Вторая часть курса «География» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая часть курса «География»



ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

Вторая часть курса «География»

Преподаватель И.В.Фролова

Каф. физической географии и ландшафтной экологии, корп. 8, ауд. 419 тел. (342)2396-441

Часы консультаций: четверг 13.30-15.30

Рабочая программа на семестр

В рамках второй части курса предусмотрено учебным планом вашей специальности 6 часов лекций (3 пары), 6 часов практических занятий (3 пары) и экзамен в устной форме по билетам. Вопросы к экзамену будут выложены в данной программе, а также необходимая самостоятельная работа и задания для подготовки к практическим занятиям в сессию.

I. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ КУРСА

Основы социально-экономической географии

Сущность социально-экономической географии.

Диалектическое единство системы «природа-население-хозяйство», взаимосвязь ее компонентов. Развитие социальных компонентов, динамика населения, социально-демографический процесс. Развитие хозяйства и историко-экономический процесс. Взаимодействие населения и природной среды. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, хозяйства и природы. Экономико-географическое исследование: этапы, задачи, значение. Источники экономико- и социально-географической информации.

Основные теории и учения экономической, социальной и политической географии.

Основы теории экономико-географического положения (ЭГП). Территориальное (географическое) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. Территориальная организация общества (ТОО) и ее компоненты. Территориальные ресурсы и их оценка. Понятие об экономическом пространстве. Системы расселения – основа ТОО. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий.

Географический облик современного мира.

Разнообразие стран. Политико-географический облик мира. Страна и страноведение. Комплексная страноведческая характеристика. Образ страны. Цивилизация как геопространственная система. Цивилизационная картина мира. Глобальное видение мира.

Природно-ресурсный потенциал планеты.

Природные ресурсы Земли: общая характеристика. Ресурсная база человечества. Ресурсная обеспеченность крупных регионов мира. Проблемы глобального природопользования и стратегия развития человечества.

 

Человек и окружающая его природная среда.

Глобальные проблемы человечества.

Россия в мировом географическом пространстве

Проблемы взаимоотношений природы и общества.

Становление человека и его отношение с географической средой. Понятие В.И.Вернадского о ноосфере. Антропогенный ландшафт и культурный ландшафт. Глобальные и региональные географические проблемы. Изменение климата, вещества геосфер, техногенная трансформация рельефа, создание природно-технических систем, повышение уровня Мирового океана и др.

Оптимизация природной среды и рациональное природопользование.

Мероприятия по оптимизации природной среды и основы рационального природопользования. Роль географов в их обосновании и осуществлении. Эколого-географические исследования, экспертиза и мониторинг.

Глобальные проблемы человечества.

Демографическая проблема. Демографическая ситуация в мире. Основные черты и факторы размещения населения. Пределы роста. Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии.

Заключение.

География, экология и природопользование. Профессиональный географический взгляд. Географическая культура, экология и природопользование. Географические знания эколога-природопользователя.

 

Указания по их выполнению

 

В течение 6 часов практик по дисциплине будут проведены следующие практические и семинарские занятия:

1. Работа с политической картой мира. Знание номенклатуры «страны-столицы».

2. Семинар на тему «Визитная карточка страны». Защита самостоятельной работы в виде реферата.

2. Практическая работа «

Семинарские занятия – своеобразная «диалоговая» и дискуссионная форма обучения, когда происходит непосредственное общение между преподавателем и студентами и между студентами.

На каждый семинар задается определенная тема для обсуждения, которая представлена конкретными вопросами. Студенты готовят сообщения-доклады на заданные вопросы не более 7 минут продолжительностью, используя различные источники информации – рекомендуемую литературу, периодические научные издания, СМИ, интернет-ресурсы (для последнего необходима ссылка на сайт на русском языке), также желательно применять при докладе иллюстративный материал.

К докладу-сообщению студента на семинаре предъявляются определенные требования:

1) при докладе студент не должен пользоваться копиями учебников либо других информационных источников; только рассказывать, пользуясь личными конспектами, составленными по предложенным источникам информации;

2) нельзя нудно читать свое сообщение (такая форма сообщения не интересна ни аудитории, ни преподавателю);

3) доклад должен быть четким в виде конкретного рассказа, при этом студент показывает свои навыки владения устной речью и четкостью изложения материала.

Затем аудитория и преподаватель задают вопросы докладчику. После этого преподаватель оценивает сообщение и ответы студента на отметку либо зачтено/незачтено. Ниже даны темы семинарских занятий.

Краткий алгоритм семинара: вопрос-доклад – обсуждение аудиторией – полученные выводы – оценка.

Все представленные практические задания формируют знания, умения и навыки анализа географических вопросов и работы с картами, а также составления комплексных географических обобщений.

Количество часов, отводимых на выполнение конкретных видов практических занятий, регулируется преподавателем в зависимости от подготовки студентов и скорости выполнения заданий.

