тема 8.Социальный и конфессиональный состав населения           Устный опрос
  Тема 9.Расовый и этнический состав населения           Номенклатура
  Тема 10.География образа жизни           Устный опрос
  Тема 11.Географические формы расселения. Урбанизация           Коллоквиум
  Тема 12.Сельское расселение           Коллоквиум
  ИТОГО           Экзамен в 3 семестре, курсовая работа в 4 семестре

 

7. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Использование интерактивных форм Зачетные единицы (часы)
  3 семестр    
  Тема 1. Предмет и задачи географии населения, ее место в системе наук. География населения – ветвь экономической и социальной географии. Объект и предмет изучения географии населения. Задачи географического изучения населения. Место географии населения в системе географических наук, наук о народонаселении, связь с другими науками. Основные направления исследования в географии населения.   лекция-визуализация  
  Тема 2. История развития географических исследований населения. Сведения о населении в трудах античных ученых Географическое изучение населения в России. Первая Всеобщая перепись населения в России и анализ ее результатов. Развитие географии населения за рубежом. География населения в СССР в 1930-40-е годы. География населения во второй половине 20 – в начале 21 вв. Основные направления исследования населения: геоуралистика, георуралистика, географические исследования миграции, исследования демографических процессов, этногеография и др. Основные научные центры в России по исследованию проблем народонаселения     лекция-визуализация  
  Тема 3. Источники информации и методы географических исследований населения. Переписи населения. История переписей населения. Первая Всеобщая перепись населения в России 1897 год. Текущий статистический учет населения. Миграционный учет населения. Вторичные источники информации. Методы сбора информации. Методы обработки и анализа информации.   лекция-визуализация  
  Тема 4. Численность и размещение населения на земном шаре. Динамика численности населения Земли в 19-21 вв., темпы и тенденции прироста. Региональные особенности динамики численности населения по континентам, типам стран. Размещение населения. Зависимость плотности населения от природных факторов, социально-экономических условий. Региональные особенности плотности населения на Земле.     лекция-визуализация  
  Тема 5. Воспроизводство населения. Про­цессы естественного воспроизводства населения, их значение в социаль­но-экономическом развитии общества. Половозрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Семья и семейная структура населения. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в России.   лекция-визуализация   проблемная лекция      
  Тема 6. Трудовые ресурсы. Трудоспособный возраст. Трудовой потенциал. Самодеятельное и экономически активное население. Отраслевая и профессиональная струк­тура занятого населения. Занятость населения. Безработица и ее типы, масштабы. География безработицы в мире и в России.   лекция-визуализация  
  Тема 7. Миграции населения и их география. Понятие миграции. Типология миграций. Виды миграции по географической направленности. Миграционный процесс, адаптация и интеграция мигрантов. Модели интеграции иммигрантов в различных странах. Факторы миграционных процессов. Показатели интенсивности и эффективности миграций. География миграций. Миграции в исторические времена. Современные миграционные процессы в мире, региональные особенности. Миграционная политика, ее особенности в разных странах мира. Миграционные процессы в России на разных этапах развития страны.   лекция-визуализация     лекция-дискуссия    
  Тема 9. Расовый и этнический состав населения. Понятие о человеческой расе. Большие, малые и переходные расы. Понятие этноса. Теории этногенеза. Классификации этносов. Этнолингвистическая классификация народов. География основных языковых семей и групп народов мира, России. Национальная политика и этнические проблемы в со­временном мире. Государственные языки. Цивилизации мира. лекция-визуализация   проблемная лекция      
  Тема 11. Географические формы расселения. Урбанизация. Понятия и формы расселения. Критерии выделения города. Понятие опорного каркаса расселения. Классификация и типология городов. Планировочная структура города. Урбанизация, ее понятие. Особенности урбанизации на современном этапе. Формирование новых форм городского расселения. Городские агломерации. Мегалополисы. Урбанизированные районы, зоны. Мировые города, их признаки. Урбанизация в России.     лекция-визуализация  
  Тема 12. Сельское расселение. Понятие о сельском расселении, факторы его формирования, методы его исследования. Типология сельских поселений. Характерные черты сельского расселения в странах с различным уровнем социально-эко­номического развития. Современное сельское расселение в России и его проблемы.     лекция-визуализация  
  Итого за 3семестр    
  Итого    