Практическая работа № 1 (2 часа)

Литература

Основная:

1. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: Учебник для экологов и природопользователей. М., 2003. 304 с.

2. Шарыгин М.Д., Столбов В.А. Введение в экономическую и социальную географию. М.: Дрофа, 2007. 253 с.

Дополнительная:

3. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.

4. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск, 1998.

3. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1984.

4. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М., 1996.

5. Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1990.

6. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М., 2004.

7. Криволуцкий А.Е. Голубая планета. М., 1985.

8. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. М., 1980.

9. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. М., 2004.

10. Мир географии. География и географы. Природная среда / Под ред. Г.И. Рычагова. М., 1984.

11. Физическая география: Справ. пособие для подгот. отд. вузов / Под ред. К.В. Пашканга. М., 1991.

12. Периодические научные географические издания:

· География и природные ресурсы.

· Известия РАН. Серия географическая.

· Известия РГО.

· Вестник Московского университета. Сер. 5. География.

· Экологическое планирование и управление.

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК

Материалы текущего контроля

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в три этапа: входной контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ КУРСА

На первом лекционном занятии проводится входной контроль по темам вводного раздела дисциплины «География» первого семестра обучения.

 

Раздел «Основы социально-экономической географии». Контрольная работа – тестирование. Примерные задания.

1. Выберите из приведенных примеров объект изучения экономической и социальной географии, напишите его определение

а) географическая оболочка

б) территориально-производственный комплекс

в) территориальные сочетания (комплекса, системы)

г) ландшафт

ПРИЛОЖЕНИЕ

Номенклатура

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Канада – Оттава, США – Вашингтон, Мексика – Мехико

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА (СТРАНЫ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА)

Панама – Панама, Гватемала – Гватемала, Куба – Гавана, Гаити – Порт-о-Пренс

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Колумбия – Санта-фе-де-Богота, Венесуэла – Каракас, Эквадор – Кито, Перу – Лима, Бразилия – Бразилиа, Чили – Сантьяго, Аргентина – Буэнос-Айрес, Парагвай – Асунсьон, Уругвай – Монтевидео

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия – Канберра, Новая Зеландия - Веллингтон, Папуа-Новая Гвинея – Порт-Морсби, Индонезия – Джакарта, о. Фиджи – Сува

АФРИКА

Алжир – Алжир, Ливия – Триполи, Египет – Каир, Тунис – Тунис, Сенегал – Дакар, Мали – Бамако, Нигер – Ниамей, Чад – Нджамена, Судан – Хартум, Эфиопия – Аддис-Абеба, Сомали – Могадишо, Кот-д’Ивуар – Ямусукро, Буркина-Фасо – Уагадугу, Нигерия – Абуджа, Центральноафриканская республика (ЦАР) – Банги, Кения – Найроби, Демократическая республика Конго (ДРК) – Кеншаса, Танзания – Додома, Ангола – Луанда, Мозамбик – Мапуту, Южно-Африканская республика (ЮАР) – Претория, Мадагаскар – Антананариву

ЕВРОПА

Норвегия – Осло, Швеция – Стокгольм, Финляндия – Хельсинки, Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – Лондон, Ирландия – Дублин, Исландия – Рейкьявик, Португалия – Лиссабон, Испания – Мадрид, Монако, Франция – Париж, Нидерланды (Голландия) – Амстердам, Бельгия – Брюссель, Швейцария – Берн, Италия – Рим, Ватикан, Австрия – Вена, Чехия – Прага, Венгрия – Будапешт, Словакия – Братислава, Словения – Любляна, Греция – Афины, Хорватия – Загреб, Босния и Герцеговина – Сараево, Албания – Тирана, Македония – Скопье, Болгария – София, Румыния – Бухарест, Польша – Варшава, Эстония – Таллин, Латвия – Рига, Литва – Вильнюс, Белоруссия – Минск, Украина – Киев, Молдова – Кишинев, Россия – Москва, Грузия – Тбилиси, Армения – Ереван

АЗИЯ

Турция – Анкара, Азербайджан – Баку, Иран – Тегеран, Ирак – Багдад, Сирия – Дамаск, Ливан – Бейрут, Израиль – Тель-Авив, Иордания – Амман, Саудовская Аравия – Эр-Рияд, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – Абу-Даби, Афганистан – Кабул, Узбекистан – Ташкент, Пакистан – Исламабад, Индия – Дели, Монголия – Улан-Батор, Китай – Пекин, Северная Корея – Пхеньян, Южная Корея – Сеул, Япония – Токио, Филиппины – Манила, Шри-Ланка – Коломбо, Мьянма – Янгон, Вьетнам – Ханой, Бангладеш – Дакка, Таиланд – Бангкок

 

Примечание: дополнительное задание – в связи с быстрым изменением политической карты мира внести в данный список изменения в названии стран и изменения в связи с переносом столиц.

 

 

ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

Вторая часть курса «География»

Преподаватель И.В.Фролова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.029 с.)