8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание Использование интерактивных форм Зачетные единицы (часы)
  3 семестр    
  Тема 3. Источники информации и методы географических исследований населения.Переписи населения. Текущий статистический учет населения. Миграционный учет населения. Вторичные источники информации. Методы сбора информации. Методы обработки и анализа информации.    
  Тема 4. Численность и размещение населения на земном шаре.Анализдинамики численности населения Земли в 19-21 вв., темпы и тенденции прироста. Региональные особенности динамики численности населения по континентам, типам стран. Размещение населения. Зависимость плотности населения от природных факторов, социально-экономических условий. Региональные особенности плотности населения на Земле.    
  Тема 5. Воспроизводство населения.Про­цессы естественного воспроизводства населения, их значение в социаль­но-экономическом развитии общества. Половозрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Семья и семейная структура населения. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в России.     Презентации и защиты творческих проектов  
  Тема 6. Трудовые ресурсы.Трудоспособный возраст. Трудовой потенциал. Самодеятельное и экономически активное население. Отраслевая и профессиональная струк­тура занятого населения. Занятость населения. Безработица и ее типы, масштабы. География безработицы в мире и в России.    
  Тема 7. Миграции населения и их география.Понятие миграции. Типология миграций. Виды миграции по географической направленности. Миграционный процесс, адаптация и интеграция мигрантов. Модели интеграции иммигрантов в различных странах. Факторы миграционных процессов. Показатели интенсивности и эффективности миграций. География миграций. Миграции в исторические времена. Современные миграционные процессы в мире, региональные особенности. Миграционная политика, ее особенности в разных странах мира. Миграционные процессы в России на разных этапах развития страны.   деловая игра  
  Тема 8. Социальный и конфессиональный состав населения.Социальная структура населения. Социальные группы населения. Элиты, маргинальные слои. Стратификация населения в разных странах мира. Социальная стратификация населения в современной России. Исторические предпосылки формирования религии. Религии мира. Христианство и его география: православие, католицизм, Греко-католическая церковь, протестантизм. Буддизм и его география. Ламаизм. Ислам и его география. Ваххабизм: происхождение и распространение. Иудаизм, конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм и др. География религий в России.    
  Тема 9. Расовый и этнический состав населения.Понятие о человеческой расе. Большие, малые и переходные расы. Понятие этноса. Теории этногенеза. Классификации этносов. Этнолингвистическая классификация народов. География основных языковых семей и групп народов мира, России. Национальная политика и этнические проблемы в со­временном мире. Государственные языки. Цивилизации мира.   семинар-круглый стол  
  Тема 10. География образа жизни.Определение понятия образа жизни. Факторы формирования и дифференциации образа жизни, методика изучения. Основные показатели образа жизни. Качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала. Городской и сельский образ жизни. Региональные различия в образе жизни. Особенности образа жизни в разных странах. Значение исследований региональных различий жизни в уровне и образе населения в России для региональной политики.    
  Тема 11. Географические формы расселения. Урбанизация.Понятия и формы расселения. Критерии выделения города. Понятие опорного каркаса расселения. Классификация и типология городов. Планировочная структура города. Урбанизация, ее понятие. Особенности урбанизации на современном этапе. Формирование новых форм городского расселения. Городские агломерации. Мегалополисы. Урбанизированные районы, зоны. Мировые города, их признаки. Урбанизация в России.   семинар-круглый стол  
  Тема 12. Сельское расселение.Понятие о сельском расселении, факторы его формирования, методы его исследования. Типология сельских поселений. Характерные черты сельского расселения в странах с различным уровнем социально-эко­номического развития. Современное сельское расселение в России и его проблемы.    
  Итого за 3семестр    
  Итого    

9. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля

Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание; вид самостоятельной работы Форма контроля Зачетные единицы (часы)
  3 семестр    
  Тема 2. История развития географических исследований населения. Подготовка реферата. Защита реферата  
  Тема 3. Источники информации и методы географических исследований населения. Подготовка обзора литературы и интернет-ресурсов Составление аналитической справки.  
  Тема 4. Численность и размещение населения на земном шаре. Подготовка к коллоквиуму. Расчет темпов роста и прироста численности населения. Сдача коллоквиума  
  Тема 5. Воспроизводство населения. Творческое задание – репродуктивное поведение моей семьи Защита индивидуальных заданий  
  Тема 6. Трудовые ресурсы. Самостоятельное изучение отдельных разделов темы. Устный опрос  
  Тема 7. Миграции населения и их география. Творческое задание – подготовка паспорта миграционное поведение моей семьи. Защита индивидуальных заданий  
  Тема 8. Социальный и конфессиональный состав населения. Самостоятельное изучение отдельных разделов темы. Устный опрос  
  Тема 9. Расовый и этнический состав населения. Подготовка презентации. Изучение географической номенклатуры Защита презентации. Сдача номенклатуры  
  Тема 10. География образа жизни. Самостоятельное изучение отдельных разделов темы. Устный опрос  
  Тема 11. Географические формы расселения. Урбанизация. Подготовка к коллоквиуму Сдача коллоквиума  
  Тема 12. Сельское расселение. Подготовка к коллоквиуму Сдача коллоквиума  
  Итого за 3 семестр    
  Итого    

10. Рейтинговая оценка знаний студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.017 с.)